Система плановых норм и нормативов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:39, лекция

Описание работы

Нормы и нормативы – это исходная научно-обоснованная информация для разработки планов, устанавливаемая предприятием исходя из требований законодательства, нормативно-методических материалов, ведомственных, региональных и местных органов управления, надзора и контроля, а также разработанная на основе показателей производственных заданий, рабочих проектов, технологических регламентов, и других документов по обеспеченности непрерывности производственного цикла, охраны труда, безопасности производства, социальных условий труда.

Содержание работы

Понятие и классификация плановых норм и нормативов.
Трудовые нормативы, их виды и назначения.
Материальные нормативы, их виды и применение.

Файлы: 1 файл

планирование на предприятии2.docx

— 70.30 Кб (Скачать файл)

 

  1. Содержание и основные показатели плана производства и реализации продукции 

Планирование производства продукции  направлено на удовлетворение потребностей покупателей и связана с разработкой общей стратегии развития предприятия, проведением маркетинговых исследований, проектированием конкурентоспособной продукции, с организацией ее производства и реализацией, с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности.

В годовом плане  производства содержится взаимосвязанная  система следующих плановых показателей:

  • Объемы и сроки производства продукции, работ и услуг, с указанием количественных и качественных показателей по всей номенклатуре товара
  • Расчет производственной мощности, предприятия, цехов и участков
  • Определение потребности ресурсов на выполнение годовой производственной программы
  • Распределение планируемых работ по основным цехам, срокам изготовления и поставки продукции
  • Выбор средств и методов достижения запланируемых показателей, расчет объема незавершенного производства, коэффициентов загрузки оборудования и производственных площадей
  • Обоснование методов и форм организации производства и контроля выполнения плана

Выделяют при планировании:

  • Товарная продукция – это плановый объем основной продукции, плановый объем товарной продукции по запасным частям, плановый объем по услугам оказываемым на сторону и плановый объем производимых капитальные ремонты

= * + + +

  • Реализованная продукция – это объем продаж в стоимостном выражении с учетом остатков готовой продукции на складах. Количественно реализованная отличается от товарной на величину изменения остатка нереализованной продукции на начало и конец соответствующего периода

=

Алгоритм формирования оптимального плана реализации продукции включает в себя следующие действия: 1) расчет объема продаж по первоочередным видам  продукции ;      2) установления величины резервов по объему реализуемой продукции, мощности и ресурсом предприятия, при этом необходимо соблюдать ограничения по объему производства продукции каждого наименования который не должен превышать спрос на эту продукцию; 3) определение оптимального варианта плана по номенклатуре и объему производства продукции обеспечивающего получение максимальной прибыли.

  • Валовая продукция, включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ с учетом изменения остатков незавершенного производства

=

  • Чистая продукции, включает расходы на оплату труда с начислениями на з/п и прибыль предприятия

= +

= - -

При планировании производственной продукции принято выделять валовой и внутри производственный оборот продукции, а валовой оборот это суммарный объем производства продукции, оказания услуг, выполнение работ и оказание услуг цехами и службами предприятия в стоимостном выражении

= + ВПО

Таким образом основными показателями валовой продукции и ее реализацией  является : объем продаж, номенклатура и ассортимент выпуска продукции, объем выпуска товарной продукции в стоимостном выражении, объем валовой продукции с учетом изменения объема незавершенного производства.

 

  1. Планирование производственной мощности

Производственная  мощность – это максимально возможный объем выпуска продукции, работ, и услуг, в запланируемой номенклатуре при полном использовании всех имеющихся экономических ресурсов на основе применения прогрессивной технологии передовых форм и методов организации труда и производства.

Расчет производственной мощности позволяет:

  • оценить возможности предприятия
  • установить обоснованные задания по выпуску продукции
  • выявить узкие места
  • выявить производственные резервы,
  • устранить узкие места в производстве
  • выявить направления капитальных вложений в определенные цепочки в организации производства.

Факторы, влияющие на производственную мощность:

  • структура и величина основных производственных фондов
  • качественный состав оборудования
  • уровень его физического и морального износа
  • передовые технические нормы производительности оборудования, использование площадей, трудоемкости изделий
  • прогрессивность применяемых технологических процессов
  • степень специализации или уровень разделения труда на данном производстве, режим рабаты предприятия, уровень организации производства и труда, фонд времени работы оборудования.

Планирование производственной мощности заключается в выполнении плановых расчетов позволяющих определить входную, выходную мощность, показатели степени  использования мощности.

Планирование выпуска продукции  осуществляется исходя из среднегодовой  мощности:

= + –

 - производственная мощность вводимая в течении года

  - выбывающая в течении года

  - период времени ввода и выбытия мощности

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МОЩНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В СЛЕДУЮЩЕЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ:

  • ПО АГРЕГАТУ ИЛИ ГРУППЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Производственная мощность агрегата определяется с учетом годового планового  фонда времени работы и его  производительности в единицу времени:

 

 

  • ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ УЧАСТКУ

Производственная мощность участка  планируется исходя из того каким  оборудованием оснащен. Производственная мощность участка оснащенного однотипным оборудованием определяется как произведение нормативной годовой производительности одной машины агрегата, среднего коэффициента перевыполнения  норм выработки и среднегодового парка этого вида оборудовании:

 

 

- время на изменение  единицы продукции

Производственная мощность участка  оснащенного не однотипным оборудованием  определяется пропускной способностью парка ведущих групп оборудования ( оборудование которое выполняет основной по сложности и трудоемкости при обработке профилирующей продукции). Плановая производственная мощность ведущей группы оборудования определяется с учетом количества единиц оборудования каждой группы, действительного фонда времени работы каждой группы оборудования и нормой станкоемкости изготовления изделия:

 

 

  • ПО ПРЕДПРИЯТИЮ В ЦЕЛОМ

Производственная мощность предприятия  планируется с учетом годового планового  фонда времени работы оборудования и трудоемкости изготовления единицы продукции:

 

Планирование производственной мощности завершается определением коэффициента его использования как отношение объема выпущенной  продукции среднегодовому значению производственной мощности:

 

Если данный коэффициент  1, то производственная программа соответствует производственной мощности.

Результирующей формой по предприятию  является форма – БАЛАНС МОЩНОСТЕЙ (БМ), которая определяется среднегодовая мощность, мощность наконец годы, средний коэффициент использования мощностей.

В результате расчета мощностей и их сопоставления продаж делаются выводы:

  • о возможности выпуска продукции в объеме бизнес портфеля предприятия или необходимости его корректировки
  • о необходимости развития производственных мощностей (основных фондов, техники, технологии совершенствования организации производства)
  • о необходимости проведения технического перевооружения, реконструкции, расширения, нового строительства и т.д.
  • о необходимости инвестиций в развитии мощностей

 

  1. Планирование цены

 Планирование объема продаж включает этап планирования цены.

 При планировании цены необходимо  устанавливать такой их уровень,  который обеспечивал бы максимальный  доход при оптимальном объеме  выпуска продукции и достигнутом  уровне издержек производства.

Планирование цены предполагает выполнения ряда последовательных этапов:

  1. Постановка целей и задачи ценообразования. К наиболее распространенным целям ценовой политики относят:
    • обеспечение выживаемости – это главная цель ценовой политики фирмы, осуществляющая свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, чаще всего фирмы применяют заниженные цены
    • максимизация прибыли
    • завоевание лидерства по показателям доли рынка и качества продукции
    • выход на новые рынки

Цель оптимизации прибыли является противоречивой

Цель основанная на удержание рынка состоит в сохранении фирмой существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности. Фирма предпринимает все возможные действия для предотвращения спада сбыта и обострения конкурентной борьбы.

  1. Определение спроса свидетельствующего о вероятных количествах товара,  которые  фирма может реально продать в течении конкретного отрезка времени по разным ценам.

Спрос характеризует верхний уровень  цены на продукцию.

  1. Оценка издержек производства, которая позволяет определить минимальную величину цены. На данном этапе оценивается изменение суммы издержек при различных уровнях объема производства.
  2. Анализ цен и качества товаров конкурентов. Только изучив цены и качество продукции конкурентов можно объективно определить положение своего товара по отношению к товарам  конкурентам.
  3. Выбор метода ценообразования. Выделяют следующие методы ценообразования:
    • затратные
    • установление цены на основе ощущаемой ценности товара
  1. установление окончательной цены. На этом этапе предполагается изучить дополнительные факторы (психологические) , проверить соблюдение целей ценовой политики, учесть реакцию и восприятие цен покупателями, посредниками, конкурентами и государственными органами. На этом же этапе определяются системой скидок цены и разрабатывают механизм изменения цены по ходу жизненного цикла.

 

Вариант установления цены

 

min

возможная

max

Получение прибыли по этой цене невозможно

с/с

Цены конкурентов,

аналогов

Уникальные свойства

Формирование цены невозможно


 

Затратный подход к ценообразованию  предполагает процесс планирование цены когда в качестве исходной точки  расчетов принимаются фактические затраты предприятия на производство и реализацию продукции.

продукт         технол. права         затраты        цена         ценность          покупатель


Планирование цены на основе затратного подхода является пассивным ценообразованием. Такое ценообразование очень распространено, что объясняется следующими обстоятельствами:

  • Простотой – при установлении цен с помощью затратных методах информация более доступна.
  • Правила ценообразования на основе издержек поддаются регулированию и процедуру ценообразования можно поручить даже руководителям низшего звена.
  • Данные методы ценообразования несколько снижают ценовую конкуренцию, т.к. все фирмы рассчитывают цену по одному и тому же принципу.

К недостаткам затратного ценообразования можно отнести:

  • Возможность манипулирования издержками
  • Невозможность расчета затрат до полного производства продукции
  • Игнорирование потребительского спроса

Существует множество  методик соответствующих затратному ценообразованию:

  • Издержки «+» – предполагает расчет цены по средствам суммирования величины совокупных издержек и прибыли,  которое предприятие рассчитывает получить
  • Метод предельных (минимальных) затрат – предполагает установление цены на минимальном уровне достаточном для покрытия издержек
  • Метод целевого ценообразования – основан на расчете цены по результатам анализа безубыточности
  • Метод надбавки к цене, чаще всего используется в торговле. Расчет цены продажи определяется как произведение цены покупки на повышающий коэффициент.
  • Метод расходы + гонорар – применяется в единичных производствах при этом в индивидуальном договоре на конкретный заказ устанавливается величина гонорара.

Планирование цены на основе затратного подхода ставит перед специалистами  по ценообразованию следующие задачи:

  • Разработка совершенной сметы затрат
  • Выбор наиболее адекватного условия деятельности предприятия уровня рентабельности
  • Обоснование величины прибыли в составе цены с учетом наиболее значимых для предприятия факторов

Ценностный подход к ценообразованию – является наиболее оригинальным методом ценообразования, широко применяемым в различных странах.

При этом процесс на установление цены имеет следующий процесс:

Информация о работе Система плановых норм и нормативов