Современное состояние торговли в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение общего понятия торговли как экономической категории, её виды и формы, а также современное состояние торговли в Республике Беларусь и перспективы развития.
Для изучения данной цели были поставлены следующие задачи:
дать понятие торговли в различных аспектах
изучить правовое регулирование торговой деятельности
исследовать современное состояние торговли в Республике Беларусь и тенденции ее развития

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….. ……. 3
Теоретические основы торговли………………………………………. …... 4
Понятие и сущность торговли……………………………………………. .. 4
Функции торговли…………………………………………………………....6
Виды торговли………………………………………………………………..8
Организационные формы торговли………………………………………..10
Правовое регулирование торговой деятельности..………………………..12
2.1 Государственное регулирование торговли: направления и принципы осуществления………………………………..…………………………………12
2.2 Меры для повышения эффективности политики государственного регулирования……………………………………………………………….......16
3. Современное состояние торговли в Республике Беларусь..........................18
3.1 Итоги работы отрасли за 2006-2010 года………………………………….18
3.2 Перспективы развития торговли…………………………………………...23
3.3 Тенденции развития торговли в современных условиях…………………25
Заключение…………………………………………………………………………28
Список использованных источников……………………………………………...29

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 67.28 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….. …….   3

  1. Теоретические основы торговли………………………………………. …...  4 
    1. Понятие и сущность торговли……………………………………………. .. 4
    2. Функции торговли…………………………………………………………....6
    3. Виды торговли………………………………………………………………..8
    4. Организационные формы торговли………………………………………..10
  2. Правовое регулирование торговой деятельности..………………………..12

2.1 Государственное регулирование торговли: направления и принципы осуществления………………………………..…………………………………12

2.2 Меры для повышения  эффективности политики государственного  регулирования……………………………………………………………….......16

3. Современное состояние торговли в Республике Беларусь..........................18

3.1 Итоги работы отрасли за 2006-2010 года………………………………….18

3.2 Перспективы развития  торговли…………………………………………...23

3.3 Тенденции развития  торговли в современных условиях…………………25

Заключение…………………………………………………………………………28

Список использованных источников……………………………………………...29

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема данной курсовой работы  «Торговля в Республике Беларусь: современное состояние и перспективы развития, направления совершенствования» очень актуальна на сегодняшний день, так как торговля в Республике Беларусь занимает весомую часть в экономике страны: она участвует в формировании ВВП на 11,1%. Хотя наше государство не такое большое по сравнению с другими странами Европы, различные показатели в торговле повышаются, а, следовательно,  улучшается и состояние отрасли. Рост показателей торговли свидетельствует о ее развитии.

Целью данной курсовой работы является изучение общего понятия торговли как экономической категории, её виды и формы, а также современное состояние торговли в Республике Беларусь и перспективы развития.

Для изучения данной цели были поставлены следующие задачи:

    • дать понятие торговли в различных аспектах
    • изучить правовое регулирование торговой деятельности
    • исследовать современное состояние торговли в Республике Беларусь и тенденции ее развития

Для достижения поставленных задач была использована литература таких авторов, как Валевич Р.П., Максименко Н.В.

Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения.

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОРГОВЛИ

 

    1. Понятие и сущность торговли

Торговлю можно рассматривать в различных аспектах: как экономическую категорию, как отрасль экономики, как вид предпринимательской деятельности.

 Как экономическая категория торговля выражает отношения обмена путем купли-продажи товаров посредством денег и может рассматриваться как своеобразная форма организации товарно-денежного обмена продуктами труда, характеризующаяся в условиях рынка конкуренцией и преследующая цели наиболее полного удовлетворения потребностей потребителей. Торговля как форма товарного обращения осуществляет связь между производством и потреблением и представляет собой фазу расширенного воспроизводства.

Торговля как отраслевая экономическая система представляет собой крупное и важное подразделение экономики, включающее совокупность торговых организаций, предприятий и торговых объектов и обладающее общностью материально-технической базы, используемых кадров и торгово-технологического процесса. Ей присущи, все внутренние и внешние свойства отраслевых систем. К внутренним свойствам относятся однородность и устойчивость, к внешним - обусловленность отраслевой системы и ее способность к адаптации.

Торговля как вид предпринимательской деятельности рассматривается в Законе Республики Беларусь «О торговле» от 28.07.2003. В статье 2 данного Закона торговля определяется как предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению услуг, связанных с продажей товаров. При этом товарами считаются предметы личного, семейного, домашнего потребления, продукция производственно-технического назначения и иное имущество, предназначенное для продажи. Как вид предпринимательской деятельности торговля выделена в самостоятельную отрасль экономики, что обусловлено общественным разделением труда и характером обращения товаров народного потребления. Обособление выражается в создании материально-технической базы (магазины, мелкорозничная сеть, кафе, бары, рестораны, склады, хранилища, комплексы торгового оборудования) и авансировании оборотных средств для закупки товаров и других товароматериальных ценностей.

Однородность торговли заключается в однородности получаемого ею конечного результата, охватывающего реализацию товаров народного потребления и удовлетворение потребности в этих товарах.  

Торговля обладает также способностью к адаптации , т.е. стремлением к такому, изменению условий внутренней и внешней среды, которое противодействовало бы снижению эффективности функционирования данной системы. При этом торговля как отраслевая адаптивная система вписывается в более общую систему (экономику в целом), в которой действуют другие отраслевые системы, и ее развитие должно согласовываться с их деятельностью. В процессе доведения товаров от производства до потребления торговля изучает спрос населения, составляет заказы промышленности на производство товаров народного потребления, способствует укреплению связей между отдельными отраслями экономики.

Целевые функции торговли и всей экономики совпадают. В то же время торговля,  являясь обособленной отраслевой системой, выполняет специфическую роль в общественном воспроизводстве.

В современных условиях торговля осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на условиях конкуренции.

1.2 Функции торговли

Двойственный характер товара обусловливает раздвоение и функций торговли.

Как экономическая категория торговля выполняет следующие функции:

  • обеспечивает реализацию стоимости товаров и возмещение на этой основе затрат труда на их производство. Предприятие получает прибыль лишь после реализации товара, когда товарная форма стоимости меняется на денежную;
  • способствует удовлетворению потребностей населения в разнообразных товарах путем реализации последних как потребительных стоимостей;
  • содействует обеспечению воспроизводства рабочей силы. Торговля завершает процесс движения товара, цель которого — удовлетворение потребностей человека, необходимое для его нормального функционирования как биологического и социального организма.

Товары как потребительные стоимости реализуются ради удовлетворения потребностей населения в конкретных предметах потребления.

Как вид предпринимательской деятельности торговля наделена функцией обеспечения непрерывности процесса расширенного воспроизводства: через нее произведенные товары доводятся до потребителей, осуществляется товародвижение, выполняется ряд производственных и непроизводственных функций.

К производственным функциям торговли относятся операции, связанные с завершением процесса производства и имеющие отношение к сфере обращения: упаковка, фасовка, хранение, транспортировка товаров и т.д.

К непроизводственным функциям торговли относятся изучение и формирование спроса, реклама товаров, организация учета и отчетности, проведение маркетинговых мероприятий и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Виды торговли

В Законе Республики Беларусь «О торговле» (2003) и Гражданском кодексе Республики Беларусь (1998) определены следующие виды торговой деятельности:

  • оптовая торговля — вид торговли, осуществляемый с целью последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или в других целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием;

Оптовая торговля является необходимым звеном товарного обращения. Она обеспечивает коммерческое посредничество по установлению хозяйственных связей между субъектами рынка (производителями и организациями розничной торговли), преобразованию производственного ассортимента товаров в торговый, созданию запасов и товароснабжению розничной торговой сети. Ее необходимость обусловлена специализацией организаций-изготовителей на выпуске товаров узкого ассортимента, требованиями перемещения товаров из пунктов производства в пункты потребления, комплектованием торгового ассортимента, контролем качества товаров и т.п.

Торговые организации могут осуществлять оптовую торговлю через общетоварные или специализированные склады; организовывать хранение и переработку товаров, формировать их запасы, оказывать информационные, транспортные и иные услуги, связанные с торговлей.

  • розничная торговля — вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;  Она осуществляется обычно через торговые объекты (магазин, павильон, палатка, киоск, лоток, торговый автомат, автолавка, автомагазин).
  • общественное питание — вид торговли, включающий в себя производство, переработку, реализацию и организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без предоставления сопутствующих услуг населению; Оно осуществляется через торговые объекты общественного питания, которые подразделяются на типы (столовая, ресторан, кафе, закусочная, буфет, бар и т.п.), имеющие наценочные категории (люкс, высшая, первая, вторая, третья), либо не имеющие их.
  • оптово-розничная торговля — торговая деятельность, осуществляемая оптовым предприятием, которое имеет большие складские площади, и предусматривающая отдельный учет по розничной и оптовой торговле;
  • торгово-посредническая деятельность — деятельность предприятия, выполняющего функции посредника между производителями и конкретными продавцами;
  • производственно-коммерческая деятельность, разделяемая на два подвида:

а) производственно-торговая — деятельность предприятия, в составе которого имеются фирменные магазины;

б) торгово-производственная — деятельность торгового предприятия, имеющего собственные производственные цехи.

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Организационные формы  торговли

Формы осуществления торговли следующие:

  • комиссионная торговля - оптовая, розничная торговля, осуществляемая на основании заключенных договоров комиссии;
  • торговля на конкурсах - оптовая торговля, характеризующаяся заключением на торгах договора купли-продажи с претендентом, предложившим наилучшие условия.
  • торговля на аукционах - оптовая, розничная торговля, характеризующаяся реализацией товаров на торгах в заранее установленное время и в назначенном месте тому из присутствующих, кто предложил за них наивысшую цену;
  • торговля по образцам - оптовая, розничная торговля с выбором товаров покупателем по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях и иных информационных источниках;
  • торговля с использованием автоматов - розничная торговля, осуществляемая с использованием торговых автоматов;
  • выездная торговля – оптовая, розничная торговля, осуществляемая в установленных местах или на определенной территории вне постоянного места расположения торгового объекта;
  • посылочная торговля - оптовая, розничная торговля, характеризующаяся доставкой товаров с использованием посылок, бандеролей и иных почтовых отправлений и выбором товаров при помощи каталогов и иных информационных источников;
  • биржевая торговля – оптовая, розничная торговля, характеризующаяся заключением на биржевых торгах договора купли-продажи;
  • торговля на ярмарке - оптовая или розничная торговля в определенном месте и в определенное время, проводится на местном, республиканском и межгосударственном уровнях;
  • электронная торговля - заказ, покупка и продажа товаров осуществляются с использованием информационных систем и сетей;
  • торговля на рынке;
  • иные формы, не запрещенные законодательством.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004 г. № 384 определены Правила осуществления розничной торговли отдельными товарами и общественного питания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2.1 Государственное  регулирование торговли: направления и принципы осуществления

Рыночная экономика не исключает полностью государственного регулирования, под которым понимается комплексная система осуществляемых государством мер по созданию предпосылок для эффективного развития рыночной экономики в целом и бизнеса, в частности. Вмешательство государства в функционирование рыночных механизмов основывается на комплексе элементов различных теорий регулирования — кейнсианства, монетаризма и конвергенции социально-экономических систем. Данные теории хотя и разработаны для рыночной экономики, но в чистом виде не применялись. Они предполагали использование в зависимости от стадии развития общества.

Воздействие государства на сферу товарного обращения с целью сбалансирования спроса и предложения осуществляется в следующих направлениях:

  • управление налоговой и денежно-кредитной политикой;

• регулирование цен и тарифов на отдельные социально значимые товары и услуги;

  • введение квот, лицензий, стандартов и технических условий к качеству товаров и услуг;
  • установление социальных, гуманитарных и экологических норм;
  • определение требований к статистической, бухгалтерской и иной информации, представляемой в государственные органы;
  • разработка системы программ и мероприятий для достижения определенных параметров экономики (например, программы поддержки малого бизнеса) и т.д.

В Законе Республики Беларусь « О торговле » (2003) в главе 4 содержится перечень принципов, ограничений и мероприятий по поддержке и содействию торговле, которые можно сгруппировать в три блока:

  1. правовой (антимонопольное законодательство, правила сертификации продукции, регламент проведения государственных закупок, правила работы бирж и т.д.);
  2. финансово-экономический (налоги, кредиты, льготы, дотации, государственные программы и др.);
  3. социальный (уровень минимальной заработной платы, размеры пенсий, пособий, выплат и т.д.).

Информация о работе Современное состояние торговли в Республике Беларусь