Совершенствование управления товарными запасами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 08:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать финансовую деятельность и раскрыть сущность системы управления товарными запасами на примере ООО Торговое предприятие «Бумажник». В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
Дать краткую характеристику ООО Торговое предприятие «Бумажник».
Рассмотреть финансовую и инвестиционную политику предприятия, а так же методы автоматизации.
Охарактеризовать организацию основных потоков товарных запасов и систему управления ими.
Рассмотреть существующие недостатки в системе управления товарными запасами и основные направления по улучшению управления запасами.

Содержание работы

Введение 2
Раздел 1. Характеристика организации(предприятия) 4
Раздел 2. Анализ и управление товарными запасами 15
Раздел 3. Совершенствование управления товарными запасами 22
Заключение (выводы) 30
Приложение 32

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 2.33 Мб (Скачать файл)

 

Таблица 2.2

Структура товарных запасов за 2011 г.  (тыс. руб.)

№ п/п

Наименования

Товарные запасы на начало

Струк-тура, %

Посту-пление

Струк-тура, %

Выбы-тие

Струк-тура, %

Товарные запасы на конец 

Струк-тура, %

1

Напитки и молочные продукты

2 726

8,1

3 295

8,0

2 930

7,8

3 091

8,3

2

Замороженные продукты

10 498

31,2

12 873

31,3

11 232

29,9

12 139

32,6

3

Мясная и рыбная гастрономия

13 628

40,5

16 261

39,5

15 627

41,6

14 262

38,3

4

Кондитерские и хлебобулочные  изделия

4 072

12,1

4 345

10,6

4 395

11,7

4 022

10,8

5

Овощи и фрукты

2 557

7,6

3 055

7,4

3 080

8,2

2 532

6,8

6

Непродовольственные товары

34

0,1

79

0,2

75

0,2

37

0,1

7

Прочие товары

135

0,4

1 245

3,0

225

0,6

1 154

3,1

8

Всего

33 649

100,0

41 153

100,0

37 565

100,0

37 237

100,0


 

Анализ динамики показал, что в  2010 году поступления составили 38 092 тыс. руб., выбытие - 32 043 тыс. руб., в 2011 году поступления составили 41 153 тыс. руб., выбытие - 37 565 тыс. руб.

Важнейшим показателем, характеризующим товарные запасы, является показатель товарооборачиваемости. Товарооборачиваемость, будучи одним из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия в целом, позволяет оценить и количественно измерить два параметра: время и скорость их обращения. Произведем вычисления показателей оборачиваемости. Для подсчета оборачиваемости нужно рассчитать параметры:

1) Средний товарный запас за  год;

2) Период – год;

3) Товарооборот за год.

Рассчитаем средний товарный запас за 2010 и 2011 гг. (таблица 2.3). Формула для подсчета среднего товарного запаса:

ТЗср = ТЗ1 : 2 + ТЗ2 + ТЗ3 + ТЗ4 + … ТЗn : 2  (3)

где: n – 1

ТЗ1, ТЗ2, … ТЗn - величина товарного  запаса на отдельные даты анализируемого периода,

n – количество дат в периоде.

Таблица 2.3

Средний товарный запас за 2010 и 2011 гг.  (тыс. руб.)

Наименование

2010 г.

2011 г.

Отклонение

Тыс. руб.

%

Напитки и молочные продукты

2 595

3 011

416

116,03

Замороженные продукты

10 193

11 686

1 493

114,65

Мясная и рыбная гастрономия

13 519

14 945

1 426

110,55

Кондитерские и хлебобулочные  изделия

3 496

4 209

713

120,39

Овощи и фрукты

2 427

2 806

379

115,62

Непродовольственные товары

49

56

7

114,29

Прочие товары

568

690

122

121,48

Всего

32 846

37 401

4 555

113,87


 

Средние товарные запасы имеют тенденцию  к возрастанию. Так, в отчетном периоде  их величина составила 37 401 тыс. руб., что  больше базисного периода на 4 555 тыс. руб. (113,87%). Это обусловлено возрастанием товарооборота.

Рассчитаем товарооборот за 2010 и 2011 гг. (таблица 2.4).

Таблица 2.4

Товарооборот за 2010 и 2011 гг.  (тыс. руб.)

Наименование

2010 г.

2011 г.

Отклонение

тыс. руб.

%

Напитки и молочные продукты

3 176

3 697

521

116,41

Замороженные продукты

12 249

14 480

2 231

118,21

Мясная и рыбная гастрономия

16 638

18 976

2 338

114,05

Кондитерские и хлебобулочные  изделия

3 812

4 791

979

125,68

Овощи и фрукты

3 030

3 692

662

121,83

Непродовольственные товары

78

92

14

117,87

Прочие товары

193

273

81

141,85

Всего

39 177

46 002

6 825

117,42


 

Товарооборот так же имеет тенденцию  к возрастанию. В 2011 году он составил 46 002 тыс. руб., что больше базисного периода на 6 825 тыс. руб. или на 17,42%. Это обусловлено политикой завоевания сектора рынка, которая предусматривает постоянный поиск новых клиентов, которая в свою очередь требует наличия значительных товарных запасов для удовлетворения новых непрогнозируемых заказов.

В таблице 2.8 представим результаты расчета оборачиваемости на основании формулы:

Одн = ТЗср × Дн : То    (4)

где: Одн – оборачиваемость,

ТЗср – средний товарный запас (данные таблица 2.3),

Дн – количество дней (360),

То – товарооборот за период (данные таблицы 2.4).

Следует отметить, что оборачиваются  не сами товары, а вложенные в  них средства. После реализации товары не возвращаются в торговлю, а идут на удовлетворение потребностей покупателей.

Таблица 2.5

Оборачиваемость товарных запасов  за 2010 и 2011 гг., дней

Наименование

2010 г.

тыс. руб.

2011 г.

тыс. руб.

Отклонение

тыс. руб.

%

Напитки и молочные продукты

294

293

-1

99,69

Замороженные продукты

300

291

-9

96,98

Мясная и рыбная гастрономия

293

284

-9

96,93

Кондитерские и хлебобулочные  изделия

330

316

-14

95,78

Овощи и фрукты

288

274

-15

94,89

Непродовольственные товары

226

218

-8

96,59

Прочие товары

1059

909

-151

85,78

Всего

302

293

-9

96,97


 

Время обращения товаров в  2011 г. составляет 293 дня, а в 3009 году – 302 дня. Время обращения повысилась на 9 дней. Это связано с увеличением товарных запасов и повышением товаровоборота. Анализируемому предприятию важно стремиться к балансу между товарооборотом и запасами, чтобы увеличить скорость обращения товаров.

В рамках анализа товарооборота  ООО Торговое предприятие «Бумажник» необходимо осуществить ABC-анализ, позволивший рассчитать оптимальный уровень запасов. На основании объемов товаров проведена группировка товаров согласно их весомости в общей структуре (таблица 2.6).

Таблица 2.6

АВС-анализ товарных групп за 2011 г.

Наименование товаров

Объем продаж, тыс. руб.

Удельный вес группы, %

Удельный вес нарастающим итогом, %

Группа

Мясная и рыбная гастрономия

18 976

41,25

41,25

А

Замороженные продукты

14 480

31,48

72,73

В

Кондитерские и хлебобулочные  изделия

4 791

10,41

83,14

С

Напитки и молочные продукты

3 697

8,04

91,18

С

Овощи и фрукты

3 692

8,03

99,21

С

Прочие товары

273

0,59

99,8,00

С

Непродовольственные товары

92

0,20

100,00

С


 

Из таблицы видно, что группа «Мясная и рыбная гастрономия» относится к группе А при 41,25% и дает 80% товарооборота. Группа «Замороженные продукты » нарастающим итогом составляет 72,73%, относится к группе В и дает 15% товарооборота. Остальные товарные группы относятся к группе С и дают 5% товарооборота.

Дополнить и скорректировать результаты ABC-анализа позволил ХYZ-анализ. Метод  данного анализа заключается в расчете каждой товарной позиции коэффициента вариации или колебания расхода. Коэффициент вариации рассчитан с помощью программы MS Excel. Исходными данными являются результаты деятельности ООО Торговое предприятие «Бумажник» за 2011 г. помесячно. В результате были получены следующие значения (таблица 2.7).

Таблица 2.7

ХYZ-анализ товаров за 2011 г.

Наименование товаров

Коэффициент вариации, %

Группа

Совмещение

Овощи и фрукты

13,53

Х

 

Прочие товары

14,62

Х

 

Кондитерские и хлебобулочные  изделия

28,67

Y

 

Замороженные продукты

41,39

Y

 

Напитки и молочные продукты

54,22

Z

 

Мясная и рыбная гастрономия

58,69

Z

 

Непродовольственные товары

69,17

Z

 

 

Таблица показала, что группы товаров  «Овощи и фрукты» и «Прочие товары» подвержены наименьшему колебанию в спросе и относятся к группе Х. Группы товаров «Замороженные продукты » и «Кондитерские и хлебобулочные изделия» относятся к группе Y и характеризуются сезонными колебаниями и средними возможностями их прогнозирования. Группы «Напитки и молочные продукты», «Мясная и рыбная гастрономия» и «Непродовольственные товары» относятся к группе Z с нерегулярным потреблением и непредсказуемыми колебаниями и прогнозирование спроса на них практически невозможен.

Совмещение ABC- и XYZ-анализа позволило выявить основные способы воздействия на конкретные группы товаров, оперируя функциями контроля и взаимоотношениями с поставщиками (таблица 2.8).

 

Таблица 2.8

Управление ассортиментом для  ООО Торговое предприятие «Бумажник» на основе интегрированного АBC-XYZ-анализа за 2011 г.

Наименование

Группа

Значение группы

Система закупок

Страховой запас

Мясная и рыбная гастрономия

АZ

Товары группы при высоком товарообороте  отличаются низкой прогнозируемостью  расхода.

По этой группе следует использовать систему заказов с регулярным контролем, так как она доходная.

Попытка обеспечить гарантированное  наличие всех товаров данных групп  только за счет избыточного страхового товарного запаса приведет к тому, что средний товарный запас компании значительно увеличится.

Замороженные продукты

ВY

Товары группы при высоком товарообороте  имеют недостаточную стабильность расхода.

Можно использовать систему заказов  с постоянной суммой (объемом) заказа.

Чтобы обеспечить постоянное наличие, нужно увеличить страховой запас.

Овощи и фрукты

СХ

Товары группы при низком товарообороте  имеют хорошую прогнозируемость.

Можно использовать систему заказов  с постоянной периодичностью.

Можно снизить страховой товарный запас.

Прочие товары

Кондитерские и хлебобулочные  изделия

СY

По товарам группы CY,

Можно использовать систему заказов  с постоянной суммой (объемом) заказа.

Необходимо формировать страховой  запас, исходя из имеющихся у компании финансовых возможностей.

Напитки и молочные продукты

СZ

В группу товаров CZ попадают все  новые товары, товары непостоянного спроса, поставляемые под заказ и т. п.

Часть из них можно безболезненно  выводить из ассортимента, а другую часть нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или  труднореализуемые запасы.

Попытка обеспечить гарантированное  наличие всех товаров данных групп  только за счет избыточного страхового товарного запаса приведет к тому, что средний товарный запас компании значительно увеличится.

Непродовольственные товары

Информация о работе Совершенствование управления товарными запасами