Состояние организации управления оборотными активами в ООО «Хлеб» Липецкого района Липецкой области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:18, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение состояния управления оборотными активами предприятия и разработка путей совершенствования.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
1) изучить теоретические и нормативно–правовые основы управления оборотными активами предприятия;
2) сделать анализ современного состояния организации управления оборотными активами исследуемого предприятия;
3) разработать предложения по совершенствованию управления оборотными активами предприятия.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 721.50 Кб (Скачать файл)

 

Анализируя данные таблицы 11 можно сделать вывод о том, что в 2008 году произошло значительное снижение размера запасов, по сравнению с прошлым годом на 1929 тыс. руб.

 

Таблиц 12. Эффективность использования запасов в составе оборотных активов ООО «Хлеб» Липецкого района Липецкой области в 2006 – 2008 гг.

Показатели

2006

2007

2008

Отклонение от прошлого года (+/-)

Коэффициент оборачиваемости запасов:

15,9

13,6

12,5

- 1,1

Коэффициент оборачиваемости сырья, материалов

16,2

12,1

12,7

+0,6

Коэффициент оборачиваемости готовой продукции

2258,8

989,5

-

-1269,3

Продолжительность одного оборота запасов в днях:

23

27

30

+ 3

Продолжительность одного оборота сырья, материалов в днях

23

27

30

+3

Продолжительность одного оборота готовой продукции в днях

0,2

0,3

-

-0,3


 

Из данных таблицы 12 можно сделать выводы об эффективности использования запасов в исследуемом предприятии. Так в 2008 году произошло снижение коэффициента оборачиваемости запасов на 1,1 оборота, по сравнению с прошлым годом. Это свидетельствует о снижении скорости реализации запасов. В свою очередь, рост продолжительности одного оборота запасов в днях в 2008 году день на 3 дня, по сравнению с прошлым годом, говорит об увеличении периода времени нахождения денежных средств в запасах. Все это является отрицательным моментом в деятельности предприятия.

Важнейшим элементом управления запасами является научно обоснованная оптимизация их объемов. В этих целях решаются задачи по минимизации затрат, авансируемых в указанные виды запасов товарно-материальных ценностей.

Правильное исчисление этой потребности имеет большое экономическое значение, так как устанавливается постоянно необходимая минимальная сумма собственных оборотных средств, обеспечивающая устойчивое финансовое состояние предприятия.

Управление запасами может осуществляться с применением различных методов. Одним из таких методов является нормирование оборотных средств.

Нормирование оборотных средств осуществляется на каждом предприятии в строгом соответствии со сметами затрат на производство и непроизводственные нужды, бизнес-планом, отражающим все стороны коммерческой деятельности. Тем самым обеспечивается взаимосвязь производственных и финансовых показателей, столь необходимая для успешного предпринимательства.

В процессе нормирования оборотных средств разрабатываются нормы и нормативы. Норма оборотных средств – это относительная величина соответствующая минимальному, экономически обоснованному объему запасов товарно-материальных ценностей, устанавливаемая, как правило, днях. Нормы оборотных средств зависят от норм расхода материалов в производстве, норм износостойкости запасных частей и инструментов длительности производственного цикла, условий снабжения и сбыта, временно придания некоторым материалам определенных свойств, необходимых для производственного потребления, и других факторов.

Нормирование оборотных средств должно обеспечить оптимальную величину всех составных элементов оборотных активов.

Норматив оборотных средств – это минимально необходимая сумма денежных средств, обеспечивающая предпринимательскую деятельность предприятия. Нормативы оборотных средств определяются с учетом потребности в средствах как для основной деятельности, так и для капитального ремонта, осуществляемого собственниками силами, жилищно-коммунального хозяйства, подсобных вспомогательных и других хозяйств, не состоящих на самостоятельном балансе.

Потребность в оборотных активах для каждого предприятия определяется при составлении финансового плана, т.о. величина норматива не является величиной постоянной. Размер собственных оборотных средств зависит от объема производства, условий снабжения и сбыта, ассортимента производимой продукции, применяемых форм расчетов.

Существует несколько методов расчета нормативов собственных оборотных средств: метод прямого счета, аналитический и коэффициентный методы.

Метод прямого счета является наиболее точным, обоснованным, но вместе с тем довольно трудоемким. Он основан на определении частных нормативов собственных оборотных средств по каждому виду нормируемых оборотных активов. На основе частных нормативов определяется совокупный норматив собственных оборотных средств.

Процесс нормирования включает следующие этапы:

  1. Разработку норм запаса по отдельным видам товарно – материальных ценностей всех элементов нормируемых оборотных средств;
  2. Разработка норм запаса по видам оборотных активов (в днях), Ндн;
  3. Расчет однодневного расхода (в руб.), Родн;
  4. Расчет частных нормативов по каждому элементу оборотных средств, Ндн × Родн;
  5. Расчет совокупного норматива по собственным нормируемым оборотным средствам;
  6. Расчет планового прироста (+), снижения (-) собственных оборотных средств;
  7. Расчет источников покрытия планового прироста совокупного норматива за год

Различают совокупный норматив (общую сумму оборотных средств) и частные нормативы (размеры средств по соответствующим видам оборотных средств).

Частный норматив по отдельному элементу собственных оборотных средств (Нэл.ос) рассчитывается по схеме:

Нэл.ос = Норма запаса, дн × Однодневный расход,

Однодневный расход сырья, выпуск готовой продукции, расходы на производство рассчитываются не по кварталу с максимальным объемом работ, а по кварталу с минимальным объемом работ

Совокупный норматив оборотных средств (Wос), определением которого завершается процесс нормирования оборотных средств на предприятии, рассчитывается как сумма частных нормативов и определяется либо планируемый прирост норматива (если сумма на конец года выше, чем на начало), либо снижение совокупного норматива.

Трудоемкость нормирования собственных оборотных средств методом прямого счета препятствует его широкому использованию. В практике хозяйствования предприятий чаще применяется расчетно–аналитический или коэффициентный метод определения потребности в собственных оборотных средствах.

Расчетно-аналитический (опытно - статистический) метод предполагает укрупненный расчет собственных оборотных средств в размере их средне фактических остатков. Данный метод позволят определить совокупный норматив собственных оборотных средств по опыту прошлых лет.

Коэффициентный метод основан на принципе рационального размещения собственного капитала во внеоборотных и оборотных активах для поддержания финансовой устойчивости предприятия. В этом случае потребность в собственных оборотных средствах рассчитывается на основе приемлемых значений коэффициента маневренности собственного капитала или коэффициента обеспеченности собственным оборотным капиталом.

По мере развития рыночных отношений и укрепления расчетно – платежной дисциплины значение нормирования оборотных средств усиливается. Наличие достаточных оборотных активов обеспечивает предприятиям расширенное воспроизводство, модернизацию и структурную перестройку. В связи с этим возникаем необходимость повышения качества расчетов, установления прогрессивных, экономически обоснованных норм и нормативов оборотных средств.

Следует отметить, что на предприятии ООО «Хлеб» не осуществляются расчеты нормативов производственно – материальных запасов, т. к. отказ от нормирования оборотных активов, является одной из причин кризиса производства и расчетно-платежной дисциплины.

При управлении запасами известен такой принцип при закупке запасов как «точно во время». Используется он для сокращения или устранения запасов. Предусматривается наличие нужного материала в соответствующем товарно-распределительном центре в требуемое время и доставка его на следующий день после заказа, причем в хорошем состоянии и без потерь.

Принцип «точно во время» предполагает наличие нескольких надежных поставщиков на длительный срок с гарантией высокого качества обслуживания. Тесное сотрудничество между производителями и поставщиками предусматривает совместную работу в проектировании изделия, обеспечении контроля качества и стабилизированных графиков производства.

ООО «Хлеб» не использует принцип «точно во время», хотя при этом предприятие несет дополнительные издержки по хранению производственных запасов, связанные со складскими расходами, с порчей, а также с омертвлением денежных средств, которые вложены в запасы, в то время как они могли бы быть инвестированы, например, в ценные бумаги с целью получения процентного дохода.

Оптимизация размера основных групп текущих запасов связана с предварительным разделением всей совокупности запасов товарно-материальных ценностей на два основных вида – производственные запасы (запасы сырья, материалов и полуфабрикатов) и запасы готовой продукции. В разрезе каждого из этих видов выделяются запасы текущего хранения – постоянно обновляемая часть запасов, формируемых на регулярной основе и равномерно потребляемых в процессе производства продукции или ее реализации покупателям.

Для оптимизации размера текущих запасов товарно-материальных ценностей используется ряд моделей, среди которых наибольшее распространение получила «Модель экономически обоснованного размера заказа». Она может быть использована для оптимизации размера, как производственных запасов, так и запасов готовой продукции.

Математически Модель EOQ выражается следующей принципиальной формулой:

 

, где (1)

 

F – затраты по размещению заказа;

S – потребность в запасах за некоторый период;

C – затраты по хранению 1 партии заказа.

Управление запасами включает в себя определение приемлемой системы их контроля. Существует много систем, от самых простых до чрезвычайно сложных, которые применяются в зависимости от размера предприятий и характера запасов. Целесообразно применять метод АВС, согласно которому производственные запасы делятся на три категории по степени важности отдельных видов в зависимости от их удельной стоимости:

  • категория А включает ограниченное количество наиболее ценных видов ресурсов, которые требуют постоянного и скрупулезного учета и контроля (возможно даже ежедневного). Для этих ресурсов обязателен расчет оптимального размера заказа;
  • категория В составлена из менее дорогостоящих видов запасов, которые проверяются при ежемесячной инвентаризации; для запасов этой категории, как и категория А, приемлема методика определения оптимального размера заказа;
  • категория С включает широкий ассортимент оставшихся малоценных видов производственных запасов, закупаемых обычно в большом количестве.

Метод АВС позволяет сосредоточиться на контроле наиболее важных видов запасов категорий А и В (категории С уделяется меньше внимания) и тем самым сэкономить время, ресурсы и повысить эффективность управления запасами.

Предприятию необходимо больше уделять внимание построению эффективных систем контроля за движением запасов. Основной задачей таких контролирующих систем, является своевременное размещение заказов на пополнение запасов и вовлечение в хозяйственный оборот излишне сформированных их видов. В процессе разработки политики управления запасами должны быть заранее предусмотрены меры по ускорению вовлечения в оборот сверхнормативных запасов. Это обеспечивает высвобождение части финансовых ресурсов, а также снижение размера потерь товарно – материальных ценностей в процессе их хранения.

Однако уровень контроля за движением запасов в ООО «Хлеб» находится не на должном уровне.

 

2.4 Управление дебиторской задолженностью

 

Целью управления дебиторской задолженностью является минимизация средств отвлекаемых в дебиторскую задолженность.

Современный этап экономического развития страны характеризуется значительным замедлением платежного оборота, вызывающим рост дебиторской задолженности на предприятиях. Важной задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью, направленное на оптимизацию общего ее размера и обеспечение своевременной инкассации долга.

В современной хозяйственной практике дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам (рис. 3).

 

Виды дебиторской задолженности предприятия

 

Дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил

Дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, неоплаченные в срок

 

Дебиторская задолженность по векселям полученным

 

Дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом

 

Дебиторская задолженность по расчетам с персоналом

   

Прочие виды дебиторской задолженности


Рис. 3 . Состав основных видов дебиторской задолженности предприятия.

Информация о работе Состояние организации управления оборотными активами в ООО «Хлеб» Липецкого района Липецкой области