Состав и структура трудовых ресурсов предприятия торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:14, реферат

Описание работы

Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги. К трудовым ресурсам относятся люди как занятые в экономике, так и не занятые, но способные трудиться. Понятие «трудовые ресурсы» используется для характеристики трудоспособного населения в масштабах всей страны, региона, отрасли экономики, профессиональной группы. В рамках отдельного предприятия наиболее употребляемое понятие – персонал.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1.Структура персонала……………………………………………………………4
2.Профессиональная структура персонала организации ………………………5
3.Потребности. Спрос. Предложение. Конъюнктура рынка. Основные показатели современного состояния потребительского рынка………………..............................................................................................7
4.Предложение …………………………………………………………………...10
5.Конъюнктура рынка …………………………………………………………...11
Заключение …………………………………………………………………….20
Список используемой литературы ……………………………………………22

Файлы: 1 файл

реферат 1.docx

— 123.50 Кб (Скачать файл)

АВТОНОМНАЯ  НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: «Состав и структура трудовых ресурсов предприятия торговли».

 

по курсу  «Экономика, анализ и планирование на предприятиях торговли и питания»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка  3 курса,  

специальности «Экономика

и управление на предприятии»,

Хусаинова Р.Я.

Проверил: старший  преподаватель

Вафина А.Д. 

 

                                       

Казань 2012 год

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Структура персонала……………………………………………………………4
  2. Профессиональная структура персонала организации ………………………5
  3. Потребности. Спрос. Предложение. Конъюнктура рынка. Основные показатели современного состояния потребительского рынка………………..............................................................................................7
  4. Предложение …………………………………………………………………...10
  5. Конъюнктура рынка …………………………………………………………...11

Заключение …………………………………………………………………….20

Список используемой литературы ……………………………………………22 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Возникновение торгового предпринимательства  на Руси относится к глубокой древности. Уже в IX в. торговля становится важной сферой хозяйственной деятельности. Рынок (торг, торжище, торговище) занимал центральное место в русском городе—в древнем Киеве, например, насчитывалось 8 рынков. 
 
        В связи с зарождением мануфактурного предпринимательства в XVII в. началось заметное укрупнение товарного производства, вызвавшее появление крупной оптовой торговли. 
 
        К середине XVII в. торговые связи приобретают государственный характер. Формируется единый рынок, который охватывает все слои населения. Однако заметнее всего был рост торговой активности купечества, особенно в сфере межобластных связей. Развитие товарного производства объективно требовало сбыта продукции в больших масштабах, а следовательно, и появления крупных торговцев-оптовиков, чья деятельность видоизменила бы прежние торговые операции. Между тем деятельность оптовиков была ограничена в силу двух основных причин. Во-первых, основная масса торговцев испытывала недостаток капитала; во-вторых, большая часть населения Российского государства жила в условиях натурального или полунатурального хозяйства, поэтому в крупном масштабе можно было оперировать лишь теми товарами, которые отсутствовали на мелких местных рынках. С другой стороны, невысокая покупательная способность населения не допускала узкой специализации в торговле. 
 
        Активное развитие отечественной торговли обусловило переход российского правительства к политике меркантилизма. 25 октября 1653 г. был обнародован Торговый устав, главное значение которого состояло в установлении единой торговой пошлины в размере 5% от цены продаваемого товара и повышении размера пошлины с иностранных купцов. Ярко выраженный протекционистский характер имел Новоторговый устав,принятый в 1667 г. и резко ограничивающий торговую деятельность иностранцев в России: пошлины, уплачиваемые ими, достигали 22% от цены товара, не считая расходов по транспортировке; кроме того, иностранным купцам разрешалось вести только оптовую торговлю. 
 
        Таким образом, торговые уставы ограждали русских людей от иностранной конкуренции и одновременно увеличивали размер поступлений в казну от сбора пошлин.

Переход России к цивилизованной рыночной экономике вызывает необходимость  кардинальных изменений в деятельности всех отраслей народного хозяйства страны. Особую значимость приобретает формирование адекватного рыночной модели хозяйственного механизма сферы обращения и услуг, поскольку именно торговля, являясь конечным звеном экономической активности субъектов рынка, обеспечивает эффективное удовлетворение нужд и запросов потребителей. 
 
        Решение этой ответственной задачи требует от торговли не только усилий, связанных с реализацией произведенной стоимости, но и выполнения сложнейшего комплекса мероприятий, обеспечивающих продвижение товаров от производителей к потребителям. 
 
Предметом торгового дела являются: 
 
                           • совокупность отношений, возникающих в процессе про                                                                      движения товаров от производителей к потребителям, между субъектами   рыночной экономики; 
 
                           • механизм и формы проявления экономических законов развития              общества в сфере обращения в условиях ограниченности ресурсов и конкуренции за их использование; 
 
                           • сущность, закономерности и принципы функционирования хозяйственного механизма субъектов товаропроизводящей сети, осуществляющих деятельность, исходя из потребностей и уровня развития общества. 
 
        Формирование рыночной среды и новых подходов к деятельности торговых предприятий предполагает активное использование концепции маркетинга как мощного инструмента, с помощью которого могут успешно выполняться социально-экономические функции торговли.

 

 

1. Структура персонала

 

 

Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги. К трудовым ресурсам относятся люди как занятые в экономике, так и не занятые, но способные трудиться.

Понятие «трудовые ресурсы» используется для характеристики трудоспособного  населения в масштабах всей страны, региона, отрасли экономики, профессиональной группы. В рамках отдельного предприятия  наиболее употребляемое понятие  – персонал.

Персонал предприятия – это совокупность физических лиц, состоящих с предприятием, как юридическим лицом, в отношениях, регулируемых договором найма. Основными характеристиками персонала являются: численность и структура.

Структура персонала предприятия по совокупность отдельных групп работников, объединенных по какому-либо признаку. Все работники по степени участия в производственной деятельности разделяются на промышленно-производственный и непромышленный персонал.

Промышленно-производственный персонал непосредственно участвует в  создании материальных ценностей: в  производстве и его обслуживании (это работники основных цехов, вспомогательных  и обслуживающих труд подразделений, аппарата заводоуправления, научно-исследовательских  и опытно-конструкторских отделов  и служб предприятия).

Непромышленный (непроизводственный) персонал – занят в обслуживании бытовой, социально-культурной сфере (медицинские, санитарные, жилищно-коммунальные службы), школах, детских садах, подсобных  хозяйствах.

По характеру выполняемых функций  выделяют категории промышленно-производственного  персонала (ППП):

1. Рабочие – непосредственно участвуют в производственном         процессе. Разделение труда по характеру участия в производственном процессе классифицирует рабочих на основных и вспомогательных.

2. Руководители – выполняют функцию управления:

        • высшего уровня – генеральные директора, зам. директора;
        • среднего уровня – начальники смены, участка, цеха;
        • низового уровня – мастер, бригадир.

3. Специалисты (работают в службах заводоуправления, цехах) заняты инженерной подготовкой, ведут исследования, разрабатывают технологию, организацию производства и труда:

        • высшего уровня – главный специалист, начальник управления, отдела, сектора, их заместители;
        • среднего уровня – инженеры, экономисты, юристы и другие;
        • низового звена – младшие специалисты, техники, хронометристы, распределители работ.

4. Служащие выполняют техническое обслуживание производства (копировальщики, чертежники, счетоводы, делопроизводители).

        • Старший служащий – бухгалтер, статистик.
        • Младший служащий – секретарь, курьер и др.

 

 

 

2. Профессиональная структура персонала организации

 

 

Профессиональная структура персонала организации - это соотношение представителей различных профессий или специальностей (экономистов, бухгалтеров, инженеров, юристов и т.д.), обладающих комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы в конкретной области. Профессиональное разделение труда применяется для руководителей, специалистов, служащих, рабочих. 

Профессия – род трудовой деятельности работающего, связанный с выполнением комплекса работ, характеризующегося определенным методом воздействия на предмет труда путем применения соответствующих орудий труда. 

Специальность – вид трудовой деятельности, отличающейся от профессии более четко ограниченным кругом работ (слесарь- инструментальщик).

Отличают два понятия: профессия  и должность.

 Под должностью понимают определенное служебное место в системе предприятия, связанное с выполнением соответствующих работ, характеризующееся определенными правами, обязанностями, ответственностью, полномочиями. Профессии различают по характеру выполняемых работ.

Квалификационная структура персонала - это соотношение работников различного уровня квалификации (т.е. степени профессиональной подготовки), необходимого для выполнения определенных трудовых функций. В нашей стране уровень квалификации рабочих характеризуется разрядом или классом (например, для водителей), а для специалистов - категорией, разрядом или классом. Например, по уровню квалификации инженеры-конструкторы могут занимать должности «главного», «ведущего», «старшего» конструктора I, II и III категории.

Половозрастная структура персонала организации - это соотношение групп персонала по полу (мужчины, женщины) и возрасту. Возрастная структура характеризуется долей лиц соответствующих возрастов в общей численности персонала. При изучении возрастного состава рекомендуются следующие группировки: 16, 17, 18, 19, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44, 45-49, 50-54, 55-59, 60-64, 65 лет и старше. 

Структура персонала по стажу может рассматриваться двояко: по общему стажу и стажу работы в данной организации.

Структура персонала по уровню образования характеризует выделение лиц, имеющих высшее образование, в том числе по уровню подготовки - бакалавр, специалист, магистр; незаконченное высшее (более половины срока обучения); среднее специальное; среднее общее; неполное среднее; начальное.

Состояние кадров на предприятии определяется с помощью следующих коэффициентов:

1) коэффициент выбытия кадров:

 ,                             

где Чув – численность  уволенных за период работников;

Чср – среднесписочная численность  работников за период.

2) коэффициент приема кадров:

,                             

где Чпр – численность  принятых за период работников.

3) коэффициент оборота кадров:

 ,                    

4) коэффициент текучести кадров:

 ,                           

где Чув – численность  уволенных за период работников за прогулы, по собственному желанию, за нарушение трудовой дисциплины.

3. Потребности. Спрос. Предложение. Конъюнктура рынка. Основные показатели современного состояния потребительского рынка 

 
Потребности 
 
        Общественные потребности, возникновение которых обусловлено общественным развитием и связано с необходимостью создания условий для функционирования общества и обеспечения жизнедеятельности его членов, состоят из двух взаимосвязанных частей: 
 
потребности общества; 
 
личные потребности. 
 
          Потребности человека порождены самой его организацией как социально-биологического существа, поскольку без непрерывного удовлетворения разнообразных потребностей жизнедеятельность людей невозможна. Первоосновой, побуждающей индивидуума к деятельности, является удовлетворение той или иной потребности. 
 
           Существуют различные классификации потребностей. Например, всемирно известный американский социальный психолог А. Маслоу считает, что человеческие потребности можно расположить в следующем иерархическом порядке: 
 
физиологические потребности; 
 
потребности в самосохранении; 
 
потребности в любви; 
 
потребности в уважении; 
 
         Потребности в самоутверждении.** См.: Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. — М.,1989.— С. 192.Заслуживает внимания и его замечание относительно появления каждой новой потребности только после предварительного удовлетворения (не обязательно полностью) предыдущей.

К. Маркс, классифицируя  потребности по их функциональному назначению, разделял их на физические, интеллектуальные и социальные.** Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.— С. 243—244.От удовлетворения физических потребностей человека (который должен есть, пить, иметь жилище и одеваться, чтобы быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством) зависит его жизнедеятельность как биологического существа. Иными словами, физические потребности являются самыми насущными.

 Уровень и состав физического потребления — материальная основа определенного образа жизни, формирующая требования к социальным и духовным потребностям.

Степень развития личного потребления отражает состояние  производительных сил и развития производственных отношений, поскольку объем и структура личного потребления характеризует возможности участия индивидуума в общественном хозяйстве, т.е. его профессиональную подготовку, интеллектуальный потенциал и пр.

Потребности как система характеризуются  единством личных и производственных экономических потребностей, при котором личные потребности являются целью общественного производства, а производственные экономические потребности — средством ее достижения.

С позиций  концепции маркетинга заслуживает  внимания определение потребности, данное Ф. Котлером, как нужды, т.е. ощущаемого человеком недостатка чего-либо, принявшего специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью  индивида.** Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. — М.,1990. — С. 47.Спрос

В условиях рыночных отношений проявлением  потребностей людей в каком-либо товаре является спрос, и не просто как желание иметь то или иное благо, а платежеспособный спрос. Под этим термином понимается количество товара, которое потребители готовы и в состоянии купить по известной цене в определенный промежуток времени.

Среди факторов, влияющих на величину, структуру и  динамику спроса, доминирующее значение имеют рыночная цена товара и покупательная способность потребителя. Весьма существенно влияют на спрос и такие факторы, как уровень и соотношение розничных цен на продовольственные и непродовольственные товары, состав семьи, местность проживания, реклама, веяния моды и т.д.

Графически  связь между величиной спроса и ценой товара при фиксированной  сумме средств, выделяемых на потребление, можно выразить через так называемую кривую спроса (рис. 2.1). 
 
 
 
Рис. 2.1. Кривая спроса

На рисунке  видно, что с увеличением цены единицы товара при прочих равных условиях уменьшается количество приобретаемых товаров, т.е. снижается потребительский спрос. Подобную зависимость называют законом падающего спроса.

Информация о работе Состав и структура трудовых ресурсов предприятия торговли