На третьем - разработочном
этапе проектируются мероприятия, предложения
и рекомендации, определяются показатели
социального развития коллектива, которые
должны быть конкретными и реально выполнимыми.
Составляется первоначальный вариант
(проект) плана по разделам, определяется
экономическая и социальная эффективность
предлагаемых мероприятий. Эти мероприятия
согласовываются с функциональными службами
и передаются в рабочую группу, которая
формирует сводный проект плана. Последний,
согласовывается с главными специалистами
предприятия и руководителем предприятия.
На четвертом - контрольном
этапе разрабатывается система
контроля за реализацией плана социального
развития, которая включает сложившуюся
на предприятии систему учета, контроля
и отчетности.
В плане социального
развития целесообразно выделить следующие разделы и направления
работ:
- Совершенствование социальной структуры коллектива. В этом разделе обращается особое внимание на сокращение доли или полную ликвидацию тяжелых и вредных для здоровья работ, на сокращение доли малоквалифицированного труда, на повышение образовательного и квалификационного уровней работников, на изменение (если в этом есть необходимость) половозрастной структуры коллектива. Отдельно рассматривается труд женщин, подростков, лиц пожилого возраста с указанием тех структурных изменений, которые целесообразно провести среди этих категорий трудящихся.
- Социальные факторы развития производства и повышения его экономической эффективности. Здесь планируются мероприятия, связанные с техническим перевооружением производства, с внедрением новой техники и технологии. Среди таких мероприятий можно назвать проектирование прогрессивных форм организации и оплаты труда, снижение его монотонности. Насыщение производства высокопроизводительной техникой обостряет проблему высвобождения работников и обеспечения занятости персонала предприятия. Целесообразно использовать различные формы занятости: неполный рабочий день, режимы гибкого рабочего времени, надомный труд для женщин и пенсионеров и др. Важно, чтобы в плане нашли отражение вопросы преодоления инфляции, повышения работникам реальной заработной платы. В условиях роста технической вооруженности предприятия следует всячески поддерживать обучение без отрыва от производства. Необходимо предусмотреть также меры по стимулированию рационализации и изобретательства.
- Улучшение условий труда и быта работников. В плане нужно особо выделить участки и подразделения с неблагоприятными условиями труда, для которых необходимо предусмотреть меры по оздоровлению производственной среды, по замене оборудования, являющегося источником повышения вредности и опасности, или по надежной изоляции такого оборудования. Предусматриваются также мероприятия по соблюдению санитарно-технических норм, стандартов безопасности труда, по организации на предприятии хорошо оборудованных бытовок, пунктов приема пищи, стирки спецодежды, ремонта обуви, по доставке рабочим через столы заказов продуктов и промышленных товаров и др. Особо выделяются вопросы обеспечения работников жильем, детскими дошкольными учреждениями, местами отдыха и др.
- Воспитание дисциплины труда, развитие трудовой активности и творческой инициативы. Мероприятия этого раздела плана разрабатываются на основе анализа ценностных ориентаций работников и должны быть направлены на стимулирование высокой трудовой и производственной дисциплины, на развитие различных форм вовлечения трудящихся в дело совершенствования производства.
Параллельно с планом
социального развития коллектива многими
предприятиями разрабатывались
так называемые социальные паспорта
предприятий. Этот опыт целесообразно использовать
и в настоящее время.
Социальный паспорт
предприятия представляет собой
совокупность показателей, отражающих
состояние и перспективу социального
развития. В нем характеризуются
социальная структура коллектива предприятия, его функции, условия труда,
обеспеченность работников жильем, детскими
дошкольными учреждениями, подразделениями
социальной инфраструктуры на самом предприятии.
В паспорте отражаются внутриколлективные
отношения, социальная активность работников
и другие вопросы. Данные из социального
паспорта используются при разработке
плана социального развития.
В дополнение к планам
социального развития могут разрабатываться
специализированные социальные программы,
такие, например, как "Здоровье", "Женский
труд", "Молодежь", "Жилье" и
др.
Планирование социального
развития трудовых коллективов обеспечивает
рост социальной эффективности, которая,
наряду с экономической эффективностью,
является важнейшей предпосылкой и
условием благополучия предприятия
и его работников.
3. Служба социального
развития, ее состав и функции
На современном этапе
развития общества для решения поставленных
перед ним задач необходима полная
мобилизация социально-психологических
факторов в общественном производстве,
усиление социальной направленности управления экономикой,
что невозможно без активного исследовательского
поиска и своевременного проникновения
в сущность социально-экономических процессов,
протекающих в сфере производства.
В связи с этим возникает
необходимость в совершенствовании управления социальными процессами,
повышении уровня работы в области социального
развития трудовых коллективов. Важную
роль в этом должны сыграть службы социального
развития предприятий, организаций, министерств.
Служба социального
развития призвана проводить социологические исследования
на предприятии и на основе всестороннего
изучения социально-психологических проблем
организации труда, быта и отдыха трудящихся
разрабатывать и реализовывать мероприятия,
обеспечивающие всемерное выявление и
использование резервов роста производительности
труда и повышения эффективности производства,
совершенствование управления социальными
процессами, улучшение воспитательной
работы и развитие творческой активности
трудящихся. Она организует работу по
управлению социальным развитием трудовых
коллективов, методическое обеспечение,
координацию разработки и реализации
планов, целевых комплексных программ
социального развития.
Исходя из социальных
проблем и задач, стоящих перед
социологами предприятия по решению
этих проблем разрабатывается положение о службе
социального развития предприятия, предусматривающее
выполнение следующих функций:
- информационно-исследовательской (познавательной) функции, которая обеспечивает руководство предприятия достоверной и полной информацией о состоянии и тенденциях изменения социальных явлений и процессов на производстве. Для этого служба социального развития должна систематически исследовать и анализировать узкие места, разрабатывать социальные карты работников и социальные паспорта коллективов, которые представляют собой систему характеризующих их социально-экономических показателей. Эта функция носит творческий характер, она основывается на сборе, обработке и анализе социальной информации, изучении результатов других социологический исследований и определении тенденций развития социальных явлений и процессов;
- управленческо - прогностической функции, выражающейся в обязанностях работников службы прогнозировать развитие социальных явлений, процессов и управлять ими в производственных коллективах;
- организационно-контрольной функции, которая сводится к организации и внедрению в практику научных рекомендаций по управлению социальными процессами, контролю реализации этих рекомендаций;
- консультационной функции, состоящей в оказании социологами предприятия практических советов членам коллектива по различным социальным вопросам, проведении консультаций по социальной тематике;
- функции социальной оценки, заключающейся в определении социальной эффективности внедряемых мероприятий. Экономический эффект не всегда совпадает с социальным. Некоторые мероприятия, улучшая экономические показатели, могут вызывать нежелательные социальные явления. В задачи социологической службы входит контроль социальных параметров развития коллектива, чтобы не допустить их ухудшения;
- педагогико-воспитательной функции, возлагающей на социологов обязанности распространения передового опыта, организации социологической учебы кадров, изучения и доведения до коллектива, в том числе и администрации. Необходимых социологических, психологических, педагогических знаний и убеждения их в целесообразности использования этих знаний в практической деятельности, формирования у руководителей производства социологического мышления.
В положении о службе
социального развития предприятия
конкретизируется содержание выполняемых функций
в различных областях ее деятельности.
1. В области планирования
и управления социальным развитием
трудовых коллективов:
- анализ уровня социального развития трудовых коллективов, подготовка предложений к проектам программ социального развития коллективов;
- изучение социальных аспектов научно-технического прогресса, разработка мероприятий по преодолению социальной неоднородности труда, социально-психологическому обеспечению внедрения новой технологии и техники, сокращению тяжелого, монотонного и малоквалифицированного ручного труда;
- проведение социологических и социально-психологических исследований, анализ и прогнозирование развития социальных процессов, подготовка предложений по учету социально-психологических факторов в организации производства и быта;
- пропаганда социологических и психологических знаний;
- участие в организации и проведении экспериментов, разработке предложений по социально-психологическим аспектам совершенствования хозяйственного механизма;
- участие в экспертизе проектов строительства и реконструкции объектов производственного и непроизводственного назначения в части обеспечения учета в них социальных требований и нормативов.
2. В области совершенствования
социальной структуры и стабилизации
трудовых коллективов:
- прогнозирование социальных процессов в связи с намеченными программами технического перевооружения производства, анализ изменений и разработка предложений по совершенствованию социальной структуры кадров;
- изучение причин текучести кадров, разработка мер по закреплению кадров и стабилизации трудовых коллективов.
- 3. В области внедрения прогрессивных форм организации труда:
- разработка и внедрение мероприятий по повышению удовлетворенности трудом. Обеспечению престижности профессий, усилению творческого характера труда;
- проведение аттестации и рационализации рабочих мест соответствии с социальными требованиями;
- подготовка мероприятий по оздоровлению и созданию безопасных и благоприятных условий и повышению культуры труда, улучшению труда и производственного быта женщин;
- разработка предложений по повышению качества нормирования труда.
4. В области развития
трудовой и социальной активности
работников:
- разработка и внедрение мероприятий по повышению социальной роли личности, созданию благоприятного социально-психологического климата в трудовых коллективах;
- проведение социологических консультаций для трудящихся по производственным и бытовым вопросам.
5. В области социального
обслуживания:
- разработка предложений по совершенствованию и развитию социальной инфраструктуры и созданию условий для удовлетворения социально-культурных и бытовых потребностей работников;
- анализ организации досуга и разработка предложений по улучшению использования свободного времени, обеспечению более благоприятных условий отдыха работников и членов их семей, ветеранов труда и пенсионеров.
Служба социального
развития является самостоятельным
подразделением, подчиняющимся руководителю
предприятия или его заместителю
по социальным вопросам. В состав подразделений
служб социального развития включаются социологи,
психологи, специалисты по профориентации,
организации и управлению производством.
Профессиональным содержанием
деятельности работников службы является
проведение прикладных социологических
исследований производственных коллективов,
планирование и прогнозирование
показателей их развития, а также
разработка и внедрение мероприятий,
направленных на решение социальных проблем.
Взаимодействуя со всеми
производственными подразделениями,
служба социального развития предприятия
организует и координирует социологическую
работу, запрашивает и анализирует
социальную информацию, необходимую
для проведения плановых работ, проводит конкретные
социологические исследования, ознакамливает
и передает подразделениям рекомендации
и результаты проводимых исследовательских
работ, контролирует их внедрение, проводит
научно-поисковые работы по дальнейшему
решению социальных проблем, разрабатывает
научно-методические и учебно-методические
материалы по исследуемым проблемам, пропагандирует
социологические и психологические знания
среди работников предприятия. Служба
социального развития устанавливает деловые
взаимосвязи, необходимые для выполнения
работ по тематическому плану с другими
родственными службами предприятий, научными
учреждениями, вузами, организует и проводит
семинары, совещания, стажировку специалистов
родственных служб и предприятий.
4. Социологическое исследование и этапы его
проведения
Социологическое исследование
- основной источник информации, необходимой
при составлении планов социального
развития производственного коллектива,
а также для оперативной работы
службы социального развития предприятия. В последнем случае социологическое
исследование проводится, когда имеющейся
информации недостаточно для объяснения
изменения уровня тех или иных показателей
деятельности предприятия.