Современное состояние торговли в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение общего понятия торговли как экономической категории, её виды и формы, а также современное состояние торговли в Республике Беларусь и перспективы развития.
Для изучения данной цели были поставлены следующие задачи:
дать понятие торговли в различных аспектах
изучить правовое регулирование торговой деятельности
исследовать современное состояние торговли в Республике Беларусь и тенденции ее развития

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….. ……. 3
Теоретические основы торговли………………………………………. …... 4
Понятие и сущность торговли……………………………………………. .. 4
Функции торговли…………………………………………………………....6
Виды торговли………………………………………………………………..8
Организационные формы торговли………………………………………..10
Правовое регулирование торговой деятельности..………………………..12
2.1 Государственное регулирование торговли: направления и принципы осуществления………………………………..…………………………………12
2.2 Меры для повышения эффективности политики государственного регулирования……………………………………………………………….......16
3. Современное состояние торговли в Республике Беларусь..........................18
3.1 Итоги работы отрасли за 2006-2010 года………………………………….18
3.2 Перспективы развития торговли…………………………………………...23
3.3 Тенденции развития торговли в современных условиях…………………25
Заключение…………………………………………………………………………28
Список использованных источников……………………………………………...29

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 67.28 Кб (Скачать файл)

 

 

Примечание. [5, Главная → Статистика и аналитические материалы →Розничный товарооборот]

 

 

 

 

 

 

 

3.2  Перспективы развития торговли

В декабре 2010 г. в Минске состоялось четвертое Всебелорусское собрание, на котором определялась Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.

Согласно этой программе к 2015 г. на 1 тыс. белорусов будет приходиться 600 м2 торговой площади, что соответствует нынешнему уровню Чехии, Польши и России.

Один из приоритетов развития торговли — вытеснение импорта с белорусского рынка (23,4% в общем объеме продаж). Анализируя отраслевые программы импортозамещения, в министерстве пришли к выводу, что развитие производства потребительских товаров, аналоги которых импортируются, в ближайшее время не планируется. Чтобы увеличить темп обновления потребительских товаров, министерство планирует наладить более тесную кооперацию промышленности и торговли, проводить совместные акции по изучению спроса.

Первостепенной задачей остается привлечение прямых иностранных инвестиций. Чтобы довести этот показатель к 2015 г. до 170 млн. USD, местным органам власти поручено провести ревизию неиспользуемых объектов недвижимости и составить предложения по продаже их за 1 базовую величину, а информацию о госимуществе, которое можно сдать в аренду, разместить на сайтах исполкомов. Подчиненные Министерству Торговли организации должны в ближайшее время утвердить и представить перечни инвестиционных проектов с участием иностранного капитала.

Внешнеторговая деятельность будет направлена на развитие товаропроводящей сети за рубежом. Вслед за белорусско-армянским торговым домом в Ереване в 2011 г. откроются торгово-выставочные и информационно-маркетинговые центры в Венесуэле, Туркменистане и других странах.

Внутренний рынок ждет насыщение крупными торговыми объектами и сетевыми структурами.

Инфраструктура торговли и общественного питания будет расширяться за счет передачи ритейлу первых этажей зданий и жилых домов.

В области внешнеэкономической деятельности особое внимание будет уделено повышению эффективности внешнеторговых связей и обеспечению их сбалансированности. Рост экспортных поставок будет обеспечен, прежде всего, за счет повышения эффективности действующих предприятий и создания новых экспортоориентированных производств. Сохранится многовекторность внешнеэкономической политики. Продолжится политика освоения новых рынков сбыта и усовершенствования системы продвижения белорусской продукции на внешние рынки. Активизируется работа по созданию филиалов белорусских предприятий за рубежом.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Тенденции развития торговли в современных условиях

1. Постоянный рост розничного товарооборота, обеспеченный ростом денежных доходов населения и объемов производства отечественных товаров и сельхозпродуктов. При этом в последние годы в составе розничного товарооборота наблюдается увеличение доли организованной торговли и сокращение — неорганизованной. Растет товарооборот частных организаций и индивидуальных предпринимателей на фоне снижения государственной торговли: доля товарооборота частных предприятий и индивидуальных предпринимателей в 2010 году составляет 83,9%.

2. Изменение структуры товарооборота. Повышение доли непродовольственных товаров в общем объеме розничного товарооборота.

3. Рост доли продажи более ценных в питательном отношении продуктов питания (овощи и бахчевые, фрукты, мясо, яйца) при одновременном замедлении темпов продажи хлебопродуктов, сахара, картофеля в структуре торговли продовольственными товарами. По результатам бюджетного обследования семей, потребление мясопродуктов возросло с 69 кг на душу населения в 2007 г. до 77 кг в 2009 г., яиц соответственно с 275 до 284 шт., овощей и бахчевых — с 141 до 146 кг.

4. Изменения в структуре товарооборота непродовольственного сектора. Более высокими темпами, чем в легкой промышленности, возрастает продажа товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения.

5. Увеличение количества торговых организаций и расширение их торговых площадей. Норматив государственного социального стандарта по обслуживанию населения в области торговли выдерживается как по республике в целом, так и по отдельным областям и Минску обеспеченность населения торговыми площадями на 1 тыс. человек составила по республике 362 м2, что на 60 м2 больше, чем в 2005 г. Однако этот показатель значительно уступает среднеевропейскому (650 м2), США (1200 м2) и Москвы (520 м2). Для дальнейшего развития торговли предусматривается укрупнение торговых объектов.

6. Финансовое оздоровление организаций торговли, повышение уровня ее рентабельности, снижение доли убыточных магазинов. Вместе с тем все еще остаются низкими показатели платежеспособности торговых организаций и их обеспеченности собственными оборотными средствами. По оценкам экономистов, в 2007 г. только в Минске рентабельность реализации в розничной торговле составила 20,7 %, а, например, в Минской области — всего 5,4, Могилевской области — 7,6 % .

7. Рост инвестиций в основной капитал торговли. Если в 2000 г. доля инвестиций в торговлю составляла 2,6 % общего объема вложений во все отрасли экономики, то в 2007 г. она повысилась до 5,5 %.

8. Увеличение численности работников торговли. В 2000 г. доля этой категории занятых в экономике Беларуси составляла 12 %, в 2010 г. — 14,8%.

9. Глобализация и интернационализация экономики. Привлечение инвестиций в отрасль способствует дальнейшему внедрению современных технологий в сферу торговли и общественного питания. В Беларуси строятся гипермаркеты, создаются условия для развития сетевой розничной торговли. В Минске появились торговые структуры «Рублевский», «Копилка», «Аксис», «Соседи»; в Витебске — «Веста», «Витебские продукты», «Ника»; в Бресте — «Продтовары». Продолжает расти сеть предприятий быстрого обслуживания и придорожного сервиса. Расширяется сфера применения биржевой и электронной торговли, накапливается опыт проведения конкурсных (тендерных) торгов. Есть реальные перспективы у таких сегментов инфраструктуры и методов продажи, как оптовая торговля, выставочно-ярмарочная деятельность, система безналичных расчетов, современные информационные технологии и т.д.

10. Увеличение в товарообороте доли импортных товаров. Но в интересах продовольственной безопасности мировая практика ограничивает долю импорта по продовольственным товарам на уровне 25—30 % .

Дальнейшее развитие внутренней торговли предполагает следующие меры:

  • усиление влияния торговых организаций на производителей товаров по обновлению ассортимента и повышению качества товаров;
  • повышение эффективности работы всех звеньев торговли на пути продвижения товара от промышленности до покупателя, содействующее ускорению оборачиваемости капитала;
  • совершенствование методов, форм и нормативно-правовой базы в области регулирования сферы торговли и ее инфраструктуры;
  • обеспечение конкурентной среды на потребительском рынке страны, в том числе за счет развития малого и среднего бизнеса;
  • привлечение инвестиций и новых технологий для повышения качества обслуживания населения;
  • осуществление финансово-экономического оздоровления торговли, содействие росту заработной платы и доходов в отрасли;
  • развитие сельской торговли в соответствии с принятой Программой возрождения и развития села.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Торговля – отрасль народного хозяйства, реализующая товары путем купли-продажи.

Правовое регулирование торговли осуществляется государством. Задачей государственных органов является последовательно и систематически в пределах своих полномочий проводить работу, направленную на создание условий для эффективной деятельности субъектов торговли, поддержание инвестиционной деятельности, проведение научной деятельности, стимулирование торговли, поддержание предпринимательства, создание союзов торговых организаций .

Благодаря такой деятельности государственных органов повышаются устойчивость и эффективность системы товародвижения, на более высоком уровне выполняются работы и оказываются услуги потребителям.

На современном этапе торговля в Республике Беларусь также развивается и улучшает свои показатели: в 2010 г. розничный товарооборот увеличился по сравнению с 2009 г. на 17,1%, за минувшую пятилетку число работников в отрасли выросло на 17%, торговая сеть расширена на 590 тыс. м2 , в общественном питании число мест за 2006–2010 гг. возросло на 40,9 тыс., объем бытовых услуг увеличился на 19,2%.

В перспективах развития торговли на 2011-2015 гг. планируется расширение торговых площадей, инфраструктуры торговли, привлечение новых инвестиций, развитие внешнеторговой деятельности.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Закон Республики Беларусь от 28.07.2003 «О торговле»
  2. Экономика предприятий торговли: учебное пособие/ Н.В.Максименко, Е.Е.Шишкова, Минск: Вышэйшая школа, 2005.
  3. Экономика организаций торговли: учебное пособие/ Р.П.Валевич, Минск: БГЭУ, 2010.
  4. «Национальная экономическая газета»  № 8, 1 февраля 2011 г.
  5. Сайт Министерства торговли Республики Беларусь www.mintorg.gov.by
  6. Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь www.belstat.gov.by

 


Информация о работе Современное состояние торговли в Республике Беларусь