Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:18, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение состояния управления оборотными активами предприятия и разработка путей совершенствования.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
1) изучить теоретические и нормативно–правовые основы управления оборотными активами предприятия;
2) сделать анализ современного состояния организации управления оборотными активами исследуемого предприятия;
3) разработать предложения по совершенствованию управления оборотными активами предприятия.
Эффективное управления оборотными активами, как считает Плехова Ю. О. [37] играет большую роль в обеспечении нормальной работы предприятия, повышении уровня рентабельности производства и зависит от множества факторов. В современных условиях огромное негативное влияние на изменение эффективности управления оборотных средств и замедление их оборачиваемости оказывают факторы кризисного состояния экономики:
Все перечисленные факторы являются объективными и безусловно влияют на использование и управления оборотными активами предприятия. Вместе с тем, предприятия имеют внутренние резервы повышения эффективности использования оборотных средств, в задачу финансовых служб, соответственно, и входят мероприятия по изысканию таких резервов. К ним относятся:
Рациональное управление оборотными активами можно свести к сокращению периода оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности и увеличению среднего срока оплаты кредиторской задолженности. При этом обеспечивается уменьшение текущих финансовых потребностей и их превращение в отрицательную величину.
Текущие финансовые потребности (ТФП) могут определяться:
При реализации принципа «дешевой покупки и дорогой продажи» необходимо учитывать:
Рациональное управление оборотными активами предполагает также установление скидок покупателям за сокращение сроков оплаты полученной продукции. Предоставление отсрочек платежей – это, по существу, предоставление кредита, который не является бесплатным, так как, получив своевременно платеж и положив деньги в банк, производитель мог бы получить прибыль в размере банковского процента.
С другой стороны, трудно реализовать товар без коммерческого кредита. В развитых странах эта проблема решается введением спонтанного финансирования, при котором за оплату товара до истечения определенного срока покупатель получает солидную скидку с цены. После этого срока покупатель выплачивает полную стоимость при соблюдении договорного срока платежа
Спонтанное финансирование представляет собой относительно дешевый способ получения средств. Такое кредитование не требует от клиента обеспечения и привлекает достаточно длительными сроками льготного периода.
По словам Горелкиной И.А. [18], к обязательствам целесообразно применение терминологии «качество обязательств». «Качество обязательств» перед кредиторами необходимо оценить с точки зрения их возникновения во времени. «Качество обязательств» дебиторов оценивается с точки зрения соблюдения ими условий договорной дисциплины. Обязательство по кредитам можно считать качественным при отсутствии просроченных долгов и положительного значения показателя «Эффект финансового рычага».В современных условиях управление финансовыми обязательствами должно осуществляться системно с использованием специфических приемов и методов финансового менеджмента. Это предполагает определенную последовательность действий: формирование финансовой стратегии организации; обоснование и выбор типа финансовой политики управления обязательствами кредиторов и дебиторов; осуществление управления дебиторской задолженностью по средствам осуществления функций финансового менеджмента.
По мнению Лисициана И. [30] проблема неплатежей делает необходимым классифицировать своих кредиторов по срокам просроченной кредиторской задолженности и в зависимости от того, кому необходимо заплатить сейчас, кто может еще подождать, а кому можно и вообще не платить. На первых местах в этой очереди стоят выплаты по кредитам и процентам за них коммерческим банкам и налогам в федеральный бюджет. Несвоевременные выплаты здесь оборачиваются штрафными санкциями в таком размере, что легко могут довести предприятие до банкротства. Необходимо, правда, отметить, что в российской хозяйственной практике эта угроза довольно условна. В настоящее время возможность банкротства обратно пропорциональна величине предприятия, при этом для бывших государственных предприятий эта обратная зависимость выражается еще сильнее.
Обеспечение достаточного количества оборотных активов, дающих компании возможность оплачивать сырье и рабочую силу, производить расходы, связанные с производственной и сбытовой деятельностью, на практике сводится к необходимости решать несколько весьма сложных задач.
Первая из них - управление запасами. По утверждению западных учебников финансового менеджмента, с точки зрения достаточности оборотного капитала ни один фактор не имеет такого значения, как скорость оборота товарных запасов.
Но чтобы определить влияние этого фактора в российской действительности нужно иметь как минимум точную информацию о наличии запасов и рассчитать нормативы их использования. То есть все начинается с вопросов учета. То, что учетная система на складах предприятий требует усовершенствования, сомнению не подлежит.
Ведь часто предприятие покупает одно и то же сырье по разной цене. У кладовщиков все сырье записано на разных карточках (поскольку имеет разную цену). Бухгалтерия должна списывать это сырье по какой-то определенной цене, но поскольку оно списывается с разных карточек, получается новый метод списывания - наугад, как легла карточка у кладовщика. Управлять финансами на основании таких данных, естественно, невозможно.
Второй аспект проблемы увеличения оборотных активов - совершенствование системы расчетов. Для ускорения расчетов, прежде всего, необходимо знать всех плательщиков - нужен реестр, включающий сведения о договорных суммах, сроках и других параметрах, связанных с поступлением платежей. При этом стоит учитывать, кто задержит платежи и на сколько, а кто и вовсе не заплатит.
Наличие запасов считается фактором, обеспечивающим безопасность системы материально-технического снабжения и производства. Однако содержание запасов сырья и материалов вызывает некоторые расходы, которые снижают доходность предприятия. Поэтому Коновалова Г. И. [31] говорит о том, что управление запасами как составная часть управления оборотными средствами предполагает балансирование между доходностью и риском.
В соответствии со сказанным выше в качестве основных задач управления запасами мы выделяем:
1) оптимизацию общего размера и структуры запасов товарно-материальных ценностей;
2) минимизацию затрат по содержанию запасов;
3) обеспечение контроля за движением материальных оборотных средств.
Определение оптимального размера запасов с точки зрения минимизации затрат на их содержание является неотъемлемым элементом применяемой на предприятии системы контроля. Но так как запасы материальных ценностей большинства предприятий разнообразны и существенно различаются с точки зрения денежных вложений, потенциальной прибыли, объема и возможности ущерба от их недостатка, то усилия по их управлению следует распределять в соответствии с относительной важностью предметов хранения. Для решения данной задачи в современной практике управления запасами применяется метод ABC – анализа.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что управление отдельными составляющими оборотных активов не должно выходить за рамки общей политики управления оборотными активами предприятия и противоречить ее целям. Кроме того, управление текущими активами может быть эффективным только в том случае, если оно осуществляется в непосредственном сочетании с управлением текущими пассивами.
Управление оборотными активами предприятия направлено на формирование их необходимого и достаточного объема с наименьшими затратами и повышения эффективности использования. На первый взгляд может показаться, что проблема здесь отсутствует. Однако ключевой момент исследования заключается в определении для каждого конкретного предприятия оптимальной величины и структуры оборотных активов.
Необходимо отметить, что в настоящее время многим отечественным предприятиям свойственно ситуационное формирование и использование оборотных активов, которое не учитывает перспектив развития предприятия и носит стихийный характер, и зачастую просто сводится к приспособлению к тому или иному объему и структуре средств в обороте.
Для того, чтобы формирование и использование оборотных активов, было целенаправленным и предсказуемым необходима специальная финансовая политика управления оборотными активами.
Экономисты Н.Н. Бондина, И.А. Бондин и Ю.А. Незванкина [17] подчеркивают, что в современных условиях, когда отечественный аграрный сектор в целом только начинает преодолевать кризис, заметно возросла роль кредита в качестве источника формирования оборотных средств. Авторы отмечают, что особую актуальность эта проблема приобретает в условиях инфляционных процессов. При этом они указывают, что использование краткосрочного банковского кредита в качестве источника формирования оборотных средств в обоснованных рамках является существенным рычагом повышения экономической эффективности всего сельскохозяйственного производства в целом.
Несмотря на то, что предприятия привлекают кредиты, эффективность использования кредитных ресурсов определяют не многие. Это обусловлено, прежде всего, отсутствием квалифицированных специалистов в области финансового менеджмента, либо неэффективностью их работы.
2. Состояние организации управления оборотными активами в ООО «Хлеб» Липецкого района Липецкой области
Исследуемое предприятие ООО «Хлеб» находится на территории с. Боринское, которое расположено от г. Липецка на расстоянии 18 км. В транспортном отношении предприятие обслуживается дорогой «Липецк - Воронеж».
ООО «Хлеб» с. Боринское Липецкого района Липецкой области зарегистрировано 1 января 2006 года. Учредителем общества является Липецкое районное потребительское общество (Липецкое райпо). При формировании уставного капитала участвовал его единственный учредитель – Липецкое райпо, номинальная стоимость которого составляет 10000 рублей – 100% уставного капитала. На момент государственной регистрации уставный капитал сформирован полностью и составлял 10000 рублей. Но в процессе производственно – коммерческой деятельности уставный капитал был увеличен до 50000 рублей. И в 2007 году хозяйство перерегистрировало его размер.
Исследуемое предприятие - ООО «Хлеб - является обществом с ограниченной ответственностью.
Предметом деятельности общества является производство хлебобулочных и кондитерских изделий.
Основным показателем, определяющим размер предприятия, является стоимость валовой продукции в сопоставимых ценах. К дополнительным показателям относятся : выручка от реализации продукции, чистая прибыль, среднегодовая стоимость основных производственных средств, среднесписочная численность работников. Показатели размера ООО «Хлеб» представлены в таблице 1.
Таблица 1.Основные показатели размера предприятия ООО «Хлеб» Липецкого района Липецкой области
Показатели |
2007г. |
2008г. |
В среднем на 1 предприятие Липецкого района |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг, тыс. руб. |
35070 |
28571 |
65271 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
678 |
-1747 |
3826 |
Среднегодовая стоимость основных производственных средств, тыс. руб. |
587 |
793 |
15683 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
70 |
68 |
92 |