Состав и структура трудовых ресурсов предприятия торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:14, реферат

Описание работы

Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги. К трудовым ресурсам относятся люди как занятые в экономике, так и не занятые, но способные трудиться. Понятие «трудовые ресурсы» используется для характеристики трудоспособного населения в масштабах всей страны, региона, отрасли экономики, профессиональной группы. В рамках отдельного предприятия наиболее употребляемое понятие – персонал.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1.Структура персонала……………………………………………………………4
2.Профессиональная структура персонала организации ………………………5
3.Потребности. Спрос. Предложение. Конъюнктура рынка. Основные показатели современного состояния потребительского рынка………………..............................................................................................7
4.Предложение …………………………………………………………………...10
5.Конъюнктура рынка …………………………………………………………...11
Заключение …………………………………………………………………….20
Список используемой литературы ……………………………………………22

Файлы: 1 файл

реферат 1.docx

— 123.50 Кб (Скачать файл)

Способность спроса повышаться или понижаться под  воздействием изменений определяющих его факторов называется эластичностью спроса. Для измерения степени влияния какого-либо фактора на спрос используют коэффициент эластичности спроса — процентное изменение одного признака (аргумента, Y) при увеличении на 1% другого признака (фактора, X). Один из распространенных вариантов математической формы записи коэффициента эластичности (Э) имеет следующий вид: 
 
 
 
где   — прирост спроса; 
 
 — прирост факторного признака; 
 
Y — базовый показатель спроса; 
 
Х — базовое значение факторного признака.

При Э < 1 спрос  считается неэластичным, т.е. изменение  условий на рынке оказывает незначительное влияние на предъявляемый спрос. Наиболее типичный случай — спрос на предметы первой необходимости (мыло, зубная паста, основные продукты питания).

При Э > 1 спрос  является эластичным. Например, увеличение доходов оказывает решающее влияние на рост доли расходов на предметы длительного пользования (мебель, телевизоры, стиральные машины).

При Э = 1 возникает  так называемый унитарный спрос  — изменение рыночного фактора  сопровождается адекватным изменением спроса. Такая ситуация возможна, когда  при росте цен, скажем, в два  раза спрос вдвое сокращается.

Положительное значение коэффициента эластичности характеризует прямую связь между фактором и спросом — при увеличении факторного признака спрос растет. Отрицательное значение коэффициента эластичности характеризует обратную зависимость. 
 

 

4. Предложение

 

 

Спросу противостоит предложение производителей товаров  и услуг — количество товаров (услуг), предлагаемых к продаже на рынке по конкретной цене в известный  период времени.

Объем товарного  предложения включает в себя товары, находящиеся в оптовой и розничной торговле, а также товары в пути.

Основной  источник предложения на внутреннем рынке — сфера производства национальной экономики. Совокупное товарное предложение  — это поступление по импорту  и товарные запасы.

Объем предложения  на рынке зависит от следующих  факторов: 
 
динамика цен на реализуемые товары; 
 
себестоимость производства; 
 
количество товаропроизводителей и др.

При прочих равных условиях объем предложения  определяется законом предложения, согласно которому товарное предложение увеличивается при росте цены и снижается при падении цены.

Графически  соотношение количества товаров  на рынке и складывающихся цен отражает кривая предложения (рис. 2.2). 
 
Рис. 2.2. Кривая предложения

Влияние увеличения цены на объем предложения измеряют коэффициентом эластичности предложения — процентное отношение изменения объема предложения к увеличению цены.

Рыночной  экономике присуща тенденция  устанавливать определенное соответствие между спросом и предложением, называемое рыночным равновесием. Основу рыночного равновесия составляет равновесная цена, при которой количество товара, находящегося на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос. 
 
Точка равновесия спроса и предложения (Р) находится на пересечении кривых (рис. 2.3). 
 
 
 
Рис. 2.3. Равновесие спроса и предложения

При цене Х количество находящегося на рынке товара соответствует предъявляемому на него спросу (У). При изменении параметров, определяющих местонахождение и форму кривых на графике, устанавливается новая точка равновесия спроса и предложения. 

 
5. Конъюнктура рынка

 

 

 

Конъюнктура рынка — это конкретная экономическая  ситуация, сложившаяся на рынке на определенный момент времени, а также совокупность причин, обусловивших ее состояние.

Рыночная  ситуация характеризуется: 
 
соотношением спроса и предложения; 
емкостью рынка; 
уровнем цен; 
темпами инфляции; 
устойчивыми и нарождающимися тенденциями функционирования рынка; 
степенью конкуренции;

 

Состоянием товарных запасов и другими показателями. Возможный объем реализации товаров на рынке при определенных условиях за известный промежуток времени.Определяющее влияние на рыночную конъюнктуру оказывают: 
 
тенденции развития национальной экономики; 
финансовая, кредитная, налоговая и таможенная политика государства; 
эффективность внешней политики государства и состояние внешнеэкономических связей; 
 
Демографическая ситуация в стране или регионе.

 

Составная часть  конъюнктуры рынка — конъюнктура  торговли, которая отражает состояние торговли как отрасли в определенный момент времени. Показателями конъюнктуры торговли являются: 
 
скорость оборота товаров; 
обеспеченность предприятий товарными ресурсами; 
соотношение между динамикой цен на товары и динамикой спроса; 
тенденции изменения материально-технической базы сферы обращения; 
доходность торговых предприятий; 
степень коммерческого риска; 
динамика численности занятых в отрасли. 
 
Основные показатели современного состояния потребительского рынка

В условиях экономической нестабильности в  стране, реформирования отношений собственности и ряда других макроэкономических факторов, определяющих параметры функционирования национального хозяйства, ситуация на потребительском рынке значительно изменилась.

К особенностям состояния рынка переходного  периода можно отнести: 
 
в области предложения — 
 
• устойчивую тенденцию спада товарного производства в отечественной промышленности и сельском хозяйстве, усиленную структурным характером процесса; 
 
• сокращение поступления товаров по межправительственным соглашениям из стран СНГ; 
 
• незначительный объем закупок по импорту за счет централизованно выделяемых валютных средств; 
 
• заметный недостаток предложения дешевых товаров массового спроса, прежде всего товаров первой необходимости и детских товаров; 
 
• снижение качества товаров, в том числе импортных; появление на рынке множества фальсифицированных товаров; 
 
• относительную насыщенность рынка потребительских товаров; 
 
в области спроса — 
 
• снижение платежеспособного спроса в связи с падением уровня жизни основной части населения; 
 
• резкую дифференциацию спроса как по объему, так и по структуре по группам населения, имеющим различный среднедушевой доход.** Перераспределение спроса в сторону товаров первой необходимости для основной массы населения с одновременным появлением слоя населения с высокими и сверхвысокими доходами, предъявляющего спрос на дорогостоящие качественные товары.Анализ диспропорций, возникших в процессе развития потребительского рынка, выявил их прямую связь с процессом экономических реформ. С одной стороны, количество товаров, вовлеченных в рыночный оборот, резко увеличилось; с другой стороны, покупатели и производители (продавцы) стали самостоятельно решать вопросы закупок и поставок.

Определяющее  значение при формировании цен на товары имеют не столько потребительские  качества товаров и общественно необходимые затраты на их производство, сколько условия приобретения и доставки товаров на рынок продавцами.

Таким образом, насыщение и стабилизация положения  на рынке стали во многом определяться действиями оптовых посредников, их количеством и организационно-экономическими условиями деятельности.

Специфической чертой современного этапа переходного  периода является наличие так  называемого неорганизованного  рынка (в том числе и "челночного бизнеса"). О его важной роли в  формировании товарного предложения  свидетельствует тот факт, что  в 1994 г. оборот от неорганизованного  ввоза и продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках составил 82 400 млрд. руб., или 38,6% от общего объема розничного товарооборота во всех каналах реализации.* Более того, за 1991—1994 гг. сложилась, как видно на рис. 2.4, устойчивая тенденция его роста.* См.: Россия в цифрах. 1995: Краткий статистический сборник/Госкомстат России. — М.,1995. — С.108.  
 
Рис. 2.4. Динамика доли неорганизованной продажи товаров в общем объеме розничного товарооборота, %

В 1995 г. в  сфере обращения на самостоятельном  балансе числилось 85,1 тыс. различных  торговых предприятий и 8,9 тыс. предприятий  общественного питания. Среднесписочная  численность работников составляла соответственно 2545 и 387 тыс. человек. В  негосударственном секторе было занято 83% от общего числа торговых предприятий, в том числе в  розничной торговле — 84%, в общественном питании — 75%.

Процесс приватизации государственной собственности  в отраслях народного хозяйства  получил наибольшее развитие в сфере  обращения — в 1995 г. лишь 13% розничного товарооборота приходилось на предприятия государственной торговли. Темпы расширения негосударственного сектора в торговле приведены на рис. 2.5. 
 
 
 
Рис. 2.5. Распределение розничного товарооборота по формам собственности, %

Особенности переходного периода нашли отражение  в динамике основных показателей, характеризующих изменение состояния товарного рынка за последние годы. Одним из важнейших показателей является розничный товарооборот (табл. 2.1). 
 
Таблица 2.1. 
 
Динамика розничного товарооборота во всех каналах реализации*

 
Показатели

 
1991

 
1992

 
1993

 
1994

 
1995

 
Розничный товарообо

 
529

 
5600

 
58762

 
213430

 
553 466

 
рот, всего, млрд. руб.

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
Сводный индекс потре

 
2,6

 
26,1

 
9,4

 
3,2

 
2,3

 
бительских цен (в ра

         

 
зах к предыдущему

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
году)

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
Индекс физического

 
129

 
125

 
127

 
127

 
118

 
объема розничного

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
товарооборота

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
(1985= 100%)

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
Доля продовольствен

 
47

 
55

 
45

 
46

 
48

 
ных товаров,%

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
Доля непродовольст

 
53

 
45

 
55

 
54

 
52

 
венных товаров, %

         

 

 Российский  статистический ежегодник: Стат. сб./Госкомстат России. — М.: Логос, 1996. — С. 316—317.Данные таблицы свидетельствуют  об устойчивой тенденции падения  уровня жизни населения в 1991—1995 гг. — индекс физического объема  розничного товарооборота в 1995 г. снизился по сравнению с 1991 г. на 11 пунктов. Из рассматриваемых пяти лет самым трудным оказался 1992 г., что нашло отражение в структуре потребления продовольственных и непродовольственных товаров. Это единственный год, когда затраты на продукты питания достигли своего пика — 55% от общих расходов.

Важным показателем  состояния потребительского рынка  является коэффициент насыщенности розничной торговли, который рассчитывается как отношение количества городов, в которых на момент регистрации  товар был в продаже, к общему числу обследуемых городов* (рис. 2.6).* Россия в цифрах. 1995: Краткий статистический сборник/Госкомстат России. — М.,1995. — С. 112.  
 
Рис. 2.6. Коэффициент насыщенности розничной торговли (включая рынок), %

Приведенные данные свидетельствуют о высоких  темпах насыщения рынка. Если, по данным экспертов, в 1992 г. продовольственные товары отсутствовали в каждом втором из 130 обследуемых городов, то спустя всего 2 года — лишь в 15 городах. Наличие непродовольственных товаров на рынке 92% обследованных городов в 1995 г. по сравнению с данными 1992 г. (70%) позволяет, кажется, сделать вывод, что эта рыночная ниша на данный момент практически заполнена. Однако детальное изучение вопроса показывает сохранение напряженности в обеспечении населения основными товарами (табл. 2.2). 
 
Таблица 2.2. 
 
Уровень наличия основных потребительских товаров на предприятиях розничной торговли в 1995 г. (°/о)*

 

 
Январь

 
Декабрь

 
Продовольственные товары:

   

 
говядина

 
41

 
55

 
животное масло

 
54

 
82

 
растительное масло

 
69

 
83

 
яйца

 
58

 
62

 
сахар

 
60

 
85

 
Непродовольственные товары:

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
куртки мужские

 
68

 
69

 
костюмы мужские

 
52

 
59

 
пальто женские демисезонные

 
56

 
57

 
полуботинки мужские

 
59

 
68

 
сапоги женские демисезонные

 
74

 
64

Информация о работе Состав и структура трудовых ресурсов предприятия торговли