Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 14:11, курсовая работа
Теория и практика хозяйствования показали, что в наибольшей степени этим требованиям соответствуют такие формы и методы организации труда, которые усиливают роль человека в принятии решений, роль высокоэффективных рабочих групп в решении сложных производственных вопросов, повышая при этом значение самоорганизации работника в трудовом процессе.
Целью исследования в данной работе является освещение теоретических основ организации труда, факторов на нее влияющих, выявление элементов организации труда.
Введение………………………………………………………….…………….....3
1. Организация труда на предприятии: содержание, принципы и основные факторы …..……………………………………………………………………….4
1.1 Разделение и кооперация труда на предприятии. Организация рабочих мест……………...……………………………………………………………....…8
1.2 Условия труда и факторы их формирования ………………...……………12
1.3 Безопасность деятельности организации. Охрана труда………………….15
2. Практический раздел………………………………………………………….18
2.1Квалификационные требования работников кадровой службы...............................................................................................................18
2.2Организация рабочего места работника кадровой службы……………………………………………………………………………23
2.3 Расчет численности специалистов кадровой службы……………..............26
2.4 Закрепление (распределение) обязанностей……………………………….29
2.5 Обработка фотографии рабочего времени…………………………………30
2.6 Расчет возможного роста производительности труда…………………….31
3. Исследовательский раздел……………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы……
2.6 Расчет возможного роста производительности труда
Излишки рабочего времени формируют сумму его потерь. На основании этих подсчетов можно определить коэффициент возможного уплотнения рабочего времени (процент сокращения непроизводительного труда по вине работника) и процент возможного роста производительности труда за счет устранения потерь:
а) коэффициент возможного уплотнения рабочего времени при устранении потерь рабочего времени рассчитывается:
kуп = |
Сумма потерь времени * 100 |
Время наблюдения |
б) коэффициент возможного повышения производительности труда:
Kпп = |
kуп * 100 |
100 – kуп |
Kпп = (15,4 * 100)/(100 – 15,4) = 18,2
Вывод:
Оперативное время использовано не полно, это обусловлено перерывами, связанными с нарушением производственного процесса и нарушением трудовой дисциплины, а также значительные потери времени вызваны непроизводительной работой работника.
Общие потери рабочего времени составляют 15,4% продолжительности всей смены. За счёт устранения потерь возможно повышение производительности труда на 18,2%
3. Исследовательский раздел. Фотография рабочего дня
Наблюдательный лист фотографии (самофотографии) рабочего времени № 1
Наименование работы (операции) : учёба
Структурное подразделение: ГМУ-201
Исполнитель (должность): студент
Объект исследования: Мордакин Антон Игоревич
№ п/п |
Наименование работы |
Текущее время |
Результат работы |
Индекс категории затрат |
Продолжи- тельность, мин. | |||
Час. |
мин. | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | ||
Начало работы |
9 |
45 |
ПР |
10 | ||||
1 |
Появился на рабочем месте |
9 |
55 |
ПЗ |
5 | |||
2 |
Приступил к работе |
10 |
00 |
Решил тест |
ОП |
30 | ||
3 |
Перерыв |
10 |
30 |
ОТ |
5 | |||
4 |
Продолжает оперативно работать |
10 |
35 |
сделал 4 стр. записей |
ОП |
46 | ||
5 |
Переходит в другой корпус |
11 |
21 |
Перешел из 0 корпуса в 11 |
ОТ |
9 | ||
6 |
Оперативная работа |
11 |
30 |
Записал 2 стр. лекции |
ОП |
45 | ||
7 |
Перерыв |
12 |
15 |
ОТ |
5 | |||
8 |
Оперативная работа |
12 |
20 |
0,5 стр. лекции |
ОП |
45 | ||
Обеденный перерыв с 13.05 до 13.45 |
||||||||
9 |
Оперативная работа |
13 |
45 |
1стр.лекции |
ОП |
45 | ||
10 |
Перерыв |
14 |
30 |
отдохнул |
ОТ |
5 | ||
11 |
Оперативная работа |
14 |
35 |
1стр. лекции |
ОП |
42 | ||
12 |
Убирает рабочее место |
15 |
17 |
О |
3 | |||
Конец рабочего дня |
15 |
20 |
Наблюдательный лист фотографии (самофотографии) рабочего времени № 2
№ п/п |
Наименование работы |
Текущее время |
Результат работы |
Индекс категории затрат |
Продолжи- тельность, мин. | |||
Час. |
мин. | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | ||
Начало работы |
9 |
45 |
||||||
1 |
Появился на рабочем месте |
9 |
45 |
ПЗ |
10 | |||
2 |
Приступил к работе |
9 |
55 |
Решил 3 задачи |
ОП |
35 | ||
3 |
Перерыв |
10 |
30 |
отдохнул |
ОТ |
5 | ||
4 |
Продолжает оперативно работать |
10 |
35 |
сделал 1стр. записей |
ОП |
45 | ||
5 |
Перерыв |
11 |
20 |
Перешел из 0 корпуса в 1 |
ОТ |
10 | ||
6 |
Оперативная работа |
11 |
30 |
Записал 2,5 стр. лекции |
ОП |
45 | ||
7 |
Перерыв |
12 |
15 |
Прогулялся по коридору |
ОТ |
5 | ||
8 |
Оперативная работа |
12 |
20 |
2 стр. лекции |
ОП |
45 | ||
Обеденный перерыв с 13.05 до 13.45 |
||||||||
9 |
Оперативная работа |
13 |
45 |
Ответил на 70 вопросов анкеты |
ОП |
45 | ||
10 |
Перерыв |
14 |
30 |
Продолжил заполнять анкету |
ОТ |
5 | ||
11 |
Оперативная работа |
14 |
35 |
1стр. записей |
ОП |
4 | ||
Конец рабочего дня |
15 |
40 |
Наблюдательный лист фотографии (самофотографии) рабочего времени № 3
№ п/п |
Наименование работы |
Текущее время |
Результат работы |
Индекс категории затрат |
Продолжи- тельность, мин. | |||
Час. |
мин. | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | ||
Начало работы |
9 |
45 |
||||||
1 |
Появился на рабочем месте |
9 |
45 |
ПЗ |
5 | |||
2 |
Приступил к работе |
9 |
50 |
Выступил с докладом |
ОП |
40 | ||
3 |
Перерыв |
10 |
30 |
Сходил на улицу |
ОТ |
5 | ||
4 |
Продолжает оперативно работать |
10 |
35 |
сделал 2 стр. записей |
ОП |
45 | ||
5 |
Переходит в другой корпус |
11 |
20 |
Перешел из 1 корпуса в 0 |
ОТ |
9 | ||
6 |
Оперативная работа |
11 |
30 |
Решил тест |
ОП |
45 | ||
7 |
Перерыв |
12 |
15 |
отдохнул |
ОТ |
5 | ||
8 |
Оперативная работа |
12 |
20 |
1 стр. записей |
ОП |
45 | ||
Обеденный перерыв с 13.05 до 13.45 |
||||||||
9 |
Оперативная работа |
13 |
45 |
1,5стр.лекции |
ОП |
45 | ||
10 |
Перерыв |
14 |
30 |
отдохнул |
ОТ |
5 | ||
11 |
Оперативная работа |
14 |
35 |
1стр. лекции |
ОП |
42 | ||
Конец рабочего дня |
15 |
30 |
||||||
Баланс затрат рабочего времени
Затраты времени |
Продолжительность, мин. |
излишек |
недостаток | |
Нормативная1 |
Фактическая | |||
Подготовительно-заключительное время |
40 |
20/3=6,6 |
33,4 | |
Оперативное время |
230 |
734/3=244,6 |
14,6 |
|
Время обслуживания рабочего места |
30 |
3/3=1 |
29 | |
Время на отдых и личные надобности 2 |
60 |
73/3=24,3+40=64,3 |
4,3 |
|
Время непредусмотренных перерывов (потери времени) |
10 |
10 |
||
Общее время наблюдения |
3603 |
286,5 |
28,9 |
62,4 |
Из баланса затрат рабочего времени видно, что на подготовительно – заключительные затраты студент использует меньше времени чем отведено по норме, при этом это время он переносит на оперативное время и на отдых, в том числе не нормативный. Так же студент не уделяет должного времени на обслуживание рабочего места. Это говорит о не рациональности использования рабочего времени.
Заключение
Из всего изложенного выше следует, что организация труда с полным основанием может рассматриваться как особый вид деятельности, направленной на решение общественно необходимых задач по регулированию и контролю социально-экономических процессов в сфере функционирования живого труда. Результатом этой деятельности является конкретная система организации труда, включающая вышеназванные элементы, образующие ее с учетом особенностей звена производства и управления (цех, предприятие, фирма, акционерное общество), но независимо от отрасли (промышленность, строительство, транспорт, торговля, бытовое обслуживание и др.).
Рыночная экономика предполагает использование в сфере хозяйствования совокупности рациональных методов и организационных рычагов управления предприятием (фирмой), включая и социально-экономический механизм организации труда. Современный зарубежный опыт показывает, что более высоких результатов в области качества продукции и производительности труда добиваются предприятия, на которых организация труда рассматривается как социотехническая система, основанная на тесном взаимодействии двух подсистем - технической и социальной. В технической подсистеме особое значение придается повышению роли организации труда в более эффективном использовании технологии и оборудования, совершенствованию общей организации производства, компоновке и оснащению рабочих мест, использованию производственных площадей, применению современных средств связи и транспорта, механизации и автоматизации процессов обслуживания производства. Социальная подсистема призвана обеспечить эффективное функционирование технической подсистемы. Она включает управление персоналом, подбор, обучение и продвижение кадров, распределение функций и ответственности между участниками производства, применение более эффективных систем оплаты труда, планирование и др.
Взаимодействие указанных
В отечественной практике совершенствование организации труда как социотехнической системы являлось целью широко известного движения за внедрение научной организации труда (НОТ). Начавшаяся в нашей стране еще в 20-х гг. активная разработка вопросов научной организации труда знала периоды значительного подъема и спада, затем опять подъема, как это было в 60 - 70-х гг. Накопленный за многие годы опыт «нотовского» движения важен для решения задач совершенствования организации труда и в современных условиях. Он показывает, что НОТ остается необходимым средством сближения уровня развития техники и уровня организации труда, важной предпосылкой повышения производительности труда, создания более благоприятных производственных условий, обогащения содержания труда, развития и широкого применения творческих способностей работников.
Анализ имевших место различных подходов к определению понятия научной организации труда позволяет рассматривать НОТ как систему постоянного и планомерного совершенствования трудовых процессов во всех звеньях производства и управления, взаимодействия между людьми в процессе совместной работы, улучшения условий и повышения культуры труда на основе достижений науки и передовой практики в нашей стране и за рубежом.
Так, исследования в области психологии, направленные на совершенствование трудовой деятельности людей, улучшение условий труда, требований человека к организации рабочих мест и техническим средствам, мотивационного отношения их к выбору профессии и производственному обучению, а также на совершенствование личных качеств и способностей работников, позволяют выработать рекомендации, необходимые для определения вида трудовой деятельности (профориентации) и пригодности человека к данному виду труда (профотбора), для организации профконсультационной работы, налаживания оптимального социально-психологического климата и др. Перечисленные факторы оказывают существенное влияние на работоспособность человека. В этом важное значение имеют выводы, опирающиеся на физиологические исследования. При этом очень важна роль условий труда как совокупность элементов производственной среды и трудового процесса, оказывающих воздействие на функциональное состояние организма человека, на удовлетворенность его трудом, на процесс воспроизводства рабочей силы и эффективность труда.
Информация о работе Совершенствование организации труда в организации