Себестоимость продукции и порядок её расчёта на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Для решения поставленных и достижения намеченных целей требуются глубокие экономические знания. В условиях рыночной экономики выживает лишь тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит рыночную конъюнктуру, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит доходность предприятия.
Важнейшей экономической категорией характеризующей затраты предприятия на производство и реализацию продукции является себестоимость продукции. Она является также важнейшим качественным показателем работы предприятия, так как характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Себестоимость продукции и порядок её расчёта на предприятии………………………………………………………………………4
1.1 Определение себестоимости продукции……..……………………………4
1.2 Группировка затрат по статьям калькуляции…………………………………………………………………8
1.3 Состав и структура затрат, включаемых в себестоимость продукции……………………………………………………………………10
1.4 Расчёт себестоимости продукции…………………………………………………………………..13
Глава 2. Практическая часть. Вариант № 5…………………………………….
Задача 1……………………………………………………………………..17
Задача 2……………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы……………………………………………………………....

Файлы: 1 файл

министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 85.81 Кб (Скачать файл)

Расчет себестоимости единицы продукции проводится в три этапа:

1) рассчитывается производственная  себестоимость всей произведенной  продукции, затем делением всех  производственных затрат на количество  изготовленных изделий определяется  производственная себестоимость  единицы продукции;

2) сумма управленческих и коммерческих  расходов делится на количество  проданной за отчетный месяц  продукции;

3) суммируются показатели, рассчитанные  на первых двух этапах.

Однако на предприятиях, которые  производят один вид продукции (при  отсутствии полуфабрикатов собственного производства) и имеют некоторое  количество не проданной покупателю готовой продукции, применяется  метод простой двухступенчатой  калькуляции.

Себестоимость продукции методом простой двухступенчатой калькуляции рассчитывается по следующей формуле:  

 

С = (Зпр / Хпр) + (Зупр / Хпрод), 

 

где С — полная себестоимость  продукции, руб.;

Зпр — совокупные производственные затраты отчетного периода, руб.;

Зупр — управленческие и коммерческие расходы отчетного периода, руб.;

Хпр — количество единиц продукции, произведенной в отчетном периоде, шт.;

Хпрод — количество единиц продукции, проданной в отчетном периоде, шт.

Если же производственный процесс  состоит из нескольких стадий (переделов), на выходе из которых находится промежуточный  склад полуфабрикатов, и от передела к переделу запасы полуфабрикатов меняются, то пользуются методом многоступенчатой простой калькуляции. Расчет себестоимости единицы продукции ведется по следующей формуле: 

 

С = (Зпр 1 / Х1) + (Зпр 2 / Х2) + … + (Зупр / Хпрод), 

 

где С — полная себестоимость  единицы продукции, руб.;

Зпр 1, Зпр 2 — совокупные производственные издержки каждого передела, руб.;

Зупр — управленческие и коммерческие расходы отчетного периода, руб.;

XI, Х— количество полуфабрикатов, изготовленных в отчетном периоде каждым переделом, шт.;

Хпрод — количество проданных единиц продукции в отчетном периоде, шт.

Объектом калькулирования становится продукт каждого законченного передела, включая такие переделы, в которых  одновременно получают несколько продуктов. В результате последовательного  прохождения исходного материала  через все переделы получают готовую  продукцию, на выходе из последнего передела имеется не полуфабрикат, а законченный  продукт. В промышленности применяются  два варианта учета затрат на производство: полуфабрикатный и бесполуфабрикатный.

Затраты на изготовление полуфабрикатов, деталей и узлов учитываются  по цехам в разрезе статей расходов. Добавленные затраты отражаются по каждому цеху (переделу) в отдельности, а стоимость исходного сырья  включается в себестоимость продукции  только первого передела. При этом варианте учета затрат на производство себестоимость единицы готовой продукции формируется путем суммирования затрат цехов (переделов) с учетом доли их участия в процессе изготовления.

Бесполуфабрикатный метод учета  проще и менее трудоемок, чем  полуфабрикатный. Его основное достоинство  — в отсутствии условных расчетов, расшифровывающих затраты предыдущих цехов и переделов, что повышает точность калькулирования. 

Затраты предприятия, связанные с  производством и реализацией  продукции, условно делят на две  большие группы: прямые и косвенные.

К прямым затратам относят прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда. Называются они прямыми потому, что могут быть прямо отнесены на носитель затрат. Для отнесения косвенных расходов на продукт требуются специальные приемы.

Первым элементом прямых расходов является фактический расход материалов за отчетный период, который определяется по формуле: 

 

Рф = Онп + П – В – Окп

 

где Рф — фактический расход материалов за отчетный период, руб.;

Онп — остаток материалов на начало отчетного периода, руб.;

П — документально подтвержденное поступление материалов в течение  отчетного периода, руб.;

В — внутреннее перемещение материала  в течение отчетного периода (возврат  на склад, передача в другие цеха и  т. д.);

Окп — остаток материалов на конец отчетного периода, определенный по данным инвентаризации, руб.

Фактический расход материалов на каждое изделие определяется путем их распределения  пропорционально нормативному расходу.

Вторым элементом прямых расходов является заработная плата основных производственных рабочих с соответствующими начислениями на нее.

Для расчета заработной платы работников, находящихся на повременной системе  оплаты труда, используются данные табелей  учета рабочего времени. В условиях сдельной формы оплаты труда могут  применяться различные системы  учета выработки рабочих-сдельщиков. Например, система пооперационного  учета выработки предусматривает  приемку, подсчет и фиксирование информации о выработке рабочего (бригады) в первичных документах контролером и мастером после  выполнения каждой операции.

В условиях мелкосерийного и индивидуального  производства основным первичным документом по учету выработки является наряд  на сдельную работу. В нем отражают задание, его выполнение, разряд работы, отработанное время, расценку и сумму  заработка.

В серийном производстве первичными документами являются маршрутные листы  или карты. В них фиксируется  запуск в производство и обработку  партии заготовок в соответствии с установленным технологическим  процессом. При передаче партии деталей  из цеха в цех вместе с ними передается и маршрутный лист.

Выработка рабочих определяется как  остаток деталей или заготовок  на начало смены, увеличенный на количество деталей, переданных на рабочее место  за смену, минус остаток неотработанных или несобранных деталей на конец  смены. Рассчитанная таким образом  выработка каждого рабочего оформляется  рапортами или ведомостями учета  выработки. После умножения сдельной расценки на фактически достигнутую  выработку получают размер начисленной  заработной платы рабочего-сдельщика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практическая часть. Вариант № 5.

Задача 1.

      На основании исходных данных, приведенных ниже (для В = 5, Г = 3), необходимо оценить экономическую эффективность создания предприятия, работающего по договору франчайзинга и упрощенной системе налогообложения. Расчет провести статическим методом, округляя все промежуточные результаты до тысяч рублей.

      Решение данной задачи предусматривает  выполнение следующих этапов  работ:

  1. Определение величины инвестиций на создание предприятия
    1. Определение потребности в основных фондах
    1. Определение потребности в запасах и величины оборотного капитала
  1. Определение величины уставного капитала.
  1. Формирование планового баланса предприятия на момент начала его работы, определение источников финансирования инвестиций.
  2. Планирование финансовых результатов деятельности предприятия на первый и последующие 4 года
  3. Расчет показателей экономической эффективности создания предприятия

Исходные данные:

      Для ведения бизнеса по договору  франчайзинга создается ООО "Интеллект". Расчет эффективности провести  из расчета 5 лет работы фирмы.  Условно считается, что создание  фирмы и формирование имущества  проводится в конце года, а  текущая деятельность начинается  с начала следующего года.

      Уставный капитал общества формируется  двумя учредителями. Первый предоставляет  необходимые основные фонды и его доля составляет 51%. Второй учредитель вносит свою долю денежными средствами. Недостающая для начала деятельности сумма берется в банке в кредит на 2 года под 16% годовых.

      Франчайзинговый договор предусматривает: 

  1. разовую выплату франшизы (нематериальный актив);
  2. ежемесячные платежи (роялти) в составе текущих расходов;
  3. обязательное наличие аттестованных специалистов (затраты на аттестацию и обучение специалистов у фирмы-франчайзера учесть в составе инвестиций в оборотный капитал).

       До начала деятельности необходимо  произвести следующие расходы  (инвестиции в создание предприятия  из которых образуется имущество  предприятия):

  1. Зарегистрировать фирму. Для регистрации данного предприятия учредители пользуются услугами юридической фирмы, которая проводит все необходимые действия по формированию пакета учредительных документов и регистрации предприятия. Стоимость ее услуг составляет 9 тыс. руб.
  2. Заключить франчайзинговый договор и выплатить франшизу в сумме 13 тыс. руб.
  3. Провести обучение и сертификацию персонала у франчайзера (8 специалистов по 10 тыс. руб. на каждого. Итого 80 тыс. руб.).
  4. Внести предоплату аренды помещения в сумме 510 тыс. руб.
  5. Выполнить ремонт помещений – 80 тыс. руб.
  6. Закупить необходимое имущество.

 

 

 

 

 

 

 

 

Необходимое имущество со сроком службы более 1 года:

вид ОФ

кол-во, шт.

цена за 1 шт., тыс. руб.

Всего

сервер

2

10

100

мини АТС с телефонными аппаратами

1

23

23

персональные ЭВМ

35

25

825

факс

5

4

20

принтер

4

5

20

сканер

1

5

5

рабочее место

15

5

75

учебное место

23

2

46

машина

1

75

75

оборудование для кухни**

1

10

10

Итого

1224




 

  1.  Создать запасы товаров, комплектующих, инструмента и запасных частей.

     К нематериальным активам относятся авторские права всех видов, приобретенные за плату патенты, торговые марки и товарные знаки, права по пользованию производственной информацией (в нашем случае – первый взнос за франшизу), земельными участками и природными ресурсами, зданиями и оборудованием, а также организационные расходы (возникающие у учредителей расходы до момента создания предприятия, например, консультационные услуги, юридические, оплата расходов по учреждению и т.п.) и репутация фирмы (возникает при покупке целых действующих предприятий в виде превышения покупной стоимости фирмы над стоимостью ее имущества).

 

 

Расчет стоимости нематериальных активов

Вид нематериальных активов

Стоимость, тыс. руб.

Организационные расходы

13

Раншиза (оплата договора)

13

итого

26


 

     Наряду с основным капиталом  для нормальной работы предприятия  необходим оборотный капитал  или оборотные средства (ОС) –  это денежные средства, авансированные  в оборотные производственные  фонды и фонды обращения.

       В элементы ОС входят:

  1. Запасы, в том числе:
    1. Производственные запасы (сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, вспомогательные материалы, топливо, тара, запчасти для ремонта оборудования и т.п.).
    2. Затраты на незаконченную продукцию (незавершенное производство, т.е. продукция, находящаяся на различных стадиях процесса обработки).
    3. Расходы будущих периодов (затраты на освоение новых видов продукции и услуг, плата вносимая авансом за коммунальные услуги и аренду, подписку, абонементное обслуживание и пр.).
    4. Готовая продукция (изделия, законченные производством и сданные на склад готовой продукции, а также товары в пути и товары для перепродажи).
  2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий возмещению из бюджета
  3. Денежные средства и расчеты – денежные средства в кассе и на счетах в банках,
  4. Дебиторская задолженность (то, что должны предприятию покупатели и заказчики и т.п.);
  5. Краткосрочные финансовые вложения (приобретение краткосрочных ценных бумаг, вклад денег на краткосрочные депозиты и т.п.).

Информация о работе Себестоимость продукции и порядок её расчёта на предприятии