Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 22:49, реферат
Сочетание способностей человека и возможностей
машины существенно повышает эффективность функционирования
СЧМ. Поэтому решение прикладных проблем эргономики предполагает
движение одновременно в двух направлениях – от требований человека
к машине и условиям ее функционирования и, наоборот – от требований
машины и условий ее функционирования к человеку. Оптимальные ре-
шения находятся, как правило, на пересечении этих направлений. Тем
самым эргономика решает задачи рациональной организации деятель-
ности людей в СЧМ, целесообразного распределения функций между
человеком и машиной.
Введение…………………………………………………………….………….…3
Системный подход к обеспечению надёжности в эргономике….…..…….…..9
Надёжность эргономических систем………………………………….……….13
Заключение……………………………………………………..……..…………17
Список литературы…………………………………………..………….………22
ловеку в окружающей среде и обеспечивать успешность достижения це-
лей деятельности;
2) принцип гуманизации труда означает, что ведущая, творческая
роль в процессе труда принадлежит человеку. При решении таких важ-
нейших практических вопросов, как повышение производительности, эф-
фективности и качества труда эргономика исходит, прежде всего, из тре-
бований, предъявляемых человеком к технике, из его возможностей и
особенностей деятельности. Противоположным ему является принцип
симпфликации (упрощения), при реализации которого стремятся к макси-
мальному упрощению деятельности человека, выхолащиванию из нее
всех творческих элементов, а сам человек низводится до придатка маши-
ны, оставаясь исполнителем лишь механических действий и движений;
3) принцип активного оператора. Согласно этому принципу при оп-
ределении роли человека в СЧМ очень важно, чтобы оператор осущест-
влял активные действия, имел свое личное отношение к выполняемым
действиям, активно стремился к цели. Это связано с тем, что при пас-
сивной позиции оператора его переход к активным действиям требует
значительной затраты сил, однако эффективность его деятельности при
этом может оказаться невысокой, что наблюдается, например, в работе
машиниста. При активной же позиции оператора эффективность его
деятельности достигает более высокого значения, а его психофизиоло-
гические затраты оказываются меньшими. Поэтому необходимо уже на
стадии проектирования СЧМ определить характер будущей деятельно-
сти и уровень активности оператора;
4) принцип проектирования
должен выступать как основа решения всех остальных задач построения
СЧМ. При разработке СЧМ наряду с техническими устройствами должна
проектироваться деятельность оператора, который будет пользоваться
этими устройствами. В свою очередь, эти устройства должны разраба-
тываться на основе и с учетом проекта будущей деятельности операто-
ра. Таким образом, к техническим устройствам нужно подходить как к
средствам сознательной деятельности человека-оператора;
5) принцип последовательности и непрерывности учета требо-
ваний эргономики. Учет эргономических требований должен пронизы-вать все этапы существования СЧМ: проектирования, производства и
эксплуатации. Реализация данного принципа на практике означает
внедрение системы эргономического обеспечения СЧМ на всех этапах
ее существования;
6) принцип комплексности. Уже в самом определении эргономики
как научной дисциплины предусматривается реализация данного прин-
ципа. Он обеспечивает комплексное изучение человека (группы людей)
в конкретных условиях его (их) деятельности, связанной с использова-
нием машин. Это достигается развитием междисциплинарных связей эр-
гономики, взаимодействием её с другими науками о человеке и технике.
Основой для практической реализации рассмотренных принципов яв-
ляется применение системного подхода, который образует методологи-
ческую базу эргономики. Сущность системного подхода достаточно про-
ста: все элементы системы и все операции в ней должны рассматри-
ваться только как одно целое, только в совокупности, только во взаимо-
связи друг с другом.
Идеи системного подхода определяют многие исходные установки и
теоретические положения эргономики: стремление к целостному рас-
смотрению человеко-машинных систем, системно-динамический взгляд
на их структуру, включение деятельности человека в предмет научного
рассмотрения, тенденция к научному синтезу различных аспектов ис-
следования, стремление выявить возможные последствия деятельности
человека. Применение системного подхода к СЧМ позволяет выявить
различные характеристики связи человека и машины в конкретных усло-
виях их взаимодействия. Сложность этого заключается в том, что чело-
век-оператор, будучи сам сложной специфической системой, функцио-
нирует в более сложной системе, состоящей из ряда подсистем со
сложными взаимосвязями между ними и своими внутренними противо-
речиями. Таким образом, системный подход позволяет по-новому ста-
вить и решать многие задачи эргономики.
Методологическое значение имеет также ряд теоретических положе-
ний, разработанных либо непосредственно в эргономике, либо в смеж-
ных с ней дисциплинах и органично вошедших в ее состав: различие
коррективной и проективной эргономики; гипотеза иерархической орга-
низации деятельности оператора; гипотеза оперативного образа и др.
В эргономических исследованиях широко используются методы (и
конкретные методики), сложившиеся в эргономике, а также в других,
смежных с нею дисциплинах (в социологии, психологии, физиологии и
гигиене труда, кибернетике, математике и др.).
Надёжность эргономических систем.
Важнейшим условием для повышения качества и эффективности про-
изводства является обеспечение высокой надежности работы всей эрга-
тической системы.
Под надежностью СЧМ следует понимать способность системы решать
возложенные на него функции своевременно и точно на протяжении задан-
ного времени с минимальными затратами сил, средств, энергии.
Определяя надежность эргатической системы, необходимо учитывать
следующее:
– единые для всех звеньев системы показатели надежности должны по
возможности включать в себя в явном виде показатели ее отдельных
звеньев – человека и техники;
– использование математического аппарата и методов расчета теории
надежности технических средств при оценке деятельности человека имеет
ограниченный характер;
– универсальное выражение для определения надежности эргатиче-
ских систем вряд ли возможно из-за различия протекающих в этих систе-
мах процессов управления.
Критерии надежности можно объединить в группы: безотказность, вос-
станавливаемость, готовность и своевременность. В качестве основных они
включают показатели: вероятность безотказной работы, среднее время без-
ошибочной работы, частота отказов, среднее время восстановления, коэф-
фициент готовности, вероятность своевременного выполнения задания.
Любые нарушения в работе системы, вызывающие частичную или пол-
ную утрату ее работоспособности, определяются как отказ.
Результатом самоконтроля человеком своих действий и исправления
допущенных им ошибок служат показатели восстанавливаемости.
Показатели своевременности действий используют потому, что пра-
вильные, но несвоевременные действия не приводят к достижению цели,
т. е. дают тот же результат, что и ошибка. Исследования ошибок и отказов
человека – одно из актуальных направлений современных научных иссле-
дований. Под ошибкой понимают элемент, нарушающий целенаправленное
протекание деятельности и приводящий к нежелательному результату.
Все ошибки, допускаемые человеком, условно делят на группы: по вре-
мени выполнения действий, самим действиям и грубые. Грубые ошибки ха-
рактеризуются замещением одних действий другими. Чаще всего они обу-
словлены утомлением оператора, расстройством его здоровья, детрениро-
ванностью. Ошибки человека можно классифицировать как закономерные и
случайные. К закономерным относят ошибки, которые могут быть устране-
ны при создании оптимальных условий для деятельности, к случайным –
ошибки, вызванные вероятностным характером поведения человека.
По характеру проявления ошибки бывают систематическими, обусловлен-
ными неучтенными факторами, личностными причинами, а также случай-
ными, обусловленными нестабильностью условий труда или действий че-
ловека, различием индивидуальных качеств людей.
Отказ – состояние, при котором человек не может выполнять возло-
женные на него функции из-за утомления, временной утраты работоспо-
собности и др. Отказ может быть временным неустойчивым – ошибкой;
временным устойчивым, для устранения которого требуется предоставле-
ние специального времени или условий; окончательным – неустранимым;
оперативным – цель не достигнута из-за дефицита времени.
Ошибки и отказы используют в расчетах показателей надежности че-
ловека и системы в целом.
Основной показатель безошибочности – вероятность безошибочного
выполнения работы:
Pб / о = m/ N
где т – число правильно решенных задач (действий); N – общее число
решаемых задач (действий).
В деятельности человека можно выделить ряд функций, которые он
выполняет с неодинаковой надежностью. Это прием информации, приня-
тие решения, формирование результата, реализация решения.
При приеме информации диспетчер, например, часто допускает ошиб-
ки из-за сбоя внимания: рассеянности, неправильного его распределения,
отвлечении (в течение 1 ч активной сосредоточенной работы за пультом
ДЦ диспетчер допускает свыше 30 отвлечении общей продолжительно-
стью свыше 45 мин). Большое число ошибок происходит из-за отказов ор-
ганов чувств.
Даже при высокой квалификации, идеальной конструкции технических
средств, рациональной организации труда нормальный здоровый человек
допускает одно-два ошибочных действия на сотню. При современной высо-
кой социальной и стоимостной значимости человеко-машинных систем та-
кой объективный уровень надежности человека недостаточен.
Одна из основных причин ошибок человека – высокий динамизм условий
его деятельности. Наиболее характерно это для работы железнодорожных
диспетчеров, и прежде всего тех, кто руководит движением поездов на уча-
стках. Поэтому важная особенность функционирования эргатической сис-
темы – зависимость ее надежности от времени, необходимого на реализа-
цию человеком алгоритма. Несмотря на работоспособное состояние техни-
ческих средств и человека, могут появиться отказы от недостатка времени
на выполнение ряда операций внутри алгоритма.
При расчетах надежности эргатических систем необходимо учитывать
и качественные характеристики надежности, которые обусловлены:
– эргономическим соответствием техники и характера решаемых задач
возможностям и потребностям человека;
– обученностью человека, соответствием его профессионального уров-
ня сложности и требованиям выполняемой работы;
– индивидуальными особенностями человека (здоровье, состояние нерв-
ной системы и др.) и их согласованностью с требованиями профессии.
После вычисления частных количественных показателей в соответст-
вии с общими правилами нахождения вероятностей сложных событий оп-
ределяется вероятность выполнения задачи всей системой Pсчм.
Pсчм = Pч×Pт
где Pч – вероятность выполнения задачи (надежность) человеком-опе-
ратором; Pт – вероятность выполнения задачи (надежность) техниче-
скими устройствами.
Недостаточная надежность существующих технических средств и не-
достаточное их число компенсируются только возрастающим использова-
нием возможностей человека. Неудовлетворительная организация и про-
ектирование СЧМ маскирует увеличение загрузки и, следовательно, износ человека. Пока успешно решаются лишь начальные этапы помощи опера-
тору: машинные сбор, представление и документирование информации.
Однако они не снижают плотности потока сообщений, а только преобра-
зуют его. Именно по этой причине или по крайней мере в большей степени
из-за нее оператор параллельно с машинами обрабатывает информацию.
Это дань реальному уровню развития техники, главным образом, ее на-
дежности. Но полная надежность техники неосуществима, поэтому един-
ственный выход – развитие технических устройств управления, передача
им все большей части объема обработки информации, предоставление
комплексной информации в сжатой форме. И всё-таки человек останется
единственным (а иногда единоличным) звеном, от которого зависят на-
дежность и эффективность человеко-машинной системы в целом. Требо-
вания к таким его личным качествам, как производительность, точность,
надежность и эффективность, будут расти и постоянно повышаться.
Заключение.
Перспективы развития эргономики. Эргономика относится к тем наукам, которые можно различать по предмету и специфическому сочетанию методов, применяемых в них.
Методологическую базу эргономики составляет системный подход. Он позволяет использовать в эргономическом исследовании в том или ином сочетании методы различных наук, на стыке которых возникают и решаются качественно новые проблемы изучения систем «человек и машина». Таким образом, эргономика в значительной мере использует методы исследований, сложившиеся в психологии, физиологии и гигиене труда.
Проблема состоит в координации различных методических приемов при решении той или иной эргономической задачи, в последующем обобщении и синтезировании полученных с их помощью результатов. В ряде случаев этот процесс приводит к созданию новых методов исследований в эргономике, отличных от методов тех дисциплин, на которые она возникла.
Рассуждая о методах эргономического анализа, Е.Б.Моргунов выделяет следующие критерии для их типологии:
С точки зрения целей методы могут быть:
— аналитическими;
— проектировочными. [4, с.124].
При этоманалитические методы должны применяться раньше проектировочных, т.к. в начале проводится выявление структуры деятельности, а уж потом разрабатываются мероприятия, делающие деятельность пользователя более эффективной.
Информация о работе Системный подход к обеспечению надёжности