Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 20:10, реферат
Молочная промышленность - отрасль пищевой промышленности, объединяющая предприятия по выработке различных молочных продуктов. В состав отрасли входят предприятия по производству животного масла, цельномолочной продукции, молочных консервов, сухого молока, сыра, мороженого, казеина и другой продукции из молока.
Без молочных продуктов невозможно представить ассортимент продуктов питания, любой семьи. Молоко, кефир, творог, сметана, сливочное масло-всего более 1000 наименований, которые необходимы для питания человека во все периоды его жизни, особенно для питания детей, пожилых людей и больных. Молоко сельскохозяйственных животных - ценный пищевой продукт. Особенно широко используется в питании людей молоко коров, более ограниченно - молоко коз, овец, кобылиц, верблюдиц, ослиц.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Анализ вторичной информации рынка молочной продукции
1.1. Состояние рынка молочной продукции в Российской Федерации и Санкт- Петербурге
ГЛАВА 2. Анализ структуры молочной продукции
2.1 Разновидность молочной продукции
2.2 Анализ конкуренции производителей
ГЛАВА 3. Анализ динамики и сезонности продажи молочной продукции
ГЛАВА 4. Прогноз товара молочной продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский торгово-
Кафедра статистики и моделирования
социально-экономических
Реферат
по дисциплине статистика рынка
на тему
Рынок молочной продукции РФ
Выполнила: студентка 3 курса
очного отделения ФУиБТ
гр.131 Дианова Л.В.
Проверил: доцент Давыдова Татьяна Ивановна
Спб
2012
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Анализ вторичной информации рынка молочной продукции
1.1. Состояние рынка молочной продукции в Российской Федерации и Санкт- Петербурге
ГЛАВА 2. Анализ структуры молочной продукции
2.1 Разновидность молочной продукции
2.2 Анализ конкуренции производителей
ГЛАВА 3. Анализ динамики и сезонности продажи молочной продукции
ГЛАВА 4. Прогноз товара молочной продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Молочная промышленность
- отрасль пищевой
Без молочных продуктов невозможно
представить ассортимент
Молоко содержит более 200 компонентов, важнейшими из которых являются: вода, легкоусвояемые белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и другие вещества, необходимые для обеспечения нормального роста и жизнедеятельности организма человека любого возраста. Наличие ферментов и гормонов увеличивает ценность молока как продукта питания. Оно используется для детского питания и как диетический и лечебный продукт.
Российский рынок молочной
продукции постоянно растет, конкуренция
на нем усиливается. Это обусловлено
как постепенным ростом благосостояния
большей части населения
ГЛАВА 1. Анализ вторичной информации рынка молочной продукции
1.1 Состояние рынка молочной продукции в Российской Федерации и Санкт- Петербурге
Состояние рынка животноводческой
продукции характеризует
На сегодняшний день потребление молока в России не превышает 247 килограммов на душу населения в год, что на 80-100 кг меньше рекомендуемых медицинских норм потребления. Однако, в 2007-2011 гг. спрос и предложение молока и сливок на российском рынке имели однонаправленную динамику и ежегодно росли на 3,1-7,3%. Продажи молока и сливок в стране в 2007-2011 г ежегодно росли и составили почти 5 млн. т. в 2011 г. Стоимостный объем рынка молока и сливок за этот период вырос в 1,7 раза. Продажи в стоимостном выражении росли быстрее натурального объема продаж, что обусловлено быстрым ростом цен на продукцию. Молоко и сливки потребляют представители всех возрастных групп вне зависимости от места проживания и уровня дохода. В 2007-2011 гг в среднем 86,6% населения России потребляли молоко и сливки. По прогнозам BusinesStat, доля потребителей будет расти и достигнет 88% в 2016 г.
При этом самый продаваемый
продукт - кефир. Ежегодно на 40-50% растет
спрос на йогурты с кусочками
фруктов, так же активно завоевывают
позиции молочно-соковые
Так же нельзя не отметить, что по уровню самообеспечения Россия входит в ряд стран с высоким уровнем удовлетворения молочных продуктов изделиями собственного производства. Доля отечественного производства составляет примерно 8% процентов, а импорт всего 20%. Однако что касается сливочного масла и сыра ситуация совершенно иная, импорт по этим позициям достигает 40%.
По данным Министерства сельского хозяйства и Росстата среди основных групп молочной продукции наиболее значительная доля рынка приходится на цельное молоко, кисломолочные продукты, йогурты, сметану, творог и сливки. Доля цельного молока на рынке составляет около 84% в количественном выражении. Следующими по значимости для потребления видами молочной продукции являются сыр, занимаемая доля рынка около 8%, затем масло с долей рынка 5%. При этом важно отметить, что за последние пять лет потребление сыра в России возросло в три раза. На фоне роста всего объема молочного рынка и значительного прироста сырного сегмента, потребление масла и цельного молока растет намного медленнее, рост составляет примерно 6-8% в год.
Структура рынка в натуральном выражении
(% от объема рынка)
В сегменте цельномолочной продукции, увеличение наблюдается в натуральном выражении на 8% в год, наибольшую долю занимает стерилизованное и пастеризованное молоко, оно занимает долю 60% от всего рынка молочной продукции. Затем идут кисломолочные продукты, включая йогурты, этот сегмент рынка составляет более 25%, сметана 7%, творог 5%.
Сегментация рынка по видам продукции из молока
(доля на рынке в %)
В сегменте цельномолочной
продукции наиболее динамично развивается
потребление кисломолочных
В сегменте кисломолочных продуктов лидерами являются йогурты, потребление которых растет ежегодно в среднем на 30-40%. Потребительский спрос все больше индивидуализируется, многие предпочитают выбирать продукты, соответствующие их образу жизни, где немаловажную роль играет система питания, акцентируется внимание на калорийности и полезности пищи.
Уровень потребления молока в Санкт-Петербурге превышает общероссийский. Санкт-Петербург занимает 2-ое место по этому показателю в РФ.
В последнее время потребительский спрос на молоко снизился на 10-12% за счет роста цен на молочную продукцию - в рационе петербуржцев молоко заменяется йогуртом, кефиром, коктейлями.
Из всех видов молочной продукции наибольшую долю на прилавке имеет молоко(34%), йогурты (24%), кефир(12%).
Доля в розничном предприятии видов молочной продукции
( % от количества продуктов)
В настоящее время отмечается положительная динамика роста рынка молочной продукции. В целом российский молочный рынок демонстрирует уверенный рост, однако темпы этого роста несколько снизились. В ближайшие годы объем рынка будет увеличиваться, причем, скорее всего, как за счет увеличения доли российского производства, так и за счет импорта. Для отечественного рынка молочной продукции характерна жесткая конкуренция во всех сегментах. Согласно прогнозам, крупные игроки продолжат проведение политики поглощения региональных производителей.
ГЛАВА 2. Анализ структуры молочной продукции
2.1 Разновидность молочной продукции
Молочная отрасль пищевой промышленности включает в себя предприятия по производству цельного молока и молочных продуктов, кисломолочных продуктов, сливочного масла, сыра, сухого молока и молочных консервов.
Молоко – питательная жидкость, вырабатываемая молочными железами самок млекопитающих.
В настоящее время молоко входит в состав многих продуктов, используемых человеком, а его производство стало крупной отраслью промышленности.
Существует следующие виды молока, которые человек употребляет в пищу или использует для изготовления различных молочных продуктов питания: коровье, козье, кобылье, овечье, буйволиное, верблюжье, оленье, лосиное молоко.
Сливки – жировая часть молока, получаемая сепарированием, в зависимости от массовой доли жира вырабатывают 1, 8, 20, 33 и 35%-й жирности. Изготовляют также пластические (высокожирные) сливки жирностью от 73 до 83% для технологических целей.
Молоко сухое – порошок белого цвета, изготовляемый из сгущённого молока.
Сыр – молочный продукт, обычно получаемый из творога. Молоко представляет собой природную водную суспензию множества веществ, которая сворачивается при воздействии на нее осаждающих факторов (тепла, молочной кислоты и сычужного фермента) и отделяется от водянистой сыворотки в виде творожистой массы, из которой различными способами и делают сыры. Наиболее широко в сыроделии используется коровье молоко, но сыр изготавливают также из молока коз, овец, лошадей и северных оленей. Сыры бывают двух основных типов: натуральные и плавленые.
Творог – молочнокислый продукт, приготовленный сквашиванием молока молочнокислыми бактериями и удалением сыворотки. Обычно творог дифференцируется по массовой доле жира. В соответствии с этим делением различают жирный, полужирный и нежирный творог.
Творожная масса является синонимом сырковой массы, или просто творожных сырков (не путать с плавлеными сырками). Творожная масса представляет протертый творог с добавлением ингредиентов, в первую очередь сахара и сухофруктов.
Мороженое – замороженный сладкий десертный продукт. Мороженое представляет собой взбитую (насыщенную воздухом) замороженную пастеризованную смесь молока, сливок или фруктово-ягодных продуктов с сахаром, стабилизаторами, вкусовыми и ароматическими веществами.
Кисломолочные продукты – это группа молочных продуктов, которые вырабатываются из молока или его производных путем сквашивания различными заквасками. Самые распространенные виды кисломолочных продуктов: кефир, простокваша, ряженка, сметана.
Йогурт – молочный продукт с повышенным содержанием сухих обезжиренных веществ молока, произведённый с использованием смеси заквасочных микроорганизмов - термофильных молочнокислых стрептококков и болгарской молочнокислой палочки.
Масло сливочное (коровье) – пищевой продукт, представляющий собой концентрат молочного жира (78-82,5% в зависимости от вида масла, в топлёном масле – около 99%).
Молочные консервы – продукты из натурального молока или молока с пищевыми наполнителями, свойства которых в результате обработки (стерилизация, сгущение, сушка, добавление веществ, повышающих осмотическое давление среды, упаковка) сохраняются длительное время без существенных изменений.
2.2 Анализ конкуренции производителей
Сегодня в России работает около 2 тыс. производителей молочной продукции. Из них действительно крупными можно назвать только три компании: «Вимм-Билль-Данн», «Юнимилк», «Данон».
Сегментация рынка по производителям молочной
Продукции (доля на рынке, в %)
Самой крупной на рынке молока является группа «Вимм Билль Данн». У группы есть ряд преимуществ по сравнению с другими российскими производителями. К этим преимуществам относятся: имеющиеся большие недозагруженные производственные мощности, это дает потенциал для роста без дополнительных капиталовложений, более высокое качество выпускаемых продуктов, высокая степень инноваций, имеются возможности по разработке новых продуктов и профессиональный маркетинг.
Другими важными конкурентными преимуществами являются: сильные и диверсифицированные товарные бренды («Домик в деревне», «33 коровы», «Чудо», «Весѐлый молочник», «Bio-Max», «Ламбер»), стабильный доступ к источникам сырья, акцент на разработку новых продуктов, современная производственная база и технологии, также у компании существуют возможности по привлечению внешнего финансирования.
«Юнимилк» является одним из крупнейших игроков молочного рынка, занимая второе местопосле группы «Вимм-Билль-Данн» по продажам в натуральном выражении. Основные торговые марки компании: «Био Баланс», «Село луговое», «Простоквашино», «Летний День», «Лиассон», «Актуаль» и «Тема».
Одним из основных конкурентов на рынке молока является французская «Данон». Основные направления деятельности компании — молочные продукты, детское питание и минеральная вода. Ассортимент компании насчитывает более 200 наименований продуктов питания. Такие торговые марки как «Данон Йогурт», «Активиа», «Даниссимо», «Растишка», «Утренний», кефир «Классический» завоевали доверие и любовь российского потребителя.
«Эрман», немецкая компания – производитель йогуртов, которые изготавливаются на комбинате, расположенном в Московской области. Фирменные бренды «Эрман»: «Эрмигурт», «Йогуртович», «Фруктович» и «Услада» были специально разработаны с расчетом на российского потребителя.