Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:39, контрольная работа
Описание работы
Цель работы: проанализировать в данной работе ситуацию, связанную с развитием предприятий в нашей стране. В список поставленных задач входит рассмотрение вопросов, связанных с тем положительным влиянием, которое оказывают предприятия на экономику государства, анализ положения предприятий в России, выявление трудностей и барьеров, встающих на пути развития бизнеса, а также возможные пути преодоления возникающих проблем.
Содержание работы
Введение. 3 Глава 1. История развития, понятие и сущность малого бизнеса: 1.1 История развития малого и среднего бизнеса в России. 4 1.2 Понятие и сущность малого бизнеса в России. 8 2. Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России 11 3. Специфика предприятий и их роль в современной экономике 18 Заключение 26 Список литературы 28
В последние годы широко
исследуются вопросы о наиболее
эффективных и формах и методах
государственной поддержки, не подрывающих
основ предпринимательства и
интересов частного собственника, и
одновременно способных оказывать
реальную помощь в становлении и
развитии малого предпринимательства
в России.
3 Специфика предприятий и
их роль в современной экономике.
Во всех развитых индустриальных
странах сфера бизнеса играет
важную роль в экономической системе
государства. На предприятия малого
бизнеса возложены вполне определенные
функции, которые не выполняются
или выполняются в недостаточной
степени другими хозяйствующими
субъектами. Небольшие фирмы играют
роль фундамента рыночной экономики, связывают
воедино все ее звенья. Эта функция
предприятий предотвращает явление
так называемой «лоскутной экономики»,
при которой изобилие одних товаров
имеет место наряду с дефицитом
других. Другая важнейшая функция
фирм - поддержание конкуренции, что
обеспечивается их многочисленностью,
гибкостью, большей свободой ценовой
политики. Предприятия ускоряют заполнение
товарного рынка требующимися потребителям
товарами и внедрение несложных
научно-технических достижений.
Поскольку любая экономическая
система не идеальна и на практике
приходится иметь дело с несовершенной
конкуренцией, крупные компании стремятся
монополизировать свою деятельность,
установить контроль над рынком. В
этих условиях существование небольших
предприятий ставится под угрозу.
Обоснованность деятельности бизнеса
и его выживаемость в условиях
рынка обуславливается следующим.
Крупным корпорациям часто бывает
невыгодно разорять малые предприятия,
так как они зачастую не представляют
прямой опасности для их функционирования.
Нередко поглощение мелкой фирмы
оказывается менее выгодным, чем
деловое сотрудничество или даже
помощь, так как малые предприятия
в ряде случаев являются поставщиками
более крупных организаций. Помимо
этого существует различие в сферах
деятельности мелких и крупных фирм.
Например, малые предприятия предпочтительнее
в сфере инновационных технологий,
освоения принципиально новых товаров
и услуг, то есть в случаях, когда
направление деятельности сопровождается
серьезным риском. Немногие крупные
корпорации готовы рисковать вложениями
в необкатанные товары или услуги.
Абсолютное господство имеют малые
предприятия в тех ситуациях,
в которых отсутствует необходимость
в массовом производстве. Разделение
труда между крупными и мелкими хозяйствующими
субъектами позволяет повысить совокупную
рентабельность производства и тех, и
других. Кооперирование бизнеса с крупным
создает для первого устойчивый рынок
сбыта, охраняет от неожиданной конкуренции,
позволяет специализировать деятельность
внутри фирмы. С другой стороны, большие
корпорации освобождают себя от ряда затратных
функций, так как получают необходимые
элементы от малых предприятий. Еще один
очень важный фактор - поддержка бизнеса
со стороны государства. Из-за полезности
и важности малых предприятий в экономической
системе страны, государство как правило
оказывает всестороннюю поддержку малому
бизнесу, стимулируя его развитие.
Для решения вышеупомянутых
производственно-технических задач
малый бизнес должен иметь ряд
преимуществ по сравнению с крупным
производством. К выделенным достоинствам
малых предприятий относятся:
·большая адаптивность,
гибкость и оперативность реагирования
на спрос рынка;
·мобильность при выполнении
работ, связанных с внедрением новой
техники, изобретений;
·более экономичное
использование ресурсов, в том
числе вторичных;
·снижение косвенных расходов,
связанных с содержанием управленческих
непроизводственных структур;
·повышенная скорость обращения
капитала.
Развитие сферы предпринимательства,
таким образом, способствует решению
многих социально-экономических проблем
- создание среднего класса, снижение безработицы,
формирование рациональной структуры
экономики, рост доходной части бюджетов
всех уровней и др. Чем больше
сектор гибких и подвижных малых
предприятий, и чем выше количество
занятых в малом бизнесе, тем
выше стабильность экономики.
Следует особо отметить,
что понятие предприятия не имеет
четкого объективного определения.
Деление хозяйственных структур
на мелкие и крупные можно осуществлять
по целому ряду признаков и поэтому
не существует единого универсального
определения для предприятия. Вопрос
об определении предприятия как решается
на уровне законодательной власти всех
стран, но общий принцип заключается в
выборе критерия оценки и установке ограничений
на выбранный признак. Выделяют количественный,
качественный и комбинированный подходы
к определению предприятий. В определениях
малых предприятий, основанных на количественном
подходе, чаще всего используют такие
легко доступные для анализа критерии,
как число занятых, объем продаж (оборот),
балансовая стоимость активов. Основное
достоинство количественных определений
- удобство их использования. Основными
недостатками количественных подходов
являются их абсолютность, отсутствие
теоретической базы, определяющей выбор
того или иного показателя и границ его
изменения, и трудность их использования
для сравнительного анализа. Качественные
варианты определений предусматривают
использование качественных критериев.
Часто используют дополнение качественного
определения некоторыми количественными
показателями. Делаются также попытки
определить размер ""малого,"среднего"
и "крупного" предприятий через рассмотрение
"эффектов" или последствий влияния
размера на характер деятельности фирмы.
К преимуществам качественного подхода
можно отнести достижение некоторой степени
его теоретического обоснования и учет
широкого спектра "интуитивно" присущих
разным предприятиям качественных критериев,
таких, как "система менеджмента",
"система контроля производительности",
"система мотивации производительности"
и т.д. Основными недостатками этого подхода
являются сложность практического его
применения, обусловленная, в частности,
трудностью доступа к внутрифирменной
информации, а также достаточно широкий
спектр самих критериев. Иллюстрацией
комбинированного подхода может служить
определение малой фирмы, предложенное
в 1971 г. в докладе Болтонского комитета
(Великобритания).Болтонский комитет предложил
так называемые "экономическое" и
"статистическое" определения малой
фирмы:
-фирма владеет относительно
небольшой долей рынка в рыночном
пространстве ее сферы деятельности;
-управление фирмой
осуществляется ее владельцем (или
соучредителями) лично, а не посредством
формализованной управленческой
структуры;
-фирма является независимой
(не представляет собой часть
крупного предприятия).
Статистическое определение
предполагалось использовать для выявления
вклада предприятий бизнеса в
валовой национальный продукт, в
решение проблемы занятости, экспортную
деятельность, развитие инноваций и
т.д., а также для анализа изменений
соответствующих показателей во
времени и обеспечения возможности
проведения сопоставлений на международном
уровне.
. 4 Основные направления государственной
поддержки развития малого бизнеса в Российской
Федерации
Механизм формирования
и осуществления поддержки малого
бизнеса может сложится только под
влиянием тех задач, которое поставит
перед собой государство.
Опыт развитых стран
показывает, что для вовлечения предпринимательского
потенциала в развитие экономики
требуется содействие государства
в создании необходимых предпосылок
для нормального функционирования
малого и среднего бизнеса, в устранении
возникающих проблем и отклонений
от намеченных целей.
К сожалению, в России система
развития и поддержки малого предпринимательства
осуществляется в условиях заметного
ослабления государственного воздействия
на данные процессы. Деятельность многочисленных
государственных и полугосударственных
структур поддержки малого предпринимательства
сводится в ряде случаев к самообеспечению,
фиксированию проблем и препятствий,
возникающих перед предпринимателями,
а реальная помощь носит единичный
характер. /4/
Однако отметим, ряд
функций государства, благодаря
которым должна осуществляться государственная
поддержка малого предпринимательства.
Во-первых, государство выступает
как властная структура, устанавливающая
рамочные условия функционирования
субъектов рынка, т.е. разработка и
контроль за соблюдением нормативно-правовых
актов. Во-вторых, государство является
собственником имущества, что служит основанием
для распоряжения и непосредственного
управления государственным имуществом.
И в-третьих, государство является своеобразным
инструментом экономического регулирования
и стимулирования рыночных процессов.
Таким образом, исходя из этих функций,
в ряде документов есть отражение государственной
поддержки малого и среднего бизнеса по
следующим направлениям:
- создание институциональных
основ;
- управленческая научно-методическая
поддержка;
- правовое обеспечение
и защита предпринимательства,
отраженные в законодательствах
о предприятиях, антимонопольном,
налоговом, внешнеторговом, отраслевом
законодательствах, хозяйственном,
коммерческом кодексах, в системе
специальных законов о статусе
и льготах для мелких и средних
предприятий, инновационных предприятий;
- финансово-кредитная
поддержка;
- налоговая политика;
- антимонопольная политика.
Рассмотрим лишь некоторые
формы государственной поддержки
на развитие малого и среднего бизнеса.
Динамичное развитие малого
предпринимательства и его эффективное
участие в решении социально-экономических
проблем на федеральном, региональном
и муниципальном уровнях во многом
зависят от наличия необходимых
институциональных основ. /4/
К началу XXI века в регионах
России создано 80 региональных фондов
поддержки малого и среднего предпринимательства,
54 региональных бизнес-инкубатора, 46 центров,
созданных межрегиональным маркетинговым
центром «Москва», 36 бизнес-центров,
98 учебно-деловых центров. Полнота
и комплексность институтов и
инфраструктурной поддержки различаются
по регионам России. Практически инфраструктура
создает каналы, по которым государственная
поддержка доводится до ее получателя.
Одновременно через элементы инфраструктуры
реализуются отдельные рыночные услуги.
Кроме того, через объекты инфраструктуры
налаживаются деловые контакты и кооперация,
что способствует самоорганизации малого
предпринимательства./4/
Под управленческой научно-методической
поддержкой подразумевается консультирование,
обучение, информационное обслуживание,
проводимое органами правительства, а
также через различные программы
на местах. Сюда же относятся финансирование
и участие в работе учебных
и консультационных центров и
других организаций, оказывающих непосредственную
поддержку предпринимателям. Проведение
разработки учебных пособий, курса
лекций для начинающих предпринимателей.
А так же создание благоприятных
условий и помощь в разработке
и передаче инновационных технологий.
Одну из прогрессивных
и действенных форм поддержки
малого бизнеса представляет бизнес-инкубирование.
Главное назначение бизнес-инкубатора
в том, чтобы создать наиболее
благоприятные условия для «выращивания»
малых предприятий путем предоставления
различных видов услуг (консалтинговых,
арендных обучения, кредитования) на льготных
условиях. Эффективность бизнес-инкубатора
обеспечивается за счет комплексного
сопровождения малых предприятий
на всем протяжении реализации их проектов:
от обучения и составления бизнес-планов
до выпуска готовой продукции.
Важным инструментом государственной
поддержки малым предприятиям в
большинстве промышленно развитых
стран является система государственных
заказов. Данная форма отношений
позволяет обеспечить малому бизнесу
гарантированный рынок сбыта, ускорить
процесс накопления капитала, расширить
производственные мощности, укрепить
конкурентоспособность, модернизировать
оборудование и многое другое.
Финансово-кредитная поддержка
малому бизнесу осуществляется путем
реализации государственных целевых
программ, предоставление льготных и
безвозмездных субсидий прежде всего
на цели научно-технического развития.
В предоставлении гарантий по займам
предприятий малого бизнеса у
частных банковских структур для
переоснащения производства, его расширения.
Участие в деятельности и формировании
ресурсов различных кредитно-финансовых
и инвестиционных организаций. Повышение
кредитоспособных мелких предприятий
с помощью системы кредитования. Формирование
системы банковских услуг, ориентированных
на малых предпринимателей.
Государственная поддержка
малому и среднему бизнесу в налоговой
политике проявляется через льготную
систему налогообложения и систему
ускоренной амортизации основных средств.
Антимонопольная политика
включает в себя, во-первых, меры по
обеспечению справедливых равноправных
условий подрядных отношений
и сделок по государственным займам,
а также между крупными и небольшими
предприятиями; во-вторых меры по предупреждению
задержек платежей со стороны крупных
фирм небольшим подрядным предприятиям;
в-третьих меры по предотвращению банкротств
мелких компаний, а также гибкую
таможенную политику.
К сожалению, в России сложилась
парадоксальная ситуация, когда происходит
постоянный рост количества разнообразных
структур поддержки малого и среднего
бизнеса, формируются все новые
общественные движения - союзы, ассоциации,
объединения, а бюджетная поддержка
малого предпринимательства постоянно
сокращается. Опыт развития малого предпринимательства
показал, что недостаточная эффективность
различных форм государственной
поддержки в России во многом вызвана
слабой подготовленностью данного
сектора экономики к ее восприятию.
В перспективе государство, в
принципе как любой кредитор, должно
четко представлять и уменьшать
свои риски, для чего следует упорядочить,
координировать, контролировать финансовые
средства, направляемые на малый бизнес
через различные структуры.