Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 22:49, реферат
Сочетание способностей человека и возможностей
машины существенно повышает эффективность функционирования
СЧМ. Поэтому решение прикладных проблем эргономики предполагает
движение одновременно в двух направлениях – от требований человека
к машине и условиям ее функционирования и, наоборот – от требований
машины и условий ее функционирования к человеку. Оптимальные ре-
шения находятся, как правило, на пересечении этих направлений. Тем
самым эргономика решает задачи рациональной организации деятель-
ности людей в СЧМ, целесообразного распределения функций между
человеком и машиной.
Введение…………………………………………………………….………….…3
Системный подход к обеспечению надёжности в эргономике….…..…….…..9
Надёжность эргономических систем………………………………….……….13
Заключение……………………………………………………..……..…………17
Список литературы…………………………………………..………….………22
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра ФАИТ
«Основы эргономики и дизайна»
Реферат на тему:
Системный подход к обеспечению надёжности.
Выполнил: Студент ЗФ 5 курс группа№13
А.И. Устинов
Самара
Самарский государственный технический университет
2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Системный подход к обеспечению надёжности в эргономике….…..…….…..9
Надёжность эргономических систем………………………………….……….13
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………………..……
Введение.
Эргономика – это научно-прикладная дисциплина, комплексно изу-
чающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) трудо-
вой деятельности, связанной с использованием машин или механизмов
с целью повышения эффективности функционирования таких систем пу-
тем оптимизации средств, условий и процесса труда, а также профес-
сионального мастерства.
Эргономика является одновременно и исследовательской и проекти-
ровочной дисциплиной, так как одной из её задач является разработка
методов учета человеческих факторов при проектировании новой и мо-
дернизации старой техники и технологии, а также существующих усло-
вий труда.
Эргономика, как и любая наука, характеризуется:
· объектом исследования;
· предметом изучения;
· принципами, положенными в основу научных исследований;
· задачами, стоящими перед наукой;
· методами исследования и решения поставленных задач.
Объектом исследования эргономики является система «человек–ма-
шина–среда» (СЧМ). Структурная схема СЧМ приведена на рис. 2.
Эргономика рассматривает СЧМ как сложное функционирующее це-
лое, в котором главная, ведущая роль принадлежит человеку.
Предмет эргономики – конкретная трудовая деятельность человека,
использующего технические средства.
Эргономика рассматривает технический и человеческий аспекты в
неразрывной связи. Сочетание способностей человека и возможностей
машины существенно повышает эффективность функционирования
СЧМ. Поэтому решение прикладных проблем эргономики предполагает
движение одновременно в двух направлениях – от требований человека
к машине и условиям ее функционирования и, наоборот – от требований
машины и условий ее функционирования к человеку. Оптимальные ре-
шения находятся, как правило, на пересечении этих направлений. Тем
самым эргономика решает задачи рациональной организации деятель-
ности людей в СЧМ, целесообразного распределения функций между
человеком и машиной.
Следует особо подчеркнуть, что эргономика изучает определенные
свойства СЧМ, которые получили название человеческих факторов. Они
представляют собой интегральные характеристики связи человека и ма-
шины, проявляющиеся в конкретных условиях их взаимодействия при
функционировании системы.
Знание человеческих факторов позволяет формулировать требова-
ния к профессиональному отбору и обучению персонала, техническим
средствам подготовки, согласованию внешних средств трудовой дея-
тельности и способов ее осуществления. Увеличивается роль челове-
ческих, факторов применительно к задачам проектирования, создания и
использования технически сложных изделий культурно-бытового назна-
чения (персональные компьютеры, теле- радиоаппаратура, магнитофо-
ны, бытовая техника и др.).
Человеческие факторы всесторонне проявляются и фиксируются в та-
кой целостной эргономической характеристике СЧМ, как эргономичность.
Под эргономичностью понимают свойство техники изменять эффек-
тивность трудовой деятельности в СЧМ в зависимости от степени ее со-
ответствия физическим, биологическим и психическим свойствам чело-
века. Эргономичность формируется на базе таких свойств техники, как
управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость.
Управляемость – свойство техники изменять эффективность выпол-
нения человеком основной и вспомогательной работы при обеспечении
необходимых технологических операций над предметом труда.
Обслуживаемость – свойство техники изменять эффективность вы-
полнения человеком трудовых операций по приведению техники в со-
стояние готовности к функционированию и поддержанию этого состоя-
ния во времени.
Освояемость – характеризует эффективность приспособления тех-
ники к быстрому и качественному овладению техникой техническим и
управляющим персоналом.
Обитаемость – эргономическое свойство техники, приближающее
условия её функционирования к оптимальным биологическим парамет-
рам внешней среды, при которых работающему человеку обеспечивается
нормальное развитие, хорошее здоровье и высокая работоспособность.
Качественными показателями эргономичности являются:
· по управляемости: а) среднее время или коэффициент занятости
человека-оператора выполнением определенной единицы технологиче-
ского процесса; б) вероятность выполнения человеком-оператором еди-
ницы технологического процесса с заданным качеством; в) производи-
тельность или норма времени на единицу труда;
· по обслуживаемости: а) среднее оперативное время занятия чело-
века подготовкой техники к её применению; б) среднее оперативное вре-
мя занятостью восстановлением или профилактикой техники;
· по освояемости: а) среднее календарное время профессиональной
подготовки человека-оператора; б) уровень квалификации человека, не-
обходимый для обслуживания техники.
Говоря о задачах эргономики необходимо вести речь о комплексе за-
дач, стоящих перед эргономикой и решаемых ею.
Одна из важнейших задач эргономики состоит в том, чтобы при про-
ектировании новой и модернизации существующей техники заранее и с
максимально доступной полнотой учитывать возможности и особенности
людей, которые будут ею пользоваться, как с позиции повышения про-
изводительности труда и наилучшего выполнения функций человеком-
пользователем, так и обеспечения для него удобства и комфортности.
Можно сказать, что основная задача эргономики – оптимизация условий
труда, для чего изучаются возможности и особенности различных кате-
горий индивидов с целью учета полученных результатов при проектиро-
вании оборудования рабочих мест. Эргономика, в том числе, приобрета-
ет все большее значение и в решении комплексной проблемы реабили-
тации лиц, в той или иной мере утративших работоспособность. С этой
же целью в эргономике изучаются психофизические возможности и осо-
бенности людей пожилого возраста. Таким образом, эргономика создает
научную базу для решения важной социальной проблемы по вовлече-
нию в производительный труд указанной части населения.
Эргономика призвана решать ряд проблем, связанных с оценкой точ-
ности, надежности и стабильности работы, исследованием влияния пси-хической напряженности, утомления, эмоциональных факторов и особен-
ностей нервно-психической организации оператора на эффективность его
деятельности в системе «человек-машина», изучение приспособитель-
ных и творческих возможностей человека. В практическом отношении это
проблема организации всестороннего и профессионального учета эрго-
номических факторов на различных этапах создания систем (проектиро-
вания, изготовления, испытаний, внедрения) и их эксплуатации.
Одно из основных направлений эргономики связано с изменением
менталитета инженеров, проектировщиков, конструкторов, которые дол-
жны ориентироваться не на собственные представления о физических и
психических характеристиках человека, а на точное знание того, как че-
ловек видит, слышит, думает, как далеко он может дотянуться рукой, на-
сколько он может согнуться, как повлияет определенный уровень вибра-
ции на его зрительное восприятие, эмоциональные реакции и т. д.
С этой целью создаются многостраничные справочники по конкретным
характеристикам человека и его возможностям действовать в тех или
иных средах, проводится большая работа по стандартизации эргономи-
ческих норм и требований, вводятся в инженерные вузы дополнитель-
ные курсы по эргономике и человеческим факторам.
Большое значение имеет создание эргономического обеспечения на-
учной организации и безопасных условий труда. С этой целью должна
продолжаться разработка эргономических норм и требований, а также
эргономической оценки качества промышленной продукции.
В отличие от инженерной психологии и психологии труда эргономика
изучает взаимодействие человека и техники не только в сфере произ-
водства, но и в сферах досуга и быта. Активное воздействие на разви-
тие эргономики оказали возросшая конкуренция в производстве товаров
и услуг и принятие законодательства, защищающего права потребителя.
Юридическая ответственность за качество и безопасность своих изде-
лий побудила предпринимателей привлекать эргономистов к разработке
новых изделий еще на стадии проектирования.
Эргономика должна решать также ряд задач методологического ха-
рактера. Это связано с тем, что она как наука находится в стадии ста-
новления, активного развертывания исследований. Разработка методо-
логических проблем способствует построению теории эргономики и тем
самым обогащает практику конкретных исследований.
Выявление направлений исследований и круга решаемых задач по-
зволяет сформулировать общую цель, или главную задачу, эргономики.
Главная цель эргономики формулируется как единство трех аспектов
исследования и проектирования:
1) повышения эффективности
ционирования человеко-машинных систем;
2) охраны здоровья людей;
3) всестороннего развития
процессе. Принятие тезиса о триедином характере главной цели эрго-
номики позволяет избежать отрыва эргономических исследований от
конкретных задач развития производства.
Можно сформулировать и основные задачи эргономических разрабо-
ток, реализуемые при решении любой эргономической задачи.
1. Анализ и синтез деятельности оператора в СЧМ. В процессе ана-
лиза изучается структура деятельности оператора, выявляются цели,
мотивы и способы выполнения трудовой деятельности, рассматривают-
ся возможные режимы работы и оценивается их влияние на результаты
труда. На основании этих исследований определяются необходимые
требования к характеристикам человека-оператора.
2. Изучается комплекс
века-оператора. Исследуется работа органов чувств человека, его цен-
тральной нервной системы, моторно-двигательного аппарата и т. д.
Причем рассматриваются только оптимальные значения этих характе-
ристик, а не экстремальные.
3. Организация рабочего места оператора с учетом комплекса его
эргономических свойств, определенных ранее. Разрабатываются тре-
бования, предъявляемые к рабочему месту в целом и к отдельным его
элементам, с целью обеспечения максимальных удобств и эффектив-
ности работы.
4. Профессиональная подготовка операторов, включающая в себя
профотбор, профобучение, тренировку и формирование коллективов.
5. Эргономическое проектирование и оценка СЧМ.
6. Определение экономического
Системный подход к обеспечению надёжности в эргономике.
Разработка методологии эргономики осуществляется соответственно
трем уровням методологического анализа, выделяемым в философии.
В эргономике можно различить три типа методологических средств:
1) методологические средства
научные методологические средства; 3) специально-научные или кон-
кретно-научные методологические средства. Методологические средст-
ва в процессе исследовательской практики органически слиты, включе-
ны в соответствующие эргономические представления, конкретизирова-
ны применительно к различным сферам практической и теоретической
деятельности. В эргономике, учитывая характер ее возникновения, ши-
роко используются методологические средства смежных дисциплин,
особенно психологии.
Основными методологическими принципами, используемыми в эрго-
номике, являются:
1) принцип единства сознания и деятельности. Он означает, что со-
знание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождес-
твенны, а образуют единство. Сознание образует внутренний план дея-
тельности, ее программу. Именно в сознании образуются динамические
модели и образы действительности, позволяющие ориентироваться че-
Информация о работе Системный подход к обеспечению надёжности