Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:14, реферат
Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги. К трудовым ресурсам относятся люди как занятые в экономике, так и не занятые, но способные трудиться. Понятие «трудовые ресурсы» используется для характеристики трудоспособного населения в масштабах всей страны, региона, отрасли экономики, профессиональной группы. В рамках отдельного предприятия наиболее употребляемое понятие – персонал.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Структура персонала……………………………………………………………4
2.Профессиональная структура персонала организации ………………………5
3.Потребности. Спрос. Предложение. Конъюнктура рынка. Основные показатели современного состояния потребительского рынка………………..............................................................................................7
4.Предложение …………………………………………………………………...10
5.Конъюнктура рынка …………………………………………………………...11
Заключение …………………………………………………………………….20
Список используемой литературы ……………………………………………22
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»
КАЗАНСКИЙ
КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
РЕФЕРАТ
на тему: «Состав и структура трудовых ресурсов предприятия торговли».
по курсу «Экономика, анализ и планирование на предприятиях торговли и питания»
Выполнила студентка 3 курса,
специальности «Экономика
и управление на предприятии»,
Хусаинова Р.Я.
Проверил: старший преподаватель
Вафина А.Д.
Казань 2012 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список используемой литературы ……………………………………………22
Введение
Возникновение торгового предпринимательства
на Руси относится к глубокой древности.
Уже в IX в. торговля становится важной
сферой хозяйственной деятельности. Рынок
(торг, торжище, торговище) занимал центральное
место в русском городе—в древнем Киеве,
например, насчитывалось 8 рынков.
В связи с зарождением
мануфактурного предпринимательства
в XVII в. началось заметное укрупнение товарного
производства, вызвавшее появление крупной
оптовой торговли.
К середине XVII
в. торговые связи приобретают государственный
характер. Формируется единый рынок, который
охватывает все слои населения. Однако
заметнее всего был рост торговой активности
купечества, особенно в сфере межобластных
связей. Развитие товарного производства
объективно требовало сбыта продукции
в больших масштабах, а следовательно,
и появления крупных торговцев-оптовиков,
чья деятельность видоизменила бы прежние
торговые операции. Между тем деятельность
оптовиков была ограничена в силу двух
основных причин. Во-первых, основная масса
торговцев испытывала недостаток капитала;
во-вторых, большая часть населения Российского
государства жила в условиях натурального
или полунатурального хозяйства, поэтому
в крупном масштабе можно было оперировать
лишь теми товарами, которые отсутствовали
на мелких местных рынках. С другой стороны,
невысокая покупательная способность
населения не допускала узкой специализации
в торговле.
Активное развитие
отечественной торговли обусловило переход
российского правительства к политике
меркантилизма. 25 октября 1653 г. был обнародован Торговый устав, главное значение которого состояло
в установлении единой торговой пошлины
в размере 5% от цены продаваемого товара
и повышении размера пошлины с иностранных
купцов. Ярко выраженный протекционистский
характер имел Новоторговый устав,принятый
в 1667 г. и резко ограничивающий торговую
деятельность иностранцев в России: пошлины,
уплачиваемые ими, достигали 22% от цены
товара, не считая расходов по транспортировке;
кроме того, иностранным купцам разрешалось
вести только оптовую торговлю.
Таким образом,
торговые уставы ограждали русских людей
от иностранной конкуренции и одновременно
увеличивали размер поступлений в казну
от сбора пошлин.
Переход России к цивилизованной рыночной
экономике вызывает необходимость
кардинальных изменений в деятельности
всех отраслей народного хозяйства страны.
Особую значимость приобретает формирование
адекватного рыночной модели хозяйственного
механизма сферы обращения и услуг, поскольку
именно торговля, являясь конечным звеном
экономической активности субъектов рынка,
обеспечивает эффективное удовлетворение
нужд и запросов потребителей.
Решение этой ответственной
задачи требует от торговли не только
усилий, связанных с реализацией произведенной
стоимости, но и выполнения сложнейшего
комплекса мероприятий, обеспечивающих
продвижение товаров от производителей
к потребителям.
Предметом торгового дела являются:
• совокупность отношений, возникающих
в процессе про
• механизм и формы проявления экономических
законов развития
общества в сфере обращения в условиях
ограниченности ресурсов и конкуренции
за их использование;
• сущность, закономерности и принципы
функционирования хозяйственного механизма
субъектов товаропроизводящей сети, осуществляющих
деятельность, исходя из потребностей
и уровня развития общества.
Формирование
рыночной среды и новых подходов к деятельности
торговых предприятий предполагает активное
использование концепции маркетинга как
мощного инструмента, с помощью которого
могут успешно выполняться социально-экономические
функции торговли.
1. Структура персонала
Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги. К трудовым ресурсам относятся люди как занятые в экономике, так и не занятые, но способные трудиться.
Понятие «трудовые ресурсы» используется для характеристики трудоспособного населения в масштабах всей страны, региона, отрасли экономики, профессиональной группы. В рамках отдельного предприятия наиболее употребляемое понятие – персонал.
Персонал предприятия – это совокупность физических лиц, состоящих с предприятием, как юридическим лицом, в отношениях, регулируемых договором найма. Основными характеристиками персонала являются: численность и структура.
Структура персонала предприятия по совокупность отдельных групп работников, объединенных по какому-либо признаку. Все работники по степени участия в производственной деятельности разделяются на промышленно-производственный и непромышленный персонал.
Промышленно-производственный персонал
непосредственно участвует в
создании материальных ценностей: в
производстве и его обслуживании
(это работники основных цехов, вспомогательных
и обслуживающих труд подразделений,
аппарата заводоуправления, научно-исследовательских
и опытно-конструкторских
Непромышленный (непроизводственный) персонал – занят в обслуживании бытовой, социально-культурной сфере (медицинские, санитарные, жилищно-коммунальные службы), школах, детских садах, подсобных хозяйствах.
По характеру выполняемых
1. Рабочие – непосредственно участвуют в производственном процессе. Разделение труда по характеру участия в производственном процессе классифицирует рабочих на основных и вспомогательных.
2. Руководители – выполняют функцию управления:
3. Специалисты (работают в службах заводоуправления, цехах) заняты инженерной подготовкой, ведут исследования, разрабатывают технологию, организацию производства и труда:
4. Служащие выполняют техническое обслуживание производства (копировальщики, чертежники, счетоводы, делопроизводители).
2. Профессиональная структура персонала организации
Профессиональная структура персонала организации - это соотношение представителей различных профессий или специальностей (экономистов, бухгалтеров, инженеров, юристов и т.д.), обладающих комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы в конкретной области. Профессиональное разделение труда применяется для руководителей, специалистов, служащих, рабочих.
Профессия – род трудовой деятельности работающего, связанный с выполнением комплекса работ, характеризующегося определенным методом воздействия на предмет труда путем применения соответствующих орудий труда.
Специальность – вид трудовой деятельности, отличающейся от профессии более четко ограниченным кругом работ (слесарь- инструментальщик).
Отличают два понятия: профессия и должность.
Под должностью понимают определенное служебное место в системе предприятия, связанное с выполнением соответствующих работ, характеризующееся определенными правами, обязанностями, ответственностью, полномочиями. Профессии различают по характеру выполняемых работ.
Квалификационная структура персонала - это соотношение работников различного уровня квалификации (т.е. степени профессиональной подготовки), необходимого для выполнения определенных трудовых функций. В нашей стране уровень квалификации рабочих характеризуется разрядом или классом (например, для водителей), а для специалистов - категорией, разрядом или классом. Например, по уровню квалификации инженеры-конструкторы могут занимать должности «главного», «ведущего», «старшего» конструктора I, II и III категории.
Половозрастная структура персонала организации - это соотношение групп персонала по полу (мужчины, женщины) и возрасту. Возрастная структура характеризуется долей лиц соответствующих возрастов в общей численности персонала. При изучении возрастного состава рекомендуются следующие группировки: 16, 17, 18, 19, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44, 45-49, 50-54, 55-59, 60-64, 65 лет и старше.
Структура персонала по стажу может рассматриваться двояко: по общему стажу и стажу работы в данной организации.
Структура персонала по уровню образования характеризует выделение лиц, имеющих высшее образование, в том числе по уровню подготовки - бакалавр, специалист, магистр; незаконченное высшее (более половины срока обучения); среднее специальное; среднее общее; неполное среднее; начальное.
Состояние кадров на предприятии определяется
с помощью следующих
1) коэффициент выбытия кадров:
где Чув – численность уволенных за период работников;
Чср – среднесписочная численность работников за период.
2) коэффициент приема кадров:
где Чпр – численность принятых за период работников.
3) коэффициент оборота кадров:
4) коэффициент текучести кадров:
где Чув – численность уволенных за период работников за прогулы, по собственному желанию, за нарушение трудовой дисциплины.
Потребности
Общественные
потребности, возникновение которых обусловлено
общественным развитием и связано с необходимостью
создания условий для функционирования
общества и обеспечения жизнедеятельности
его членов, состоят из двух взаимосвязанных
частей:
потребности общества;
личные потребности.
Потребности
человека порождены самой его организацией
как социально-биологического существа,
поскольку без непрерывного удовлетворения
разнообразных потребностей жизнедеятельность
людей невозможна. Первоосновой, побуждающей
индивидуума к деятельности, является
удовлетворение той или иной потребности.
Существуют
различные классификации потребностей.
Например, всемирно известный американский
социальный психолог А. Маслоу считает,
что человеческие потребности можно расположить
в следующем иерархическом порядке:
физиологические потребности;
потребности в самосохранении;
потребности в любви;
потребности в уважении;
Потребности
в самоутверждении.** См.: Сэндидж Ч., Фрайбургер
В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика.
— М.,1989.— С. 192.Заслуживает внимания и
его замечание относительно появления
каждой новой потребности только после
предварительного удовлетворения (не
обязательно полностью) предыдущей.
К. Маркс, классифицируя потребности по их функциональному назначению, разделял их на физические, интеллектуальные и социальные.** Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.— С. 243—244.От удовлетворения физических потребностей человека (который должен есть, пить, иметь жилище и одеваться, чтобы быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством) зависит его жизнедеятельность как биологического существа. Иными словами, физические потребности являются самыми насущными.
Уровень и состав физического потребления — материальная основа определенного образа жизни, формирующая требования к социальным и духовным потребностям.
Степень развития личного потребления отражает состояние производительных сил и развития производственных отношений, поскольку объем и структура личного потребления характеризует возможности участия индивидуума в общественном хозяйстве, т.е. его профессиональную подготовку, интеллектуальный потенциал и пр.
Потребности как система характеризуются единством личных и производственных экономических потребностей, при котором личные потребности являются целью общественного производства, а производственные экономические потребности — средством ее достижения.
С позиций
концепции маркетинга заслуживает
внимания определение потребности,
данное Ф. Котлером, как нужды, т.е. ощущаемого
человеком недостатка чего-либо, принявшего
специфическую форму в
В условиях рыночных отношений проявлением потребностей людей в каком-либо товаре является спрос, и не просто как желание иметь то или иное благо, а платежеспособный спрос. Под этим термином понимается количество товара, которое потребители готовы и в состоянии купить по известной цене в определенный промежуток времени.
Среди факторов, влияющих на величину, структуру и динамику спроса, доминирующее значение имеют рыночная цена товара и покупательная способность потребителя. Весьма существенно влияют на спрос и такие факторы, как уровень и соотношение розничных цен на продовольственные и непродовольственные товары, состав семьи, местность проживания, реклама, веяния моды и т.д.
Графически
связь между величиной спроса
и ценой товара при фиксированной
сумме средств, выделяемых на потребление,
можно выразить через так называемую кривую
спроса (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Кривая спроса
На рисунке видно, что с увеличением цены единицы товара при прочих равных условиях уменьшается количество приобретаемых товаров, т.е. снижается потребительский спрос. Подобную зависимость называют законом падающего спроса.
Информация о работе Состав и структура трудовых ресурсов предприятия торговли