Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 14:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение общего понятия торговли как экономической категории, её виды и формы, а также современное состояние торговли в Республике Беларусь и перспективы развития.
Для изучения данной цели были поставлены следующие задачи:
дать понятие торговли в различных аспектах
изучить правовое регулирование торговой деятельности
исследовать современное состояние торговли в Республике Беларусь и тенденции ее развития
Введение…………………………………………………………………….. ……. 3
Теоретические основы торговли………………………………………. …... 4
Понятие и сущность торговли……………………………………………. .. 4
Функции торговли…………………………………………………………....6
Виды торговли………………………………………………………………..8
Организационные формы торговли………………………………………..10
Правовое регулирование торговой деятельности..………………………..12
2.1 Государственное регулирование торговли: направления и принципы осуществления………………………………..…………………………………12
2.2 Меры для повышения эффективности политики государственного регулирования……………………………………………………………….......16
3. Современное состояние торговли в Республике Беларусь..........................18
3.1 Итоги работы отрасли за 2006-2010 года………………………………….18
3.2 Перспективы развития торговли…………………………………………...23
3.3 Тенденции развития торговли в современных условиях…………………25
Заключение…………………………………………………………………………28
Список использованных источников……………………………………………...29
В области внешнеэкономической деятельности особое внимание будет уделено повышению эффективности внешнеторговых связей и обеспечению их сбалансированности. Рост экспортных поставок будет обеспечен, прежде всего, за счет повышения эффективности действующих предприятий и создания новых экспортоориентированных производств. Сохранится многовекторность внешнеэкономической политики. Продолжится политика освоения новых рынков сбыта и усовершенствования системы продвижения белорусской продукции на внешние рынки. Активизируется работа по созданию филиалов белорусских предприятий за рубежом.
3. Рост доли продажи более ценных в питательном отношении продуктов питания (овощи и бахчевые, фрукты, мясо, яйца) при одновременном замедлении темпов продажи хлебопродуктов, сахара, картофеля в структуре торговли продовольственными товарами. По результатам бюджетного обследования семей, потребление мясопродуктов возросло с 69 кг на душу населения в 2007 г. до 77 кг в 2009 г., яиц соответственно с 275 до 284 шт., овощей и бахчевых — с 141 до 146 кг.
4. Изменения в структуре товарооборота непродовольственного сектора. Более высокими темпами, чем в легкой промышленности, возрастает продажа товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения.
5. Увеличение количества торговых организаций и расширение их торговых площадей. Норматив государственного социального стандарта по обслуживанию населения в области торговли выдерживается как по республике в целом, так и по отдельным областям и Минску обеспеченность населения торговыми площадями на 1 тыс. человек составила по республике 362 м2, что на 60 м2 больше, чем в 2005 г. Однако этот показатель значительно уступает среднеевропейскому (650 м2), США (1200 м2) и Москвы (520 м2). Для дальнейшего развития торговли предусматривается укрупнение торговых объектов.
6. Финансовое оздоровление организаций торговли, повышение уровня ее рентабельности, снижение доли убыточных магазинов. Вместе с тем все еще остаются низкими показатели платежеспособности торговых организаций и их обеспеченности собственными оборотными средствами. По оценкам экономистов, в 2007 г. только в Минске рентабельность реализации в розничной торговле составила 20,7 %, а, например, в Минской области — всего 5,4, Могилевской области — 7,6 % .
7. Рост инвестиций в основной капитал торговли. Если в 2000 г. доля инвестиций в торговлю составляла 2,6 % общего объема вложений во все отрасли экономики, то в 2007 г. она повысилась до 5,5 %.
8. Увеличение численности работников торговли. В 2000 г. доля этой категории занятых в экономике Беларуси составляла 12 %, в 2010 г. — 14,8%.
9. Глобализация и интернационализация экономики. Привлечение инвестиций в отрасль способствует дальнейшему внедрению современных технологий в сферу торговли и общественного питания. В Беларуси строятся гипермаркеты, создаются условия для развития сетевой розничной торговли. В Минске появились торговые структуры «Рублевский», «Копилка», «Аксис», «Соседи»; в Витебске — «Веста», «Витебские продукты», «Ника»; в Бресте — «Продтовары». Продолжает расти сеть предприятий быстрого обслуживания и придорожного сервиса. Расширяется сфера применения биржевой и электронной торговли, накапливается опыт проведения конкурсных (тендерных) торгов. Есть реальные перспективы у таких сегментов инфраструктуры и методов продажи, как оптовая торговля, выставочно-ярмарочная деятельность, система безналичных расчетов, современные информационные технологии и т.д.
10. Увеличение в товарообороте доли импортных товаров. Но в интересах продовольственной безопасности мировая практика ограничивает долю импорта по продовольственным товарам на уровне 25—30 % .
Дальнейшее развитие внутренней торговли предполагает следующие меры:
На современном этапе торговля в Республике Беларусь также развивается и улучшает свои показатели: в 2010 г. розничный товарооборот увеличился по сравнению с 2009 г. на 17,1%, за минувшую пятилетку число работников в отрасли выросло на 17%, торговая сеть расширена на 590 тыс. м2 , в общественном питании число мест за 2006–2010 гг. возросло на 40,9 тыс., объем бытовых услуг увеличился на 19,2%.
В перспективах развития торговли на 2011-2015 гг. планируется расширение торговых площадей, инфраструктуры торговли, привлечение новых инвестиций, развитие внешнеторговой деятельности.
Информация о работе Современное состояние торговли в Республике Беларусь