Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 15:42, курсовая работа
Цель моего исследования – показать важность создания и эффективного функционирования совместных предприятий, как способа решения инвестиционных проблем, дать оценку перспективам развития в Беларуси.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
- дано определение совместному предприятию;
- разработана адекватная современному этапу экономического развития классификация данных предприятий;
- на основе особенностей развития СП в Республике Беларусь выявлен ряд проблем, с которыми сталкиваются данные предприятия, приведены пути их решения.
Введение
1. Общая характеристика совместных предприятий
1.1 Понятие и черты совместного предприятия
1.2 Классификация совместных предприятий
1.3 Причины создания совместных предприятий
2. Совместные предприятия в Республике Беларусь
2.1 Этапы становления совместных предприятий в Республике Беларусь
2.2 Особенности развития совместных предприятий на территории Республики Беларусь
3. Проблемы и перспективы развития совместных предприятий в Республике Беларусь
3.1 Проблемы совместных предприятий в Республике Беларусь и пути их решения
3.2 Перспективы развития совместных предприятий в Республике Беларусь
- уменьшение потребности
в капитале и риска по
- значительное повышение
иностранным инвестором своего
имиджа на местном рынке, так
как совместное предприятие
Именно действием
этих причин определяются место и
роль совместного
Таким образом, совместные
с иностранным партнером
2. Совместные предприятия в Республике Беларусь
2.1 Этапы становления
совместных предприятий в
Республика Беларусь долгое время развивалась в составе бывшего СССР, что позволяет условно выделить пять исторических этапов становления совместных предприятий, обусловленных особенностями проводимой государственной инвестиционной политики:
Первый - 1921-1925 гг., характеризовавшийся созданием смешанных обществ на территории СССР и СП на территории капиталистических стран;
Второй - 1926-1960 гг. - период «изоляции», в течение которого отсутствовали условия для создания подобных предприятий;
Третий - 1961-1986 гг. - когда СП создавались исключительно за рубежом;
Четвертый - 1987-1991 гг., характеризовавшийся процессом создания СП внутри государства (первоначально на территории бывшего СССР);
Пятый – с 1992 и по настоящее время - период развития СП на территории Республики Беларусь. [8, с. 40]
Естественно, особенности исторических этапов обусловливали и специфику целей и проблем функционирования подобных предприятий, на которые накладывали отпечаток особые политические и экономические условия в стране, чем, в конечном счете, и определялась их эффективность и вклад в развитие национальном экономики.
На протяжении первого
периода довольно активно осуществлялся
процесс привлечения
Говоря о прямых иностранных инвестициях как основе для создания СП можно отметить, что за период с 1921 по 1929 годы в СССР поступило 2670 предложений о вложениях иностранного капитала, в то время как реализовано было лишь 172 (6,4%). Общие же вложения иностранного капитала за 20-е - начало 30-х годов 20 века не превысили 200 млн. золотых рублей, то есть в целом не превышали 2% всех капитальных вложений в стране. Для сравнения - ежегодный приток иностранного капитала в дореволюционной России составлял 80 млн. руб. золотом. [8, с. 41]
Второй этап в
развитии совместного
После Великой Отечественной войны на основе перешедших к СССР бывших германских активов, находившихся в Болгарии, Румынии, Венгрии, Финляндии, по соглашению с этими странами были созданы СП на их территориях, действовавшие до 1955 года. Создание этих предприятий способствовало, в какой-то мере, возобновлению интеграционных процессов с мировым хозяйством и давало возможности СССР использовать уже имеющиеся производственные мощности, так как его собственные были разрушены войной, и требовалось значительное количество материальных и трудовых ресурсов для их восстановления.
Третий этап приходится на период с 1961 по 1986 годы, когда возобновляется процесс создания СП за рубежом. Основными сферами их деятельности являлись лишь сфера торговли и рыбного промысла. Учредителями этих СП были только внешнеторговые объединения, имевшие право выхода на международный рынок.
Нужно отметить, что
первоначально не только СССР, но и
все бывшие социалистические страны
создавали СП за рубежом, поскольку
использование подобной формы сотрудничества
способствовало продвижению отечественной
продукции на зарубежные рынки, повышению
эффективности экспортно-
В СССР создание совместных
предприятий на своей территории
началось после принятия постановлений
СМ СССР от 13 января 1987 года № 48 «О порядке
создания на территории СССР и деятельности
СП, МО и организаций СССР и других
стран-членов СЭВ» и № 49 «О порядке
создания на территории СССР и деятельности
СП с участием советских организаций
и фирм капиталистических и
В связи с принятием
названных постановлений
В первое время процесс создания СП шел медленно, в основном из-за неподготовленности советской стороны, сложной бюрократической процедуры согласования вопросов создания и функционирования подобных предприятий, несоответствия хозяйственного механизма и связанной с этим осторожностью зарубежных партнеров. Также ограничивало заинтересованность западных партнеров и условие, по которому доля советской стороны должна была составлять не менее 51%, то есть соответствовать контрольному пакету. В результате за 2 года с момента принятия соответствующих постановлений Минфином СССР было зарегистрировано лишь 170 СП. [8, с. 42]
Однако по мере продвижения
экономических реформ в стране, отработки
вопросов функционирования СП и особенно
с тех пор, как 1 апреля 1989 года начали
действовать новые
После принятия в
конце 1991г. Закона Республики Беларусь
«Об иностранных инвестициях
на территории Республики Беларусь»
начался пятый этап в развитии
СП, который характеризуются
2.2 Особенности развития
совместных предприятий на
К совместным предприятиям, создаваемым на территории Республики Беларусь, можно отнести производственные предприятия, торговые фирмы, внедренческие и другие организации, которые осуществляют хозяйственную деятельность от своего имени, на базе общей собственности и в интересах учредителей совместного предприятия.
Необходимость создания совместных предприятий обосновывается целями, которые ставят перед собой партнеры в процессе создания и функционирования таких предприятий.
Белорусские субъекты хозяйствования преследуют следующие цели:
- привлечение дополнительных
материальных и финансовых
- использование передовой зарубежной техники и технологии;
- повышение
- привлечение передового опыта в управление персоналом, производством;
- увеличение экспорта
и сокращение нерационального
импорта. Мотивация в создании
совместных предприятий у
- освоение новых рынков;
- приобщение к
сырьевым ресурсам страны
- получение дополнительной прибыли за счет увеличения объемов продаж;
- снижение издержек производства в связи с более низкими, чем у себя в стране, расходами на оплату персонала;
- возможные более благоприятные законодательные условия.
Таким образом, можно говорить о наличии у иностранных партнеров производственно-экономических и маркетинговых мотивов создания СП. И хотя наряду с ними можно назвать и мотивы экологического направления, личностные, национальные, главное, что привлекает иностранного партнера в Республике Беларусь, - более дешевые факторы производства и дополнительные рынки сбыта продукции.
При определенном противоречии
целей белорусских и
Согласно национальному
законодательству, объем иностранных
инвестиций в уставный фонд СП должен
составлять не менее 20.000 долл. США, чтобы
предприятию предоставлялись
Товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь иностранными учредителями в счет вклада в уставный фонд, освобождаются от обложения НДС и таможенными пошлинами, если не являются подакцизными и ввозятся в сроки, установленные учредительными документами СП.
Законодательством предусмотрено, что оценка вкладов, вносимых в неденежной форме, подлежит обязательной экспертизе, проводимой Министерством по управлению госимуществом и приватизации.
Все вопросы, связанные
с функционированием
Государственная регистрация совместных предприятий осуществляется в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь № 11 от 16.03.1999 года в редакции Декрета Президента Республики Беларусь № 29 от 17.12.2002 года Согласно пункту 13 указанной редакции Декрета, право регистрирующего органа коммерческих организаций с иностранными инвестициями передано от Министерства иностранных дел облисполкомам.
Налоговое, таможенное
и валютное регулирование СП осуществляется
в соответствии с законодательством
Республики Беларусь. В целях привлечения
иностранного капитала национальное законодательство
предусматривает для совместных
предприятий льготный режим регулирования.
В течение трех лет с момента
получения прибыли эти
Товары, ввозимые в Республике Беларусь в качестве взноса иностранного партнера в уставный фонд, освобождаются от уплаты НДС и пошлин. Работниками СП могут быть как граждане Республики Беларусь, так и иностранные граждане; трудовые отношения в этих коллективах регулируются действующим в Республики Беларусь законодательством о труде. [10, с. 263-264]
Совместные предприятия
в РБ создаются в форме акционерных
обществ, обществ с ограниченной
ответственностью или в иных организационно-правовых
формах, не противоречащих законодательству.
Акционерное общество (корпорация)
- наиболее распространенная организационная
форма осуществления
Информация о работе Совместные предприятия в Республике Беларусь