Государственное регулирование основывается
на двух группах
методов:
- прямых
(законодательные акты, программы, субсидии,
бюджетное финансирование, государственный
заказ);
- косвенных
(налоговая, ценовая, финансовая, кредитная
политика, регулирование внешнеэкономической
деятельности и др.).
Задача государственных органов — последовательно
и систематически в пределах своих полномочий
в области торговли проводить следующую
работу:
- создавать
условия для эффективной деятельности
субъектов торговли;
- поддерживать
инвестиционную деятельность, включая
приобретение новой торговой техники
и оборудования, проведение научных исследований и внедрение
их результатов, а также новых технологических
процессов;
- привлекать
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
на договорной основе к реализации государственных
целевых программ и заказов;
- обеспечивать
реализацию программ демонополизации
торговли;
- поддерживать
и развивать предпринимательство;
- формировать
стабилизационные фонды товаров;
- содействовать
приватизации объектов торговли;
- способствовать
освоению экономически малоэффективных торговых
зон, расположенных в отдаленных местах
проживания граждан, труднодоступных пунктах
приложения их труда, экологически неблагоприятных
районах;
- создавать и развивать отраслевые и территориальные
ассоциации, союзы торговых организаций;
- стимулировать торговлю посредством
размещения государственных заказов, субсидирования
и иных экономических мер в соответствии
с законодательством.
Благодаря
такой деятельности государственных органов
повышаются устойчивость и эффективность
системы товародвижения, на более высоком
уровне выполняются работы и оказываются
услуги потребителям.
Основными
полномочиями местных
исполнительных и распорядительных органов
в области государственного регулирования
торговли являются:
- разработка и реализация программ развития
торговли на территории соответствующих
административно-территориальных единиц;
- принятие (в пределах их компетенции)
нормативных правовых актов, регулирующих отношения
в области торговли на территории соответствующих
административно-территориальных единиц;
- формирование товарных ресурсов для
административно-территориальных единиц в целях обеспечения
бесперебойной торговли;
- осуществление государственного контроля
в области торговли;
- применение к субъектам торговли, виновным
в нарушении законодательства Республики Беларусь
о торговле, мер ответственности в случаях и порядке, установленных
законодательными актами;
• иные полномочия в соответствии с законодательством.
Закон
Республики Беларусь «О защите прав потребителей»
(2002) регулирует правовые, экономические
и организационные основы в области защиты
прав потребителей при розничной торговле.
Данный закон устанавливает права граждан
на приобретение товаров надлежащего
качества, безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей
и окружающей среды; на получение информации
о товарах и их изготовителях; на просвещение
в области защиты прав потребителей; на
государственную и общественную защиту
интересов последних.
Правила
торговли, утвержденные государственными
органами, устанавливают единые требования
для частных, государственных и кооперативных
организаций торговли.
Постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 30.05.2003 г. № 724 «О мерах по внедрению
системы государственных социальных стандартов
по обслуживанию населения республики»
утверждены нормативы обеспеченности
населения торговой площадью (260 м2 на 1000 человек) и местами в общедоступной
сети объектов общественного питания
(не менее 15 мест на 1000 человек).
2.3 Меры для повышения
эффективности политики государственного
регулирования
Правительство республики ежегодно принимает
решение о создании стабилизационного
фонда продовольственных товаров на межсезонный
период и формировании цен на продукцию
растениеводства, разрабатывает порядок
организации и проведения конкурсных
торгов для закупки товаров (работ, услуг),
необходимых для удовлетворения государственных
нужд.
Повышению
эффективности политики государственного
регулирования в сфере торговли, общественного
питания и бытового обслуживания должны
способствовать следующие меры макроэкономического
характера:
- обеспечение
единых подходов при осуществлении государственного
регулирования торговой деятельности
и деятельности товаропроизводителей;
- совершенствование
института собственности, других институтов
рыночной инфраструктуры (в том числе
рынков товарных, информационных и консультационных
услуг), развитие конкуренции, разработка
Программы поддержки малых и средних организаций
в период трансформации торговой сети
под воздействием глобализационных процессов;
- содействие
повышению конкурентоспособности товаров
и услуг;
- совершенствование
национальной системы управления качеством,
приближение ее к международным стандартам;
отказ от системы квотирования потребительских
товаров;
- пересмотр критериев технического регулирования,
в том числе касающихся лицензирования
деятельности субъектов предпринимательства;
- переход
к свободному ценообразованию при соответствующем государственном
контроле за ценами предприятий-монополистов
и ценами на социально значимые товары;
- совершенствование
амортизационной политики в направлении
повышения заинтересованности торговых
организаций и предприятий общественного питания
в приобретении нового современного оборудования
и внедрения прогрессивных технологий;
- оптимизация
механизма налогообложения организаций
торговой сферы и предприятий бытового
обслуживания;
- повышение уровня компетентности государственных
служащих в вопросах государственного регулирования
и рыночной экономики; разработка государственной
политики, направленной на формирование рыночной этики
и идеологии, уважения предпринимательства;
- активное содействие открытию всевозможных школ торгового бизнеса, курсов повышения квалификации
для высшего и среднего управленческого
звена, торгово-оперативного персонала;
- стимулирование пропаганды здорового
образа жизни и высокого качества потребления
среди населения республики, поддержка
рекламы отечественных товаропроизводителей;
- содействие повышению экономической
и потребительской грамотности населения,
совершенствование законодательной базы
торговли, трансформация полномочий и
функций органов государственного регулирования,
защита прав индивидуальных предпринимателей и потребителей.
Реализация
перечисленных мер совершенствования
политики государственного регулирования
будет содействовать дальнейшему развитию
торговли и рыночных начал в экономике,
повышению национальной экономической
безопасности, эффективному вхождению
Республики Беларусь в мировое сообщество,
улучшению качества жизни ее населения.
- СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
3.1 Итоги работы отрасли
за 2006-2010 гг.
Роль торговли и
общественного питания в стране весома:
отрасль формирует 11,1% в ВВП страны, занимая
второе место после промышленности. В
2010 г. розничный товарооборот увеличился
по сравнению с 2009 г. на 17,1%, до 69,7 трлн.
белорусских рублей: в торговле — на 17,5%,
до 66,5 трлн. белорусских рублей, в общественном
питании — на 10,3%, до 3,2 трлн. белорусских
рублей. За минувшую пятилетку число работников
в отрасли выросло на 17%, до 700 тыс. человек
(14,2% от всех занятых в экономике). Торговая
сеть расширена на 590 тыс. м2 (в прошлой пятилетке
— на 161 тыс. м2). В результате обеспеченность
населения торговыми площадями на 1 тыс.
человек составила по республике 362 м2, что на 60 м2 больше, чем в 2005 г.
В общественном питании
число мест за 2006–2010 гг. возросло на 40,9
тыс., в то время как за предыдущую пятилетку
на 55,8 тыс. В результате обеспеченность
общедоступными объектами питания в республике
достигла 25 мест на 1 тыс. жителей. Объем
бытовых услуг населению за январь–ноябрь
2010 г. увеличился на 19,2%, в 2,6 раза в сравнении
с 2005 г.
Однако в Министерстве
Торговли признают, что, несмотря на рост
розничного товарооборота, рентабельность
продаж за 11 месяцев 2010 г. уменьшилась
по сравнению с аналогичным периодом 2009
г. на 0,1 п.п., до 2,8%, причем отрицательная
динамика этого показателя наблюдается
уже четвертый год. Таким образом, эффективность
работы отрасли не повышается. За 5 лет
введен в эксплуатацию 31 крупный торговый
объект вместо 44 планируемых.
Зарплата в торговле
увеличилась в 2010 г. на 12,3%, до 1,358 млн. белорусских
рублей при задании 1,370 млн. Электронной
платежной системой пользуются лишь 8%
покупателей против ожидаемых 30%. Велико
число претензий потребителей к качеству
товаров и услуг, уровню обслуживания,
особенно на селе.
Убыточных организаций
в 2010 г. насчитывается 5,5% от общего числа
торговых предприятий, сумма их убытка
выросла на 13,3%. Обеспеченность собственными
оборотными средствами в отрасли составляет
6,1% при нормативе 10%, а почти половина торговых
организаций не имеет их вообще. Одна из
причин этого — социальная функция розницы
и государственное регулирование цен
на социально значимые товары. Другой
фактор — низкая оборачиваемость товарных
запасов. В 90-е годы она выросла с 35 до 36
дней, а в «нулевые» — до 40. Цена этих четырех
дней — 560 млрд. белорусских рублей. Низка
и все больше замедляется оборачиваемость
многих продовольственных и непродовольственных
товаров. Сейчас остатки верхней одежды
и трикотажа могут обеспечивать бесперебойную
торговлю в течение трех месяцев, обуви,
косметики и чулочно-носочных изделий
— двух. Это также снижает рентабельность
и ведет к росту кредиторской задолженности
предприятий.
В 2010 г. удельный
вес импорта в объеме реализации продовольственных
товаров по республике составил 16,6% против
15,9% в 2009 г. За 11 месяцев 2010 г. в страну ввезено
потребительских товаров почти на 5 млрд.
USD, на 21% больше, чем в январе–ноябре 2009
г. За год было продано 59,4% отечественных
промышленных товаров (60,7% в 2009 г.). Минчане
покупают лишь 19% отечественных стиральных
машин, 16% парфюмерно-косметической продукции,
20,5% моющих средств. В то же время из предложенных
Министерством Торговли производителям
312 наименований импортозамещающих товаров
в 2010 г. освоено лишь 57, что составляет
5% от объема товаров, по-прежнему завозимых
из-за рубежа. Объем продаж отечественной
продукции в 2010 году рос благодаря Указу
от 6.07.2009 № 371 «О льготном потребительском
кредитовании».
За 9 месяцев 2010 г.
в развитие торговли было направлено 1
трлн. белорусских рублей, на 36% больше,
чем год назад, в основном собственных
или кредитных средств. Сейчас финансовые
возможности капитальных вложений у большинства
организаций исчерпаны. При этом за 9 месяцев
2010 г. отрасль привлекла 48,2 млн. USD ПИИ.
Розничный
товарооборота в январе-феврале 2011 года
За январь-февраль 2011 года объем
розничного товарооборота торговли и
общественного питания, учитывая все каналы
реализации, составил 11758,9 млрд. руб. и
увеличился по сравнению с аналогичным
периодом предыдущего года на 21,5% (январь-февраль
2010 г. – на 11,1%).
Розничный товарооборот торговли
через все каналы за январь-февраль 2011
г. составил 11173,5 млрд. руб. и увеличился
по сравнению с январем-февралем 2010 г.
в сопоставимых ценах на 22%.
Снизился в целом по республике
на 2,3 процентных пункта, по сравнению
с аналогичным периодом прошлого года,
удельный вес товарооборота вещевых, смешанных
и продовольственных рынков в розничном
товарообороте торговли через все каналы.
За январь-февраль 2011 года он составил
25,2%. Наиболее высокий удельный вес в Гродненской
(27,7%), Витебской (26,5%) областях и в г. Минске
(26,8%).
В текущем периоде отмечается
общее увеличение объемов продаж по торговой
сети отдельных министерств и ведомств
(104,9%), удельный вес которых составляет
15,4% в розничном товарообороте торговли.
Доля товарооборота по торговым
организациям государственной формы собственности
составила 14,1%, что на 1,2 процентных пункта
ниже уровня предыдущего года, объем товарооборота
этих организаций увеличился на 17,4%.
Темп роста розничного товарооборота
торговли и общественного питания организаций
потребительской кооперации – 110,1% (доля
товарооборота предприятий потребкооперации
– 11,1%).
По организациям общественного
питания обеспечен темп роста товарооборота
к уровню предыдущего года на 12,5%. Удельный
вес продукции собственного производства
составил 99,8%.
В январе-феврале 2011 г. населению
увеличилась продажа пищевых продуктов,
напитков и табачных изделий на 18,5%, непродовольственных
товаров – на 25,1%. В розничном товарообороте
торговли через все каналы реализации
удельный вес пищевых продуктов, напитков
и табачных изделий в январе-феврале 2011
г. составил 52,2% (в январе-феврале 2010 г.
–50,4%), непродовольственных товаров –
47,8% (в январе-феврале 2010 г. –49,6%).
Доля продажи товаров отечественного
производства торговыми организациями
в розничном товарообороте торговли в
январе-феврале 2011 г. составили 73,7%, в том
числе пищевых продуктов, напитков и табачных
изделий – 83,6%, непродовольственных товаров
– 58,4%.
Товарные запасы по состоянию на 1 марта
2011 г. увеличились на 5 дней по сравнению
с началом года и снизились на 5 дней по
сравнению с аналогичным периодом прошлого
года и обеспечивают 45 дней торговли.
Таблица № 1 «Розничный товарооборот
через все каналы реализации
по областям и г. Минску за январь-февраль
2011 года»
(млрд. руб.)
Наименование областей |
Розничный товарооборот торговли
и общественного питания через все каналы |
В том числе |
2011 г. |
2011 г. в % к 2010 в сопоставимых
ценах |
Товарооборот розничной торговли |
Товарооборот общественного
питания |
2011 г. |
2011 г. в % к 2010 в сопоставимых
ценах |
2011 г. |
2011 г. в % к 2010 в сопоставимых
ценах |
Брестская |
1480,8 |
121,1 |
1412,2 |
212,5 |
68,6 |
113,8 |
Витебская
|
1354,6 |
121,9 |
1295,0 |
122,5 |
59,6 |
110,6 |
Гомельская |
1394,3 |
122,2 |
1308,9 |
123,4 |
85,5 |
105,5 |
Гродненская |
1237,0 |
119,0 |
1185,3 |
119,2 |
51,7 |
112,8 |
Минская |
1532,4 |
121,4 |
1472,8 |
121,7 |
59,6 |
112,3 |
Могилевская |
1142,0 |
123,3 |
1091,1 |
123,7 |
50,9 |
115,6 |
г. Минск |
3617,8 |
121,7 |
3408,2 |
122,1 |
209,5 |
114,9 |
ИТОГО: |
11758,9 |
121,5 |
11173,5 |
122,0 |
585,4 |
112,5 |