Социальное развитие трудовых коллективов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 06:45, реферат

Описание работы

Социальная структура коллектива - это строение, которое определяется составом и сочетанием в нем различных социальных групп. Под социальной группой понимают совокупность работников, обладающих каким-либо общим, объединяющим их социальным признаком, свойством, например, уровнем образования, профессией, стажем работы и т.д.
Социальная структура коллектива - это важный параметр, влияющий на эффективность деятельности предприятия. Благоприятная социальная структура способствует развитию трудовой активности, творческой инициативы, высокой дисциплины труда и росту его эффективности. Неблагоприятная социальная структура затрудняет эффективное решение производственных задач.

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

При не включенном наблюдении исследователь находится вне  изучаемого объекта и события, регистрируются со стороны без вмешательства  наблюдателя в их ход.

В зависимости от степени  осведомленности исследуемой группы о факте проведения исследования различают открытое и скрытое (инкогнито).

В зависимости от степени  формализации процедуры, то есть жесткости  предписаний относительно того, что  и как наблюдать, наблюдения делятся  на свободные (бесструктурные) и стандартизированные (структурные). Свободное наблюдение характеризуется отсутствием жестко установленного предписания извне. Стандартизированное наблюдение отличается от свободного своей строгой регламентацией процедуры наблюдения, времени и избранного объекта.

По принципу регулярности во времени наблюдения делятся на систематические и эпизодические.

В зависимости от количества наблюдаемых объектов наблюдения делятся  на сплошные и частичные.

По месту проведения и способу организации наблюдения делятся на полевые и лабораторные. Полевые проводятся над реальными социальными группами и коллективами в естественных условиях их жизнедеятельности.

В чистом виде рассматриваемые  типы наблюдений в конкретном социологическом  исследовании не встречаются.

Преимуществом метода наблюдения является то, что оно осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Недостатком метода наблюдения является прежде всего трудоемкость его осуществления.

Опрос самый популярный метод сбора первичной информации. Он основан на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкетирование) социально-психологическом взаимодействии исследователя с респондентом. Он позволяет исследователю имитировать любые ситуации для того, чтобы получить информацию непосредственно от самого человека о его реальных поступках в настоящем и прошлом, о планах и намерениях на будущее, о фактах конкретной деятельности, ее мотивах, результатах, субъективном состоянии, чувствах, склонностях, суждениях.

На основе опроса выясняют мнение членов коллектива по различным вопросам коллективной деятельности и прежде всего тем, что не нашли отражения в официальных документах, результатах наблюдений и других методов исследования. Надежность информации, получаемой при опросе, зависит от содержания и характера планируемой информации, техники опроса, уровня компетентности респондента.

На практике чаще всего  встречаются три разновидности  опроса: анкетирование, интервью и эксперт-опрос.

Анкетирование - это письменный опрос на основе анкеты, с помощью  которой опосредуется взаимодействие исследователя и респондента. Он чаще всего используется для сбора информации о массовых социальных явлениях.

Анкетирование может  использоваться при исследовании любой  социальной проблемы, если для ее решения  требуется информация о явлениях общественного и индивидуального сознания: потребностях, интересах, мотивах, установках, мнениях, ценностных ориентациях отдельных индивидов или целых социальных групп, а также объективных социальных фактах (организации труда и быта, образовании и квалификации, материальном стимулировании и т.п.).

Анкета представляет собой строго упорядоченный по содержанию и форме набор вопросов и высказываний, которые направлены на раскрытие  содержания проблемы. Она имеет определенную структуру и состоит, как правило, из трех частей: вводной, основной и демографической ("паспортички").

Достоинствами метода анкетирования  являются возможность получения  в относительно короткий срок значительного  объема эмпирической информации, а  также обеспечение анонимности  ответов; недостатком - невозможность проконтролировать ситуацию формулировки ответа, его самостоятельность, полноту.

Для более глубокого  изучения проблемы, выяснения неточностей, противоречий, обнаруживающихся при  обработке результатов анкетирования, может использоваться интервью как дополнение к анкетному опросу.

Интервью - метод сбора  информации об исследуемом объекте  в процессе личного общения с  респондентом по специально составленному  опроснику. Опросник может содержать  прямо поставленные вопросы, ответы на которые позволят получить непосредственную информацию об интересующем явлении, а также суждения о возможных вариантах решения проблемной ситуации.

По своей форме интервью бывает свободное (длительная в течение  нескольких часов беседа по общей  программе) и стандартизированное (проводится по детально разработанному плану, конкретизирующему содержание, последовательность вопросов и даже варианты возможных ответов).

В случае, если необходимо быстро изучить мнение по тому или  иному вопросу, применяется телефонное интервью.

Интервью позволяет  получить малодоступную для других методов исследования информацию. Преимущество его в том, что благодаря непосредственному  контакту с респондентом имеется  возможность видоизменять вопросы  в соответствии с получаемыми  ответами, ставить дополнительные вопросы, уточняя ответы, и тем самым обеспечивать получение более глубокой информации.

Часто в практике социологической  работы возникают ситуации, когда  необходимо дать оценку таким сторонам объекта, по которым самооценка может оказаться искаженной или даже невозможной. Источником подобной информации могут служит компетентные лица - эксперты, имеющие глубокие знания об объекте исследования. Выявление в результате применения метода опроса суждений компетентных лиц по определенной исследуемой проблеме называется эксперт - опросом, а сами суждения - экспертной оценкой.

К основным видам экспертного опроса следует отнести: анкетирование  и интервью, "мозговую атаку", дискуссии, советы, деловые игры. Желаемый эффект достигается путем использования различных его видов.

В социологическом исследовании объектом изучения является некоторая социальная общность - группа, коллектив. Часто  сведения о социальной общности приходится получать путем анализа таких  характеристик, как социальные ориентации, мнения, стереотипные суждения. Для этого используются методики, разработанные в психологии. Наиболее часто в социологических исследованиях используется тестирование.

Тест - задание стандартной формы  словесного характера или в виде рисунков. Тестированием называется кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности отдельных или совокупности социально-психологических свойств личности. Тестирование используется для того, чтобы установить наличие или отсутствие уже известных социально-психологических особенностей у тех или иных исследуемых.

В прикладном социологическом исследовании используются три вида тестов:

  • проективные, позволяющие выявить наличие определенных социально-психических свойств данного человека;
  • оценки, позволяющие провести относительные измерения способности, уровня развития и т.д.;
  • профессиональности, позволяющие выявить степень готовности к определенной деятельности.

По предмету исследования различают общеличностные тесты, с  помощью которых фиксируют некоторую целостность психических свойств личности, личностные - специальные тесты, предназначенные для диагностики той или иной черты, характеристики, свойства субъекта (например, умственного развития, профессиональных и творческих способностей, уровня общей ответственности, самоконтроля и др.), и групповые, предназначенные для диагностики групповых психических процессов - уровня сплоченности групп и коллективов, особенностей группового социально-психического климата, межличностного восприятия и т.п.

Особенно широко используются в  социологических исследованиях  групповые тесты, к числу которых  можно отнести социометрию, которая  как разновидность психологического теста на опросе и является своеобразным методом диагностики, количественного  измерения и анализа взаимоотношений малых, полностью сформировавшихся, социальных групп.

Изучение характера взаимоотношений  членов трудового коллектива - одна из самых актуальных задач социологии труда. Социология позволяет измерить степень сплоченности (разобщенности) группы; выявить "социометрические позиции", то есть соотносительный авторитет членов группы по признакам симпатии (антипатии); обнаружить внутригрупповые сплоченные образования, лидеров и т.д.

Результаты социометрических исследований по каждому из критериев фиксируется в специальной таблице - шахматке, которая называется социоматрицей. Результаты социометрического исследования можно интерпретировать графически и количественно (социометрические индексы, статистический анализ).

Будучи простой в употреблении, социометрия широко используется социологами-практиками для диагностики групповой сплоченности, выявления лидеров. Вместе с тем была доказана ограниченность данной процедуры, ибо с ее помощью фиксируются поверхностные, не глубинные взаимоотношения. Для разработки мероприятий по управлению развитием взаимоотношений в обследуемых группах следует прибегнуть еще к другим методам исследования, позволяющим выявить специфику групп, их ценностно-нормативное единство, мотивацию сделанных социометрических выборов.

В практике социологических исследований зачастую используется метод изучения продуктов деятельности - сбор информации при анализе материализованных  результатов трудовой деятельности. При этом объектом исследования выступают  не люди и не их отношения, а продукты их предшествующей трудовой деятельности.

В современных условиях хозяйствования в прикладном социологическом исследовании для анализа действий законов  функционирования и развития социальных систем в осуществлении трудового  процесса все шире используются математические и статистические методы - теории корреляции, кибернетического моделирования, теории игр и т.д. но эти методы выполняют лишь функции инструментария в анализе, осуществляемом целым комплексом рассмотренных выше специальных методов.

Литература

1. Дворецкая Г.В., Махварылов  В.П. Экономика труда. - К., Виша  школа, 1990.

2. Дикарева А.Н., Мирская М.И. Социология  труда. - М., Высшая Школа, 1989.

3. Дряхлов Н.И. Социология труда. - М., издательство Московского университета, 1995.

4. Кравченко А.И. Социология труда в XX веке. Историко - критический очерк. - М., Наука, 1987.

5. Рофе А. И. Экономика и  социология труда. -М., Мик, 1996.

6. Рофе А.И., Ерохина Р.И., Пшеничный  В.П., Стретенко В.Т. Экономика  труда. - М., Высшая школа, 1995.

7. Щербина В.В. Социология труда. - М., Издательство Московского университета, 1993


Информация о работе Социальное развитие трудовых коллективов