Спрос, предложение и рыночное равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить спрос и предложение, а также рыночное равновесие.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи:
• освоить теоретические основы спроса;
• рассмотреть факторы изменения спроса;
• раскрыть теоретические основы предложения;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Спрос. Зависимость величины спроса от цены. Причины обратной зависимости величины спроса от цены. Изменение спроса. Неценовые факторы спроса……………………………………………………………………...………….5
2. Предложение. Зависимость величины предложения от цены. Предложение и издержки. Изменение предложения. Неценовые факторы предложения………………………………………………………………….……..10
3. Цена равновесия. Отраслевое рыночное равновесие. Последствия отклонения цены от равновесного уровня. Дефицит и избыток товара. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя. Использование закона спроса и предложения для анализа экономических процессов….……..16
Заключение………………………………………………………………………….21
Список использованных источников………………………………….…………..23

Файлы: 1 файл

курсовая работа!!!!!.docx

— 296.64 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Спрос.  Зависимость величины спроса  от цены. Причины обратной зависимости  величины спроса от цены. Изменение  спроса. Неценовые факторы спроса……………………………………………………………………...………….5

2. Предложение.  Зависимость величины предложения  от цены. Предложение и издержки. Изменение предложения. Неценовые  факторы предложения………………………………………………………………….……..10

3. Цена равновесия. Отраслевое рыночное равновесие. Последствия отклонения цены  от  равновесного уровня.  Дефицит  и избыток товара. Выигрыш от  обмена: излишки потребителя и  производителя. Использование закона  спроса и предложения для анализа  экономических процессов….……..16

Заключение………………………………………………………………………….21

Список использованных источников………………………………….…………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Рыночная  экономика – это бесконечное  взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории  экономической науки. И хотя с  той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое  знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через  эту модель быть описаны все экономические  процессы.

Изучение  спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы  в условиях конкуренции. Обладание  как можно более полной информацией  о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять  производство и успешно конкурировать  на рынке.

Для фирмы  при планировании объема и  структуры  производства чрезвычайно  важно  знать, от чего зависит спрос  на ее продукцию. Величина спроса зависит  от цены товара, доходов потенциальных  потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло  и маргарин, отдельные сорта мяса и т. п.). На спрос влияют и другие факторы.

С повышением цен на продукцию фирмы можно  ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих  продукты-заменители и продающих  их по более низким ценам, также может  привести к снижению спроса на изделия  фирмы. В то же время с ростом доходов  населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта  предлагаемой продукции.

Поэтому для фирмы важно определить, какое  в количественном отношении воздействие  на величину спроса может оказать  изменение цены продукции, доходов  потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.

Актуальность  этой темы выражается в понимании  ограниченности и односторонности  тех точек зрения, которые связывают  изменения рыночных цен только со спросом и предложением, в то же время, предопределяя своего рода «правила поведения» продавцов (производителей) и покупателей (потребителей) благ.

Цель  работы – изучить спрос и предложение, а также рыночное равновесие.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи:

  • освоить теоретические основы спроса;
  • рассмотреть факторы изменения спроса;
  • раскрыть теоретические основы предложения;
  • ознакомиться с понятием равновесия спроса и предложения;

Объект исследования - экономические категории спроса и предложения.

Предмет исследования - факторы и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения.

Данная  работа состоит из 3 глав, введения, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СПРОС. ЗАВИСИМОСТЬ ВЕЛИЧИНЫ СПРОСА ОТ ЦЕНЫ. ПРИЧИНЫ ОБРАТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ВЕЛИЧИНЫ СПРОСА ОТ ЦЕНЫ. ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА. НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА

 

 

 

Любой рынок представляет сферу  взаимодействия спроса и предложения. Совокупность покупателей на рынке  формирует спрос на товары, способные  удовлетворить потребительские  потребности. Следовательно, основой  формирования спроса являются постоянно  возрастающие потребности, для удовлетворения которых требуются самые разнообразные  товары и услуги. Но для удовлетворения потребностей одного желания потребить  тот или иной товар мало. За товары необходимо платить. Способность людей  покупать на рынке материальные блага  и услуги называется платежеспособным спросом. Спрос — платежеспособная потребность человека, т. е. потребность, подкрепленная деньгами; спрос показывает, какие количества данного товара желает и способен приобрести покупатель по каждой возможной цене в каждый данный момент времени.

Экономисты моделируют спрос, т. е. представляют его в виде модели. Спрос рассматривается как функция  множества переменных, главная из которых — рыночная цена товара. Общеизвестно, что количество купленных  товаров зависит от их цены. Чем  выше цена товара, тем меньшее его  количество люди хотят купить, и  наоборот, чем ниже цена, тем больше объем спроса на него. Подобную зависимость  экономисты называют законом спроса. Закон спроса — при прочих равных условиях, чем ниже цена, тем больше величина спроса, и наоборот, чем выше цена, тем величина спроса меньше. Таким образом, между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость.

Связь между ценой и объемом  спроса на любой товар можно проиллюстрировать  с помощью кривой спроса. Кривая спроса — графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар.

Кривая спроса (D) является нисходящей, убывающей. Подобное «поведение» кривой отражает действие закона спроса, поскольку график показывает обратную зависимость между ценой товара X (Рх) и величиной спроса на данный товар (Qх). На рисунке 1.1 падение цены с Р1 до Р2 ведет к росту объема спроса с Q1 до Q2.

 

 

 

Рисунок 1.1 – Кривая спроса

 

 

До сих пор мы рассматривали  проблему с позиции одного единственного  потребителя. Однако в реальной действительности спрос на любой гипотетический товар X предъявляют не один, а несколько  потребителей. В связи с этим возникает  необходимость определения двух новых понятий — «индивидуальный спрос» и «спрос рыночный».

Индивидуальный спрос — спрос, предъявляемый отдельным покупателем (именно этот спрос мы рассматривали  выше).

Рыночный спрос — совокупность индивидуальных спросов. Чтобы получить величину рыночного спроса, необходимо просуммировать опросы индивидуальные.

Переход от индивидуального спроса к рыночному спросу осуществляется посредством суммирования величин  спроса, предъявляемого каждым отдельным  потребителем при каждой возможной  цене. А графически рыночный спрос  определяется путем горизонтального  суммирования графиков индивидуального  спроса.

 

 

Рисунок 1.2 – Индивидуальный и рыночный спрос

Рассматривая категорию «спрос», мы акцентировали внимание на влиянии  изменения цены товара на величину спроса. При этом предполагалось, что  меняется только цена товара, все же остальные факторы, которые могут  оказывать влияние на спрос (вкусы  потребителей, доходы домохозяйств, цены на другие товары и т. п.), остаются неизменными. Но каждый из этих факторов сказывается  на спросе на товар X, и под воздействием этих факторов спрос может меняться. В частности, при неизменной рыночной цене товара потребители могут предъявлять  спрос на большее или меньшее  его количество.

В том случае, когда под влиянием изменения какого-то фактора величины спроса меняются при каждой данной цене, происходит смещение всей кривой спроса вправо или влево параллельно самой себе; говорят, что произошло изменение спроса — спрос возрос или сократился.

Если кривая D0 смещается вправо, спрос увеличивается. Если кривая D0 сместится влево, то спрос уменьшится. Неценовые факторы спроса иначе называются неценовыми детерминантами спроса [1].

 

 

 

Рисунок 1.3 – Изменение спроса под действием  неценовых факторов

 

 

 

Для изменения эластичности необходимости  определить, насколько изменяется спрос  при изменении цены. Мы можем более  точно определить различные виды эластичности:

  • когда 1-процентное изменение цены приводит к более чем 1-процентному изменению величины спроса, то это случай эластичного по цене спроса. Например, если рост цены на 1 процент вызывает снижение величины спроса на 5 процентов, то это говорит о высокой эластичности спроса по цене.
  • когда 1-процентое изменение цены сопровождается менее чем 1-процентным изменением величины спроса, то это случай неэластичного по цене спроса. Подобная ситуация возникает, когда рост цены на 1 процент приводит к снижению спроса только на 0,2 процента.
  • важным отдельным видом является единичная эластичность спроса, возникающая в случае, когда процентному изменению цены соответствует точно такое же процентное изменение величины спроса. В этой ситуации, 1-процентное увеличение цены сопровождается 1-процентным снижением величины спроса. Как мы позднее увидим, это условие подразумевает то, что общие расходы на данный товар остаются неизменными даже тогда, когда цена изменяется [2, с.100-101].

Наиболее существенное воздействие  на поведение покупателей, а, следовательно, и на сдвиг кривой спроса оказывают следующие детерминанты.

  1. Вкусы или предпочтения потребителей. Изменение потреби-тельских вкусов может быть вызвано рекламой, изменением моды, появлением новых продуктов в связи с новыми технологиями и т.д. Например, появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на долгоиграющие пластинки.
  2. Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей (при прочих равных условиях) обусловливает повышение спроса и сдвиг кривой спроса вправо. Напротив, уменьшение числа покупателей сокращает спрос и сдвигает кривую спроса влево.
  3. Рост или снижение доходов населения. Повышение денежных доходов  приводит к тому, что спрос на большинство товаров повышается (на видеотехнику, модную одежду, автомобили, спиртные напитки, мясо, сливочное масло, фрукты и т.д.). И наоборот, при снижении доходов спрос на такие товары падает. 

Товары, спрос на которые растет при увеличении доходов потребителей и падает при их уменьшении, называются товарами «высшей категории» или  «нормальными» товарами. Они могут  относиться как к предметам первой необходимости, так и к предметам  роскоши.

Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении  с доходами (с ростом доходов спрос  на них понижается, и наоборот), называются товарами «низшей категории» или  «недоброкачественными» товарами (например, хлеб, картофель, макароны, маргарин, капуста, немодная и дешевая одежда, обувь  и т.д.).

Увеличение доходов позволяет  потребителям покупать продовольствие с большим содержанием белка (как, например, молочные продукты и мясо) и более качественную одежду, обувь, мебель и т.д., и наоборот.

  1. Динамика цен на товары-заменители и сопутствующие товары (еще они называются сопряженными товарами). Взаимозаменяемые товары – это такие пары товаров, для которых рост цен на один товар приводит к росту на другой товар. Например, автомобиль и бензин, автомобиль и моторное масло, стол и стул, ручка и бумага, лыжи и лыжный костюм и т.д. Спрос на такие товары предъявляется одновременно. Эти товары называются еще комплементарными.
  2. Ожидания потребителей. Потребительские ожидания относительно возможного повышения цен или увеличения доходов могут побудить потребителей к увеличению покупок (чтобы «упредить» предстоящее повышение цен)  и уменьшению ограничений на текущие расходы. И наоборот, ожидание падения цен или снижение доходов может привести к сокращению текущего спроса на товары [3, с.187-188]. 

Итак, на спрос оказывают воздействие как цена, так и неценовые факторы. В этой связи не следует путать изменения в спросе, происходящие под действием ценовых и неценовых факторов. При изменении в спросе происходит сдвиг кривой спроса, поскольку в этом случае при каждой цене предъявляют спрос на иное (большее или меньшее) количество товара. Перемены в спросе могут произойти только в случае изменения неценовых детерминант спроса. Когда же все неценовые факторы постоянны и не изменяются, а цена товара или увеличивается, или уменьшается, то мы от одного соотношения «цена—количество спрашиваемой продукции» при прочих равных условиях по закону спроса переходим к другому, новому соотношению «цена—количество спрашиваемой продукции». Соответственно, при снижении цены с Р1 до Р2 происходит смещение из точки А в точку В одной и той же кривой спроса. В подобных случаях вследствие действия закона спроса происходит лишь изменение величины (объема) спроса, перемещение вдоль кривой спроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЗАВИСИМОСТЬ ВЕЛИЧИНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТ ЦЕНЫ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ИЗДЕРЖКИ. ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Информация о работе Спрос, предложение и рыночное равновесие