Себестоимость продукции и пути её снижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в изучении сущности себестоимости, определении методов учета затрат и калькулирования себестоимости, анализе себестоимости продукции, производимой ЗАО «Мебельщик» и выявлении основных направлений ее оптимизации.
В соответствии с поставленной целью основными задачами исследования являются:
- рассмотреть экономическую сущность себестоимости продукции, ее
состав, а также изучить классификацию затрат;
- определить методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции на промышленном предприятии;
- выявить результаты анализа себестоимости продукции;
- установить в ходе анализа влияние факторов на изменение себестоимости продукции;

Файлы: 1 файл

курсовая на сдачу.docx

— 104.47 Кб (Скачать файл)

 

Шпон строганный

Изменение затрат на 1 рубль  товарной продукции, как видно из таблицы 2.4, произошло за счет: снижения себестоимости выпуска 1м2 шпона на 0,34 коп.; уменьшения цены 1м2 шпона на 0,05 коп.; структурного сдвига, а именно уменьшения объемов выпуска шпона на 5,89 коп.

Таким образом, общее снижение затрат на рубль товарной продукции  за счет всех трех факторов по шпону  строганному составило 6,28 коп.

Отсюда коммерческая служба предприятия может сделать вывод, что выпуск этой продукции экономически выгоден и служба маркетинга должна подвигать ее на рынке сбыта, увеличивая объемы производства.

Мебельные детали

Из данных таблицы видно, что за счет снижения себестоимости  выпуска 1м2 мебельных деталей затраты на 1 рубль товарной продукции снизились на 0,28 коп. За счет цен, затраты возросли на 0,16 коп. – это произошло в результате снижения цены 1м2 щита со 190 р. до 160 р.

За счет структуры затраты  также возросли на 5,1 коп. в связи  с увеличением объемов производства.

Таким образом, общий результат  по трем факторам составил увеличение затрат на 1 рубль товарной продукции в размере 4,98 коп.

Из полученных результатов  видно, что снижение себестоимости  происходило на фоне повышения стоимости  продукции, однако, темпы снижения себестоимости  были выше темпа роста цены на детали и поэтому имело место снижение затрат на 1 рубль ТП по этим двум факторам на 0,12 коп.

Увеличение затрат на 1 рубль ТП по мебельным деталям произошло в основном за счет увеличения доли их выпуска в общем объеме с 0,46 до 0,52. Это стало возможным, в связи со снижением цен. Поэтому этот фактор нужно рассматривать как положительный.

Из полученных результатов  анализа можно сделать следующий  общий вывод: дальнейший выпуск этой продукции экономически оправдан, но от наращивания объемов производства следует воздержаться.

Мебель офисная

Увеличение себестоимости  продукции привело к увеличению затрат на 1 рубль ТП на 0,07 коп. Уменьшение цены на офисную мебель увеличило затраты на 1 рубль ТП на 0,04 коп. Увеличение выпуска этой продукции увеличило затраты на 1рубль ТП на 1,89 коп.

Общее увеличение затрат на 1 рубль ТП за счет трех факторов составило 2,00 коп.

Таким образом, выпуск наборов  офисной мебели на предприятии имеют  низкую эффективность. Поэтому необходимо изыскивать резервы по снижению себестоимости  этой продукции, не наращивать выпуск, работать в направлении замены ассортимента на боле выгодный.

Продукция деревообработки

Затраты на 1 рубль ТП за счет снижения себестоимости, как видно из таблицы, уменьшились на 0,07 коп. За счет повышения цен на эту продукцию затраты на 1 рубль ТП снизились на 0,03 коп. За счет уменьшения доли выпуска продукции деревообработки, в общем объеме, затраты на 1 рубль ТП были снижены на 1,9 коп.

Общее снижение затрат на 1 рубль ТП по трем факторам составило 2,00 коп.

Как видно, продукция деревообработки  имеет свою небольшую нишу на рынке  сбыта, и задача коллектива найти  возможность увеличения продаж и, соответственно, производства этой продукции, т.к. она  имеет хорошие экономические  показатели по цене и себестоимости.

В целом предприятие работает эффективно, за исключением того фактора, что на предприятии используется устаревшее на данный момент оборудование. Это приводит к снижению объемов  выпуска товарной продукции и  увеличению себестоимости.

Для снижения себестоимости  и увеличения объемов производимой продукции предлагается внедрить мероприятия  НТП, а именно использовать более  современное оборудование: вместо станка ЦДК-4, используемого на предприятии, необходимо ввести в эксплуатацию многопильный станок ЦДК5-3.

Также можно порекомендовать  увеличить прибыль путем организации  на территории ЗАО «Мебельщик» магазина розничной торговли. Это позволит снизить затраты на доставку продукции к магазину и повысить прибыльность продукции.

 

3 Проектирование  и разработка мероприятий по  снижению себестоимости и повышению  эффективности работы предприятия ЗАО «Мебельщик»

3.1 Резервы снижения себестоимости  продукции предприятия

Основой расчета является изучение затрат, влияющих на изменение  себестоимости продукции. Эффективным  считается мероприятие, когда затраты  покрываются за счет доходов от внедрения  предлагаемого мероприятия. К результатам  осуществления мероприятия НТП  кроме роста выпуска продукции  относят экономию сырья и материалов, повышение производительности труда, снижение количества занятых в производстве рабочих и др.

Оценка эффективности  мероприятия должна включить определение  следующих показателей:

  • затраты на осуществление мероприятия:
  • финансовые ресурсы предприятия;
  • источники финансирования мероприятия;
  • экономический эффект;
  • результаты производственно – хозяйственной деятельности предприятия.

Для проведения расчета используются фактические данные на участке внедрения (табл.2.1).

Кроме фактических данных в расчетах используется информация экономических и технических  справочников.

 

Таблица2.1. – Данные с участка внедрения мероприятия

Наименование показателей

Ед. изм.

Значение показателя

Цена 1м³ черновых заготовок

р.

2100

Транспортные расходы по доставке 1м³ (2,5% к цене) пиломатериалов

р.

52

Производственная программа цеха по изготовлению черновых заготовок

м³

5956

Норма расхода пиломатериалов для  изготовления 1м³ заготовок

м³

1,3

Потребность пиломатериалов для выполнения производственного задания

м³

7743


 

При внедрении мероприятий  НТП можно встретиться с тремя  случаями:

  1. новая техника полностью заменяет действующее оборудование, ранее применяемое для той же цели;
  2. средства автоматизации добавляются к действующему оборудованию, не меняя его состава;
  3. автоматизация осуществляется при частичном использовании ранее применяемого оборудования. В связи с этим принято различать:

а) старые (ранее осуществленные) капитальные вложения;

б) новые капитальные вложения;

в) общие капитальные вложения.

 

3.2 Расчет  показателей, характеризующих формирование финансовых       ресурсов

Основным источником финансирования мероприятий организационно-технического характера является фонд развития производства, науки и техники (ФРПНТ) [12,    с.  174]. Этот фонд формируется из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и амортизационных отчислений по нормативам, утвержденным руководством предприятия. Так, в частности, на 2010 год нормативы отчислений из прибыли составили:

- в фонд развития производства;

- в фонд социального  развития;

- финансовый резерв;

- нормативы отчислений  в ФРПНТ из амортизационного  фонда.

Определение в целом суммы  фонда развития производства, науки  и техники приводится в табл. 2.2.

 

Таблица 2.2 – Расчет суммы фонда развития производства, науки и техники

Показатели

Ед. изм.

Величина показателя

Объем товарной продукции

тыс. р.

148632

Полная себестоимость товарной продукции

тыс. о.

138431

Амортизация на полное восстановление

тыс. р.

1160

Балансовая прибыль

тыс. р.

11032

Налоговые отчисления

тыс. р.

3961

Финансовый резерв

тыс. р.

707

Расчетная прибыль на пополнение собственных  фондов

тыс. р.

6364

В том числе: ФРП

ФСР

тыс. р.

3536

2828

Отчисления из амортизационного фонда

тыс. р.

580

ФРПНТ, всего

тыс. р.

4115


После определения суммы  собственных финансовых средств, которые  могут быть использованы на проведение мероприятий организационно-технического характера, необходимо провести расчет размера собственных и заемных  средств, необходимых для финансирования предлагаемого мероприятия.

Для выявления необходимости  в заемных средствах составляется табл.2.3.

Таблица 2.3 – Выявление необходимости в заемных средств

Показатели

Ед. изм.

Сумма

1. ФРПНТ

тыс. р.

4115

2. Средства для финансирования  предлагаемого мероприятия

тыс. р.

239

3. Затраты на осуществление мероприятия

тыс. р.

239

4. Потребность в заемных средствах

тыс. р.

-


 

Таким образом, предлагаемое мероприятие может быть полностью  профинансировано из собственных источников, что избавляет ЗАО «Мебельщик» от поиска кредитов и облегчает внедрение нового оборудования.

 

3.3 Определение изменений себестоимости продукции

Себестоимость может быть представлена в виде следующих данных:

а) себестоимость единицы  продукции (комплекта, отдельных операций, работ);

б) себестоимость годового выпуска продукции;

в) снижение себестоимости  единицы на участке внедрения  автоматизации;

г) сумма годовой экономии в эксплуатационных расходах. Себестоимость  единицы рассчитывается по принятым в планировании и учете калькуляционным  статьям затрат.

При внедрении автоматизации  в масштабе целых цехов (или других крупных подразделений) необходимо производить сравнение предлагаемого  варианта с базовым по полной себестоимости  продукции. В тех случаях, когда  автоматизируются только отдельные  операции или работы, следует рассчитывать цеховую себестоимость (затраты  на выполнение) только этих операций или  работ. Если же внедрение мероприятия  отражается не на всех статьях затрат, возможно исчисление изменения себестоимости  только по тем из них, которые уменьшаются  или увеличиваются.

Чтобы расчеты были сопоставимы, себестоимость в базовых и  новых условиях должна определяться по единой методике и при одинаковых исходных данных, например, при одинаковых ценах на сырье, материалы, тарифах  на электроэнергию, часовых тарифных ставках, одинаковых процентах доплат к заработной плате и др.

Следовательно, цеховая себестоимость  единицы продукции (Сцех) при выявлении экономической эффективности определяется как сумма всех цеховых затрат, приходящих на одно изделие, комплект или операцию, а именно:

 

, (1);

Где:   

 Зс – затраты на сырье;

Зм – затраты на основные материалы;

Зэ – затраты на для технологических целей (электроэнергия, сжатый воздух, теплоэнергия и др.)

Ззп.о. – основная заработная плата производственных рабочих;

Ззп.д. – дополнительная заработная плата производственных рабочих;

Зсоц. – отчисления на социальные нужды;

За – амортизация оборудования;

Зр – затраты на текущий ремонт оборудования;

Зт – расходы, связанные с внутрицеховым транспортом;

Информация о работе Себестоимость продукции и пути её снижения