Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:46, курсовая работа
Объектом данного проекта является ООО фирма «Аспект».
Задачи курсового проекта:
рассмотреть стили управления, их понятие, применение;
выяснить, какой из стилей управления лучше применять на практике;
выявить плюсы и минусы каждого из стилей руководства.
Целью курсового проекта является выявление стиля руководства на предприятии ООО фирма «Аспект».
Методы:
наблюдение за исследуемым предприятием
анализирование годовых отчетов, устава и другой документации;
мониторинг деятельности предприятия, с дальнейшим выявлением проблем в управлении.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1.ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО фирма «Аспект»…………………………………………………………………….6
1.1. Организационная характеристика………………………………………..…..6
1.2. Экономическая характеристика………………………………………………8
2.Характеристика стиля управления руководителя организации ООО фирмы «Аспект»………………………………..……………………………………….....20
2.1 Стиль работы руководителя, классификация стилей и их содержание……………………………………………………………………........20
2.2 Отличие стиля руководства от методов и принципов управления………....20
2.3 Общие требования к стилю работы руководителя………………………..…32
3. Пути совершенствования стиля руководства в организации…………….…..34
3.1. Роль профессионально-организаторских качеств в стиле руководства конкретным предприятием…………………………………………………….….34
3.2 Предложения руководителям соответствующих уровней по соблюдению этических норм…………………………….………………………………….……37
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………….…………………..……….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..43
Недостатки авторитарного стиля лежат в слабой мотивации самостоятельности и развития подчиненных, а также в опасности ошибочных решений посредством чрезмерных требований руководители в отношении количества и (или) качества работы.
Авторитарный стиль управления может применяться на практике в нескольких вариантах, которые все больше приближаются к корпоративному стилю.
Демократический стиль управления
При демократическом стиле управления производственная деятельность организуется во взаимодействии руководителя и подчиненного. Этот стиль управления может применяться при превалировании творческого содержания работы и предполагает примерно равный уровень образования руководителя и подчиненных, а также нематериальное поощрение сотрудника.
Типичные признаки демократического стиля управления:
1. Руководитель управляет подчиненными, включая их в процесс принятия решений, за которые он несет ответственность. Он ожидает от своих подчиненных конкретной помощи, принимает решения с учетом их предложений и возражений. Он делегирует свои полномочия, насколько это возможно, и распоряжается только при необходимости. При этом он признает способности подчиненных и сознает то, что не может все знать и все предвидеть. Контролируется только результат работ, допускается самоконтроль.
2. Руководитель не только подробно информирует о фактическом положении дел, которое должно быть известно для выполнения задач, но и сообщает другую информацию о предприятии. Информация служит средством управления. Руководитель не нуждается в знаках, подчеркивающих его положение в глазах окружающих его людей.
Требования, предъявляемые к демократично управляющему руководителю, по Штоппу:
- открытость;
- доверие к сотрудникам;
- отказ от индивидуальных привилегий;
- способность и желание делегировать полномочия;
- служебный надзор;
- контроль результатов.
Подчиненные рассматриваются как партнеры, способные относительно самостоятельно выполнять "ежедневные работы". При оценке подчиненных при этом стиле руководства чаще всего исходят из "теории у теории ху, по которой:
1) нежелание трудиться является не врожденным от природы, а следствием плохих условий труда, которые уменьшают естественное желание трудиться;
2) сотрудники принимают
во внимание целевые установки,
3) цели предприятия
достигаются кратчайшим путем
посредством денежного
4) при благоприятном опыте сотрудники не боятся ответственности.
Активная позиция подчиненных повышает их мотивацию, что влечет улучшение результатов труда.
Требования к демократично - управляемым подчиненным, по Штоппу:
- стремление и способность нести личную ответственность;
- самоконтроль;
- использование прав контроля.
Преимущество демократичного стиля — принятие целесообразных решений, высокая мотивация сотрудников и разгрузка руководителя. Кроме того, поддерживается развитие сотрудников. Недостаток — демократичный стиль управления может замедлить принятие решений.
Либеральный стиль управления
Такое управление — технический прием, при котором компетенции и ответственность за действия передаются, насколько это возможно, сотрудникам, которые принимают и реализуют решения. Делегирование может быть направлено на любое поле деятельности предприятия. Однако следует отказаться от того, чтобы делегировать типично управленческие функции руководства, а также задачи с далеко идущими последствиями. При делегировании полномочий снимается нагрузка с руководителя, поддерживается собственная инициатива работников, усиливаются их трудовая мотивация и готовность нести ответственность. Кроме того, сотрудникам должно быть оказано доверие в принятии решений под собственную ответственность.
Для того чтобы успешно применять управление делегированием, необходимы:
- делегирование сотрудникам задач;
- делегирование сотрудникам компетенций;
- делегирование сотрудникам ответственности за действия;
- исключение возможности отзыва делегированных полномочий либо передачи их от одних сотрудников другим;
- установление порядка
регулирования исключительных
- исключение возможности
вмешательства руководителя
- обязательность вмешательства руководителя в случае ошибки и получения результатов, урегулированных в особом порядке;
- принятие руководителем
ответственности по
- создание соответствующей информационной системы.
Переданные задачи должны соответствовать способностям сотрудников, быть преимущественно однородными, завершенными по форме. Делегированные компетенции и ответственность за действия должны соответствовать друг другу по объему.
Преимущества управления методом делегирования:
1) разгрузка руководителя;
2) возможность быстрого
принятия грамотных решений;
3)содействие развитию собственной инициативы, трудовой мотивации у сотрудников.
Недостатки управления методом делегирования:
1) руководитель делегирует по возможности меньшее число интересных задач;
2) могут быть утверждены иерархические отношения;
3) сильна ориентация на задачи, а не на сотрудников;
4) установление иерархических отношений "по горизонтали".
Применение того или иного стиля, а также его результаты зависят от многих факторов. Это, прежде всего полное овладение одним из стилей руководства, предрасположенность коллектива к восприятию порой навязанного ему сверху стиля управления и руководства. При освоении науки управления очень важно избежать ошибок. Анализ деятельности руководителей разного уровня и различных предприятий позволил специалистам выявить наиболее частые ошибки, допускаемые менеджерами.
Происходящие в последнее время серьезные изменения на российском рынке, заставляют заново переоценивать нормы и ценности руководства людьми в организациях.
Проблема стиля руководства – это тема еще сравнительно мало разработанного «пласта» потенциала взаимодействия людей, включенных в совместную деятельность. Стиль не тождественен индивидуальным особенностям человека (характеру, личностным чертам, установкам и др.), а выступает в качестве психологической системы их согласования с совокупностью условий его деятельности и внешней среды.
Постановка и достижение целей, осмысление результатов собственных действий и происходящих перемен, стимулирующее воздействие непосредственного окружения и конкретных субъектов управления побуждают каждого руководителя адаптировать сложившуюся мотивацию к изменяющимся условиям. В ООО фирме «Аспект» это проявляется в новых взглядах, ориентации, позиции, активности и соответствующем уровне их развития, происходит в процессах и рамках формирования и функционирования конкретных организаций, в которых так или иначе позиционирует себя руководитель.
Формирование отношения менеджера к этим образованиям определяется объективными условиями воздействия окружающей среды, логикой общественного развития и в конечном счете эволюцией мотивации. Отражая преемственность возникновения, становления и закрепления наиболее стабильных и эффективных форм первичных и производных образований, этот процесс позиционирует менеджера в организации, обеспечивая активизацию его деятельности.
Стиль и метод руководства на предприятии ООО фирма «Аспект» существуют в определенном единстве. Стиль представляет собой форму реализации методов руководства, принятую данным менеджером в соответствии с его личными, субъективно-психологическими характеристиками.
Исследуя манеру управления коллективом генерального директора Лагошина Сергея Ильича и руководителей подразделений предприятия, я пришла к выводу, что стиль генерального директора скорее демократический, чем какой-либо другой, но в определенных ситуациях проявляются нотки авторитарности и либеральности, что, я считаю, вполне приемлемым. Так как каждый подчиненный требует индивидуального подхода, Сергей Ильич, имея колоссальный опыт и навыки управления, знает пути решения любых проблем, возникающих на пути, а это значит, в его стилевой позиции усомниться сложно. Что же касается руководителей отделов, то им присущи стили более подходящие к виду их деятельности и типу выполняемой работы. В процессе трудовой деятельности у Лагошина Сергея Ильича сформировался строго индивидуальный тип, «почерк» руководителя, действия которого повторить в деталях практически невозможно. Как нет двух одинаковых отпечатков пальцев на руке, так и не существует двух одинаковых менеджеров с одинаковым стилем руководства.
Лагошин Сергей Ильич в значительной степени воздействует на других руководителей, и из этого можно сделать вывод, что управленцам подразделений также, в основном, присущ демократический стиль управления.
Демократический стиль управления на предприятии ООО фирма «Аспект» формировался на протяжении двух десятилетий, что логично, в связи с изменениями экономической ситуацией в стране и с ролью сельского хозяйства в частности.
Лагошин Сергей Ильич и другие сотрудники аппарата управления с целью обеспечения эффективной координации и гармоничного взаимодействия сформировали систему внешних инструментов воздействия на работников и руководителей подразделений. Она представляет собой универсальную палитру достаточно разнообразных стимулов, принуждающих или побуждающих каждого или целую группу к определенной коррекции собственной активности, целенаправленной деятельности, соблюдению сложившихся или установленных процедур. Управляющие предприятии стараются с каждым подчиненным быть более открытым и положительно настроенным, что особенно ценно для руководителей, ведь именно они ответственны за возбуждение в других желания брать на себя инициативу и добиваться результата. Основной выбор, который делает в жизни каждый: иметь положительное или отрицательное отношение к окружающему миру. Осознание этой разницы оказалось полезным для управленцев. Те, кто принимает положительное отношение к жизни, заинтересованы в том, чтобы налаживать контакт с окружающими, испытывать новое, хотят чего-то добиться. Они рассматривают каждую ситуацию как полную разных возможностей. Они стремятся пусть и не к самым серьезным, но к расширяющим их возможности испытаниям, готовы к риску и экспериментированию ради того, чтобы обеспечить собственный рост и развитие. Они стремятся устанавливать обратные связи с окружающими и заинтересованы в открытых и лишенных характера эксплуатации отношениях с ними. Они в течение своей жизни готовы изменяться, проходя периоды переоценки ценностей и адаптации к новым. Опыт тяжело дается им, потому что они глубоко переживают свои подъемы и спады. Но благодаря этим качествам и демократичному терпению такие руководители добиваются высоких результатов взаимодействия с коллективом и достигают поставленных целей. Такое отношение к работе присуще генеральному директору и его коллегам в аппарате управления ООО фирмы «Аспект».
Тех же, кто избирает отрицательное отношение, характеризует недостаток открытости и ограниченная подвижность. Им трудно быть предприимчивыми, и они не способны вырваться из круга рутинных операций, не приносящих удовлетворения и не обеспечивающих саморазвития. Они избегают риска и испытаний, или, напротив, такие люди иногда идут на риск, почти не думая о своем благосостоянии. Отношения с окружающими у них обычно поверхностны или отрицательны, они сопротивляются установлению обратных связей, общение с ними неплодотворно. Общая пассивность может у них сопровождаться неискренностью, стремлением поэксплуатировать других и другими поступками, негативно влияющими на отношения с людьми.
Направления повышения эффективности работы руководителей структурных подразделений в ООО фирме «Аспект» складываются скорее эмпирически, чем научно обоснованно, и все же здесь можно выделить ряд уже утвердившихся и доказавших успешность решения задач. К ним относятся: профессиональная диагностика и ориентация, прогнозирование, планирование и построение карьеры, освоение профессии и достижение мастерства, увеличение отдачи и обеспечение должностного роста. Их постановка повышает эффективность использования потенциала руководителя как основного источника решения стоящих перед ним задач и улучшения результатов работы предприятия в целом. Со стороны Лагошина Сергея Ильича продвижение и назначение должно поддерживаться его инициативой и самоорганизацией, отражающими уровень профессиональной грамотности, карьерные амбиции и активность личности в достижении поставленных целей. Естественно, что такое взаимодействие должно быть целенаправленно и глубоко интегрировано в процессы управления персоналом фирмы, что обеспечивает перманентность отбора, подготовки и выдвижения наиболее перспективных работников. Собственно карьерное продвижение и получение полномочий является одним из основных стимулов, а закрепление и использование статуса новой должности мотивом повышения эффективности работы сотрудника. На оптимальном сочетании и конструктивном взаимодействии этих мотивов и стимулов основывается вся система повышения эффективности работы предприятия. Вместе с тем карьерный рост, должностное продвижение становятся определяющими успех показателями ряда, но далеко не всех руководителей. Периодичность того или иного продвижения объективно предопределяется необходимостью смены вида, характера и содержания деятельности рабочего, обусловленной его привыканием к должности. Проявлением такой индивидуальной психофизиологической характеристики отношения работника к своим обязанностям является снижение эффективности его труда после определенного периода работы в должности.