Совершенствование системы повышения прибыльности и безубыточности работы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление анализ прибыли предприятия и поиск путей ее увеличения. Объектом исследования является ОАО «Липецкий хлебозавод №5»
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи курсовой работы:
изучить понятие, функции и виды прибыли;
рассмотреть порядок формирования прибыли и факторы ее роста;
определить сущность и сферу использования маржинального анализа;
провести финансовый анализ прибыли ОАО «Липецкий хлебозавод №5»;

Содержание работы

Введение
3
1. Теоретические аспекты финансовых результатов предприятия
5
1.1 Понятие, функции и виды прибыли
5
1.2 Порядок формирования прибыли, факторы ее роста
10
1.3 Сущность и сфера использования маржинального анализа
14
2. Анализ факторов роста прибыли
20
2.1Организационно-экономическая характеристика ОАО «Липецкий хлебозавод №5»
20
2.2 Анализ динамики прибыли предприятия
25
2.3 Маржинальный анализ прибыли от реализации продукции
28
3. Совершенствование системы повышения прибыльности и безубыточности работы организации
33
3.1 Анализ безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия
33
3.2 Максимизация финансовых результатов ОАО «Липецкий хлебозавод №5» на основе маржинального подхода
36
Заключение
39
Список использованных источников
41

Файлы: 1 файл

Курсяк ФО.docx

— 144.91 Кб (Скачать файл)

 

                                         Пч = Под Чдр,                                                         (5)

 

где    Чдр – чрезвычайные доходы и расходы.

Чрезвычайными доходами считаются  поступления, возникающие как последствия  чрезвычайных обстоятельств хозяйственной  деятельности. К ним относятся  страховое возмещение, стоимость  материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию  активов. В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие  как  последствия  чрезвычайных  обстоятельств  хозяйственной  деятельности  (стихийного  бедствия,  пожара,  аварии,  национализации имущества) [3].

 

 

    1. Порядок формирования прибыли, факторы ее роста.

 

Основную часть прибыли  предприятия получают от реализации выпускаемой продукции, следовательно, сумма прибыли находится под  взаимодействием многочисленных факторов: изменения объема, ассортимента, качества, структуры произведенной и реализованной продукции, себестоимости отдельных изделий, уровня цен, эффективности использования производственных ресурсов.

Кроме того, на нее оказывают  влияние соблюдение договорных обязательств, состояние расчетов между поставщиками и покупателями и др. Из прибыли  производятся отчисления в бюджет, уплачиваются проценты по кредитам банка.

Главное предназначение прибыли  в современных условиях  хозяйствования - отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия. Это обусловлено  тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с  производством и реализацией  своей продукции и выступающих  в форме себестоимости, общественно  необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют  о снижении индивидуальных затрат предприятия  на производство и реализацию продукции.

В современных условиях повышается значение прибыли как объекта  распределения, созданного в сфере  материального производства чистого  дохода между предприятиями и  государством, различными отраслями  народного хозяйства и предприятиями  одной отрасли, между сферой материального  производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и  его работниками.

Работа предприятия в  условиях рыночной экономике связана  с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли  в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению  использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда.

Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего  повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких  результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной  и стимулирующей роли прибыли  связано с совершенствованием механизма  ее распределения.

Однако прибыль не может  рассматриваться в качестве единственного  и универсального показателя эффективности  производства.

Если темпы роста стоимостных  показателей превышают темпы  роста производства конкретных видов  продукции в натуральном выражении, имеет место снижение эффективности  использования производственных ресурсов в расчете на единицу его полезного  эффекта. Это находит выражение  и в  повышении материалоемкости, трудоемкости, зарплатоемкости, фондоемкости и, в конечном счете, себестоимости единицы конкретных видов продукции в натуральных измерениях. В величине и темпах роста прибыли недостаточно полно отражается изменение объема и эффективности использования основных фондов и оборотных средств.

Дополнительная прибыль  может быть получена при увеличении объема производственных фондов и снижения эффективности их использования. Изменение  экономических показателей за любой  временной период происходит под  влиянием множества разнообразных  факторов. Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет  важное значение для определения основных направлений,поиска резервов повышения эффективности хозяйствования [5].

Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным признакам. Так выделяют внешние  и внутренние факторы. К внутренним относятся факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют различные стороны работы данного коллектива. К внешним факторам относятся факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства.

В свою очередь внутренние факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные. Внепроизводственные факторы связаны в основном с коммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видами деятельности предприятия, а производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли,- это средства труда, предметы труда и сам труд.

По каждому из этих элементов  выделяются группы экстенсивных и интенсивных  факторов.

К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменения численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

В процессе осуществления  производственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией  продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.

Первичные факторы производства воздействуют на прибыль через систему  обобщающих факторных показателей  более высокого порядка. Эти показатели отражают, с одной стороны, объем, и эффективность использования их потребленной части, участвующей в формировании себестоимости.

Таким образом, можно сделать  вывод, что одни и те же элементы процесса производства, именно средства труда, предметы труда и труд, рассматриваются, с одной стороны, как основные первичные факторы увеличения объема промышленной продукции, а с другой - как основные первичные факторы, определяющие издержки производства.

Поскольку прибыль представляет собой разность между объемом  произведенной продукции и ее себестоимостью, то ее величина и темпы роста зависят от тех же трех первичных факторов производства, которые воздействуют на прибыль через систему показателей объема промышленной продукции и издержек производства [3].

 

 

1.3 Сущность и сфера использования маржинального анализа

 

Сущность маржинального  анализа заключается в анализе соотношения объема продаж (выпуска продукции), себестоимости и прибыли на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях[6]. В его основе лежит деление затрат на переменные и постоянные. На практике набор критериев отнесения статьи к переменной или постоянной части зависит от специфики организации, принятой учетной политики, целей анализа и от профессионализма соответствующего специалиста.

Основной категорией маржинального  анализа является маржинальный доход. Маржинальный доход (прибыль) — это разность между выручкой от реализации (без учета НДС и акцизов) и переменными затратами. Иногда маржинальный доход называют также суммой покрытия — это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Чем выше уровень маржинального дохода, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и организация имеет возможность получать прибыль.

Маржинальный доход (М) рассчитывается по формуле [7]:

 

M = S – V ,                                                                                                       (6)

где S — выручка от реализации;

V — совокупные переменные  затраты.

 

Маржинальный доход можно  рассчитать не только на весь объем  выпуска в целом, но и на единицу  продукции каждого вида (удельный маржинальный доход). Экономический  смысл этого показателя — прирост  прибыли от выпуска каждой дополнительной единицы продукции:

 

M = (S-V) / Q = p –v ,                                                                                      (7)

где M — удельный маржинальный доход;

Q — объем реализации;

 р — цена единицы продукции;

v — переменные затраты  на единицу продукции.

 

Найденные значения удельных маржинальных доходов для каждого  конкретного вида продукции важны  для менеджера. Если данный показатель отрицателен, это свидетельствует о том, что выручка от реализации продукта не покрывает даже переменных затрат. Каждая последующая произведенная единица данного вида продукции будет увеличивать общий убыток организации. Если возможности значительного снижения переменных затрат сильно ограничены, то менеджеру следует рассмотреть вопрос о выведении данного товара из ассортимента предлагаемой организацией продукции.

На практике производят более  глубокую детализацию переменных затрат на группы переменных производственных, общепроизводственных, общехозяйственных и прочих расходов. Отсюда вытекает необходимость исчисления нескольких показателей маржинального дохода, из анализа которых выносится решение о том, воздействие на какие группы расходов может наиболее заметно отразиться на величине конечного финансового результата.

Деление затрат на постоянные и переменные, исчисление   маржинального дохода позволяют определить влияние объема производства и сбыта на величину прибыли от реализации продукции, работ, услуг и тот объем продаж, начиная с которого предприятие получает прибыль. Делается это на основе анализа модели безубыточности (системы «затраты—объем производства—прибыль»).

Модель безубыточности опирается на ряд исходных предположений:

1) поведение затрат и выручки можно описать линейной функцией

одной переменной - объема выпуска;

  1. переменные затраты и цены остаются неизменными в течение всего планового периода;
  2. структура продукции не изменяется в течение планируемого

периода;

  1. поведение постоянных и переменных затрат может быть точно

измерено;

  1. на конец анализируемого периода у предприятия не остается

запасов готовой продукции (или они несущественны), т.е. объем  продаж соответствует объему производства.

Точка безубыточности - это объем выпуска, при котором прибыль предприятия равна нулю, т.е. объем, при котором выручка равна суммарным затратам. Иногда ее называют также критическим объемом: ниже этого объема производство становится нерентабельным [8].

Алгебраическим методом  точка нулевой прибыли рассчитывается исходя из следующей зависимости:

 

I = S -V - F = (p * Q) - (v * Q) - F = 0 ,                                                          (8)

где I — величина прибыли;  

S — выручка;

V — совокупные переменные затраты;

F — совокупные постоянные  затраты

 

Отсюда находим критический объем:

 

 Q' = F / (p-v)  ,                                                                                                 (9)

где Q'— точка безубыточности (критический объем в натуральном выражении).

 

Критический объем производства и реализации продукции можно  рассчитать не только в натуральном, но и в стоимостном выражении:

 

          S = F * p /(p-v) = Q' * p  ,                                                                            (10)

где S — критический объем  производства и реализации продукции.

 

Экономический смысл этого  показателя - выручка, при которой прибыль равна нулю. Если фактическая выручка предприятия больше критического значения, оно получает прибыль, в противном случае - убыток.

Приведенные выше формулы  расчета критического объема производства и реализации в натуральном и  стоимостном выражении справедливы  лишь, когда выпускается только один вид продукции или когда структура выпуска фиксирована, т.е. пропорции между различными видами продукции остаются неизменными. Если выпускается несколько видов товара с разными предельными затратами, тогда необходимо учитывать структуру производства (продажи) этих товаров, а также долю постоянных затрат, приходящуюся на конкретный вид продукции.

Точка закрытия предприятия - это объем выпуска, при котором оно становится экономически неэффективным, т.е. при котором выручка равна постоянным затратам [6]:

Информация о работе Совершенствование системы повышения прибыльности и безубыточности работы организации