Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 22:18, курсовая работа
Цель работы – изучить спрос и предложение, а также рыночное равновесие.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи:
• освоить теоретические основы спроса;
• рассмотреть факторы изменения спроса;
• раскрыть теоретические основы предложения;
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Спрос. Зависимость величины спроса от цены. Причины обратной зависимости величины спроса от цены. Изменение спроса. Неценовые факторы спроса……………………………………………………………………...………….5
2. Предложение. Зависимость величины предложения от цены. Предложение и издержки. Изменение предложения. Неценовые факторы предложения………………………………………………………………….……..10
3. Цена равновесия. Отраслевое рыночное равновесие. Последствия отклонения цены от равновесного уровня. Дефицит и избыток товара. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя. Использование закона спроса и предложения для анализа экономических процессов….……..16
Заключение………………………………………………………………………….21
Список использованных источников………………………………….…………..23
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Спрос.
Зависимость величины спроса
от цены. Причины обратной зависимости
величины спроса от цены. Изменение
спроса. Неценовые факторы спроса………………
2. Предложение.
Зависимость величины
3. Цена равновесия.
Отраслевое рыночное
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников………………………………….…………..
ВВЕДЕНИЕ
Рыночная экономика – это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель быть описаны все экономические процессы.
Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.
Для фирмы при планировании объема и структуры производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Величина спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т. п.). На спрос влияют и другие факторы.
С повышением
цен на продукцию фирмы можно
ожидать, при прочих равных условиях,
снижения спроса на нее, при этом активная
деятельность конкурентов, выпускающих
продукты-заменители и продающих
их по более низким ценам, также может
привести к снижению спроса на изделия
фирмы. В то же время с ростом доходов
населения фирма может
Поэтому для фирмы важно определить, какое в количественном отношении воздействие на величину спроса может оказать изменение цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.
Актуальность этой темы выражается в понимании ограниченности и односторонности тех точек зрения, которые связывают изменения рыночных цен только со спросом и предложением, в то же время, предопределяя своего рода «правила поведения» продавцов (производителей) и покупателей (потребителей) благ.
Цель работы – изучить спрос и предложение, а также рыночное равновесие.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи:
Объект исследования - экономические категории спроса и предложения.
Предмет исследования - факторы и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения.
Данная работа состоит из 3 глав, введения, заключения и списка использованных источников.
Любой рынок представляет сферу
взаимодействия спроса и предложения.
Совокупность покупателей на рынке
формирует спрос на товары, способные
удовлетворить потребительские
потребности. Следовательно, основой
формирования спроса являются постоянно
возрастающие потребности, для удовлетворения
которых требуются самые
Экономисты моделируют спрос, т. е.
представляют его в виде модели.
Спрос рассматривается как
Связь между ценой и объемом
спроса на любой товар можно
Кривая спроса (D) является нисходящей, убывающей. Подобное «поведение» кривой отражает действие закона спроса, поскольку график показывает обратную зависимость между ценой товара X (Рх) и величиной спроса на данный товар (Qх). На рисунке 1.1 падение цены с Р1 до Р2 ведет к росту объема спроса с Q1 до Q2.
Рисунок 1.1 – Кривая спроса
До сих пор мы рассматривали
проблему с позиции одного единственного
потребителя. Однако в реальной действительности
спрос на любой гипотетический товар
X предъявляют не один, а несколько
потребителей. В связи с этим возникает
необходимость определения двух
новых понятий — «
Индивидуальный спрос — спрос,
предъявляемый отдельным
Рыночный спрос — совокупность индивидуальных спросов. Чтобы получить величину рыночного спроса, необходимо просуммировать опросы индивидуальные.
Переход от индивидуального спроса к рыночному спросу осуществляется посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым отдельным потребителем при каждой возможной цене. А графически рыночный спрос определяется путем горизонтального суммирования графиков индивидуального спроса.
Рисунок 1.2 – Индивидуальный и рыночный спрос
Рассматривая категорию «спрос»
В том случае, когда под влиянием изменения какого-то фактора величины спроса меняются при каждой данной цене, происходит смещение всей кривой спроса вправо или влево параллельно самой себе; говорят, что произошло изменение спроса — спрос возрос или сократился.
Если кривая D0 смещается вправо, спрос увеличивается. Если кривая D0 сместится влево, то спрос уменьшится. Неценовые факторы спроса иначе называются неценовыми детерминантами спроса [1].
Рисунок 1.3 – Изменение спроса под действием неценовых факторов
Для изменения эластичности необходимости определить, насколько изменяется спрос при изменении цены. Мы можем более точно определить различные виды эластичности:
Наиболее существенное воздействие на поведение покупателей, а, следовательно, и на сдвиг кривой спроса оказывают следующие детерминанты.
Товары, спрос на которые растет при увеличении доходов потребителей и падает при их уменьшении, называются товарами «высшей категории» или «нормальными» товарами. Они могут относиться как к предметам первой необходимости, так и к предметам роскоши.
Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении с доходами (с ростом доходов спрос на них понижается, и наоборот), называются товарами «низшей категории» или «недоброкачественными» товарами (например, хлеб, картофель, макароны, маргарин, капуста, немодная и дешевая одежда, обувь и т.д.).
Увеличение доходов позволяет потребителям покупать продовольствие с большим содержанием белка (как, например, молочные продукты и мясо) и более качественную одежду, обувь, мебель и т.д., и наоборот.
Итак, на спрос оказывают воздействие как цена, так и неценовые факторы. В этой связи не следует путать изменения в спросе, происходящие под действием ценовых и неценовых факторов. При изменении в спросе происходит сдвиг кривой спроса, поскольку в этом случае при каждой цене предъявляют спрос на иное (большее или меньшее) количество товара. Перемены в спросе могут произойти только в случае изменения неценовых детерминант спроса. Когда же все неценовые факторы постоянны и не изменяются, а цена товара или увеличивается, или уменьшается, то мы от одного соотношения «цена—количество спрашиваемой продукции» при прочих равных условиях по закону спроса переходим к другому, новому соотношению «цена—количество спрашиваемой продукции». Соответственно, при снижении цены с Р1 до Р2 происходит смещение из точки А в точку В одной и той же кривой спроса. В подобных случаях вследствие действия закона спроса происходит лишь изменение величины (объема) спроса, перемещение вдоль кривой спроса.
Информация о работе Спрос, предложение и рыночное равновесие