Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 17:14, реферат
Особенности системы управления промышленными предприятиями на современном этапе тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в их деятельности. Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива. Вместе с тем возрастает влияние фактора хозяйственного риска, появляются преимущества свободного ценообразования, возможности самостоятельного выбора поставщиков и потребителей. Одновременно с этим государства снимается всякая ответственность за обеспечение предприятия сырьем и материалами, за сбыт его продукции, за уровень его заработной платы.
“Горизонтальные” отношения являются обязанностью и входят составной частью в должностные инструкции, где представлены “горизонтальные” взаимодействия между руководителями структурных подразделений фирмы по единой схеме: кто, с кем и по каким вопросам взаимодействует.
В должностных инструкциях должны быть обозначены требования к сотруднику, определяющие его формальное соответствие занимаемой должности. Более подробно они, как правило, описываются в “Требованиях к кандидату на рабочее место”.
Это в первую очередь требования к квалификации и личностно-деловым качествам.
Для подбора персонала целесообразно сформулировать первичные параметры наличия достойного уровня квалификации у сотрудника. Как правило квалификационные требования выдвигаются к следующим анкетным данным специалиста:
наличие основного и дополнительного образования;
прохождение специальных тренингов, краткосрочных курсов и т.д.;
стаж работы по специальности;
стаж работы на управленческих должностях;
стаж работы в структуре предприятия;
владение иностранными языками;
владение компьютером (на уровне пользователя или программиста)...
Пример 2: Матрица “горизонтальных” взаимодействий (основные вопросы):
Должн.
Директор по стратегическому планированию
Финансовый
директор
Главный бухгалтер
Главный инженер
Директор по производству
Директор по персоналу
Директор по социальным вопросам
Коммерч. директор
реорганизация организационной структуры в изменяющихся рыночных условиях;
формирования перспективного ассортиментного профиля продукции;
реализации договорных отношений с покупателями и поставщиками в рамках “цепочек”;
сертификация качества.
формирования диапазонов цен, объемов продаж, скидок за увеличение объемов продаж;
формирования диапазонов цен, объемов закупок сырья и материалов для обеспечения бесперебойной работы производства;
выдачи продукции на реализацию;
разработки финансового плана;
планирования потоков поступлений и платежей;
формирования перспективного ассортиментного профиля продукции;
исполнения заключенных договоров;
смет расходов службы.
состояния взаиморасчетов между поставщиками и покупателями;
состояния запасов готовой продукции на складе;
оформления договорных отношений с потребителями и поставщиками.
формирования перспективного ассортиментного профиля продукции;
улучшение качества, надежности и долговечности производимой продукции;
оказания услуг сторонним организациям Управлением Главного инженера.
включения в план продаж новых видов продукции;
формирования перспективного ассортиментного профиля продукции;
улучшение качества, надежности и долговечности производимой продукции.
отбора, перемещения и увольнения работников коммерческих служб;
соблюдения коммерческой тайны;
получения коммерческой информации по конкурентным предприятиям;
оплаты труда работников коммерческих служб;
повышения проф. уровня сотрудников.
коммерциали- зации учреждений непромышленной сферы;
реализации продукции, получаемой по непрямым расчетам (бартер, взаимозачеты);
социального обеспечения работников коммерческих служб.
ЛИТЕРАТУРА
1. Эрхард Л., Благосостояние для всех. Перевод с немецкого. (Предисловие В.В. Багаряцкого и В.Г. Гребенщикова). Москва: Начало-Пресс, 1991 г.
2. Садовски З. Политика по отношению к государственным предприятиям в процессе системных преобразований. “Вопросы экономики”, 1994 г., №8, с. 80.
3. Айке Б., Ритерман Р. От предприятия к фирме: заметки по теории предприятия переходного периода. “Вопросы экономики”, 1994 г., №8, с. 31.
4. Рыночная экономика (под редакцией Смирнова А.Д., Рубина Ю.Б., т. 2, часть 1). Основы бизнеса. Москва: “Соминтек”, 1992 г., с. 160.
5. Афанасьев М. Мир экономики Яноша Корнаи, Российский экономический журнал, 1992 г., №4.
Ушанов Ю.А. Реорганизация в американских компаниях. ЭКО, 1987 г., №9.
6. Акофф Р. Планирование будущего корпораций. Москва: - Прогресс, 1985.
7. Обзор экономики России - 1995. Москва: Российско-Европейский центр экономической политики, - “Прогресс-Академия”, 1995
РЕФЕРАТ
по курсу «Менеджмент»
по теме: «Виды и стадии исследований системы управления»
1. Разработка гипотезы
и концепции исследования
Исследование - это научный труд или научное изучение рассматриваемого предмета, какого-либо объекта с целью определения закономерностей его возникновения, совершенствования, развития и получения новых знаний. Это в полной мере относится к исследованию теории и практики управления, которое связано как со специализированной научной функцией, так и с практической профессиональной работой в различных областях и сферах деятельности человека (менеджмента, экономики, производства, искусства, образования ит.п.).
Проблема исследования - противоречие в познании, характеризующееся несоответствием между новыми фактами и данными и старыми способами их объяснения. Первоначально возникает в форме проблемной ситуации и только потом осознаётся и формулируется в виде проблемы. На разрешение проблем направлена, как правило, вся научно-исследовательская деятельность.
Гипотеза - один из этапов ИСУ. Гипотеза - не вполне доказанное состояние системы в будущем. Гипотеза принимается, отвергается, корректируется.
Гипотезы могут рассматриваться как часть научной теории или как научное предположение, требующее последующей экспериментальной проверки.
По иерархической значимости гипотеза может быть генеральной; при необходимости её структурируют на вспомогательные гипотезы.
По широте использования гипотезы могут быть универсальными и частными.
«Рабочая гипотеза представляет собой предварительное предположение, выдвигаемое на начальном этапе исследования и служащее лишь первичным условным объяснением исследуемого явления. В дальнейшем, по мере уточнения названных условных объяснений и получения знаний с помощью рабочих гипотез, приходят к принятию конкретной гипотезы.
Концепция может быть как объектом и предметом изучения в ходе исследования, так и результатом исследования.
Концепцию понимают:
как комплекс основополагающих идей, принципов, правил, раскрывающих сущность и взаимосвязи исследуемых явлений или систем;
как комплекс положений, связанных общей исходной идеей, определяющих деятельность человека и направленных на достижение определенной цели.
Концепция исследования СУ есть комплекс основополагающих взглядов, идей, принципов, подходов и механизмов разрешения, совокупности проблем управления, проявляющихся в изучаемой системе. Она должна определить содержание многих компонентов и звеньев механизма разрешения исследуемых проблем.
2. Функциональная роль
исследования в развитии
Функция - одна из главных категорий СУ. Она ярко проявляется при взаимодействии и взаимосвязи её элементов. Функция - явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере его изменения.
Применительно к системам управления функция - это свойство системы, которое посредством связи воздействует на объект управления для достижения какой-либо цели; действие осуществляемое системой для достижения определённых целей.
Функционирование предполагает зависимость чего-либо от осуществления определённой деятельности. Функциональная роль исследования СУ - мера результата, получаемая за счёт выполнения исследовательских функций при изучении СУ, зависящего от их научного и практического целевого использования.
Для повышения эффективности исследований СУ следует предварительно определять ту конкретную функциональную роль, которая может в итоге повлиять как на внутреннюю, так и на внешнюю среду.
Контакт между механизмами мышления и механизмами управления осуществляется с помощью функциональных связей. Это связи между должностными лицами, подразделениями и службами организации в процессе осуществления ими своих функций.
Связь - процесс обмена информацией и материально-техническими средствами, обеспечивающий целостность и функционирование систем.
Связи могут быть синергетическими и рекурсивными. Синергетические обеспечивают при совместном функционировании отдельных элементов системы увеличение общего эффекта до величины большей., чем сумма эффектов этих же элементов, действующих независимо.
Рекурсивная связь позволяет определить, какое явление, происходящее в системе, причина, а какое - следствие, какая в системе величина аргумент, а какая функция.
В целом широкое использование и реализация значимых результатов исследований СУ на практике может иметь глобальные позитивные последствия.
3. Логический аппарат исследования систем управления
Логические методы исследования представляют собой приёмы, относящиеся к логике и соответствующими её законам, закономерностям и принципам. Они отличаются целенаправленностью, упорядоченностью и последовательностью использования. Это позволяет использовать их при анализе СУ в ретроспективном плане, управленческом учёте, финансовой деятельности, маркетинге.
Логика является простым и практически действенным аппаратом изучения СУ. Основные логические приёмы:
понятие, позволяет выделить в исследуемом предмете самое существенное и общее;
суждение, следует рассматривать как форму мышления, утверждающую или отрицающую взаимосвязь изучаемого предмета с его тем или иным признаком или отражающую отношения между различными предметами, определяя истинность или ложность этих связей и отношений. Суждения могут быть простыми или сложными;
умозаключение, используется для получения новых заключений из других исходных посылок. С его помощью на основе абстрактного мышления создаётся новое знание, являющееся следствием известных положений;
доказательство;
аргумент;
тезис;
демонстрация.
Логические принципы исследования основаны на соблюдении следующих основополагающих законов:
закон тождества, согласно которому любая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе;
закон непротиворечия - два несовместимых суждения не могут быть одновременно истинными, т.е. как минимум одно из них ложно;
закон исключения третьего - два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, т.к. одно из них истинно;
закон достаточного основания - любая мысль признаётся истинной, если она имеет достаточное основание.
Формально-логические методы исследования:
аналогия - представляет собой способ получения нового знания об изучаемом предмете, опирающийся на ранее приобретённые знания о другом объективно подобном, но по существу различном объекте;
метод средних величин;
формулирование исследовательского вопроса;
обобщение, результат использования логических приёмов по переходу от рассматриваемых схожих свойств отдельной группы изучаемых явлений к более глубокому пониманию и новым знаниям о целой совокупности исследуемых однородных объектов.
4. Приемы анализа и обоснования
При построении и функционировании СУ возникает множество вопросов и проблем. Проблема - противоречие, которое требует разрешения на основе проведения исследований. Вопрос - высказывание, фиксирующее неизвестные и подлежащие выяснению элементы какой-либо ситуации, задачи. Вопрос имеет сложную структуру, в нём имеется проблематическая и ассерторическая стороны, последняя характеризует предмет вопроса, выясняет нечто, существование чего подразумевается в нём и признаки чего пока неизвестны, а также очерчивает класс возможных значений неизвестного.
Информация о работе Совершенствование системы управления предприятием