Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Современная теория равновесия совокупного спроса и предложения представляется моделью AD-AS. На рынках спроса и предложения механизм ценообразования решает три основных вопроса рыночного хозяйства: что, как и для кого производить. Но, равновесия на товарных рынках недостаточно для нормального развития экономики. Необходимо достижение равновесия и на денежном рынке. Только при одновременном достижении равновесия на товарном и денежном рынках экономика развивается бескризисно.
В данной работе я рассмотрел существующие категории совокупного спроса и совокупного предложения, равновесие совокупного спроса и предложения в общем экономическом равновесии, а так же его особенности в России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…..3
1. Совокупный спрос: сущность, структура и влияющие на него факторы...4
2. Совокупное предложение и влияющие на него факторы…………………9
3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения: особенности российской ситуации……………………………………………………...13
Заключение……………………………………..………………………….......28
Список литературы ………………………………………………………...…30
Практикум……….…………………………………………………………......31

Файлы: 1 файл

Курсовая макроэкономика.doc

— 357.50 Кб (Скачать файл)



 

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

«Финансовый университет при Правительстве  Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Архангельский филиал Финуниверситета

     
 

 

Кафедра Экономики, менеджмента и маркетинга

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»

на тему:

«Совокупный спрос и совокупное предложение»

 

 

   
   
   
   
   
   
   

Руководитель

к.э.н., доцент

Подлесная Н.В.


Архангельск

2012

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..…..3

1. Совокупный спрос: сущность, структура и влияющие на него факторы...4

2. Совокупное предложение и влияющие на него факторы…………………9

3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения: особенности российской ситуации……………………………………………………...13

Заключение……………………………………..………………………….......28

Список литературы ………………………………………………………...…30

Практикум……….…………………………………………………………......31

 

 

 

Введение

 

Изучение процессов совокупного  спроса и совокупного предложения  как факторов, влияющих на экономическое  равновесие, является важнейшей задачей для экономистов любой страны.

Данная тема стала  весьма актуальной в связи с переходом  Российской экономики на рыночные отношения, все чаще возникают вопросы о ходе и направлении экономических реформ, об экономических теориях, которые положены в их основу.

В последние годы в  нашей стране происходит трансформация  от ситуации устойчивого спада в балансирующее состояние, в котором необходимо перейти от колебательных процессов к экономическому равновесию, а после этого, в перспективе, добиться устойчивого роста.

Современная теория равновесия совокупного спроса и предложения представляется моделью AD-AS. На рынках спроса и предложения механизм ценообразования решает три основных вопроса рыночного хозяйства: что, как и для кого производить. Но, равновесия на товарных рынках недостаточно для нормального развития экономики. Необходимо достижение равновесия и на денежном рынке. Только при одновременном достижении равновесия на товарном  и  денежном  рынках  экономика  развивается  бескризисно.

В  данной работе я  рассмотрел существующие категории  совокупного спроса и совокупного  предложения, равновесие совокупного  спроса и предложения в общем экономическом равновесии, а так же его особенности в России. 

 

1. Совокупный спрос: сущность, структура и влияющие на него факторы

 

Совокупный спрос (AD) – это реальный объем национального производства, который потребители (частные лица, предприятия и государство) готовы купить при различных возможных уровнях цен. Иначе говоря, это сумма потребностей в обществе, выраженная в денежной форме и представленная на рынке.

Совокупный спрос имеет две  формы:

  1. натурально-вещественную;
  2. стоимостную.

Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает потребность в товарах и услугах. Его структура может быть представлена: во-первых, определенными видами продуктов и услуг непроизводственного потребления, удовлетворяющими личные и иные непроизводственные потребности; во-вторых, совокупностью всех средств производства и производственных услуг.

Совокупный спрос в стоимостном выражении представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами: населением, предприятиями и государством, и общим уровнем цен в экономике.

 Основными компонентами совокупного спроса, или совокупных расходов в открытой экономике являются:

  1. потребительский спрос (C) (от англ. Cost consumption);
  2. инвестиционный спрос (I) (от англ. Investment);
  3. спрос на товары и услуги со стороны государства (G) (от англ. Government purchases);
  4. чистый экспорт (NX) – разница между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на импортные товары.

 

Таким образом, AD складывается из суммы  спросов на конечную продукцию экономики: AD = C +I + GP + X.

В правой части она  содержит те же слагаемые, что и формула  основного макроэкономического тождества (ВНП по расходам). Их отличие заключается в том, что AD – это расходы, которые намерены сделать хозяйствующие субъекты, а не фактические расходы, которые уже сделаны в течение года.

Графически модель совокупного  спроса представляется в виде кривой с отрицательным наклоном (рисунок 1), которая характеризует обратную зависимость между объемом покупаемого реального ВНП и уровнем цен.

                                                      Уровень цен


                               (Р)                      AD                                                            

   

                                                                                       

                                                                            


Реальный  ВВП (У) 
    Рисунок 1. Кривая совокупного спроса (AD)

На рис.1 кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.

Объяснение отрицательного наклона  кривой AD принято связывать с тремя важнейшими эффектами в рыночном хозяйстве:

  1. Эффект процентной ставки или эффект Кейнса.

Объясняется следующим  образом: при постоянстве денежной массы в стране с повышением цен  на товары и услуги потребителям и  предпринимателям для тех же покупок понадобиться большее количество денег. Увеличение спроса на деньги при неизменной денежной массе приведет к росту цены на них, т.е. к возрастанию процентной ставки, что приведет к снижению инвестиций. При высокой ставке потребители и предприниматели будут брать меньше кредитов, что приведет к сокращению их расходов и, следовательно, спроса. В итоге вследствие эффекта процентной ставки происходит уменьшение совокупного спроса на реальный национальный продукт. Кривая AD приобретает нисходящий и приближающийся к оси абсцисс характер.

  1. Эффект реального богатства или эффект Пигу.

Данный эффект весьма противоречивым образом влияет на уровень совокупного спроса. Он состоит в том, что с ростом цен происходит обесценивание имеющихся у населения наличных денег и ценных бумаг, снижение их покупательной способности и, следовательно, богатства. Здесь возможны разные варианты потребительского поведения. Высока вероятность того, что население начнет тратить больше денег, чтобы спасти свои активы от обесценения. Сбережения сокращаются, увеличивается текущий спрос, что в свою очередь вызывает рост инфляционных ожиданий и в дальнейшее повышение спроса и цен.

Суммарное воздействие  на совокупный спрос эффекта Пигу в результате может быть как положительным, так и отрицательным. Это во многом зависит от степени роста цен: незначительный их рост подстегивает совокупный спрос, а значительные темпы инфляции его сокращают. Таким образом, данный эффект осложняет известную закономерность, утверждающую, что с ростом цен снижается совокупный спрос.

  1. Эффект импортных товаров или эффект Флеминга.

Означает, что  при повышении уровня цен в  стране товары и услуги иностранного производства становятся относительно дешевле. Спрос на отечественную продукцию перераспределится на импортную. Начнет расти импорт, чистый экспорт (NX) уменьшается, следовательно, потребительские расходы снижаются и совокупный спрос уменьшается.

Из уравнения  количественной теории денег M V= P Y  можно сделать вывод, что на совокупный спрос влияют величина денежной массы (M) и

 

скорость обращения денег (V) между секторами экономики, т.к. Y = MV/Р или AD = MV/Р.

Из уравнения видно  еще два неценовых фактора M и V.  На совокупный спрос влияют величина денежной массы и скорость обращения денег между секторами экономики.

Следовательно, AD является функцией М и V, AD = f(M, V).

Изменение неценовых  факторов отражается сдвигом кривой AD. Например, снижение спроса на нефть на мировом рынке и соответствующее сокращение экспорта приведет к сокращению совокупного спроса. Это отразится графически сдвигом AD влево (рисунок 2).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Сокращение совокупного  спроса

Сдвиг кривой совокупного  спроса под влиянием неценовых факторов напрямую связан с размером реального  ВНП и как следствие объемов  производства, но не сказывается на уровне цен.

Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос, можно выделить в следующие группы согласно четырем  основным составляющим совокупного спроса (таблица 1).

 

Таблица 1. Неценовые  факторы совокупного спроса

Личное потребление (С)

Инвестиции (I)

Государственные закупки (G)

Чистый экспорт (Х)

Доходы потребителей

Процентные ставки

Изменения в государственных расходах

Изменения в условиях внешней торговли

Ожидания 

Ожидаемые прибыли

Принятие государственных программ

Национальный доход в зарубежных странах

Задолженность

Уровень налогов

 

Валютные курсы

Налоги с потребителей

Технология 

   

 

Часто непосредственное воздействие какого-либо неценового фактора на совокупный спрос оказывается  не единственным, и для оценки итогового  эффекта требуется дополнительный анализ. Так, увеличение государственных расходов непосредственно ведет к росту совокупного спроса. Но, финансируя эти расходы через продажу облигаций, государство забирает часть ресурсов с денежного рынка, что при неизменном общем предложении денег в экономике и спросе на них со стороны частного сектора увеличивает ставку

 

 

2. Совокупное предложение и влияющие на него факторы

 

Совокупное  предложение AS (от английского aggregate supply) – экономический агрегат, равный сумме денежных значений всех конечных товаров и услуг, представляемых к продаже при каждом возможном уровне цен. Это понятие часто используется как синоним валового национального, или внутреннего продукта.

Графически модель совокупного  предложения представлена кривой, выражающей прямую зависимость между уровнем цен и реальным объемом производства. Кривая AS имеет различный вид в краткосрочном и долгосрочном периодах. В краткосрочном периоде номинальные величины (цены, номинальная заработная плата, номинальная ставка процента) под воздействием рыночных колебаний изменяются медленно, обычно говорят об их относительной "жесткости". Реальные величины (объем выпуска, уровень занятости, реальная ставка процента) — более подвижные, "гибкие". В долгосрочном периоде, наоборот, номинальные величины в итоге изменяются достаточно сильно − их считают "гибкими", а реальные меняются крайне медленно, так что для удобства анализа их часто рассматривают как постоянные.

В современном макроанализе выделяют три отрезка кривой совокупного предложения: кейнсианский (горизонтальный), промежуточный (отклоняющийся  вверх) и классический (вертикальный) (рисунок 3).


Кейнсианский (горизонтальный) отрезок описывает краткосрочный период, когда экономика функционирует в условиях неполной занятости факторов производства; номинальные величины относительно жесткие; реальные величины более подвижны, быстрее реагируют на рыночные колебания.

Причинами относительной  жесткости номинальных величин  в краткосрочном периоде служат: длительность трудовых договоров, сроки действия контрактов на поставки сырья и готовой продукции, государственное регулирование минимальной заработной платы, ступенчатый характер изменения цен и заработной платы (когда фирмы меняют цены и заработную плату постепенно, с оглядкой на конкурентов) и т.д.

Разумность и реальность предположений об относительной  жесткости цен на коротких временных  интервалах подтверждается типичным поведением бизнеса. В обычных условиях у большинства фирм имеются избыточные мощности, запасы готовой продукции на складах, а также возможность использовать сверхурочную работу или нанять дополнительных работников (особенно в условиях неполной занятости). Эти неиспользуемые ресурсы, как трудовые, так и материальные, можно привести в действие и при этом не оказать или почти не оказать никакого давления на уровень цен. Когда на этом отрезке объем национального продукта начинает увеличиваться, то, производственные издержки при расширении производства существенно не возрастут, а, следовательно, не будет оснований для повышения цен на товары. И наоборот, этот отрезок также предполагает, что если реальный объем производства сократится, то цены на товары и ресурсы останутся на том же уровне. Это значит,  что реальный объем производства уменьшится, но цены на товары и заработная плата останутся неизменными.

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение