Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 15:42, курсовая работа
Цель моего исследования – показать важность создания и эффективного функционирования совместных предприятий, как способа решения инвестиционных проблем, дать оценку перспективам развития в Беларуси.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
- дано определение совместному предприятию;
- разработана адекватная современному этапу экономического развития классификация данных предприятий;
- на основе особенностей развития СП в Республике Беларусь выявлен ряд проблем, с которыми сталкиваются данные предприятия, приведены пути их решения.
Введение
1. Общая характеристика совместных предприятий
1.1 Понятие и черты совместного предприятия
1.2 Классификация совместных предприятий
1.3 Причины создания совместных предприятий
2. Совместные предприятия в Республике Беларусь
2.1 Этапы становления совместных предприятий в Республике Беларусь
2.2 Особенности развития совместных предприятий на территории Республики Беларусь
3. Проблемы и перспективы развития совместных предприятий в Республике Беларусь
3.1 Проблемы совместных предприятий в Республике Беларусь и пути их решения
3.2 Перспективы развития совместных предприятий в Республике Беларусь
Общество с ограниченной ответственностью является корпоративным юридическим лицом, чей капитал ограничен долевым участием. Оно может быть учреждено не менее чем двумя пайщиками. Возможно создание дочерних предприятий (с правом открытия отдельных счетов) или филиалов, а также добровольных объединений предприятий (союзов, концернов и других). Дочернее предприятие создается за счет передачи ему части имущества учредителя. Учредитель не отвечает по обязательствам дочернего предприятия. Филиалы не являются юридическими лицами. Их имущество числится на отдельном балансе, который входит составной частью в баланс юридического лица. [13]
Наибольшее количество
предприятий с иностранными инвестициями
функционирует в
Неодинаково географическое
распределение СП по территории республики.
Наибольшее количество созданных и
функционирующих СП находится в
городе Минске, Брестской, Гродненской
и Минской областях. Это объясняется,
с одной стороны, высоким уровнем
развития инфраструктуры в этих регионах,
а, с другой, близостью к западным
границам, что снижает транспортные
издержки. Кроме того, положение
некоторых регионов в качестве столичных
обеспечивает концентрацию здесь всех
необходимых организационно-
Создаваемые в республике совместные предприятия существенно различаются и по количеству стран-участниц. Наибольший удельный вес занимают двусторонние СП, где и в качестве иностранного партнера выступает одна зарубежная фирма. Это наилучший вариант, поскольку, как свидетельствует зарубежный опыт, количество стран-участниц СП должно определяться исходя из специфики современного этапа экономического развития участвующих сторон, особенностей их интересов при вступлении в СП и возможностью их последующей реализации. [8, с. 45]
При анализе направлений деятельности СП в отечественной экономике прежде всего необходимо подчеркнуть, что практически все предприятия с иностранными инвестициями имеют достаточно широкий спектр деятельности для поиска наиболее прибыльных и стабильных секторов белорусской экономики, для возможности перелива капитала из одного сектора в другой.
Кроме того, отраслевые приоритеты, избираемые зарубежными капиталовкладчиками и их белорусскими партнерами, во многом не совпадают с приоритетами структурной политики правительства Республики Беларусь, сориентированной на развитие, прежде всего, наукоемких производств. Следовательно, в наименьшей степени вовлечены в сотрудничество отрасли, определяющие развитие НТП в настоящее время и в перспективе (например, электроника, электротехника, биотехнология, производство новых материалов и другие отрасли).
Подобная ситуация объясняется тем, что создание совместного предприятия на территории Республики Беларусь и других стран СНГ является для зарубежных фирм способом сохранения производства изделий, еще пользующихся спросом на рынке, но технология изготовления которых уже устарела, хотя и является передовой по сравнению с отечественной. К тому же гарантирование сбыта продукции СП на внутреннем рынке Республики Беларусь порождает и низкую заинтересованность иностранных партнеров в участии в управлении предприятием, внедрении передовых методов производства, контроле за качеством продукции. Основными сферами деятельности, которые привлекают наибольшее внимание инвесторов в Республике Беларусь, являются производство товаров народного потребления, выпуск продукции производственно-технического назначения, торговля и торгово-закупочная деятельность. [8, с. 46]
Проследим развитие
совместных предприятий в Республике
Беларусь за период с 2004 по 2007 годы. Количество
совместных предприятий возросло с
1841 в 2004 году до 2321 в 2007. Вклады зарубежных
инвесторов в уставном капитале за
данный период выросли практически
вдвое (с 383 до 715 млн. долл. США). Объем
производства промышленной продукции,
работ, услуг в фактических отпускных
ценах совместными
Таким образом, в условиях ограниченных финансовых и наукоемких ресурсов технологическое перевооружение производства, улучшение финансовых показателей, выпуск новой конкурентоспособной продукции, наращивание экспортных поставок являются насущными вопросами деятельности белорусских совместных предприятий на данном этапе. Для этих целей необходимо привлечение иностранных инвестиций и налаживание сотрудничества с международными компаниями. Государством принимаются определенные меры по увеличению притока зарубежных инвестиций: льготный режим регулирования СП, льготное налогообложение и другие,- что способствует улучшению инвестиционного климата в стране.
3. Проблемы и перспективы
развития совместных
3.1 Проблемы совместных
предприятий в Республике
совместный предприятие международное сотрудничество
Практика функционирования совместных предприятий показывает, что в процессе их деятельности возникает ряд проблем, вызванных различными причинами. Основными из них могут быть существенные различия партнеров по уровню развития производственного потенциала и определяемые ими возможности в принятии решений. Так одни из партнеров может отставать от другого в области ноу-хау, маркетинга, профессиональной подготовки кадров. Вследствие этого партнеры не всегда соответствуют друг другу по целеустановкам в отношении использования доходов и инвестиций, реализации готовой продукции.
Законы отдельных
стран жестко регулируют использование
иностранных инвестиций, что определяет
доминирование местного партнера в
управлении. Различия идеологического
и национального характера
Во многих странах
допуск иностранных инвесторов для
создания СП регулируется особым законодательством,
затрудняющим реализацию ими своих
стратегий и увеличивающих
Учитывая эти проблемы, в каждом конкретном случае решению о создании СП должно предшествовать тщательное маркетинговое исследование зарубежного рынка.
В настоящее время в Республике Беларусь наиболее значимыми проблемами выступают отсутствие в необходимых объемах инвестиций в реальный сектор и несоответствие структуры вложений потребностям экономики страны (опережающие темпы роста капиталовложений в жилищное строительство по сравнению с вложениями в производственные объекты). Вместе с тем, как свидетельствует зарубежный опыт, без крупных капиталовложений в стратегические сферы экономики экономический рост практически невозможен (не менее 1/3 ВВП должно идти через сбережения и инвестиции). [6, с. 60]
Следует отметить, что
незначительные объемы и их низкая
эффективность сказываются на углублении
технологического отставания в различных
отраслях промышленности, прежде всего
наукоемких. Вместе с тем результативное
инвестирование может и должно рассматриваться
как необходимое условие
Наблюдается также значительная неравномерность отраслевой инвестиционной активности. Это проявляется в относительно более высокой доле капиталовложений в отраслях перерабатывающей промышленности и явно недостаточном инвестировании развития высокотехнологичных наукоемких отраслей.
Государство также не располагает на сегодняшний день достаточными финансовыми ресурсами для инвестирования даже на приоритетных направлениях реформирования экономики, что в целом сдерживает процесс структурных преобразований, не способствует повышению конкурентоспособности отечественного товаропроизводителя, не позволяет эффективно и быстро решать острые социальные и экологические проблемы.
В этой связи необходима выработка научно обоснованной инвестиционной политики, результатом которой должно стать как существенное увеличение объемов, так и повышение эффективности инвестирования. Принимая во внимание ограниченность внутренних инвестиционных ресурсов Республики Беларусь, представляется целесообразным привлечение и эффективное использование прямых иностранных капиталовложений.
В настоящее время в Беларуси созданы определенные предпосылки для развития и эффективного функционирования совместных предприятий. К числу наиболее значимых можно отнести: уровень экономического развития, ориентацию экономики страны на осуществление рыночных преобразований; конкурентоспособность отечественной рабочей силы; выгодное транспортно-географическое положение страны.
Для обеспечения
устойчивого роста СП необходимо
создание предпосылок, способствующих
улучшению экономических
Для этого необходимо:
- стимулировать
поток инвестиций в
- развивать систему
государственного страхования
- разработать механизм
налогового стимулирования
- создать целесообразную
систему экономической
- сформировать свободный
валютный рынок (что
- развивать отечественный
фондовый рынок и
- оказывать государственную
поддержку инвесторам, осуществляющих
финансирование
Таким образом для достижения краткосрочных целей изменения инвестиционного имиджа Республики Беларусь за рубежом в лучшую сторону и создания большего числа совместных предприятий необходимо реализовать в ближайший период следующие первоочередные задачи:
Информация о работе Совместные предприятия в Республике Беларусь