Себестоимость и рентабельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 09:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Систематическое снижение себестоимости продукции – одно из основных условий повышения эффективности промышленного производства. Она оказывает непосредственное влияние на величину прибыли, уровень рентабельности и общегосударственный денежный фонд – бюджет. В общем виде себестоимость и рентабельность продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятия, их преимущества и недостатки.

Содержание работы

Введение
1 Себестоимость и рентабельность продукции и их роль в управлении производством
1.1 Понятие и формирование себестоимости. Классификация затрат на производство и реализацию продукции
1.2 Значение и методика анализа себестоимости
1.3 Рентабельность как показатель эффективности работы хозяйствующего субъекта. Функции рентабельности и задачи ее анализа
2 Анализ себестоимости и рентабельности продукции ПО «Дюртюли»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ динамики и структуры себестоимости и рентабельности продукции
2.3 Факторный анализ затрат на производство и реализацию продукции
2.4 Анализ затрат и безубыточности производства
3 Пути снижения себестоимости и повышения рентабельности продукции ПО «Дюртюли» как условие роста эффективности его деятельности
3.1 Резервы снижения затрат на производство продукции
3.2 Экономическая эффективность внедрения мероприятий
Заключение
Библиографический список
Приложения

Файлы: 1 файл

себестоимость и рентабельность.doc

— 624.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, себестоимость  продукции является качественным показателем, характеризующим производственную деятельность промышленного предприятия. В себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие хозяйственную деятельность.

При организации рациональной и эффективной работы по анализу и управлению себестоимостью  предприятие исходит из:

  • определения возможностей снижения себестоимости продукции, как главного ценообразующего фактора;
  • выявления основополагающих факторов, формирующих себестоимость продукции;
  • поиска возможных путей снижения себестоимости [12, c.221].

Таким  образом, себестоимость  является одной из составных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов  управления. Недооценка анализа себестоимости, ее динамики, структуры приводит к  снижению эффективности системы управления себестоимостью в целом. В свою очередь, тщательное изучение себестоимости, ее состава и структуры позволит своевременно определить факторы, определяющие ее уровень и принять меры по снижению затрат и формированию оптимальной цены, обеспечивающей необходимый уровень продаж и норму прибыли.

 

1.3 Рентабельность как показатель эффективности работы

хозяйствующего  субъекта. Функции рентабельности и задачи ее анализа 

 

Ориентация  отечественной экономики на рыночные отношения потребовала пересмотра отношения к рентабельности, что обусловлено ее особым местом в системе хозяйствования.

Рентабельность  выступает как экономическая  категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных фондов.

Экономическое содержание рентабельности тождественно понятию «прибавочная стоимость». Как  экономическая категория рентабельность отражает совокупность отношений субъектов  хозяйствования, участвующих в формировании и распределении национального дохода.

Основными функциями  рентабельности являются: учетная, оценочная, стимулирующая.

Как результативный показатель она характеризует эффективность  использования имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности.

Как количественный показатель рентабельность представляет собой разницу между ценой  и стоимостью товаров, между объемом  продаж и себестоимостью (в сфере  обращения - между валовыми доходами и издержками обращения). Рентабельность, являясь конечным результатом деятельности предприятия, создает условия для его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности [26, с.289].

Важным  индикатором качества управления финансами  предприятия являются коэффициенты рентабельности. Они отражают, насколько прибыльна деятельность предприятия. Эти коэффициенты рассчитываются как отношение полученной прибыли к затраченным средствам.

Рентабельность  отражает уровень эффективности  использования средств, вложенных  в те или иные активы. Поскольку в отчетности предприятия отражается несколько показателей прибыли, ее пользователи могут рассчитать и целый ряд показателей рентабельности в зависимости от целей проводимого ими анализа.

Наиболее часто используемыми  показателями являются показатели рентабельности всех активов предприятия, рентабельности реализации (продаж), рентабельности собственного капитала.

Рентабельность всех активов (имущества) отражает, сколько рублей потребовалось фирме для получения 1 рубля прибыли независимо от источника привлечения этих средств. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности предприятия.

Рентабельность продаж отражает изменения в политике ценообразования  и способность предприятия контролировать себестоимость реализованной продукции, т.е. ту часть средств, которая необходима для оплаты текущих расходов, возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности, выплаты налогов и др.

Рентабельность собственного капитала позволяет определить эффективность  использования капитала, инвестированного собственниками, и сравнить этот показатель с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги.

Для оценки уровня коэффициентов  оборачиваемости и рентабельности полезным является сопоставление этих показателей между собой, например, сопоставление рентабельности всех активов и рентабельности собственных активов, рассчитанных по чистой прибыли. Разница между этими показателями обусловлена привлечением предприятием внешних источников финансирования. Положительной оценки в этом случае будет заслуживать такая ситуация, при которой предприятие посредством привлечения заемных средств получает больше прибыли, чем должная уплатить процентов на этот заемный капитал.

Рентабельность активов зависит не только от рентабельности реализации, но и от оборачиваемости активов.

Рассмотренные выше показатели являются важными параметрами, влияющими  на принятие решений руководства  предприятия.

Основные задачи анализа  рентабельности:

- факторный анализ динамики  рентабельности товарной продукции в целом;

- факторный анализ рентабельности  отдельных изделий;

- оценка влияния динамики  рентабельности отдельных изделий  на динамику рентабельности товарной  продукции.

В условиях рыночной экономики  существуют следующие показатели рентабельности:

- рентабельность продаж (коммерческая маржа), определяемая  отношением балансовой прибыли  к выручке от реализации;

- рентабельность собственного  капитала, определяемая отношением  балансовой прибыли к капиталу  и резервам;

- экономическая рентабельность, определяется отношением балансовой прибыли ко всем активам;

- фондорентабельность,  определяется как отношение балансовой  прибыли ко внеоборотным активам;

- рентабельность основной  деятельности, определяется как  отношение балансовой прибыли  к затратам на производство реализованной продукции;

- рентабельность перманентного  капитал, определяемая отношением  балансовой прибыли к капиталу, резервам и долгосрочным пассивам;

- коэффициент устойчивости  экономического роста, определяемый  отношением разности балансовой прибыли и дивидендов акционерам к капиталу и резервам;

- период окупаемости  собственного капитала, определяется  отношением капитала и резервов  к балансовой прибыли.

Таким образом, рентабельность, учитывая различия между ее ожидаемым и полученным уровнем, выполняет следующие четыре функции:

1) ожидаемая  рентабельность является основой  принятия инвестиционных решений;

2) полученная  рентабельность выступает измерителем  результатов деятельности предприятия;

3) часть полученной  рентабельности является источником самофинансирования предприятия;

4) часть рентабельности  поступает в качестве вознаграждения  владельцам капитала (в условиях  акционерной формы собственности) [28, с.269].

 

2 Анализ себестоимости и рентабельности продукции ПО «Дюртюли»

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

 

Потребительское общество «Дюртюли» (ПО «Дюртюли») создано в 1917 году на базе Исмайловского общества потребителей.

ПО «Дюртюли» Бирского катона организовано в марте 1923 г. На его базе в сентябре 1930 г. организован Дюртюлинский Райпотребсоюз.

Общество создано решением пайщиков (протокол общего собрания учредителей  от 3 мая 2002 г. №1) в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О потребительской кооперации» для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей, пайщиков и других сельских жителей. Является некоммерческой организацией.

В ПО «Дюртюли» функционирует 2 хлебопекарни – в с.Исмаил и  в г.Дюртюли, где установлены печи «Муссон» с мощностью до 3 тонн в сутки. Производственная мощность хлебопекарен  - 5,5 тонн в сутки. Колбасный цех работает на основе югославского модуля с мощностью 300 тонн в год. Кроме того, на балансе ПО «Дюртюли» имеются: цеха кондитерских изделий,  безалкогольных напитков и минеральной воды, макаронный цех, цех соления рыбы, швейный цех (Приложение Г).

Заготовительная контора  ПО «Дюртюли» занимается закупкой  сельхозпродуктов у населения и  сельскохозяйственных кооперативов, заготавливает 22 вида сельхозпродукции и сырья: мясо, кожсырье, вторсырье, макулатура, лекарственно-техническое сырье, яйцо, мед, зерно, картофель, овощи, плоды дикорастущие и культурные, сбор стекла.

Потребительское общество заключает договоры с предприятиями г.Дюртюли и района на поставку товаров народного потребления.

Основные технико-экономические показатели деятельности ПО «Дюртюли» представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Технико-экономические показатели ПО «Дюртюли» в 2009-2011гг.

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

Изменения, +-

Темп роста, %

2010г. к 2009г.

2011г. к 2010г.

2010г. к 2009г.

2011г. к 2010г.

Основные средства, тыс. руб.

4658

5245

4929

587,00

-316,00

112,60

93,98

Оборотные средства, тыс. руб.

12123

13569

14860

1446,00

1291,00

111,93

109,51

Среднесписочная численность персонала, чел.

158

160

164

2,00

4,00

101,27

102,50

Фондоотдача

91,23

78,54

93,53

-12,69

14,98

86,09

119,08


 

В 2010г. производственный потенциал ПО «Дюртюли», выраженный в основных и оборотных средствах вырос соответственно на 587 тыс.руб. (12,6%) и 1446 тыс.руб. (11,93%). Численность трудовых ресурсов выросла на 2 человека (1,27%). В 2011 г. по сравнению с 2010г. стоимость основных средств уменьшилась на 316 тыс. руб. (6,02%), оборотных средств – увеличилась на 1291 тыс. руб. (9,51%), среднесписочная численность персонала – на 4 человека (2,5%).  Несмотря на рост стоимости основных средств фондоотдача в 2010г. уменьшилась по отношению к 2009г. на 12,69 пунктов (13,91%) за счет уменьшения объема производства при росте стоимости основных средств, в 2011г. она достигла 93,53 (прирост составил 14,98 руб./руб. или 19,08%).

Финансово-экономические показатели ПО «Дюртюли» в 2009-2011гг. представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Основные финансово-экономические  показатели

ПО «Дюртюли»в 2009-2011гг.

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

Изменения, +-

Темп роста, %

2010г. к 2009г.

2011г. к 2010г.

2010г. к 2009г.

2011г. к 2010г.

1

2

3

4

5

6

7

8

Объем производства, тыс.руб.

4249,693

4119,485

4609,88

-130,21

490,40

96,94

111,90

Себестоимость продукции (работ, услуг), тыс. руб.

3173,693

3296,485

3362,88

122,792

66,395

103,87

102,01

Валовая прибыль, тыс.руб.

1076

823

1247

-253,00

424,00

76,49

151,52

Чистая прибыль, тыс. руб.

818

568

797

-249,76

229,00

69,46

140,32


Продолжение таблицы 2.2

1

2

3

4

5

6

7

8

Дебиторская задолженность, тыс. руб.

1950

2095

3903

145,00

1808,00

107,44

186,30

Кредиторская задолженность, тыс.руб.

3210

3416

4668

206,00

1252,00

106,42

136,65

Рентабельность производства, %

25,8

17,23

23,7

-8,57

6,47

66,8

137,5

Информация о работе Себестоимость и рентабельность