Современное состояние торговли в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение общего понятия торговли как экономической категории, её виды и формы, а также современное состояние торговли в Республике Беларусь и перспективы развития.
Для изучения данной цели были поставлены следующие задачи:
дать понятие торговли в различных аспектах
изучить правовое регулирование торговой деятельности
исследовать современное состояние торговли в Республике Беларусь и тенденции ее развития

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….. ……. 3
Теоретические основы торговли………………………………………. …... 4
Понятие и сущность торговли……………………………………………. .. 4
Функции торговли…………………………………………………………....6
Виды торговли………………………………………………………………..8
Организационные формы торговли………………………………………..10
Правовое регулирование торговой деятельности..………………………..12
2.1 Государственное регулирование торговли: направления и принципы осуществления………………………………..…………………………………12
2.2 Меры для повышения эффективности политики государственного регулирования……………………………………………………………….......16
3. Современное состояние торговли в Республике Беларусь..........................18
3.1 Итоги работы отрасли за 2006-2010 года………………………………….18
3.2 Перспективы развития торговли…………………………………………...23
3.3 Тенденции развития торговли в современных условиях…………………25
Заключение…………………………………………………………………………28
Список использованных источников……………………………………………...29

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 67.28 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование основывается на двух группах методов:

  1. прямых (законодательные акты, программы, субсидии, бюджетное финансирование, государственный заказ);
  2. косвенных (налоговая, ценовая, финансовая, кредитная политика, регулирование внешнеэкономической деятельности и др.).

Задача государственных органов — последовательно и систематически в пределах своих полномочий в области торговли проводить следующую работу:

  • создавать условия для эффективной деятельности субъектов торговли;
  • поддерживать инвестиционную деятельность, включая приобретение новой торговой техники и оборудования, проведение научных исследований и внедрение их результатов, а также новых технологических процессов;
  • привлекать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на договорной основе к реализации государственных целевых программ и заказов;
  • обеспечивать реализацию программ демонополизации торговли;
  • поддерживать и развивать предпринимательство;
  • формировать стабилизационные фонды товаров;
  • содействовать приватизации объектов торговли;
  • способствовать освоению экономически малоэффективных торговых зон, расположенных в отдаленных местах проживания граждан, труднодоступных пунктах приложения их труда, экологически неблагоприятных районах;
  • создавать и развивать отраслевые и территориальные ассоциации, союзы торговых организаций;
  • стимулировать торговлю посредством размещения государственных заказов, субсидирования и иных экономических мер в соответствии с законодательством.

Благодаря такой деятельности государственных органов повышаются устойчивость и эффективность системы товародвижения, на более высоком уровне выполняются работы и оказываются услуги потребителям.

Основными полномочиями местных исполнительных и распорядительных органов в области государственного регулирования торговли являются:

  • разработка и реализация программ развития торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц;
  • принятие (в пределах их компетенции) нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц;
  • формирование товарных ресурсов для административно-территориальных единиц в целях обеспечения бесперебойной торговли;
  • осуществление государственного контроля в области торговли;
  • применение к субъектам торговли, виновным в нарушении законодательства Республики Беларусь о торговле, мер ответственности в случаях и порядке, установленных законодательными актами;

• иные полномочия в соответствии с законодательством.

Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» (2002) регулирует правовые, экономические и организационные основы в области защиты прав потребителей при розничной торговле. Данный закон устанавливает права граждан на приобретение товаров надлежащего качества, безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды; на получение информации о товарах и их изготовителях; на просвещение в области защиты прав потребителей; на государственную и общественную защиту интересов последних.

Правила торговли, утвержденные государственными органами, устанавливают единые требования для частных, государственных и кооперативных организаций торговли.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2003 г. № 724 «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» утверждены нормативы обеспеченности населения торговой площадью (260 м2 на 1000 человек) и местами в общедоступной сети объектов общественного питания (не менее 15 мест на 1000 человек).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Меры для повышения  эффективности политики государственного  регулирования

Правительство республики ежегодно принимает решение о создании стабилизационного фонда продовольственных товаров на межсезонный период и формировании цен на продукцию растениеводства, разрабатывает порядок организации и проведения конкурсных торгов для закупки товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения государственных нужд.

Повышению эффективности политики государственного регулирования в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания должны способствовать следующие меры макроэкономического характера:

  • обеспечение единых подходов при осуществлении государственного регулирования торговой деятельности и деятельности товаропроизводителей;
  • совершенствование института собственности, других институтов рыночной инфраструктуры (в том числе рынков товарных, информационных и консультационных услуг), развитие конкуренции, разработка Программы поддержки малых и средних организаций в период трансформации торговой сети под воздействием глобализационных процессов;
  • содействие повышению конкурентоспособности товаров и услуг;
  • совершенствование национальной системы управления качеством, приближение ее к международным стандартам; отказ от системы квотирования потребительских товаров;
  • пересмотр критериев технического регулирования, в том числе касающихся лицензирования деятельности субъектов предпринимательства;
  • переход к свободному ценообразованию при соответствующем государственном контроле за ценами предприятий-монополистов и ценами на социально значимые товары;
  • совершенствование амортизационной политики в направлении повышения заинтересованности торговых организаций и предприятий общественного питания в приобретении нового современного оборудования и внедрения прогрессивных технологий;
  • оптимизация механизма налогообложения организаций торговой сферы и предприятий бытового обслуживания;
  • повышение уровня компетентности государственных служащих в вопросах государственного регулирования и рыночной экономики; разработка государственной политики, направленной на формирование рыночной этики и идеологии, уважения предпринимательства;
  • активное содействие открытию всевозможных школ торгового бизнеса, курсов повышения квалификации для высшего и среднего управленческого звена, торгово-оперативного персонала;
  • стимулирование пропаганды здорового образа жизни и высокого качества потребления среди населения республики, поддержка рекламы отечественных товаропроизводителей;
  • содействие повышению экономической и потребительской грамотности населения, совершенствование законодательной базы торговли, трансформация полномочий и функций органов государственного регулирования, защита прав индивидуальных предпринимателей и потребителей.

Реализация перечисленных мер совершенствования политики государственного регулирования будет содействовать дальнейшему развитию торговли и рыночных начал в экономике, повышению национальной экономической безопасности, эффективному вхождению Республики Беларусь в мировое сообщество, улучшению качества жизни ее населения.

 

 

 

 

 

 

 

  1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

3.1 Итоги работы отрасли  за 2006-2010 гг.

 

Роль торговли и общественного питания в стране весома: отрасль формирует 11,1% в ВВП страны, занимая второе место после промышленности. В 2010 г. розничный товарооборот увеличился по сравнению с 2009 г. на 17,1%, до 69,7 трлн. белорусских рублей: в торговле — на 17,5%, до 66,5 трлн. белорусских рублей, в общественном питании — на 10,3%, до 3,2 трлн. белорусских рублей. За минувшую пятилетку число работников в отрасли выросло на 17%, до 700 тыс. человек (14,2% от всех занятых в экономике). Торговая сеть расширена на 590 тыс. м2 (в прошлой пятилетке — на 161 тыс. м2). В результате обеспеченность населения торговыми площадями на 1 тыс. человек составила по республике 362 м2, что на 60 м2 больше, чем в 2005 г.

В общественном питании число мест за 2006–2010 гг. возросло на 40,9 тыс., в то время как за предыдущую пятилетку на 55,8 тыс. В результате обеспеченность общедоступными объектами питания в республике достигла 25 мест на 1 тыс. жителей. Объем бытовых услуг населению за январь–ноябрь 2010 г. увеличился на 19,2%, в 2,6 раза в сравнении с 2005 г.

Однако в Министерстве Торговли признают, что, несмотря на рост розничного товарооборота, рентабельность продаж за 11 месяцев 2010 г. уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. на 0,1 п.п., до 2,8%, причем отрицательная динамика этого показателя наблюдается уже четвертый год. Таким образом, эффективность работы отрасли не повышается. За 5 лет введен в эксплуатацию 31 крупный торговый объект вместо 44 планируемых.

Зарплата в торговле увеличилась в 2010 г. на 12,3%, до 1,358 млн. белорусских рублей при задании 1,370 млн. Электронной платежной системой пользуются лишь 8% покупателей против ожидаемых 30%. Велико число претензий потребителей к качеству товаров и услуг, уровню обслуживания, особенно на селе.

Убыточных организаций в 2010 г. насчитывается 5,5% от общего числа торговых предприятий, сумма их убытка выросла на 13,3%. Обеспеченность собственными оборотными средствами в отрасли составляет 6,1% при нормативе 10%, а почти половина торговых организаций не имеет их вообще. Одна из причин этого — социальная функция розницы и государственное регулирование цен на социально значимые товары. Другой фактор — низкая оборачиваемость товарных запасов. В 90-е годы она выросла с 35 до 36 дней, а в «нулевые» — до 40. Цена этих четырех дней — 560 млрд. белорусских рублей. Низка и все больше замедляется оборачиваемость многих продовольственных и непродовольственных товаров. Сейчас остатки верхней одежды и трикотажа могут обеспечивать бесперебойную торговлю в течение трех месяцев, обуви, косметики и чулочно-носочных изделий — двух. Это также снижает рентабельность и ведет к росту кредиторской задолженности предприятий.

В 2010 г. удельный вес импорта в объеме реализации продовольственных товаров по республике составил 16,6% против 15,9% в 2009 г. За 11 месяцев 2010 г. в страну ввезено потребительских товаров почти на 5 млрд. USD, на 21% больше, чем в январе–ноябре 2009 г. За год было продано 59,4% отечественных промышленных товаров (60,7% в 2009 г.). Минчане покупают лишь 19% отечественных стиральных машин, 16% парфюмерно-косметической продукции, 20,5% моющих средств. В то же время из предложенных Министерством Торговли производителям 312 наименований импортозамещающих товаров в 2010 г. освоено лишь 57, что составляет 5% от объема товаров, по-прежнему завозимых из-за рубежа. Объем продаж отечественной продукции в 2010 году рос благодаря Указу от 6.07.2009 № 371 «О льготном потребительском кредитовании».

За 9 месяцев 2010 г. в развитие торговли было направлено 1 трлн. белорусских рублей, на 36% больше, чем год назад, в основном собственных или кредитных средств. Сейчас финансовые возможности капитальных вложений у большинства организаций исчерпаны. При этом за 9 месяцев 2010 г. отрасль привлекла 48,2 млн. USD ПИИ.

Розничный товарооборота в январе-феврале 2011 года

За январь-февраль 2011 года объем розничного товарооборота торговли и общественного питания, учитывая все каналы реализации, составил 11758,9 млрд. руб. и увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 21,5% (январь-февраль 2010 г. – на 11,1%).

Розничный товарооборот торговли через все каналы за январь-февраль 2011 г. составил 11173,5 млрд. руб. и увеличился по сравнению с январем-февралем 2010 г. в сопоставимых ценах на 22%.

Снизился в целом по республике на 2,3 процентных пункта, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, удельный вес товарооборота вещевых, смешанных и продовольственных рынков в розничном товарообороте торговли через все каналы. За январь-февраль 2011 года он составил 25,2%. Наиболее высокий удельный вес в Гродненской (27,7%), Витебской (26,5%) областях и в г. Минске (26,8%).

В текущем периоде отмечается общее увеличение объемов продаж по торговой сети отдельных министерств и ведомств (104,9%), удельный вес которых составляет 15,4% в розничном товарообороте торговли.

Доля товарооборота по торговым организациям государственной формы собственности составила 14,1%, что на 1,2 процентных пункта ниже уровня предыдущего года, объем товарооборота этих организаций увеличился на 17,4%.

Темп роста розничного товарооборота торговли и общественного питания организаций потребительской кооперации – 110,1% (доля товарооборота предприятий потребкооперации – 11,1%).

По организациям общественного питания обеспечен темп роста товарооборота к уровню предыдущего года на 12,5%. Удельный вес продукции собственного производства составил 99,8%.

В январе-феврале 2011 г. населению увеличилась продажа пищевых продуктов, напитков и табачных изделий на 18,5%, непродовольственных товаров – на 25,1%. В розничном товарообороте торговли через все каналы реализации удельный вес пищевых продуктов, напитков и табачных изделий в январе-феврале 2011 г. составил 52,2% (в январе-феврале 2010 г. –50,4%), непродовольственных товаров – 47,8% (в январе-феврале 2010 г. –49,6%).

Доля продажи товаров отечественного производства торговыми организациями в розничном товарообороте торговли в январе-феврале 2011 г. составили 73,7%, в том числе пищевых продуктов, напитков и табачных изделий – 83,6%, непродовольственных товаров – 58,4%.

Товарные запасы по состоянию на 1 марта  2011 г. увеличились на 5 дней по сравнению с началом года и снизились на 5 дней по сравнению с аналогичным периодом прошлого года  и  обеспечивают 45 дней торговли.

 

 

 

 

Таблица № 1 «Розничный товарооборот через  все  каналы  реализации по областям и г. Минску за  январь-февраль 2011 года»

                                                                                                                                  (млрд. руб.) 

 

 

 

 

Наименование областей

Розничный товарооборот торговли и общественного питания через все каналы

 

В том числе

 

 

 

2011 г.

 

 

2011 г. в % к 2010 в сопоставимых  ценах

Товарооборот розничной торговли

Товарооборот общественного питания

 

2011 г.

2011 г. в % к 2010 в сопоставимых  ценах

 

2011 г.

2011 г. в % к 2010 в сопоставимых  ценах

Брестская

1480,8

121,1

1412,2

212,5

68,6

113,8

Витебская

1354,6

121,9

1295,0

122,5

59,6

110,6

Гомельская

1394,3

122,2

1308,9

123,4

85,5

105,5

Гродненская

1237,0

119,0

1185,3

119,2

51,7

112,8

Минская

1532,4

121,4

1472,8

121,7

59,6

112,3

Могилевская

1142,0

123,3

1091,1

123,7

50,9

115,6

г. Минск

3617,8

121,7

3408,2

122,1

209,5

114,9

ИТОГО:

11758,9

121,5

11173,5

122,0

585,4

112,5

Информация о работе Современное состояние торговли в Республике Беларусь