Себестоимость продукции и пути её снижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в изучении сущности себестоимости, определении методов учета затрат и калькулирования себестоимости, анализе себестоимости продукции, производимой ЗАО «Мебельщик» и выявлении основных направлений ее оптимизации.
В соответствии с поставленной целью основными задачами исследования являются:
- рассмотреть экономическую сущность себестоимости продукции, ее
состав, а также изучить классификацию затрат;
- определить методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции на промышленном предприятии;
- выявить результаты анализа себестоимости продукции;
- установить в ходе анализа влияние факторов на изменение себестоимости продукции;

Файлы: 1 файл

курсовая на сдачу.docx

— 104.47 Кб (Скачать файл)

Основными российскими  поставщиками являются: ОАО «Аверс» (плиты древесностружечные и ламинированные), «ЗАО «Лакма» (лаки), ЗАО «Фанплит» (фанера, плиты древесноволокнистые), ОАО  «Ивадрев» (древесина: дуб, лен, клен, ольха, сосна, а также некоторые виды экзотических пород).

Предприятие поставляет свою продукцию: ОАО «Санрайс», ООО «Интерьер», ЗАО «Криворожмебель» - щиты мебельные, ПМО «Масюра» - гильзы бумажные, ОАО «Полатино» - смолы. Предприятие  от этих потребителей получает: растворитель, ДСП, клей-расплав, шпон, кромку, пленку.

Все поступающее сырье и материалы  завозятся на предприятие железнодорожным  и автомобильным транспортом. Разгрузка  осуществляется козловыми кранами  и автопогрузчиками.

Акционерное общество является комплексно-механизированным предприятием. Процент механизации  основного производства составляет 86%. На предприятии имеется 18 механизированных поточных линий, 9 комплексно-механизированных участков, 8 полуавтоматических линий.

 

2.2 Анализ финансово-экономического состояния ЗАО «Мебельщик»

 

Финансово-экономический  анализ является составной частью комплексной  диагностики компании и представляет собой эффективный метод, позволяющий  осуществить оценку ее финансового  состояния и являющийся базой  для проведения работ, связанных  с формированием финансовой политики компании.

 

Таблица 1 - Основные технико-экономические показатели предприятия за 2010-2011 гг.

Показатели

Ед. изм.

2010г.

2011г.

Изменение, %

1.Объем товарной продукции  без НДС

тыс. р.

76414

148632

194

2.Объем  реализованной продукции (без  НДС)

тыс. р.

73271

155515

214

3. Среднегодовая стоимость  основных производственных фондов

тыс. р.

87986

72217

82

4.Фондоотдача

Р.

0,88

2,06

236

5.Стоимость  оборотных средств

тыс. р.

18121

25800

142

6.Оборачиваемость оборотных  средств

оборотов

4,2

6,1

145

7.Численность ППП

чел.

450

581

129

8.Производительность труда

тыс. р.

169,8

255,9

151

9.Фонд оплаты по труду

тыс.р.

10710

19199

179

10.Среднегодовая зарплата  на одного работающего

тыс. р.

23,8

33,1

138

11.Прибыль балансовая

тыс. р.

4456

11032

273

12.Общая рентабельность

%

4,2

11,2

267

13.Себестоимость товарной  продукции

тыс. р.

72134

138431

192

14.Материальные затраты

тыс. р.

51239

100603

196

15.Затраты на 1 рубль товарной продукции

Р.

94,4

93,1

99


 

Комплексный анализ производственно-хозяйственной  деятельности ЗАО за последние 2 года производится с целью выявления  динамики основных технико-экономических  показателей. Анализ проводится на основании данных годовых балансов предприятия.

Для анализа составляется аналитическая таблица, в которой  рассчитываются темпы роста технико-экономических  показателей.

Темпы роста производства продукции определяются отношением данного уровня производства продукции  к уровню базового периода. [10,    с.  216].

Рассмотрим основные технико-экономические  показатели в динамике за два года работы предприятия, принимая за базу 2010 год (таблица 2).

Таблица 2 - Динамика основных технико-экономических показателей  работы предприятия

Наименование показателей

Ед. изм.

Значение показателей

2010г.

2011г.

Изменение, %

Товарная продукция

тыс. р.

90405

148632

163

Реализованная продукция

тыс. р.

86460

156515

178

Себестоимость ТП

тыс. р.

85118

138431

163


 

Темпы роста к базисному  году характеризуют непрерывную  линию развития, они показывают, насколько производство продукции  в данном периоде возросло по сравнению  с периодом, принимаемым за базу.

Показатели темпов роста  отражают не только направление развития, но и измеряют интенсивность развития промышленного производства.

Данные, представленные в  таблице 1 и 2, характеризуют общие результаты и эффективность производственно-хозяйственной деятельности акционерного общества за последние 2 года и служат основой для проведения комплексного экономического анализа.

За анализируемый период (2010-2011г.г.) наблюдается тенденция роста показателей товарной и реализованной продукции. Так, выпуск товарной продукции возрос с 90405 тыс. р. до 148632 тыс. р. в действующих ценах. Выручка от реализации товарной продукции в действующих ценах с учетом НДС увеличилась с 88489 тыс. р. в 2010 году до 187818 тыс. р. в 2011 году.      

Сравнивая значение этих показателей  в сопоставимых ценах, следует отметить, что реальный рост товарной и реализованной  продукции за рассматриваемый период соответственно составил 163% и 178%. Это стало возможным благодаря систематической работе отдела маркетинга по изучению покупательского спроса населения и заинтересованных организаций. Кроме того, на увеличение объемов реализации товарной продукции повлияло постоянное обновление ассортимента изготавливаемой продукции, а также улучшение качества и дизайна предлагаемых для продажи изделий.

Стоимость основных фондов за два последних года уменьшилась. Так, если в 2010 году стоимость ОПФ составляла 87986 тыс. р., то в 2011 году их сумма составила 72217 тыс. р. Произошло снижение величины основных производственных фондов на 18% за счет списания устаревшего оборудования, зданий и сооружений, а также продажи излишнего оборудования.

Стоимость оборотных средств  в течение рассматриваемого периода  возросла более чем в 1,5 раза и  на конец 2011 года составила сумму 25800 тыс. р. Значительную долю в оборотных средствах составляют запасы на складах предприятия сырья и материалов.

Следует отметить, что кроме существенных факторов, имеются и другие факторы, негативно влияющие на эффективность производства в целом. Поэтому возникает необходимость проведения экономического специального анализа по основным показателям, характеризующим производственно-хозяйственную и коммерческую деятельность акционерного общества, в частности выявить влияние различных факторов на изменение прибыли - комплексного показателя, характеризующего эффективность производства выпускаемой продукции, коммерческой и сбытовой деятельности.

 

2.3 Методика проведения  анализа себестоимости

Изучить причины отклонения фактической себестоимости от расчетной, объективно оценить влияние на себестоимость  фактического уровня использования  трудовых, материальных и денежных ресурсов, выявить возможности более  рационального использования этих средств и снижения на этой основе себестоимости продукции – в  этом состоят задачи анализа себестоимости.

Анализ проводится в следующей  последовательности:

1. Оценка динамики себестоимости  за два смежных года.

2. Факторный анализ динамики  затрат на гривну товарной  продукции.

3. Влияние возрастного  состава продукции на динамику  затрат на гривну товарной  продукции.

4. Анализ влияния на  себестоимость отдельных групп  продукции по уровню их рентабельности.

5. Анализ затрат по  элементам и по статьям калькуляции.

6. Анализ материальных  затрат.

7. Анализ затрат на  заработную плату.

8. Анализ комплексных  статей расходов.

9. Оценка динамики себестоимости  за два смежных года

          При анализе себестоимости прежде  всего необходимо дать общую  оценку состояния затрат на  производство продукции как в  действующей оценке, так и в  сопоставимой. [11,    с.  184]. Это сравнение проводится по уровню затрат на 1 рубль товарной продукции. Для анализа необходимо составить следующую аналитическую таблицу 3.

         Таблица 3- Затраты на 1 рубль товарной продукции

 

Показатели

За 2010 год в среднегодовых ценах

За 2011 год в среднегодовых ценах 2006 года

За 2010 год в фактически действующих ценах

1.Фактическая себестоимость ТП, тыс.  р.

72134

118905

138431

2.Факт. выпуск ТП в отпускных  ценах, тыс. р.

76414

127030

148632

3.Затраты на 1 рубль ТП, коп.

94,4

93,6

93,1

4.Изменение затрат на 1 рубль ТП

-

-0,8

-1,4


 

Фактическая себестоимость  ТП за отчетный год в среднегодовых  ценах предыдущего года – 118905 тыс. р. Фактический выпуск ТП за отчетный год в среднегодовых ценах  предыдущего года – 127030 тыс. р.

Уменьшение затрат за отчетный год в среднегодовых ценах  предыдущего года составило 0,8%. За отчетный год в фактически действующих  ценах затраты снизились на 1,4%.

Используя данные этой таблицы  можно сделать вывод о том, что на предприятии произошло  снижение затрат по сравнению с предыдущим годом как в фактически действующих  ценах (на 1,4%), так и в сопоставимых (на 0,8%).

Несмотря на разницу в  денежных оценках, из данных таблицы 3 видно, что темпы роста товарного  выпуска выше темпов роста затрат на производство как в сопоставимых, так и в действующих ценах, что подтверждается следующими данными: темп роста затрат и выпуска ТП в сопоставимых ценах составляет 165% и 166,2% соответственно, а в действующих  ценах – 191,9% и 194,5% соответственно.

Из этих данных видно, что  в сопоставимых и действующих  оценках темпы роста товарной продукции опережают темпы роста  себестоимости, это и вызвало  уменьшение затрат на 1 рубль ТП на 1,3коп.

В настоящее время на предприятии  постоянно происходит обновление отдельных  видов изделий. Поэтому необходимо анализировать вклад каждого  изделия в общее изменение  сводного показателя затрат на 1 гривну товарной продукции. Показатель затрат на гривну товарной продукции является одним из наиболее распространенных в хозяйственной практике показателей  себестоимости, исчисляемый как  отношение полной, коммерческой себестоимости  товарной продукции к ее стоимости  в оптовых ценах предприятия. На это изменение могут оказать  влияние следующие факторы:

  • изменение себестоимости единицы продукции;
  • изменение цены за единицу продукции;
  • структурные (ассортиментные) сдвиги в составе продукции.

          

Для анализа составляется аналитическая таблица 4, в которой  представлены основные группы выпускаемой  продукции.

Таблица 4 – Затраты на 1 рубль товарной продукции

Наименование продукции

Затраты на 1 рубль

товарной продукции

Структура выпускаемой продукции

Изменение затрат на 1 рубль товарной продукции

В 2010 году

В 2011 году

В 2010 году

В 2011 году

Всего

В т.ч. за счет

в действующих ценах

в ценах 2006 года

себестоимости

цены

структуры

Шпон строганный

(тыс. м2)

98,2

95,44

95,8

0,20

0,14

-6,28

-0,34

-0,05

-5,89

Мебельные детали (тыс. м2)

85,0

84,31

84,46

0,46

0,52

+4,98

-0,28

+0,16

+5,10

Мебель офисная (наборов)

94,6

95,05

94,9

0,23

0,25

+2,0

+0,07

+0,04

+1,89

Продукция деревообработки (тыс. р.)

95,1

94,0

94,3

0,11

0,09

-2,0

-0,07

-0,03

-1,90

Всего

94,4

93,1

93,6

1,0

1,0

-1,30

-0,62

+0,12

-0,80

Информация о работе Себестоимость продукции и пути её снижения