Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:39, контрольная работа

Описание работы

Цель работы:
проанализировать в данной работе ситуацию, связанную с развитием предприятий в нашей стране. В список поставленных задач входит рассмотрение вопросов, связанных с тем положительным влиянием, которое оказывают предприятия на экономику государства, анализ положения предприятий в России, выявление трудностей и барьеров, встающих на пути развития бизнеса, а также возможные пути преодоления возникающих проблем.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. История развития, понятие и сущность малого бизнеса:
1.1 История развития малого и среднего бизнеса в России. 4
1.2 Понятие и сущность малого бизнеса в России. 8
2. Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России 11
3. Специфика предприятий и их роль в современной экономике 18
Заключение 26
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 49.97 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение.                                                                                                               3

Глава 1. История развития, понятие и сущность малого бизнеса:

1.1 История развития малого и среднего бизнеса в России.                            4

1.2 Понятие и сущность малого бизнеса в России.                                           8

2. Современные проблемы  развития малого и среднего  бизнеса в России   11

3. Специфика предприятий  и их роль в современной  экономике                   18

Заключение                                                                                                          26

Список литературы                                                                                             28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время в  России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как  появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих  мест, малым предприятием легче управлять  в условиях нестабильного курса  национальной валюты, а также это  приносит реальные деньги в федеральный  бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса  в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так  как они дают им новую жизнь, и  в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и  для рыночной экономики в целом. В виду того, что развитие малого и среднего бизнеса является одним  из условий перехода России к полноценным  рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению  стабильности в социальной сфере, я  считаю данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей  страны.

Все вышеперечисленные  факты обуславливают целесообразность проанализировать в данной работе ситуацию, связанную с развитием предприятий  в нашей стране. В список поставленных задач входит рассмотрение вопросов, связанных с тем положительным  влиянием, которое оказывают предприятия  на экономику государства, анализ положения  предприятий в России, выявление  трудностей и барьеров, встающих на пути развития бизнеса, а также возможные  пути преодоления возникающих проблем.

Тематика рассматриваемого явления весьма обширна и включает в себя множество вопросов и проблем, материалов для рассмотрения и анализа.

Глава 1. История развития, понятие и сущность малого бизнеса  в России

1.1. История развития  малого и среднего бизнеса  в России

Российский малый бизнес является сектором экономики в буквальном смысле порожденным реформами. В  течение нескольких десятилетий  в России господствовала командная  плановая экономика. В этих условиях управление национальным хозяйством велось на основе централизованного планирования. Планы носили директивный характер и являлись обязательными к выполнению. Руководители предприятий были ограничены в выборе экономических решений, в результате чего отсутствовала  материальная заинтересованность в  конечных результатах своего труда. Система управления экономикой страны по существу представляла собой аналог системы управления вертикально  интегрированной корпорации. Принципиальная схема управления предприятиями  в условиях централизованного управления экономикой представлена на рисунке 1 (прил. 1). Отсутствие самостоятельности  в решении вопросов, определяющих деятельность предприятий, ограничивало возможности его интенсивного развития, сковывало инициативу работников всех уровней. В данной ситуации производители  не имели возможности выбирать поставщиков  сырья, оборудования, а также самостоятельно осуществлять сбыт продукции. Данные факторы  только сдерживали рост качества продукции, производительности труда и введение инноваций. В свою очередь, потребитель  был ограничен в выборе предлагаемых продуктов. Все это приводило  к отсутствию конкуренции, которая  вынуждала бы всех участников экономического процесса действовать эффективно и  ответственно. Централизованное управление экономикой имело своей целью  обеспечение прогрессивных пропорций  в развитии общественного производства, сбалансированного развития отраслей и формирования единого народного  комплекса. Считалось, что это обеспечит  более эффективное распределение  ресурсов между отраслями и предприятиями. На практике, однако, должной сбалансированности развития отраслей достичь не удалось, более того, оно происходило на фоне больших противоречий./1/

К 80-м годам двадцатого столетия экономика России оказалась  в кризисной ситуации, что требовало  проведение ряд реформ, которые ознаменовали переход от командной плановой экономики  к рыночной экономике. Так в середине 80-х годов партийные и хозяйственные  руководители высшего уровня приняли  решение о перестройке всей системы  общественно-экономических отношений. Перестройка проходила в рамках социалистического уклада и сопровождалась некоторой демократизацией управления и гласностью. В процессе перехода от одной экономической системы  к другой произошло зарождение новых  форм хозяйствования. В данном случае я говорю об первых формах малого бизнеса. Истоками рождения малого бизнеса являются законы бывшего СССР в 1986 году «Об  индивидуальной трудовой деятельности»  и в 1988 году «О кооперации», а также  положение комиссии по совершенствованию  хозяйствования механизма при Совете министров СССР в 1988 году «Об организации  деятельности малых предприятий». Дальнейшее развитие малого бизнеса, основанного  на различных форм собственности  и их сочетании, пошло с принятия Постановления Совета Министров  СССР № 790 от 08.07.1990 года «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». В конце 80-х годах происходит зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов  при общественных организациях, распространение  бригадных подрядов, формирование эмоционально-психологических  основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.  К началу 90-х сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Создаются кооперативы. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. В данном периоде происходит накопление и перераспределение капиталов, обретаются начальные знания, навыки работы малого предприятия. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации, которая создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

В 1991 - 1992 гг. произошли  коренные изменения в отношении  государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие  широкие возможности для масштабного  развития предпринимательства. На данном этапе благодаря либерально-демократическим  реформам малый бизнес развивался очень  динамично. «На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное  предпринимательство, прежде всего, в  его малых формах. За 1992 год было создано порядка 190 тыс. новых малых  предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год». /2/ Данный период охарактеризовался  появлением среднего и крупного бизнеса  в России.

Период 1993 - 1994 гг. знаменуется  широкомасштабной приватизацией и  развитием всех видов предпринимательства, появлением множества собственников  и интенсивным участием малого бизнеса  в сфере услуг, торговли, общественного  питания, легкой промышленности, производящих товары массового потребления и  длительного пользования. Также  происходит деление предприятий  по критерию их размера в зависимости  от численности работающих, стоимости  основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей.

К 1995 году порядка 65% всех российских частных предприятий  стали малыми. В это период создается  нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Сформировывается сеть сервисных организаций, предоставляющих  малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные и  финансовые услуги.

С 1997 года совокупный прирост  числа малых предприятий примерно составил 0,1-2,5%, что свидетельствует  о поступательном, хотя и очень  медленном развитии сектора малого бизнеса. Однако в 2001 году был отмечен  спад в развитии малого бизнеса, который  усугубился в 2002 году. На 01 января 2003 года в стране насчитывалось всего 82,3 тысячи малых предприятий, хотя при  развитой рыночной системе их должно быть несколько миллионов. Недостаточное  развитие получили и индивидуальные предприятия (семейные и с применением  наемного труда), а также крестьянские (фермерские) хозяйства и другие, хотя данные мелкие формы предпринимательской  деятельности весьма полезны и доходны./3/ Но в 2003 году ситуация меняется в лучшую сторону и происходит значительный прирост количества малых предприятий, что продолжается до сих пор. Но, несмотря на колебания числа малых  предприятий в стране, объем производимой ими продукции и услуг неуклонно  растет, увеличивается и число  рабочих мест.

Таким образом, если подвести итог и рассмотреть послеперестроечный период развития малого бизнеса в  нашей стране, то можно выделить три периода:

1. период интенсивного  становления предпринимательства  (1990-1995гг.);

2. период насыщения  и структурного оформления (1996-1998 гг.);

3. период цивилизованной  модернизации (с 1998г. по настоящее  время).

1.2. Понятие и сущность  малого бизнеса в России.

Понятие малого бизнеса  неразрывно связано с размером действующих  хозяйственных субъектов, т.е. малых  предприятий. Так согласно принятому 14 июня 1995 г. Закону РФ № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

в промышленности, строительстве  и на транспорте - 100 человек;

в оптовой торговле - 50;

в розничной торговле и  бытовом обслуживании - 30;

в других отраслях и при  осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

В ряде научных работ  под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики  при определенных, установленных  законом, государственными органами и  другими представительными организациями  критериях. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия  относятся к малому бизнесу, является: численность персонала, размер уставного  капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). Следует отметить, что критерии отнесения предприятий  к малым в нашей стране пока не устоялись, поэтому в настоящее  время широко обсуждаются вопросы  уточнения критериев, в частности  с точки зрения установления границы  предельного получаемого малыми предприятиями ежегодного дохода. /2/

Малый бизнес - это базовая  составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной  формой производственно-экономических  отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной  самостоятельности и имущественной  ответственности, становится подлинным  хозяином. /2/

Малые и средние предприятия  различаются по форме собственности, организационно-правовой форме, отраслевой и территориальной принадлежности, по размерам, по характеру деятельности, по структуре деятельности и отношению  к происхождению капитала.

По форме собственности  предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными и  иными.

В зависимости от целей  деятельности выделяют коммерческие и  некоммерческие предприятия. Коммерческие предприятия осуществляют предпринимательскую  деятельность, и их основная цель - это  получение прибыли.

По отраслевой принадлежности выделяют промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные и другие предприятия.

По размерам предприятия  группируются на крупные, средние и  малые.

По характеру деятельности (стадиям жизненного цикла продукта) выделяют исследовательские, проектные, конструкторские, производственные, сбытовые и другие предприятия.

По структуре деятельности предприятия разделяют на специализированные, производящие ограниченную номенклатуру товаров и диверсифицированные, производящие широкую номенклатуру товаров и работающие на разных рынках.

По отношению к происхождению  капитала различают национальные, иностранные  и смешанные предприятия.

Главными особенностями  малого и среднего бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере  с целью получения прибыли, экономическая  свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке, гибкость. А так же ограниченность его масштабов  вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и  более высокой степени его  удовлетворенности трудом. Относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта  не позволяют фирме оказывать  сколько-нибудь серьезное влияние  на цены и общий отраслевой объем  реализации товара. В малом бизнесе присутствует персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, т.е. малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей. Малые предприятия в основном полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.). Также в малом бизнесе высока доля оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

За частую в малом бизнесе  можно встретить семейное ведение  дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность  последних во всю деятельность предприятия.

Функциями малого предприятия, прежде всего, являются экономические, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых - производителя  продукции и услуг, в-третьих - катализатора научно-технического прогресса, в четвертых - налогоплательщика, в пятых - агента рыночных отношений.

Не менее значимой функцией, на мой взгляд, является социальная. Так через малые формы предпринимательской  деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. В основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут  найти себе применение на крупных  предприятиях. Малые предприятия  являются главным местом производственного  обучения и своеобразным “полигоном”  для обкатки молодых кадров.

Информация о работе Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России