Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 08:45, курсовая работа
Цель работы – проанализировать финансовую деятельность и раскрыть сущность системы управления товарными запасами на примере ООО Торговое предприятие «Бумажник». В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
Дать краткую характеристику ООО Торговое предприятие «Бумажник».
Рассмотреть финансовую и инвестиционную политику предприятия, а так же методы автоматизации.
Охарактеризовать организацию основных потоков товарных запасов и систему управления ими.
Рассмотреть существующие недостатки в системе управления товарными запасами и основные направления по улучшению управления запасами.
Введение 2
Раздел 1. Характеристика организации(предприятия) 4
Раздел 2. Анализ и управление товарными запасами 15
Раздел 3. Совершенствование управления товарными запасами 22
Заключение (выводы) 30
Приложение 32
Таблица 2.2
№ п/п |
Наименования |
Товарные запасы на начало |
Струк-тура, % |
Посту-пление |
Струк-тура, % |
Выбы-тие |
Струк-тура, % |
Товарные запасы на конец |
Струк-тура, % |
1 |
Напитки и молочные продукты |
2 726 |
8,1 |
3 295 |
8,0 |
2 930 |
7,8 |
3 091 |
8,3 |
2 |
Замороженные продукты |
10 498 |
31,2 |
12 873 |
31,3 |
11 232 |
29,9 |
12 139 |
32,6 |
3 |
Мясная и рыбная гастрономия |
13 628 |
40,5 |
16 261 |
39,5 |
15 627 |
41,6 |
14 262 |
38,3 |
4 |
Кондитерские и хлебобулочные изделия |
4 072 |
12,1 |
4 345 |
10,6 |
4 395 |
11,7 |
4 022 |
10,8 |
5 |
Овощи и фрукты |
2 557 |
7,6 |
3 055 |
7,4 |
3 080 |
8,2 |
2 532 |
6,8 |
6 |
Непродовольственные товары |
34 |
0,1 |
79 |
0,2 |
75 |
0,2 |
37 |
0,1 |
7 |
Прочие товары |
135 |
0,4 |
1 245 |
3,0 |
225 |
0,6 |
1 154 |
3,1 |
8 |
Всего |
33 649 |
100,0 |
41 153 |
100,0 |
37 565 |
100,0 |
37 237 |
100,0 |
Анализ динамики показал, что в 2010 году поступления составили 38 092 тыс. руб., выбытие - 32 043 тыс. руб., в 2011 году поступления составили 41 153 тыс. руб., выбытие - 37 565 тыс. руб.
Важнейшим показателем, характеризующим товарные запасы, является показатель товарооборачиваемости. Товарооборачиваемость, будучи одним из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия в целом, позволяет оценить и количественно измерить два параметра: время и скорость их обращения. Произведем вычисления показателей оборачиваемости. Для подсчета оборачиваемости нужно рассчитать параметры:
1) Средний товарный запас за год;
2) Период – год;
3) Товарооборот за год.
Рассчитаем средний товарный запас за 2010 и 2011 гг. (таблица 2.3). Формула для подсчета среднего товарного запаса:
ТЗср = ТЗ1 : 2 + ТЗ2 + ТЗ3 + ТЗ4 + … ТЗn : 2 (3)
где: n – 1
ТЗ1, ТЗ2, … ТЗn - величина товарного запаса на отдельные даты анализируемого периода,
n – количество дат в периоде.
Таблица 2.3
Наименование |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение | |
Тыс. руб. |
% | |||
Напитки и молочные продукты |
2 595 |
3 011 |
416 |
116,03 |
Замороженные продукты |
10 193 |
11 686 |
1 493 |
114,65 |
Мясная и рыбная гастрономия |
13 519 |
14 945 |
1 426 |
110,55 |
Кондитерские и хлебобулочные изделия |
3 496 |
4 209 |
713 |
120,39 |
Овощи и фрукты |
2 427 |
2 806 |
379 |
115,62 |
Непродовольственные товары |
49 |
56 |
7 |
114,29 |
Прочие товары |
568 |
690 |
122 |
121,48 |
Всего |
32 846 |
37 401 |
4 555 |
113,87 |
Средние товарные запасы имеют тенденцию к возрастанию. Так, в отчетном периоде их величина составила 37 401 тыс. руб., что больше базисного периода на 4 555 тыс. руб. (113,87%). Это обусловлено возрастанием товарооборота.
Рассчитаем товарооборот за 2010 и 2011 гг. (таблица 2.4).
Таблица 2.4
Наименование |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение | |
тыс. руб. |
% | |||
Напитки и молочные продукты |
3 176 |
3 697 |
521 |
116,41 |
Замороженные продукты |
12 249 |
14 480 |
2 231 |
118,21 |
Мясная и рыбная гастрономия |
16 638 |
18 976 |
2 338 |
114,05 |
Кондитерские и хлебобулочные изделия |
3 812 |
4 791 |
979 |
125,68 |
Овощи и фрукты |
3 030 |
3 692 |
662 |
121,83 |
Непродовольственные товары |
78 |
92 |
14 |
117,87 |
Прочие товары |
193 |
273 |
81 |
141,85 |
Всего |
39 177 |
46 002 |
6 825 |
117,42 |
Товарооборот так же имеет тенденцию к возрастанию. В 2011 году он составил 46 002 тыс. руб., что больше базисного периода на 6 825 тыс. руб. или на 17,42%. Это обусловлено политикой завоевания сектора рынка, которая предусматривает постоянный поиск новых клиентов, которая в свою очередь требует наличия значительных товарных запасов для удовлетворения новых непрогнозируемых заказов.
В таблице 2.8 представим результаты расчета оборачиваемости на основании формулы:
Одн = ТЗср × Дн : То (4)
где: Одн – оборачиваемость,
ТЗср – средний товарный запас (данные таблица 2.3),
Дн – количество дней (360),
То – товарооборот за период (данные таблицы 2.4).
Следует отметить, что оборачиваются не сами товары, а вложенные в них средства. После реализации товары не возвращаются в торговлю, а идут на удовлетворение потребностей покупателей.
Таблица 2.5
Наименование |
2010 г. тыс. руб. |
2011 г. тыс. руб. |
Отклонение | |
тыс. руб. |
% | |||
Напитки и молочные продукты |
294 |
293 |
-1 |
99,69 |
Замороженные продукты |
300 |
291 |
-9 |
96,98 |
Мясная и рыбная гастрономия |
293 |
284 |
-9 |
96,93 |
Кондитерские и хлебобулочные изделия |
330 |
316 |
-14 |
95,78 |
Овощи и фрукты |
288 |
274 |
-15 |
94,89 |
Непродовольственные товары |
226 |
218 |
-8 |
96,59 |
Прочие товары |
1059 |
909 |
-151 |
85,78 |
Всего |
302 |
293 |
-9 |
96,97 |
Время обращения товаров в 2011 г. составляет 293 дня, а в 3009 году – 302 дня. Время обращения повысилась на 9 дней. Это связано с увеличением товарных запасов и повышением товаровоборота. Анализируемому предприятию важно стремиться к балансу между товарооборотом и запасами, чтобы увеличить скорость обращения товаров.
В рамках анализа товарооборота ООО Торговое предприятие «Бумажник» необходимо осуществить ABC-анализ, позволивший рассчитать оптимальный уровень запасов. На основании объемов товаров проведена группировка товаров согласно их весомости в общей структуре (таблица 2.6).
Таблица 2.6
Наименование товаров |
Объем продаж, тыс. руб. |
Удельный вес группы, % |
Удельный вес нарастающим |
Группа |
Мясная и рыбная гастрономия |
18 976 |
41,25 |
41,25 |
А |
Замороженные продукты |
14 480 |
31,48 |
72,73 |
В |
Кондитерские и хлебобулочные изделия |
4 791 |
10,41 |
83,14 |
С |
Напитки и молочные продукты |
3 697 |
8,04 |
91,18 |
С |
Овощи и фрукты |
3 692 |
8,03 |
99,21 |
С |
Прочие товары |
273 |
0,59 |
99,8,00 |
С |
Непродовольственные товары |
92 |
0,20 |
100,00 |
С |
Из таблицы видно, что группа «Мясная и рыбная гастрономия» относится к группе А при 41,25% и дает 80% товарооборота. Группа «Замороженные продукты » нарастающим итогом составляет 72,73%, относится к группе В и дает 15% товарооборота. Остальные товарные группы относятся к группе С и дают 5% товарооборота.
Дополнить и скорректировать результаты ABC-анализа позволил ХYZ-анализ. Метод данного анализа заключается в расчете каждой товарной позиции коэффициента вариации или колебания расхода. Коэффициент вариации рассчитан с помощью программы MS Excel. Исходными данными являются результаты деятельности ООО Торговое предприятие «Бумажник» за 2011 г. помесячно. В результате были получены следующие значения (таблица 2.7).
Таблица 2.7
Наименование товаров |
Коэффициент вариации, % |
Группа |
Совмещение |
Овощи и фрукты |
13,53 |
Х |
|
Прочие товары |
14,62 |
Х |
|
Кондитерские и хлебобулочные изделия |
28,67 |
Y |
|
Замороженные продукты |
41,39 |
Y |
|
Напитки и молочные продукты |
54,22 |
Z |
|
Мясная и рыбная гастрономия |
58,69 |
Z |
|
Непродовольственные товары |
69,17 |
Z |
Таблица показала, что группы товаров «Овощи и фрукты» и «Прочие товары» подвержены наименьшему колебанию в спросе и относятся к группе Х. Группы товаров «Замороженные продукты » и «Кондитерские и хлебобулочные изделия» относятся к группе Y и характеризуются сезонными колебаниями и средними возможностями их прогнозирования. Группы «Напитки и молочные продукты», «Мясная и рыбная гастрономия» и «Непродовольственные товары» относятся к группе Z с нерегулярным потреблением и непредсказуемыми колебаниями и прогнозирование спроса на них практически невозможен.
Совмещение ABC- и XYZ-анализа позволило выявить основные способы воздействия на конкретные группы товаров, оперируя функциями контроля и взаимоотношениями с поставщиками (таблица 2.8).
Таблица 2.8
Наименование |
Группа |
Значение группы |
Система закупок |
Страховой запас |
Мясная и рыбная гастрономия |
АZ |
Товары группы при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью расхода. |
По этой группе следует использовать систему заказов с регулярным контролем, так как она доходная. |
Попытка обеспечить гарантированное наличие всех товаров данных групп только за счет избыточного страхового товарного запаса приведет к тому, что средний товарный запас компании значительно увеличится. |
Замороженные продукты |
ВY |
Товары группы при высоком товарообороте
имеют недостаточную |
Можно использовать систему заказов с постоянной суммой (объемом) заказа. |
Чтобы обеспечить постоянное наличие,
нужно увеличить страховой |
Овощи и фрукты |
СХ |
Товары группы при низком товарообороте
имеют хорошую |
Можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью. |
Можно снизить страховой товарный запас. |
Прочие товары | ||||
Кондитерские и хлебобулочные изделия |
СY |
По товарам группы CY, |
Можно использовать систему заказов с постоянной суммой (объемом) заказа. |
Необходимо формировать |
Напитки и молочные продукты |
СZ |
В группу товаров CZ попадают все новые товары, товары непостоянного спроса, поставляемые под заказ и т. п. |
Часть из них можно безболезненно
выводить из ассортимента, а другую
часть нужно регулярно |
Попытка обеспечить гарантированное наличие всех товаров данных групп только за счет избыточного страхового товарного запаса приведет к тому, что средний товарный запас компании значительно увеличится. |
Непродовольственные товары |
Информация о работе Совершенствование управления товарными запасами