Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 20:20, курсовая работа
Поступательное социально-экономическое развитие страны самым тесным образом связано с необходимостью постоянного повышения качества управленческих знаний, профессиональной компетентности руководителей и специалистов всех уровней, непрерывного совершенствование структуры организации управления предприятия. Современный руководитель должен знать основные положения и категории управленческой науки, уметь применять их на практике. Использование современной управленческой терминологии, кроме того, является элементом культуры руководителя, позволяет грамотно проектировать и регулировать организационные процессы, а так же реорганизовывать структуру управления предприятия для максимального достижения поставленных целей.
Основными элементами организационной структуры управления предприятием являются его подразделения, отделы, уровни управления и связи между ними. Все элементы взаимосвязаны между собой.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Сущность ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ………………………………………………………………...5
1.1. Структура как основа функционирования системы управления……. ..5
1.2. Типы и классификация структур управления………………………......8
1.3.Проблема совершенствования организационной структуры управления предприятием………………………..…………………….……………….....14
АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО – УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ГЛХУ «ВОЛКОВЫССКИЙ ЛЕСХОЗ»………………………………..............18
2.1. Общая характеристика предприятия и его основная деятельность ………………………….…...............................................................................18
2.2. Анализ действующей структуры управления предприятием…….…..20
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ГЛХУ «ВОЛКОВЫССКИЙ ЛЕСХОЗ»………………………………………………………………………...27
3.1. Пути улучшения структуры управления предприятием…………..….27
3.2. Проектирование новой структуры управления предприятием………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...…
АкаДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Факультет переподготовки
Кафедра государственного управления экономическими системами
Специальность «Экономика и управление на предприятии промышленности»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Управление организацией»
на тему «Совершенствование структуры управления основной деятельности предприятия ГЛХУ «Новогрудский лесхоз»»
Слушатель 4 группа, з/о
Лесничий Волковыссого л-ва
ГЛХУ «Волковысский лесхоз»
Руководитель
Кандидат экономических
наук
доцент
Минск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...…33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Укомплектованность кадрами ГЛХУ «Волковысский лесхоз»………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Усовершенствованная структура ГЛХУ «Волковысский лесхоз»………...…35
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Усовершенствованная структура лесничества…………………...……………36
ВВЕДЕНИЕ
Поступательное социально-
Основными элементами организационной структуры управления предприятием являются его подразделения, отделы, уровни управления и связи между ними. Все элементы взаимосвязаны между собой.
Каждая управленческая структура индивидуальна и обладает своими специфическими особенностями, которые в значительной степени влияют на поведение и эффективность деятельности людей в организации. При изменении цели или появлении признаков нарушения функционирования предприятия первой подвергается реорганизации именно организационная структура.
В общем случае в содержание организационной структуры определяется целями, которым она служит, и какие управленческие процессы она призвана обеспечивать в конкретной организации.
Целью написания курсовой работы является разработка предложений по совершенствованию организационной структуры ГЛХУ «Волковысский лесхоз»,.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
Объектом изучения курсовой работы является управление предприятием.
Предметом –его структура управления.
При выполнении курсовой работы использовались системный подход, общенаучные методы познания и изложения, метод моделирования.
Методологическую основу курсовой работы составили труды ученых и практиков Беларуси и зарубежья, занимающихся вопросами изучения управления организацией в современных условиях.
1. СУЩНОСТЬ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
1.1. Структура как основа функционирования системы управления
Основным принципом, определяющим специфику современного менеджмента, является принцип адаптивности фирм производителей к динамичным условиям рыночной среды во всем многообразии их проявлений. Реализация данного принципа предусматривает, в первую очередь, адаптивность организационной структуры к соответствующим целям и задачам, системы управления.
Под организационной структурой понимается состав и взаимосвязи между различными подразделениями фирмы, которые определяются исходя из единых целевых ориентиров и функциональных задач и базируются на сочетании специализации и кооперации. Фундаментальными принципами построения организационных структур являются рациональная децентрализация задач и полномочий и эффективность горизонтальных связей, устанавливаемых между организационными подразделениями.
Организационную структуру следует рассматривать как один из формирующих элементов системы управления находящейся в развитии и постоянно нуждающейся в качественном совершенствовании, адекватном изменяющимся социально-экономическим условиям, рыночной ситуации, обновленным бизнес - стратегиям и перспективам производственно-рыночной деятельности [2, с. 125].
Укрупненная типология организационных структур предполагает выделение трех их типов, соответствующих определенному принципу структуризации. Используя принцип структуризации по направлениям продуктового (товарного) ассортимента, может быть выстроена структура, отражающая процесс специализации производственных подразделений. В ней представлены самостоятельные хозяйственные подразделения, ориентированные на производство и сбыт конкретных видов продукции. При этом осуществляется передача управленческих функций и полномочий руководителям подразделений, прерогативой которых является агрегирование производственных процессов и процессов, связанных с реализацией произведенной продукции конечным потребителям. Функциональные подразделения относительно автономны, но поддерживают тесные контакты с соответствующими центральными службами, что обеспечивает координацию их деятельности и поддержание взаимосвязи с единой политикой фирмы.
Данный тип организационной структуры характерен для крупных диверсифицированных компаний, реализующих отдельные виды продукции на различных рынках. К ее преимуществам следует отнести возможность концентрации усилий на конкретных направлениях производственной деятельности и соответствующей централизации управленческих действий. В качестве недостатка нужно отметить отсутствие механизмов использования знаний и опыта специалистов, владеющих управленческими навыками применительно к условиям отдельных рынков, регионов, стран, а также трудности в координации деятельности подразделений по вопросам планирования инвестиций на уровне регионов и стран [2, с. 130].
Принцип структуризации по региональным направлениям позволяет распределять управленческие функции и ответственность между подразделениями, ориентированными на различные территориальные составляющие внутреннего и внешнего рынков.
Региональные подразделения по содержанию и характеру деятельности могут выступать в качестве производственных и быть центрами прибыли, а могут организовываться в форме дочерних компаний и быть центрами и прибыли, и ответственности. И в том, и в другом случаях такие подразделения осуществляют координацию деятельности сбытовых и производственных подразделений в пределах подведомственного региона (или другого территориального образования). Возглавляющий региональное подразделение вице-президент (управляющий, распорядитель) подчиняется непосредственно руководителям высшего уровня и действует в непосредственном контакте с центральными службами.
Региональная структура управления используется компаниями, выпускающими продукцию ограниченной номенклатуры, но ориентированными на широкие рынки сбыта. К ее недостаткам относятся трудности в передаче информации в различные подразделения и координации деятельности по продуктовым линиям. Они усугубляются возможностью дублирования линейной и функциональной ответственности [7, с. 366].
Региональный принцип часто реализуется в сочетании с управлением по продукту, образуя смешанную структуру. Принцип структуризации по сочетанию отраслевого и регионального аспектов широко распространен в управленческой практике. Он отражает общие закономерности в развитии современного производства, которое требует применения принципов и методов комплексного подхода, позволяющего формировать многогранные и достаточно гибкие производственные структуры.
Интеграция отраслевого и регионального аспектов может осуществляться в различных формах и пропорциях. Однако доминирующая роль в большинстве случаев отводится отраслевому принципу, а региональный имеет вспомогательный или дополняющий характер.
Следует иметь в виду, что даже применение единых принципов организационного построения и методов управления не гарантирует однозначной определенности структур смешанного типа. Каждая организация создает собственную, специфическую структуру, учитывая такие факторы, как:
1.2. Типы и классификация структур управления предприятием
Организационная структура является одним из важнейших элементов управления организацией. Будучи по-своему содержанию пространственной конструкцией, она обеспечивает устойчивость или подвижность, направленность, содержательный характер, форму взаимоотношений между подразделениями и уровнями управления [10 с. 57].
Классические типы организационных структур управления делят на два больших класса: бюрократические и адаптивные (органические).
Бюрократические организационные структуры отличаются устойчивостью, предсказуемостью, высокой степенью формализации и явно выраженными уровнями управления.
К ним относятся следующие разновидности.
Линейные структуры управления характеризуются вертикальными формами связи в качестве доминирующих коммуникаций, а также горизонтальными, если в этом есть необходимость. Они отличаются, как правило, четкими принципами подчинения нижестоящего уровня вышестоящему и связанными с ними правами и ответственностью.
Линейные структуры управления обладают рядом преимуществ: универсальный характер деятельности руководителя; четкие права, обязанности и ответственность; и т.д. А также недостатков: большие затраты времени на реализацию решения; протяженные вертикальные коммуникации; и т.д [10, с. 59].
При линейной структуре управления исполнитель подчиняется и получает указания только от одного руководителя. В этом случае структурное подразделение возглавляет наделенный необходимыми полномочиями начальник и осуществляет единолично все функции управления. Его решения обязательны для выполнения сотрудниками, оптимальной рабочей группой следует считать коллектив, с руководством которым справляется один человек.
Линейная структура управления используется мелкими и средними организациями, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями, производственными участками, отделами, цехами.