Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 22:49, реферат
Сочетание способностей человека и возможностей
машины существенно повышает эффективность функционирования
СЧМ. Поэтому решение прикладных проблем эргономики предполагает
движение одновременно в двух направлениях – от требований человека
к машине и условиям ее функционирования и, наоборот – от требований
машины и условий ее функционирования к человеку. Оптимальные ре-
шения находятся, как правило, на пересечении этих направлений. Тем
самым эргономика решает задачи рациональной организации деятель-
ности людей в СЧМ, целесообразного распределения функций между
человеком и машиной.
Введение…………………………………………………………….………….…3
Системный подход к обеспечению надёжности в эргономике….…..…….…..9
Надёжность эргономических систем………………………………….……….13
Заключение……………………………………………………..……..…………17
Список литературы…………………………………………..………….………22
С точки зрения «разрешающей способности» методов выделяются:
— производственные методы (используются, когда деятельность «берется в полном объеме», в процессе «ее реального выполнения»);
— лабораторные методы (если анализируются отдельные составляющие деятельности). [4, с. 125].
Недостаток лабораторного подхода в том, что часто «за деревьями» (частными характеристиками деятельности) не видно самого «леса». Поэтому лучше использовать два данных подхода в сочетании и разумном чередовании.
С точки зрения способа получения данных выделяются:
— объективные;
— субъективные методы. [4,с. 126].
Субъективные методы, используемые «непосредственно от людей», существенно дополняют данные, полученные «с помощью исследовательского оборудования» (объективные).
Выделяются также:
— эмпирические;
— экспериментальные методы. [4, с. 126].
В эмпирических методах исследователь лишь тем или иным способом наблюдает и регистрирует реальную деятельность. Экспериментальные методы предполагают активное воздействие на нее с помощью комбинаций тех или иных условий ,признанных имеющими определенное значение. Эмпирические и экспериментальные методы также применяются в некоторой очередности.
На сегодняшний день эргономика переходит на новый этап своего развития:
— функции машин признаны вторичными, обслуживающими;
— учитывают ,прежде всего, позитивные качества человека как действительного субъекта труда, т.е. то, что составляет не его недостатки, а его преимущества по сравнению с машиной.
Эти тенденции находят свое выражение в таких явлениях, как замена Европейским агентством по производительности труда термина «эргономика»термином «соответствие работы работающему», переименование факультета эргономики и кибернетики в Технологическом колледже в Лавбров факультет наук о человеке, который продолжает оставаться ведущим ВУЗом Англии по подготовке специалистов в области эргономики.
На Западе ожидают социально-экономический взлет эргономики: заказы на эргономическую работу растут, экономическая эффективность эргономических работ возрастает, эргономика расширяет сферу своего влияния.
Но при этом не происходит качественного изменения самой эргономики — она работает по внешним критериям: экономическая эффективность, здоровье рабочего и его большая или меньшая удовлетворенность трудом.
Все эти критерии являются внешними, еще раз, потому, что могут быть удовлетворены не эргономическими способами, хотя, может быть, и не гуманными: усиление эксплуатации, улучшением медицинского обеспечения, повышением зарплаты и расширением льгот. В эргономических работах нет той сути, указывая на которую, мы указывали бы на нечто специфическое.
Резюмируя выше сказанное ,можно оказать, что в эргономике не эксплицирована собственная реальность. Отсутствие реальности, или, другими словами, объекта (предмета) делает эргономику дисциплиной отражательной — развитие эргономики идет вслед за развитием техники и технологии, сама эргономика не творит новые вещи.
Отражательность, в свою очередь, приводит к социальной консервативности эргономики — не умея создавать новое, эргономика не видит будущего, ею создаваемого, а потому не имеет и прогрессистских идей и волей-неволей всегда консервирует имеющиеся социально-экономическое положение. />
Не эксплицированность собственной реальности направляет эргономику в своем развитии в сторону идеологизации — превращения эргономического способа мышления в общекультурный, а не объектно-профессиональный (например, физический ,биологический).
Варианты развития эргономики:
— экспансионистский вариант. Эргономика распространится на все мыслимые виды занятий, будут более-менее отработаны все методы ее работы (как это уже произошло с антропометрией человека), интерес к ней упадет. Эта экспансия может включить в себя и позитивистски понятую духовную сферу, превратив ее в набор эстетических и этических потребностей, сводящихся в конце концов к комфорту. Пока развитие эргономики идет по данному варианту.
— трансформационный вариант. Эргономика, вторгшись в так называемую «духовную сферу», обнаруживает не затрагиваемые ранее человеческие реалии, необъясняемые традиционными дисциплинами (прежде всего, психологией), в частности, высшие психические состояния, антропологический прототип. Новые факты (которые уже есть) требуют кардинальной перестройки психологии как базовой дисциплины для эргономики (превращение ее в науку о человеке). Новая психология и задаст ту реальность, которой так не хватает сейчас эргономике, а эргономика переходит на новый этап своего развития (за которым пока неизвестно что будет).
1. Волошин В. « Эргономика должна быть эргономной». М., 1999
2. Литвак И., «Эргономика – заботливая наука». М., 1999, 297 c.
3. Мескон М.Х., Альберт М. Основы менеджмента. Москва «Дело», 1995
4. Моника Тиль. Знакомьтесь: Ваше рабочее место. Москва: «Кристина и К.» 96г
5. Смирнов Е.Л. Справочное пособие по НОТ. – 2-е изд., доп. и перераб. -
М.: Экономика, 1981. – 408 с.
6. Сейдлер Д., Бономо П., Руководство по эргономике. М.., 2000
Информация о работе Системный подход к обеспечению надёжности