Системный подход к обеспечению надёжности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 22:49, реферат

Описание работы

Сочетание способностей человека и возможностей
машины существенно повышает эффективность функционирования
СЧМ. Поэтому решение прикладных проблем эргономики предполагает
движение одновременно в двух направлениях – от требований человека
к машине и условиям ее функционирования и, наоборот – от требований
машины и условий ее функционирования к человеку. Оптимальные ре-
шения находятся, как правило, на пересечении этих направлений. Тем
самым эргономика решает задачи рациональной организации деятель-
ности людей в СЧМ, целесообразного распределения функций между
человеком и машиной.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….………….…3
Системный подход к обеспечению надёжности в эргономике….…..…….…..9
Надёжность эргономических систем………………………………….……….13
Заключение……………………………………………………..……..…………17
Список литературы…………………………………………..………….………22

Файлы: 1 файл

Эргономикаи дизайн Системный подход к обеспечению надёжности.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


 

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра ФАИТ

«Основы эргономики и дизайна»

 

 

 

 

Реферат на тему:

 Системный подход к обеспечению надёжности.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Студент ЗФ 5 курс группа№13

А.И. Устинов

 

 

 

 

 

Самара

Самарский государственный технический университет

2014

Содержание

Введение…………………………………………………………….………….…3

Системный подход к обеспечению надёжности в эргономике….…..…….…..9

Надёжность эргономических систем………………………………….……….13

Заключение……………………………………………………..……..…………17

Список литературы…………………………………………..………….………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Эргономика – это научно-прикладная дисциплина, комплексно изу-

чающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) трудо-

вой деятельности, связанной с использованием машин или механизмов

с целью повышения эффективности функционирования таких систем пу-

тем оптимизации средств, условий и процесса труда, а также профес-

сионального мастерства.

Эргономика является одновременно и исследовательской и проекти-

ровочной дисциплиной, так как одной из её задач является разработка

методов учета человеческих факторов при проектировании новой и мо-

дернизации старой техники и технологии, а также существующих усло-

вий труда.

Эргономика, как и любая наука, характеризуется:

· объектом исследования;

· предметом изучения;

· принципами, положенными в основу научных исследований;

· задачами, стоящими перед наукой;

· методами исследования и решения поставленных задач.

Объектом исследования эргономики является система «человек–ма-

шина–среда» (СЧМ). Структурная схема СЧМ приведена на рис. 2.

Эргономика рассматривает СЧМ как сложное функционирующее це-

лое, в котором главная, ведущая роль принадлежит человеку.

Предмет эргономики – конкретная трудовая деятельность человека,

использующего технические средства.

Эргономика рассматривает технический и человеческий аспекты в

неразрывной связи. Сочетание способностей человека и возможностей

машины существенно повышает эффективность функционирования

СЧМ. Поэтому решение прикладных проблем эргономики предполагает

движение одновременно в двух направлениях – от требований человека

к машине и условиям ее функционирования и, наоборот – от требований

машины и условий ее функционирования к человеку. Оптимальные ре-

шения находятся, как правило, на пересечении этих направлений. Тем

самым эргономика решает задачи рациональной организации деятель-

ности людей в СЧМ, целесообразного распределения функций между

человеком и машиной.

Следует особо подчеркнуть, что эргономика изучает определенные

свойства СЧМ, которые получили название человеческих факторов. Они

представляют собой интегральные характеристики связи человека и ма-

шины, проявляющиеся в конкретных условиях их взаимодействия при

функционировании системы.

Знание человеческих факторов позволяет формулировать требова-

ния к профессиональному отбору и обучению персонала, техническим

средствам подготовки, согласованию внешних средств трудовой дея-

тельности и способов ее осуществления. Увеличивается роль челове-

ческих, факторов применительно к задачам проектирования, создания и

использования технически сложных изделий культурно-бытового назна-

чения (персональные компьютеры, теле- радиоаппаратура, магнитофо-

ны, бытовая техника и др.).

Человеческие факторы всесторонне проявляются и фиксируются в та-

кой целостной эргономической характеристике СЧМ, как эргономичность.

Под эргономичностью понимают свойство техники изменять эффек-

тивность трудовой деятельности в СЧМ в зависимости от степени ее со-

ответствия физическим, биологическим и психическим свойствам чело-

века. Эргономичность формируется на базе таких свойств техники, как

управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость.

Управляемость – свойство техники изменять эффективность выпол-

нения человеком основной и вспомогательной работы при обеспечении

необходимых технологических операций над предметом труда.

Обслуживаемость – свойство техники изменять эффективность вы-

полнения человеком трудовых операций по приведению техники в со-

стояние готовности к функционированию и поддержанию этого состоя-

ния во времени.

Освояемость – характеризует эффективность приспособления тех-

ники к быстрому и качественному овладению техникой техническим и

управляющим персоналом.

Обитаемость – эргономическое свойство техники, приближающее

условия её функционирования к оптимальным биологическим парамет-

рам внешней среды, при которых работающему человеку обеспечивается

нормальное развитие, хорошее здоровье и высокая работоспособность.

Качественными показателями эргономичности являются:

· по управляемости: а) среднее время или коэффициент занятости

человека-оператора выполнением определенной единицы технологиче-

ского процесса; б) вероятность выполнения человеком-оператором еди-

ницы технологического процесса с заданным качеством; в) производи-

тельность или норма времени на единицу труда;

· по обслуживаемости: а) среднее оперативное время занятия чело-

века подготовкой техники к её применению; б) среднее оперативное вре-

мя занятостью восстановлением или профилактикой техники;

· по освояемости: а) среднее календарное время профессиональной

подготовки человека-оператора; б) уровень квалификации человека, не-

обходимый для обслуживания техники.

Говоря о задачах эргономики необходимо вести речь о комплексе за-

дач, стоящих перед эргономикой и решаемых ею.

Одна из важнейших задач эргономики состоит в том, чтобы при про-

ектировании новой и модернизации существующей техники заранее и с

максимально доступной полнотой учитывать возможности и особенности

людей, которые будут ею пользоваться, как с позиции повышения про-

изводительности труда и наилучшего выполнения функций человеком-

пользователем, так и обеспечения для него удобства и комфортности.

Можно сказать, что основная задача эргономики – оптимизация условий

труда, для чего изучаются возможности и особенности различных кате-

горий индивидов с целью учета полученных результатов при проектиро-

вании оборудования рабочих мест. Эргономика, в том числе, приобрета-

ет все большее значение и в решении комплексной проблемы реабили-

тации лиц, в той или иной мере утративших работоспособность. С этой

же целью в эргономике изучаются психофизические возможности и осо-

бенности людей пожилого возраста. Таким образом, эргономика создает

научную базу для решения важной социальной проблемы по вовлече-

нию в производительный труд указанной части населения.

Эргономика призвана решать ряд проблем, связанных с оценкой точ-

ности, надежности и стабильности работы, исследованием влияния пси-хической напряженности, утомления, эмоциональных факторов и особен-

ностей нервно-психической организации оператора на эффективность его

деятельности в системе «человек-машина», изучение приспособитель-

ных и творческих возможностей человека. В практическом отношении это

проблема организации всестороннего и профессионального учета эрго-

номических факторов на различных этапах создания систем (проектиро-

вания, изготовления, испытаний, внедрения) и их эксплуатации.

Одно из основных направлений эргономики связано с изменением

менталитета инженеров, проектировщиков, конструкторов, которые дол-

жны ориентироваться не на собственные представления о физических и

психических характеристиках человека, а на точное знание того, как че-

ловек видит, слышит, думает, как далеко он может дотянуться рукой, на-

сколько он может согнуться, как повлияет определенный уровень вибра-

ции на его зрительное восприятие, эмоциональные реакции и т. д.

С этой целью создаются многостраничные справочники по конкретным

характеристикам человека и его возможностям действовать в тех или

иных средах, проводится большая работа по стандартизации эргономи-

ческих норм и требований, вводятся в инженерные вузы дополнитель-

ные курсы по эргономике и человеческим факторам.

Большое значение имеет создание эргономического обеспечения на-

учной организации и безопасных условий труда. С этой целью должна

продолжаться разработка эргономических норм и требований, а также

эргономической оценки качества промышленной продукции.

В отличие от инженерной психологии и психологии труда эргономика

изучает взаимодействие человека и техники не только в сфере произ-

водства, но и в сферах досуга и быта. Активное воздействие на разви-

тие эргономики оказали возросшая конкуренция в производстве товаров

и услуг и принятие законодательства, защищающего права потребителя.

Юридическая ответственность за качество и безопасность своих изде-

лий побудила предпринимателей привлекать эргономистов к разработке

новых изделий еще на стадии проектирования.

Эргономика должна решать также ряд задач методологического ха-

рактера. Это связано с тем, что она как наука находится в стадии ста-

новления, активного развертывания исследований. Разработка методо-

логических проблем способствует построению теории эргономики и тем

самым обогащает практику конкретных исследований.

Выявление направлений исследований и круга решаемых задач по-

зволяет сформулировать общую цель, или главную задачу, эргономики.

Главная цель эргономики формулируется как единство трех аспектов

исследования и проектирования:

1) повышения эффективности деятельности  и соответственно функ-

ционирования человеко-машинных систем;

2) охраны здоровья людей;

3) всестороннего развития личности  людей, участвующих в трудовом

процессе. Принятие тезиса о триедином характере главной цели эрго-

номики позволяет избежать отрыва эргономических исследований от

конкретных задач развития производства.

Можно сформулировать и основные задачи эргономических разрабо-

ток, реализуемые при решении любой эргономической задачи.

1. Анализ и синтез деятельности  оператора в СЧМ. В процессе  ана-

лиза изучается структура деятельности оператора, выявляются цели,

мотивы и способы выполнения трудовой деятельности, рассматривают-

ся возможные режимы работы и оценивается их влияние на результаты

труда. На основании этих исследований определяются необходимые

требования к характеристикам человека-оператора.

2. Изучается комплекс эргономических  свойств (характеристик) чело-

века-оператора. Исследуется работа органов чувств человека, его цен-

тральной нервной системы, моторно-двигательного аппарата и т. д.

Причем рассматриваются только оптимальные значения этих характе-

ристик, а не экстремальные.

3. Организация рабочего места  оператора с учетом комплекса  его

эргономических свойств, определенных ранее. Разрабатываются тре-

бования, предъявляемые к рабочему месту в целом и к отдельным его

элементам, с целью обеспечения максимальных удобств и эффектив-

ности работы.

4. Профессиональная подготовка  операторов, включающая в себя

профотбор, профобучение, тренировку и формирование коллективов.

5. Эргономическое проектирование  и оценка СЧМ.

6. Определение экономического эффекта  эргономического обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Системный подход к обеспечению надёжности в эргономике.

 

Разработка методологии эргономики осуществляется соответственно

трем уровням методологического анализа, выделяемым в философии.

В эргономике можно различить три типа методологических средств:

1) методологические средства мировоззренческого  характера; 2) обще-

научные методологические средства; 3) специально-научные или кон-

кретно-научные методологические средства. Методологические средст-

ва в процессе исследовательской практики органически слиты, включе-

ны в соответствующие эргономические представления, конкретизирова-

ны применительно к различным сферам практической и теоретической

деятельности. В эргономике, учитывая характер ее возникновения, ши-

роко используются методологические средства смежных дисциплин,

особенно психологии.

Основными методологическими принципами, используемыми в эрго-

номике, являются:

1) принцип единства сознания  и деятельности. Он означает, что  со-

знание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождес-

твенны, а образуют единство. Сознание образует внутренний план дея-

тельности, ее программу. Именно в сознании образуются динамические

модели и образы действительности, позволяющие ориентироваться че-

Информация о работе Системный подход к обеспечению надёжности