Социальное развитие трудовых коллективов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 06:45, реферат

Описание работы

Социальная структура коллектива - это строение, которое определяется составом и сочетанием в нем различных социальных групп. Под социальной группой понимают совокупность работников, обладающих каким-либо общим, объединяющим их социальным признаком, свойством, например, уровнем образования, профессией, стажем работы и т.д.
Социальная структура коллектива - это важный параметр, влияющий на эффективность деятельности предприятия. Благоприятная социальная структура способствует развитию трудовой активности, творческой инициативы, высокой дисциплины труда и росту его эффективности. Неблагоприятная социальная структура затрудняет эффективное решение производственных задач.

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Социологическое исследование представляет собой систему логически  последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур. Целью этой системы являются всестороннее изучение, анализ и систематизация социальных фактов, выявление связей и зависимостей между социальными явлениями и процессами и на основании собранной информации принятие решений, разработка мероприятий по управлению исследуемым объектом, его прогрессивному развитию.

Социальный факт - научно зафиксированный факт социальной реальности, выступающий исходным моментом социологического анализа. В качестве социального факта может выступать любое явление социальной жизни. В социологии труда к социальным фактам принято относить трудовое поведение отдельных работников или целых их групп, продукты трудовой деятельности (материальные или духовные) или же вербальные действия работников (оценки, суждения и мнения).

В зависимости от своей  общей направленности социологические  исследования условно делятся на прикладные (конкретные) и теоретические. Социологи предприятия проводят прикладные исследования, решая конкретные практические задачи по регулированию социальных процессов в трудовых коллективах, а научные работники, проводя свои исследования, выявляют некие общие социальные закономерности, тенденции в развитии исследуемых процессов и явлений, решают методологические проблемы.

Организация любого конкретного  социологического исследования предполагает разделение труда и осуществляется последовательно по логически взаимосвязанным  и взаимообусловленным четырем  этапам:

I - подготовительно - организационному;

II - подготовки реализации;

III - реализации;

IV - анализа полученных  данных и выдачи результатов  исследования.

Исходные задачи исследования, во многом определяющие его успех, научную  и практическую значимость, решаются на первом - подготовительно - организационном этапе. Здесь разрабатываются программа и рабочий план исследования.

Программа - документ, представляющий собой всестороннее теоретическое  обоснование методологических подходов и методических приемов социологического исследования. В соответствии с этим она состоит из двух частей: методологической и методической (процедурной). Первая раскрывает, что будет исследоваться, вторая - как.

Разработка методологической части программы включает формулировку и обоснование проблемы, определение  объекта, предмета и цели, постановку задач исследования, логический анализ основных понятий, предварительный системный анализ объекта и формулировку гипотез исследования, а разработка методической части - определение обследуемой совокупности и обоснование системы выборки единиц наблюдения, набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных.

Непосредственным поводом  к проведению социологического исследования служит ре6ально возникшее противоречие - проблемная ситуация, на выявление  причин и путей разрешения которой и направляется исследование. Проблемная ситуация - это противоречие между нашими знаниями о необходимости каких-либо теоретических или практических действий и незнанием средств, методов, путей реализации этих действий.

Программа исследования должна четко определить это противоречие, то есть сформулировать проблему, на решение которой ориентируется данное исследование. Проблема более или менее точно отражает возникшее противоречие и для ее решения необходимо принятие соответствующих управленческих решений, содержание которых поможет определить социологическое исследование.

После формулировки и  обоснования актуальности проблемы уясняется, на получение какого результата ориентированно исследование и какими путями он будет достигаться, то есть определяются цели и задачи исследования.

В практике рассмотренные  типы социологических исследований в чистом виде встречаются редко, как правило, в одном исследовании сочетаются все остальные. В соответствии с целью и задачами определяются объект и предмет исследования, а также единицы наблюдения.

Объект исследования - это социальный процесс, или область  социальной действительности, или какие-то социальные условия, явно или неявно содержащие в себе социальное противоречие и порождающие проблемную ситуацию, на которую направлен процесс познания. В социологии объектом исследования выступают трудовая деятельность работающих и условия, в котором эта деятельность осуществляется, социальные явления и процессы сферы труда.

Предмет социологического исследования - это свойства и стороны объекта, которые наиболее выпукло выражают скрывающееся в нем противоречие, исследуемую проблему. Остальные особенности объекта остаются как бы вне поля зрения. Таким образом, в предмете выражается взаимосвязь проблемы и объекта исследования.

Один и тот же объект может заключать в себе несколько различных предметов исследования, содержание каждого их которых зависит от того, какую именно сторону объекта он отражает, с какой целью и для решения какой проблемы он выбран.

Объект и предмет  социологического исследования могут совпадать, если исследователь ставит перед собой задачу познания всей совокупности закономерностей функционирования и развития социального объекта. Если же исследователь ограничивается изучением отдельных характеристик объекта, то предметом исследования являются стороны объекта, которые содержат эти характеристики.

Для того чтобы получить достоверные результаты социологического исследования, необходимо знать, какую  информацию следует собрать, почему именно ту, а не другую, и в какой форме. Получить правильный ответ на поставленные исследователем вопросы позволяет логический анализ предмета исследования, который заключается в том, что предмет исследования расчленяется на составные элементы, которые при помощи отдельных инструментов каждый в отдельности изучается и на основании синтеза полученных сведений составляется целостное представление об этом предмете.

В процессе предварительного анализа и выделения наиболее значимых с точки зрения решения  проблемы факторов формируются рабочие  гипотезы - научно обоснованные предположения, выдвигаемые для объяснения структуры социальных объектов, характера и сущности связей между изучаемыми социальными явлениями, факторов, обуславливающих эти связи. Рабочая гипотеза конкретизирует цель исследования, является его главным методологическим инструментом. На ее проверку направлено все исследование, в результате которого гипотеза либо подтверждается и становится положением теории, истинность которого уже доказана, либо опровергается.

Разработка методической части программы социологического исследования включает решение вопросов методики и техники исследования, выбора методов сбора, обработки и анализа социологической информации. В решении этих вопросов исходным является определение генеральной и выборочной совокупности.

Генеральная - это совокупность единиц изучаемого объекта, имеющая  отношение к проблеме исследования. Познать всю генеральную совокупность очень трудно, при большом количестве изучаемых единиц объекта такое  познание требует больших материальных, финансовых и временных затрат. Решить этот вопрос помогает знание того, что наиболее существенные качества являются общими для однотипных социальных явлений, и для того чтобы выяснить эти качества, совсем не обязательно исследовать всю генеральную совокупность. Трудность состоит в том, чтобы найти такую часть генеральной совокупности, выводы из изучения которой можно было бы переносить на всю совокупность явлений и объектов. Такая часть генеральной совокупности называется выборочной совокупностью.

Существует несколько приемов выборки: случайная повторная, случайная бесповторная, механическая, типическая и гнездовая.

После составления предварительной  схемы выборочной совокупности конкретизируются объекты изучения, определяется метод  сбора информации (наблюдение, анализ документации, опрос) и необходимое количество инструментария.

Под инструментарием  социологического исследования подразумевается  набор специальных документов (анкет, опросных листов и т.д.), с помощью  которых и осуществляется сбор эмпирической информации об изучаемом объекте.

В программе социологического исследования указываются также  методы обработки и анализа полученной информации.

После завершения разработки программы исследования и на ее основе составляется рабочий план.

Рабочий план исследования в отличие от программы носит оперативный характер и определяет последовательность проведения исследования, намеченных процедур. Понятие "процедура" относится как к исследованию в целом, так и к отдельным его стадиям и означает определенную последовательность всех операций, комплекс организационных и познавательных действий исследования.

Общая процедура исследования включает следующие стадии: разработку программы исследования (определение  проблемы, целей и задач, выбора объекта, способа сбора информации, разработка инструментария); сбор первичной социологической информации; обработку и анализ собранной информации. В то же время каждый из этих видов работ относительно самостоятелен и предполагает различные пути и средства решения исследовательской задачи.

В рабочем плане указываются  календарные сроки проведения конкретных видов работ, материальные и трудовые затраты, необходимые для достижения конечной цели исследования.

Для введения в рабочий  план фактора времени, обеспечения  четкого и своевременного выполнения отдельных видов работ можно использовать схему сетевого графика, который позволяет маневрировать ресурсами с учетом узких мест работы.

Завершение разработки плана исследования служит формальным основанием начала работ непосредственно  на объекте исследования, то есть второго этапа исследования - этапа подготовки его реализации. На этом этапе проводятся разъяснительная работа участников среди исследования, издания соответствующих распоряжений и указов, проверка надежности инструментария.

На третьем этапе (этапе реализации) собирается необходимая информация и заполняются таблицы, производится математическая обработка полученной информации и составляется отчет о полученных результатах математической обработки.

На четвертом этапе  исследования анализируются результаты математической обработки полученной информации, составляются отчет по итогам социологического обследования и пояснительная записка к нему, оформляются приложения. В приложении к отчету даются таблицы, данные которых иллюстрируют положения всех разделов отчета. Сюда же помещаются основные методические материалы, по которым проводились исследования.

5. Документальные  источники и методы сбора социологической  информации

В начале конкретного  социологического исследования, на его  разведывательном этапе, когда социолог приступает к знакомству с объектом, он должен получить первичные сведения о деятельности исследуемого коллектива. Источником такой информации может служить документация, с изучением которой, как правило, начинается конкретное социологическое исследование проблемы.

Анализ документов - один из широко применяемых методов сбора  первичной информации. К документам в социологии труда относятся  печатные, рукописные и другие материалы, созданные для хранения и передачи социологической информации, которая накапливается в результате деятельности исследуемого объекта.

Социологи используют в  своей работе огромное количество различного рода документов: государственные и  правительственные акты, речи политических руководителей, статистические сборники и многие др.

Круг социологических  документов очень широк и, чтобы  хорошо ориентироваться в их многообразии, необходимо знать их классификацию.

Так, по статусу документы  классифицируются на официальные и  неофициальные.

По форме фиксирования информации документы классифицируются на письменные (рукописные, печатные, машинописные), иконографические (кино, фото, картины), фонографические (магнитофонные записи, грампластинки).

По целевому назначению документы классифицируются на специальные (анкеты, тесты, протоколы наблюдений и др.) и косвенные (справочная и др. литература).

По выполняемым функциям документы классифицируются на информационно-регулятивные (служебная документация), коммуникативные  и культурно-воспитательные (материалы  общественно-политических организаций).

По источнику информации документы классифицируются на первичные (отчеты конкретных социологических  исследований) и вторичные (монографии, учебные пособия).

Существует множество  методов анализа документов. Все  они могут быть разделены на два  основных вида: традиционный (классический) и качественно-количественный (формализованный) анализ.

Традиционный анализ основывается на механизме глубокого  понимания текста, направленного  на интерпретацию сути информации, содержащейся в документах. Его можно  подразделить на внешний (проверка подлинности документа, анализ "исторического контекста" документа и тех обстоятельств, которые сопутствовали его появлению) и внутренний (чтение содержания документа, выявление социальных факторов, обусловивших его появление).

Косвенно-количественный анализ используют для преодоления  субъективности традиционного анализа, более глубокого понимания содержания документа, а также при работе над документами, содержащими большие  массивы информации. Он основывается на переводе текстовой информации в количественные показатели, что делает измеримым качественное содержание документа, и результаты анализа становятся достаточно объективными.

Информацию о трудовой ситуации и поведении в ней  работников можно получить, используя  метод наблюдения. Наблюдение - это целенаправленное визуальное восприятие и регистрация социальной действительности, ее наиболее важных событий, процессов, явлений.

В зависимости от места  нахождения исследователя относительно исследуемого объекта наблюдение подразделяется на два вида: включенное (участвующее) и невключенное (неучаствующее). При включенном наблюдении исследователь непосредственно включается в изучаемый социальный процесс, входит в изучаемую социальную среду, выполняет функции изучаемых им работников и анализирует происходящие в наблюдаемой группе события как бы изнутри.

Информация о работе Социальное развитие трудовых коллективов