Шпаргалка по "Экономике предприятия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 11:37, реферат

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономике предприятия"

Файлы: 1 файл

ЭП шпоры.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

-группы технико-экономических  показателей машиностроительного производства.

43.  Отраслевая структура машиностроения.

В основе классификации  отраслей машиностроения и выделения крупных комплексных отраслей, подотраслей и видов производств лежит принцип экономического назначения продукции и общности организации и технологии производства.

На современном этапе  развития машиностроения выделяют 18 крупных комплексных отраслей, в которые входят более 100 производств.

Структура отрасли  машиностроения зависит от многих социально-политических, экономических и технических  факторов, в т.ч.:

-степень развития рыночных отношений;

-уровень научно-технического прогресса;

-темпы развития отдельных народнохозяйственных отраслей;

-темпы и масштабы механизации ручных работ, а так же уровень автоматизации производства;

-темпы  роста  материального  и  культурного  уровня жизни населения;

-темпы роста энергетических и сырьевых ресурсов;

-уровень развития производительных сил и место страны в системе международного разделения труда.

 

 

 

 

 

 

44.  Коэффициент опережения.

Коэф. опережение это  отношение темпа роста какой-либо отрасли машиностроения к общему темпу роста машиностроения:

  К опер = Т Маш / Т пром

Т маш – темп роста  объёма продукции машиностроения (или его отдельных подотраслей);

Т пром – темп роста  объёма продукции всей промышленности (или её отдельных отраслей).

Зная планируемую величину К опер, можно определить, в каких масштабах должно развиваться машиностроение в планируемом периоде для обеспечения необходимого уровня роста и развития отраслей, потребляющих машины, с учётом влияния технического прогресса.

При этом рост выпуска  продукции машиностроения должен предшествовать во времени планируемому росту выпуска продукции той отрасли промышленности, для которой эта продукция предназначена.

 

45. Уровни отраслевой дифференциации.

На первой (низшей) ступени дифференциации объёмы производства сравнительно малы, поэтому устойчивые кооперированные связи между первичными производственными подразделениями ещё отсутствуют (формируются виды производства, которые характеризуются высокой общностью применяемых технологических процессов, сырья, материалов в сочетании с незначительными объёмами производимой продукции)

На второй ступени образуются более крупные подразделения, требующие специального технологического оборудования, специфической технологии и организации производства, а также единой технической политики (характеризуется значительными объёмами производства, наличием собственных производственных подразделений и научно-исследовательских институтов).

На третьей  ступени образуются ещё более крупные производственные подразделения, на которой выделяются подотрасли производства. Они специализируются на изготовлении продукции определённого класса.

На четвёртой  ступени выделяются комплексные отрасли промышленности, которые представляют собой совокупность родственных подотраслей на основе общности экономического назначения продукции.

Таким образом, на разных ступенях отраслевой дифференциации образуются различные по своей сущности и  масштабам подразделения, которые  разными способами обеспечивают достижение главной цели частного разделения труда – повышения эффективности  общественного производства и качества выпускаемой продукции.

 

 

46.  Закономерности и особенности размещения предприятий машиностроения.

Основные принципы развития промышленности России:

1)приближение промышленности  к источникам сырья, топливно-энергетическим  ресурсам и к районам потребления готовой продукции;

2)наиболее рациональное  распределение природных богатств и производственных фондов страны с учётом охраны окружающей среды, улучшения расселения и обеспечения наиболее полного использования ресурсов;

3)углубление концентрации, специализации и кооперирования производства в целях обеспечения комплексного развития хозяйства регионов;

4)размещение промышленности  и её отдельных отраслей, в  том числе и машиностроения, с  учётом влияния долгосрочных  внешнеэкономических связей с зарубежными странами;

5)укрепление оборонной  мощи России и решение социально-экономических проблем.

Государственное регулирование  экономики предусматривает комплексное  размещение отдельных отраслей и  предприятий, исходя из требований развития и расположения производительных сил в стране.

Промышленные  комплексы – это экономическое сочетание предприятий в одной промышленной точке или целом регионе (районе), при котором достигается определённый экономический эффект за счёт удачного подбора предприятий, основанного на исторических, политических, экономических, социальных условиях района и учёте его транспортного и экономико-географического положения.

Помимо промышленных, существуют отраслевые комплексы, которые  образуются путём территориального сочетания предприятий отдельных комплексных отраслей со сложным составом производств.

Размещение отдельных  предприятий внутри района может осуществляться обособлено и комплексно.

Комплексное размещение предприятий машиностроения, т.е. создание территориально-производственных комплексов на базе сочетания различных производств является экономически целесообразным по следующим причинам:

1)существенно сокращаются затраты труда на переходе от одной стадии производства к другой;

2)возникает возможность упростить производственно-цеховую структуру каждого отдельного предприятия, входящую в комплекс заготовительных, вспомогательных и обслуживающих цехов;

3)на базе промышленного использования отходов может быть создано достаточно эффективное производство по выпуску товаров народного потребления;

4)появляется возможность эффективнее использовать местные трудовые ресурсы, устранить текучесть рабочей силы и исключить использование только мужского или только женского труда в малых городах.

 

47. Формы общественной организации производства в машиностроении: концентрация, специализация, кооперация, комбинирование, интеграция, их эффективность.  

Концентрация - процесс сосредоточения производства на все более крупных предприятиях. Этот процесс характеризуется увеличением размеров промышленных предприятий и ростом доли крупных предприятий в общем выпуске продукции отрасли.

Экономический эффект концентрации заключается в улучшении технико-экономических показателей изготовления продукции в результате увеличения размеров производства и предприятий. Сосредоточение больших производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов на одном предприятии позволяет более эффективно и экономично использовать все основные элементы производства: оборудование, сырье и материалы, рабочую силу — и на этой основе повысить производительность труда и снизить себестоимость продукции.

Специализация - эффективной формой общественного разделения труда.

Специализация ведет  к повышению однородности производства, ограничение разнообразия применяемого оборудования и технологических процессов, исходных материалов, а также форм организации промышленного производства.

Комбинирование — объединение в одном промышленном предприятии нескольких технологически связанных специализированных производств разных отраслей. Ведущее из этих производств определяет профиль, отраслевые особенности, специализацию по выпуску той или иной ГП и в основном внутрипроизводственную структуру комбината.

Комбинирование  в промышленности способствует:

-экономии затрат на  орудия труда, экономии предметов труда и рабочей силы в основных производствах;

-экономии денежных  затрат, связанных с организацией  производства;

-развитию процессов  концентрации и специализации  производства;

-комплексному развитию  хозяйства экономических районов;

-экономии транспортных расходов, связанных с перевозкой сырья, полуфабрикатов и ГП.

Кооперирование - планово-организованные производственные связи между предприятиями, совместно изготовляющими какой-либо вид продукции.

Экономический эффект от кооперирования может быть получен при условии, если поставляемые заготовки, полуфабрикаты, детали и узлы лучшего качества обходятся потребителю дешевле, чем при собственном их производстве.

Интеграция (соединение) - процесс развития устойчивых взаимосвязей между предприятиями, ведущий к их постепенному экономическому слиянию.

Вертикальная интеграция вносит стабильность в функционирование производственной цепочки в целом, позволяет накапливать больший объём маркетинговой информации.

Преимущества горизонтальной интеграции:

-Обеспечение экономии на масштабе;

-Рост доли рынка,  соответственно, возможностей влияния  на поставщиков и потребителей;

-Возможность осуществлять  масштабные проекты; 

-Возможность кооперации  в НИОКР.

 

 

 

 

 

 

48. Монополия, монопсония, олигополия, конкуренция в машиностроении.

Рыночная власть в  общем виде заключается в способности продавцов или покупателей воздействовать на цену товара.

На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара.

Цена определяется рыночными  правилами предложения и спроса.

Рыночная власть в  зависимости от степени совершенства конкуренции может проявляться  через монополию, монопсонию, монополистическую конкуренцию олигополию.

Монополия — это рынок, имеющий только одного продавца и множество покупателей.

В целом предложение  у монополиста будет меньше, чем  предложение в условиях свободной  конкуренции, а цена больше, чем конкурентная цена (и больше, чем предельные издержки).

(Пример: в некоторых старнах на спиртные напитки)

Монопсония – рынок со множеством продавцов и лишь одним покупателем.

В отличие от цены на рынке  свободной конкуренции цена, которую  монопсонист платит, представляет собой  функцию его спроса.

(Пример: рынок труда??

Олигополия когда друг с другом конкурируют лишь несколько фирм, и вступление на эти рынки новых фирм затруднено.

Товар, производимый фирмами, может быть дифференцирован (например, автомобили) и не дифференцирован (сталь).

(Пример: нефтяной рынок)

 

49.  Эффективность машиностроительного производства с позиции микроэкономики.

Микроэкономический подход к управлению отраслью машиностроения позволяет оценить его эффективность  и выработать действенные мероприятия по ее повышению.

Эффективность в производстве в микроэкономике определяется через взаимосвязи элементов спроса и предложения.

Когда цена одного из факторов производства возрастает, то фирмы, вложившие  в него средства, получают большой  доход и увеличивают потребление  товаров. Это приводит к росту спроса на ресурсы машиностроительного производства и имеет обратное влияние на цену фактора.

Рост эффективности  в машиностроении можно рассматривать в трех направлениях:

-повышение эффективности капиталовложений (Конкретное распределение вложений в производство является технически эффективным, если выпуск одного товара не может быть увеличен без уменьшения выпуска другого);

-эффективное использование производственных возможностей (распределение ресурсов между производством обоих благ с целью минимизации производственных издержек);

-рост эффективности выпуска продукции машиностроения (необходимо обеспечить не только минимум затрат, но и выпуск товаров в таких наборах, которые отвечают желаниям заплатить за них).




Информация о работе Шпаргалка по "Экономике предприятия"