Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 09:25, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Систематическое снижение себестоимости продукции – одно из основных условий повышения эффективности промышленного производства. Она оказывает непосредственное влияние на величину прибыли, уровень рентабельности и общегосударственный денежный фонд – бюджет. В общем виде себестоимость и рентабельность продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятия, их преимущества и недостатки.
Введение
1 Себестоимость и рентабельность продукции и их роль в управлении производством
1.1 Понятие и формирование себестоимости. Классификация затрат на производство и реализацию продукции
1.2 Значение и методика анализа себестоимости
1.3 Рентабельность как показатель эффективности работы хозяйствующего субъекта. Функции рентабельности и задачи ее анализа
2 Анализ себестоимости и рентабельности продукции ПО «Дюртюли»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ динамики и структуры себестоимости и рентабельности продукции
2.3 Факторный анализ затрат на производство и реализацию продукции
2.4 Анализ затрат и безубыточности производства
3 Пути снижения себестоимости и повышения рентабельности продукции ПО «Дюртюли» как условие роста эффективности его деятельности
3.1 Резервы снижения затрат на производство продукции
3.2 Экономическая эффективность внедрения мероприятий
Заключение
Библиографический список
Приложения
В соответствии с действующим
налоговым законодательством РФ
для целей налогообложения
Определение себестоимости – очень сложный процесс, причем калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) должно отвечать отраслевой специфике предприятия, а также особенностям организации его производства [9, c.209].
В условиях хозяйственной
самостоятельности предприятий
существенно возрастает роль учета
и анализа как единого
Необходимость анализа себестоимости обусловлена тем, что она – основной ценообразующий и прибылеобразующий фактор. Поэтому анализ себестоимости позволяет, с одной стороны, дать обобщающую оценку эффективности использования ресурсов, с другой – определить резервы увеличения прибыли и снижения цены единицы продукции.
Значение анализа
При анализе фактической
Экономия, обусловливающая фактическое снижение себестоимости, рассчитывается по следующему составу факторов:
1 Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов, улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов, изменение конструкции и технических характеристик изделий, прочие факторы, повышающие технический уровень производства.
2 Совершенствование организации производства и труда. Снижение себестоимости может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства, совершенствовании управления производством и сокращении затрат на него, улучшении использования основных фондов, улучшении материально-технического снабжения, сокращении транспортных расходов, прочих факторов, повышающих уровень организации производства.
3 Использование объема и структуры продукции, которые могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества.
4 Улучшение использования природных ресурсов. Здесь учитывается изменение состава и качества сырья, изменение продуктивности месторождений, объемов подготовительных работ при добыче, способов добычи природного сырья, изменение других природных условий. Эти факторы отражают влияние естественных (природных) условий на величину переменных затрат. Анализ их влияния на снижение себестоимости продукции проводится на основе отраслевых методик промышленности.
5 Отраслевые и прочие факторы, к которым относятся ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производства, подготовка и освоение производства в действующих объединениях и на предприятиях, прочие факторы [29, c. 311].
Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи, взаимозависимости и обусловленности. Одни непосредственно связаны между собой, другие – косвенно.
Под экономическим факторным
Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Совершенствование методики факторного анализа должно быть направлено на взаимосвязанное изучение конкретных факторов, которые находятся, как правило, в стохастической зависимости с результативными показателями. Большое значение в исследовании стохастических взаимосвязей имеет качественный анализ структуры связи между изучаемыми показателями. Он позволяет установить наличие или отсутствие причинно-следственных связей между исследуемыми показателями, изучить направление связи, форму зависимости, что очень важно при определении степени их влияния на изучаемое явление и обобщение результатов анализа [15, c.207].
Анализ структуры изучаемых показателей осуществляется с помощью построения блок-схемы, которая позволяет установить наличие и направление связи не только между изучаемыми факторами и результативным показателем, но и между самими факторами, что представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структурно-логическая модель факторного анализа себестоимости
Построив схему, можно увидеть,
что среди факторов имеются такие,
которые более или менее
Анализ себестоимости начинают с анализа динамики себестоимости всей товарной продукции. При этом сравнивают фактические затраты с плановыми или с затратами базисного периода.
В процессе анализа выявляют, по каким статьям затрат произошёл наибольший перерасход и как это изменение повлияло на изменение общей суммы переменных и постоянных расходов.
Общая сумма затрат может измениться из-за объёма выпуска продукции, её структуры, уровня переменных затрат на единицу продукции и суммы постоянных расходов. Порядок проведения факторного анализа представлен в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Исходные данные для факторного анализа общей суммы затрат на производство и реализацию продукции
Затраты |
Факторы изменения затрат | |||
объём выпуска продукции |
структура продукции |
переменные затраты |
постоянные затраты | |
По плану на плановый выпуск продукции: |
План |
План |
План |
План |
По плану, пересчитанному на фактический объём производства продукции: |
Факт |
План |
План |
План |
По плановому уровню на фактический выпуск продукции: |
Факт |
Факт |
План |
План |
Фактические при плановом уровне постоянных затрат: |
Факт |
Факт |
Факт |
План |
Фактические: |
Факт |
Факт |
Факт |
Факт |
Изучение структуры затрат на производство и её изменений за отчётный период по отдельным элементам затрат, а также анализ статей расходов фактически выпущенной продукции составляют следующий этап анализа себестоимости.
Анализ структуры
При помощи показателей структуры рассматривается влияние каждой статьи на сумму абсолютной и относительной экономии или перерасхода затрат. Анализ структуры затрат позволяет оценить материалоёмкость, трудоёмкость, энергоёмкость продукции, выяснить характер их изменений и влияние на себестоимость продукции. Для оценки влияния каждой статьи затрат на себестоимость 1 руб. товарной продукции рассчитывается уровень затрат по каждой статье и элементу расходов, изучаются причины отклонений.
Анализ динамики и выполнения плана по структуре и уровню затрат позволяет своевременно реагировать на отклонения от плановых, нормативных показателей себестоимости, принимать конкретные управленческие решения по их устранению или согласованию.
В деятельности организации различают нормативную; плановую или расчетную; фактическую себестоимость.
Абсолютная величина себестоимости, прежде всего, зависит от объема выпускаемой продукции.
Выпуск продукции – это
Выпуск продукции определяется по формуле:
где W – выпуск продукции в рублях;
Ni – количество продукции i-го вида продукции в натуральных единицах;
Цi – цена единицы i-го вида продукции в рублях.
Цена – это денежное выражение стоимости товара. С одной стороны, цена – это фактор внутренний и определяется самим предприятием с учетом затрат на производство по формуле:
где Ц – цена единицы i-того вида продукции;
C – себестоимость единицы i-того вида продукции;
П – прибыль единицы i-того вида продукции.
С другой стороны цена – это рыночная категория и определяется по законам рынка. Для предприятия это продукт конкурентоспособности ее продукции с учетом средней прибыли.
Следовательно, цена зависит как от внутренних, так и от внешних факторов:
Правильное определение цены позволяет предприятию:
При анализе затрат (себестоимости
продукции) используются два метода:
метод сравнения и
Сравнение – это научный метод познания, в процессе которого предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее показателями, с целью определения общих черт либо различий между ними. С помощью сравнения определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденций и закономерности их развития /18/.
Сравнения используются при: