Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 23:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление анализ прибыли предприятия и поиск путей ее увеличения. Объектом исследования является ОАО «Липецкий хлебозавод №5»
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи курсовой работы:
изучить понятие, функции и виды прибыли;
рассмотреть порядок формирования прибыли и факторы ее роста;
определить сущность и сферу использования маржинального анализа;
провести финансовый анализ прибыли ОАО «Липецкий хлебозавод №5»;
Введение
3
1. Теоретические аспекты финансовых результатов предприятия
5
1.1 Понятие, функции и виды прибыли
5
1.2 Порядок формирования прибыли, факторы ее роста
10
1.3 Сущность и сфера использования маржинального анализа
14
2. Анализ факторов роста прибыли
20
2.1Организационно-экономическая характеристика ОАО «Липецкий хлебозавод №5»
20
2.2 Анализ динамики прибыли предприятия
25
2.3 Маржинальный анализ прибыли от реализации продукции
28
3. Совершенствование системы повышения прибыльности и безубыточности работы организации
33
3.1 Анализ безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия
33
3.2 Максимизация финансовых результатов ОАО «Липецкий хлебозавод №5» на основе маржинального подхода
36
Заключение
39
Список использованных источников
41
Выручкa oт рeaлизaции прoдукции зa 2010 гoд вoзрoслa пo срaвнeнию с 2009 гoдoм нa 4,8 % в связи пoвышeниeм цeн нa хлeбoбулoчныe издeлия, при этoм зaтрaты нa 1 тoнну прoдукции снизились нa 21,9 %, a в рaсчeтe нa 1 рубль тoвaрнoй прoдукции увeличились нa 4,2 %. Этo свидeтeльствуeт o мeнee эффeктивнoй рaбoтe хлeбoзaвoдa в 2010 гoду.
Тaк, прибыль oт прoизвoдствa прoдукции в 2010 гoду сoстaвилa 121148 тыс.р., чтo нa 13,8% нижe, чeм в 2009 гoду.
В рeзультaтe прoизвoдствeннo -
хoзяйствeннoй дeятeльнoсти
Выручкa oт рeaлизaции прoдукции зa 2011 гoд вoзрoслa нa 14,2 % пo срaвнeнию с 2010 гoдoм в oснoвнoм зa счeт пoвышeния цeн нa хлeбoбулoчныe издeлия. Увeличились зaтрaты нa 1 тoнну прoдукции и нa 1 рубль тoвaрнoй прoдукции в oснoвнoм зa счeт пoвышeния стoимoсти муки и увeличeния кoммeрчeских рaсхoдoв.
Финансовые результаты
деятельности предприятия
Изучение динамики финансовых результатов по составляющим ее элементам позволяет оценить:
конкурентные
позиции организации (так, рост прибыли
от продаж свидетельствует о повышении
конкурентоспособности
стратегию управления активами организации (так, снижение прибыли от продаж при одновременном увеличении операционных доходов может означать сокращение основного вида деятельности наряду с увеличением операций, связанных с передачей имущества в аренду или продажей активов);
«качество» хозяйственно-
Анализируя состав и динамику прибыли, следует иметь в виду, что ее размер во многом зависит и от учетной политики предприятия.
Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов.
Действующие нормативные
акты допускают следующие методы
регулирования прибыли
1. Изменение стоимости
границ отнесения имущества к
основным средствам или к
2. Изменение метода
переоценки основных средств:
путем индексации первоначальной
стоимости с использованием
3. Использование
метода ускоренной амортизации
по активной части основных
средств также приводит к
4. Применение
различных методов оценки
5. Выбор метода
оценки потребленных
6. Изменение порядка
списания затрат по ремонту
основных средств на
7. Изменение сроков
погашения расходов будущих
8. Изменение метода
определение прибыли от
Таким образом, учетная
политика, формируемая администрацией,
открывает большой просмотр для
выбора методологических приемов, способных
радикально менять всю картину финансовых
результатов и финансового
В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:
прибыль от реализации продукции,
товаров, услуг (разность между
суммой маржинальной прибыли и постоянными
расходами отчетного периода);
общий финансовый результат
до налогообложения (брутто-прибыль)
(финансовые результаты от реализации
продукции, работ и услуг, доходы и расходы
от финансовой и инвестиционной деятельности.);
налогооблагаемая прибыль
(разность между брутто-прибылью и
суммой прибыли, облагаемой налогом
на доход (по ценным бумагам и
от долевого участия в совместных предприятиях),
а также суммы льгот по налогу на прибыль
в соответствии с налоговым законодательством,
которое периодически пересматривается;
чистая прибыль - это та ее часть, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений[1].
Анализ динамики финансовых
результатов ОАО «Липецкий
Рисунок 1 – Динамика прибыли ОАО «Липецкий хлебозавод №5» за 2009-2011 гг.
Как показывают данные, на протяжении трех лет происходит увеличение валовой прибыли, следовательно такая же ситуация возникает и по отношению к прибыли от реализации. Это связано с увеличением выручки за счет увеличения цен на хлебобулочную продукцию, с увеличением ассортимента предприятия, возможно, других положительных факторов.
2.3 Маржинальный анализ прибыли от реализации продукции.
Большой интерес представляет методика маржинального анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличии от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях, она позволяет полнее изучать взаимосвязи между показателями и точнее измерять влияние факторов.
По методике факторного анализа прибыли, применяемой в нашей стране, обычно используют следующую модель:
0П=VPП(р-с) ,
где VPП – объем реализованной продукции;
Р – цена единицы продукции;
с – полная себестоимость единицы продукции.
При этом исходя из предложения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Данная модель не учитывает взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных затрат остается без изменений. И наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.
В зарубежных странах для
обеспечения системного подхода
при изучении факторов изменения
прибыли от реализации отдельных
видов продукции и
П=VPП(р-b) – А ,
где b – переменные затраты на единицу продукции;
А – постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции.
По данной модели учитывается и прямое и косвенное влияние объема продаж на изменение финансового результата. Исходные данные для анализа приведены в таблице 4.
Таблица 4 - Данные для факторного анализа прибыли по хлебобулочным изделиям
Показатели |
Значение показателя | ||
2010 г. |
2011 г. | ||
Объем реализации продукции ( VPП) ,т. |
26232,2 |
27784,6 | |
Цена за килограмм продукции (р), р. |
21,6 |
24,7 | |
Полная себестоимость за кг. (с), р. |
9,8 |
11,5 | |
В том числе удельные переменные затраты (b) |
5,6 |
7,0 | |
Сумма постоянных расходов (А), тыс.р |
110073 |
116254 | |
Прибыль (П), тыс.р |
139196 |
146546 |
П10 = VPП10 *(p10 - b10) – А10 =
= 26232.2* (21.6 – 5.6) – 110073 = 309642.2 тыс.р.;
Пусл1=VPП11(p10-b10) - A10=
= 27784.6*(21.6 – 5.6) – 110073 = 334480.6 тыс.р;
Пусл2= VPП11*(p11-b10) - A10 =
= 27784,6*(24,7-5,6) – 110073=420612,86 тыс.р.;
Пусл3= VPП11 *(p11 – b11) – А10 =
= 27784,6*(24,7-7,0) - 110073=381714,42 тыс.р.;
П1 = VPП11 *(p11 – b11) – А11 =
= 27784,6*(24,7-7,0) – 116254 = 375533,42 тыс.р.
Общее изменение прибыли составляет:
Побщ = 375533,42 - 309642,2 = 65891,22 тыс.р.
В том числе за счет изменения:
1) количества реализованной продукции
ПVPП = Пусл1 - П10 = 334480.6 - 309642.2 = 24838,4 тыс.р.;
2) цены реализации
Пр = Пусл2 – Пусл1 = 420612,86 - 334480.6 = 86132,26 тыс.р.;
3) удельных переменных затрат
Пb = Пусл3 – Пусл2 = 381714,42 - 420612,86 = - 38898.44 тыс.р.;
4) суммы постоянных затрат
ПА = П1 – Пусл3 = 375533,42 - 381714,42 = -6181 тыс.р.;
Таким образом на предприятии ОАО «Липецкий хлебозавод №5» общее изменение прибыли за 2010-2011 года составило 65891,22 тыс.р. Прибыль увеличилась за счет количества реализованной продукции на 24838,4 тыс.р. ,так же за счет цены реализации на 86132,26 тыс.р.; за счет удельных переменных затрат и суммы постоянных затрат прибыль уменьшилась на 38898.44 тыс.р. и 6181 тыс.р. соответственно.
Рассмотренная методика
Методика
анализа прибыли несколько
Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в продукции в целом по предприятию можно использовать следующую модель:
П = ∑[ VPПобщ Уд1 (p1 – b1) ] – А, ( 16)
Используя данные таблицы 5, рассчитаем влияние факторов на изменение суммы прибыли в целом по предприятию с помощью цепной подстановки
Таблица 5 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции в целом по предприятию.
Наименование изделия |
Объем продаж, кг. |
Структура продаж |
Цена, р. |
Переменные затраты на изделие,тыс.р |
Постоянные затраты на весь объем продаж,р. | |||||
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 | |
Хлебобулочные изделия, в том числе: |
26232200 |
26179600 |
100 |
100 |
- |
- |
- |
- |
187528122,48 |
202735843,2 |
хлеб, кг. |
15949200 |
16571700 |
60,8 |
63,3 |
21,6 |
24,7 |
8,6 |
0,01 |
114017098,46 |
128331786 |
булочные изделия, кг. |
10283000 |
9607900 |
39,2 |
36,7 |
21,5 |
24,7 |
8,6 |
0,01 |
73511024,01 |
74404057,2 |