Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:47, курсовая работа
Открытое акционерное общество «Брестский электроламповый завод» является единственным производителем в Республике Беларусь ламп накаливания. Предприятие создано в 1966 году под влиянием следующих причин. В начале шестидесятых годов XX века в бывшем СССР начала выполняться программа сплошной электрификации. В те же годы стало активно развиваться жилищное строительство.
Введение 6
1 Ресурсы предприятия и эффективность их использования
1.1 Основные средства, их состав, наличие и показатели использования
1.2 Оборотные средства предприятия, их состав, наличие и показатели использования
1.3 Трудовые ресурсы предприятия, их состав, наличие и показатели использования
2 Производственная программа и производственная мощность
2.1 Объем производства и реализации продукции
2.2 Производственная мощность и степень ее использования
3 Затраты и доходы предприятия
3.1 Показатели себестоимости предприятия
3.2 Показатели прибыли и рентабельности
Заключение 33
Список использованных источников 36
Продукцию предприятия можно разделить на две группы – товары народного потребления (ТНП) и товары промышленного назначения (ТПН). Исходя из данных таблицы 3.1.1. видно, что основными потребителями по всем видам продукции являются РБ и РФ.
2.2 Производственная мощность и степень ее использования
Инженерные коммуникации ОАО «Брестского электролампового завода» соответствуют государственным нормам, правилам, стандартам, а также техническим условиям и требованиям, выданным органами надзора (контроля) и заинтересованными организациями.
Электроснабжение предприятия осуществляется от П/ст 110/10/6 кВ “Брест-Восточная”, находящейся на балансе ГОР РЭС. На заводе существуют два распределительных устройства: РП-59 напряжением 10 кВ и РП-550 напряжением 10 кВ. РП-59 и РП-550 запитано каждое по двум вводам КЛ с разных секций п/ст 110/10/6 кВ “Брест-Восточная”.
Обеспечение предприятия природным газом осуществляется от городского газопровода, Рг=30000 мм. вод. ст. От ГРП предприятия природный газ давлением Рг=6700 мм. вод. ст. подается на стекольное производство, давлением Рг=700 мм. вод. ст. - на сборочное производство.
Источником теплоснабжения предприятия является Восточная районная котельная (ВРК - 1). Тепловая энергия в паре используется на технологические нужды и подогрев хозяйственно-питьевой воды в пароводяных водоподогревателях для нужд горячего водоснабжения. Пар от ВРК - 1 подается по паропроводу диаметром 159 мм.
Конденсат используется на технологические нужды. Теплоснабжение в сетевой воде на отопление осуществляется посредством одного ввода трубопроводом d 273 мм.
Для отопления стекольного
и административного корпусов и
частичного подогрева хозяйственно-
Обеспечение производства технологическими газами (азот, аргон, кислород), воздухом высокого и низкого давления, форвакуумом осуществляет компрессорно-газовый цех предприятия.
Источником снабжения предприятия технической водой служит собственный водозабор из р. Мухавец ковшового типа производительностью 35.0 тыс. м3 в сутки. На завод подведено два водовода диаметром 600 мм. Техническая вода подвергается двухступенчатой очистке. БЭЛЗ обеспечивает технической водой собственное производство и предприятия Восточного промышленного узла г. Бреста.
Таблица 2.3 Объем производства и реализации продукции в натуральном выражении
Наименование продукции |
Мощность, млн. шт. |
Объем производства |
Степень загрузки, % | ||
2008 год |
2009 год |
2008 год |
2009 год | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Лампы общего назначения |
70 |
59 |
63 |
84,29 |
90,00 |
Лампы автомобильные |
60 |
52 |
49 |
86,67 |
81,67 |
Лампы миниатюрные |
4 |
3 |
3 |
75,00 |
75,00 |
Лампы коммутаторные |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
100,00 |
100,00 |
Лампы специального назначения |
7,5 |
6 |
6 |
80,00 |
80,00 |
Всего |
144 |
122,5 |
123,5 |
85,07 |
85,76 |
Использование производственных мощностей достигает в целом по предприятию 85%. Как видим по данным таблицы 2.4 наименьшая загрузка производственных мощностей наблюдается по лампам специального и общего назначения (80% и 84,29% соответственно по итогам 2008 года). В 2009 году загрузка производственных мощностей по лампам общего назначения достигла 90 %.
Недозагрузка производственных мощностей на протяжении всего анализируемого периода составляет около 15 %.
ЗАТРАТЫ И ДОХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Показатели себестоимости предприятия
В себестоимость товарной продукции включают все затраты предприятия на производство и сбыт товарной продукции в разрезе калькуляционных статей расходов. Анализ себестоимости продукции начнем с изучения динамики общей суммы затрат в целом и по основным элементам.
Таблица 3.1 Динамика затрат на производство и реализацию продукции ОАО «БЭЛЗ» за 2008-2009 годы, млн. руб.
Показатели |
2008 год |
2009 год |
Отклонение | |||
сумма |
уд. вес, % |
сумма |
уд. вес, % |
по сумме |
по уд. весу | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 |
6 |
Материальные затраты |
18513 |
61,43 |
21103 |
60,60 |
2590 |
-0,83 |
Затраты на оплату труда |
6811 |
22,60 |
7958 |
22,85 |
1147 |
0,25 |
Отчисления на соц. нужды |
2384 |
7,91 |
2785 |
8,00 |
401 |
0,09 |
Амортизация |
284 |
0,94 |
301 |
0,86 |
17 |
-0,08 |
Прочие затраты |
2143 |
7,11 |
2676 |
7,68 |
533 |
0,57 |
Итого полная себестоимость |
30135 |
100 |
34823 |
100 |
4688 |
0 |
Как видно, себестоимость предприятия за 2009 год выросла на 4688 млн. руб. Увеличение произошло в основном за счет материальных затрат и расходов на оплату труда. Структура себестоимости представлена на рис. 2.1..
Рис. 3.1 Структура себестоимости в разрезе элементов затрат за 2008-2009 гг.
Рост амортизационных отчислений обусловлен увеличением объема основных производственных фондов.
Затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции (издержкоемкость) - наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Он широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности, а также выгоден своей универсальностью, т.е. может рассчитываться в любой отрасли производства. Он определяется отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах.
З общ ИЕ = -------------------- , ВП |
|
где ИЕ - издержкоемкость продукции, д.е.;
З общ - общая сумма затрат, д.е.;
ВП – объем произведенной продукции д.е.
Издержкоемкость продукции в анализируемом периоде составили.
2008 год: 30135/33480=0,90
2009 год: 34823/31736=1,10
Как видим, затраты на рубль товарной продукции увеличились на 0,2 руб. до уровня 1,2 руб. на 1 руб. товарной продукции.
Затратоотдача – показатель обратный издержкоемкости, соответственно, составила:
2008 год: 1/0,9=1,11
2009 год: 1/1,1=0,91
В связи со значительным
ростом затратоемкости продукции руководством
ОАО «БЭЛЗ» разработана программа
снижения энергозатрат на 2010-2011 годы, которая
предусматривает ряд
Таблица 3.2 Мероприятия по снижению энергоемкости продукции ОАО «БЭЛЗ» на 2009-2011 годы, млн. руб.
Наименование показателей |
Ед. изм. |
2009г. (факт) |
2010г. (ожидаемое) |
2011г. (план) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Объем потребления всего: |
т.у.т |
17 069 |
16 784 |
16 520 |
в том числе: |
||||
котельно-печного топлива |
т.у.т |
9 566 |
9 450 |
9 392 |
электроэнергии |
тыс.кВт.ч/т.у.т. |
24 041/6 731 |
23 500/6 580 |
22 800/6 384 |
теплоэнергии |
Гкал/т.у.т |
4 411/772 |
4 310/754 |
4 250/744 |
Темпы роста потребления ТЭР |
% |
104,2 |
98,3 |
98,4 |
Удельный вес ТЭР в себестоимости продукции |
% |
11,9 |
11,8 |
11,7 |
Темпы роста товарной продукции |
% |
120,0 |
109,0 |
107,0 |
Целевой показатель по энергосбережению |
% |
-16,0 |
-10,7 |
-8,6 |
Главным фактором повышения
конкурентоспособности
Для повышения качества
и конкурентоспособности
- создание гальвано-цокольного производства ОАО «БЭЛЗ» в Пружанах;
- модернизация оборудования сборочных цехов.
3.2 Показатели прибыли и рентабельности
Для планирования объема производства и реализации нужно изучить спрос на продукцию, рынки ее сбыта, их емкость, реальных и потенциальных конкурентов, потенциальных покупателей, возможность организовать производство по конкурентной цене, доступность необходимых материальных ресурсов, наличие кадров необходимой квалификации и т. д.
Выручка от реализации в 2009 году в сравнении с 2008 годом снизилась на 4677 тыс. руб. или на 11,78 %.
При этом себестоимость реализованной продукции увеличилась соответственно на 4688 млн. руб. (или на 15,56 %). Снижение выручки от реализации продукции при одновременном росте себестоимости привело к отрицательной динамике прибыли от реализации, которая уменьшилась на 6432 тыс. руб.
Основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия за 2008 - 2009 годы представлены в табл. 3.3.
Таблица 3.3 Показатели производственно-экономической деятельности
Показатели |
Период |
Отклонение |
Темп роста, % | |
2008 |
2009 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Выручка от реализации, млн. руб. |
39707 |
35030 |
-4677 |
88,22 |
Налоги, уплачиваемые из выручки, млн. руб. |
6227 |
3294 |
-2933 |
52,9 |
Выручка от реализации нетто, млн. руб. |
33480 |
31736 |
-1744 |
94,79 |
Себестоимость, млн. руб. |
30135 |
34823 |
4688 |
115,56 |
Прибыль от реализации, млн. руб. |
3345 |
-3087 |
-6432 |
-92,29 |
Уровень рентабельности |
11,1 |
-8,86 |
-19,96 |
-79,86 |
Сальдо операционных доходов и расходов, млн. руб. |
-560 |
-224 |
336 |
40 |
Сальдо внереализационных доходов и расходов, млн. руб. |
-2087 |
3745 |
5832 |
-179,44 |
Прибыль отчетного периода, млн. руб. |
698 |
434 |
-264 |
62,18 |