Спрос, предложение и рыночное равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить спрос и предложение, а также рыночное равновесие.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи:
• освоить теоретические основы спроса;
• рассмотреть факторы изменения спроса;
• раскрыть теоретические основы предложения;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Спрос. Зависимость величины спроса от цены. Причины обратной зависимости величины спроса от цены. Изменение спроса. Неценовые факторы спроса……………………………………………………………………...………….5
2. Предложение. Зависимость величины предложения от цены. Предложение и издержки. Изменение предложения. Неценовые факторы предложения………………………………………………………………….……..10
3. Цена равновесия. Отраслевое рыночное равновесие. Последствия отклонения цены от равновесного уровня. Дефицит и избыток товара. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя. Использование закона спроса и предложения для анализа экономических процессов….……..16
Заключение………………………………………………………………………….21
Список использованных источников………………………………….…………..23

Файлы: 1 файл

курсовая работа!!!!!.docx

— 296.64 Кб (Скачать файл)

 

 

Товаропроизводители исходят из потребностей людей и производят товары и услуги, продаваемые на рынке. Следовательно, совокупность товаропроизводителей обеспечивает людям удовлетворение их платежеспособного спроса, т. е. формирует предложение.

Предложение — желание и способность  производителей (продавцов) предоставлять  товары для продажи на рынке по каждой возможной цене в каждый данный момент времени. Способность предоставлять  товары связана с использованием ограниченных ресурсов, поэтому эта  способность не столь велика, чтобы  удовлетворить все потребности  всех людей, ведь совокупные потребности, как известно, безграничны.

Объем предложения зависит от объема производства, но две эти величины не всегда совпадают. Величина предложения  не тождественна объему произведенной  продукции, поскольку обычно часть  произведенной продукции потребляется в рамках предприятия (внутреннее потребление) и на рынок не предоставляется. С  другой стороны, существуют различные  потери при транспортировке и  хранении товаров (например, естественная убыль).

На количество товара, которое фирма  желает произвести, оказывают воздействие  многие факторы, основные из которых  следующие: цена самого товара; цена ресурсов, используемых в производстве данного  блага; уровень технологий; цели фирмы; величины налогов и субсидий; ожидания производителей. Таким образом, предложение  — функция многих переменных, но нас, прежде всего, интересует характер зависимости между величиной  предложения и ценой товара при  неизменности остальных факторов, способных  оказать воздействие на предложение.

Между ценой и количеством предлагаемого  товара существует положительная (прямая) зависимость: при прочих равных условиях с повышением цены возрастает и величина предложения, и наоборот, снижение цены сопровождается при прочих равных условиях сокращением объема предложения. Эта  специфическая связь называется законом предложения.

Действие закона предложения можно  проиллюстрировать при помощи графика  предложения.

 

 

Рисунок 2.1 – Кривая предложения

 

Кривая  предложения — графическое выражение  зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое производители хотят предложить на рынке [4].

Положительный наклон кривой предложения может  быть объяснён при помощи понятий  границы производственных возможностей и альтернативной стоимости. Допустим, что некая экономическая система производит только два товара – помидоры и цыплят. Фермеры могут выбирать в каком производстве им специализироваться, но одни из них обладают сравнительным преимуществом в производстве помидоров, а другие- в выращивании цыплят [5, с.39].

Так же, как и в случае со спросом, различают  индивидуальное и рыночное предложение.

Индивидуальное  предложение — предложение отдельного производителя.

Рыночное  предложение— совокупность индивидуальных предложений данного товара. Рыночное предложение находится чисто арифметически, как сумма предложений данного товара разными производителями по каждой возможной цене. График рыночного предложения определяется путем горизонтального суммирования графиков индивидуального предложения.

Кривая  предложения строится исходя из предположения, что все факторы, кроме рыночной цены, остаются неизменными. Выше уже  было указанно, что кроме цены на объем предложения влияют многие другие факторы. Они получили название неценовых. Под воздействием изменения какого-то из них величины предложения меняются при каждой цене. В этом случае говорят, что происходит изменение предложения. Это проявляется в смешении кривой предложения вправо или влево.

Когда предложение расширяется, то кривая S0 смещается вправо и занимает положение S1, в случае сужения предложения кривая предложения сместится влево до положения S2 [4].

 

 

 

 

Рисунок 2.2 – Кривая предложения и неценовые  факторы предложения

 

 

Технология производства имеет связь с предложением через ресурсное обеспечение, но значимость этого фактора настолько существенна, что ее вполне обоснованно выделяют в самостоятельное звено. При заданных ценах на ресурсы именно технология производства обеспечивает снижение издержек, а следовательно, повышает предложение товаров.

Налоги и дотации связаны с предложением также через издержки производства, но зависимость здесь обратная. Конечно, налоги и дотации непосредственно элементом издержек не являются, но отчисление от доходов налогом сопровождается сокращением возможных инвестиций, что с точки зрения предложения равнозначно увеличению издержек производства. Однако, когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки предложение товаров.

Ценообразование на другие товары связано с предложением таким образом, что увеличение цен на одни товары может вызывать предложение других товаров. В деятельности фирм это происходит повседневно. Фирмы обычно производят несколько изделий, часто даже разно профильных, с тем, чтобы удерживать на определенном стабильном уровне доходность производства. Если цены на какие-либо товары, производимые фирмой, снижаются, фирма тут же переориентирует свое производство, увеличив предложение той продукции, на которую держатся высокие цены. Или, например, фирма подняла цены на продукцию, тогда ее конкурент обязательно использует ситуацию, увеличит производство и предложение своих товаров, как более дешевых.

Ожидание  на рынке связано с предложением, но весьма сложно спрогнозировать в  данном случае действие всех производителей на конкретный момент времени. Так, ожидаемое  повышение цен на зерно и изделия  из него вынудят фермеров задержать  поставку своих товаров на рынок  и сократить предложение. И, наоборот, ожидаемое повышение цен во многих отраслях обрабатывающей промышленности способно побудить фирмы активизировать производство и увеличить предложение.

Число продавцов  воздействует на предложение товаров  таким образом, что при данном объёме производства, предложение товаров возрастает вместе с ростом числа фирм, производящих продукцию [6, с.150-152].

Так же, как и в случае воздействия  на спрос ценовых и неценовых  факторов, разделяют изменение предложения  и изменение величины предложения:

  • изменение неценовых факторов приводит к смещению самого графика предложения вправо или влево, поскольку в этом случае производители при каждой цене предлагают рынку иное (большее или меньшее) количество данного товара. Подобные перемены в предложении могут произойти только в случае изменений неценовых детерминант предложения. Здесь мы говорим об изменении предложения;
  • всякий раз, когда в результате каких-то перемен в рыночной ситуации меняется величина предложения, а все факторы, влияющие на него, кроме цены товара X, остаются неизменными, кривая предложения на товар остается на прежнем месте, происходит перемещение вдоль кривой предложения. В подобных случаях при прочих равных условиях изменяется количество товара X, предлагаемое производителями к продаже [4].

Издержки  на создание предлагаемого блага  могут меняться под воздействием:

  • изменений в технологии. Сегодня каждый знаком с тем, насколько компьютеры и компьютерные сети сокращают время расчетов. Поэтому затраты времени на проведение бухучета с использованием компьютера многократно ниже той же операции без него;
  • изменений в ценах используемых ресурсов. Издержки на создание блага растут (снижаются), если растут (снижаются) зарплаты работников, цены на сырье и оборудование, процентные и арендные ставки. Например, в России рост железнодорожных тарифов на 10% вызывает рост цен в промышленности приблизительно на 3%, примерно такое же влияние на цены оказывает и изменение энергетических тарифов;
  • изменений в организации производства. Новые прогрессивные методы управления предприятием и персоналом могут значительно снизить издержки на единицу выпуска даже при неизменной технологии, ценах и количестве используемых ресурсов;
  • изменений в политике государства. Так, повышение налогов, расширение лицензирования ведут к росту издержек предприятий, и наоборот, снижение налогов, сокращение лицензирования уменьшают их издержки;
  • наличие внутренних ресурсов. При увеличении наличных ресурсов кривая производственных возможностей общества смещается вправо, что влечет за собой смещение кривой совокупного предложения тоже вправо. Увеличение предложения внутренних ресурсов снижает цены на них, и в результате уменьшаются издержки на единицу продукции. Следовательно, при любом уровне цен все фирмы будут производить и выбрасывать на рынок больший реальный объем национального продукта, чем раньше. И наоборот, уменьшение предложения ресурсов приведет к увеличению цен на них и смещению кривой совокупного предложения влево;
  • земля. Земельные ресурсы могут увеличиться, например, благодаря открытиям полезных ископаемых, орошению, новым техническим усовершенствованиям, которые позволяют нам превратить то, что раньше было «не ресурсом», в ценные факторы производства. Увеличение предложения земельных ресурсов приводит к уменьшению затрат на землю и тем самым к снижению издержек на единицу продукции и, как следствие, к увеличению совокупного предложения. И наоборот, увеличение затрат на землю приведет к увеличению издержек на единицу продукции и снижению совокупного предложения;
  • трудовые ресурсы. Около 70% затрат предприятий идет на заработную плату рабочим и служащим. Следовательно, при прочих равных условиях, изменения в заработной плате оказывают существенное влияние на издержки на единицу продукции и на характер кривой совокупного предложения. Увеличение имеющихся в распоряжении трудовых ресурсов приводит к уменьшению цены на рабочую силу, а их уменьшение - к увеличению этой цены;
  • капитал. Совокупное предложение имеет тенденцию к повышению, когда общество наращивает запасы капитала. Это произошло бы, например, если бы общество решило сэкономить большую часть своего дохода и направить свои сбережения на покупку инвестиционных товаров. Точно таким же образом при улучшении качества капитала издержки производства уменьшаются, а совокупное предложение увеличивается. Например, фирмы в течение нескольких лет заменили оборудование плохого качества новым, более совершенным оборудованием. И наоборот совокупное предложение сократится, если уменьшится количество и ухудшится качество капитала страны;
  • предпринимательские способности. Количество предприимчивых людей в экономике с течением времени изменяются, и поэтому кривая совокупного предложения смещается. Вполне возможно, что особое внимание, уделяемое средствами массовой информации в последнее время тем, кто нажил состояние благодаря своей предприимчивости, увеличит количество людей, стремящихся к предпринимательской деятельности, и это сместит кривую совокупного предложения вправо [7].   

Таким образом,  предложение, как  и спрос, есть особая, самостоятельная  сфера рыночной экономики. Она имеет  свою экономическую логику поведение  ее участников.

Аналогично закону спроса, в рыночной экономике действует и закон  предложения. Его сущность состоит  в том, что величина предложения  находится в прямой зависимости  от направления изменения уровня цен. Повышение цены стимулирует  рост величины предложения, а снижение цены, наоборот, ведет к ее уменьшению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ. ОТРАСЛЕВОЕ РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ. ПОСЛЕДСТВИЯ ОТКЛОНЕНИЯ ЦЕНЫ ОТ РАВНОВЕСНОГО УРОВНЯ. ДЕФИЦИТ И ИЗБЫТОК ТОВАРА. ВЫИГРЫШ ОТ ОБМЕНА: ИЗЛИШКИ ПОТРЕБИТЕЛЯ И ПРОИЗВОДИТЕЛЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАКОНА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

 

 

До сих  пор мы рассматривали спрос на товар и его предложение отдельно. Подобный подход не позволяет ответить на принципиально важный вопрос: каким же образом на совершенно конкурентном рынке устанавливается такая цена, которая удовлетворяла бы как покупателей, так и продавцов данного товара? На рынке реальная цена товара, по которой будут осуществляться рыночные сделки, определяется в результате взаимодействия спроса и предложения данного блага.

Если  цена оказывается зафиксированной  на низком уровне, то покупатели не в  состоянии найти то количество товара, которое хотели бы купить. Подобная ситуация в условиях рынка не может  сохраняться длительное время. Действительно, фирмы будут  видеть, что домохозяйства  предъявляют спрос на большее  количество товара. Это будет побуждать  производителей нанимать дополнительные производственные ресурсы и расширять  производство, поскольку каждая проданная  дополнительно единица товара сулит  им прибыль. При этом нужно помнить, что расширение производства в краткосрочном  рыночном периоде сопряжено с  увеличением затрат на единицу продукции, вследствие чего цена на товар будет  подниматься. Таким образом, излишек  спроса и нехватка товара будут стимулировать  расширение производства. Избыточный спрос, порождающий дефицит товара на рынке, оказывает на цены давление «снизу», «подталкивает» их вверх. В условиях рыночного равновесия у фирм исчезнут побудительные мотивы увеличивать выпуск товара. Действительно, дальнейшее повышение объемов производства сопровождается ростом цен на товар и сокращением в этой связи количества товара, на которое предъявляется спрос. В результате на рынке появится избыток товара.

Избыточное  предложение — превышение объема предложения над объемом спроса. Нераспроданная продукция пойдет на склад и, в конечном итоге, может  обернуться потерями для производителей. Поэтому и такая ситуация не может  сохраняться длительное время. Избыточное предложение, порождающее избыток товара на рынке, оказывает на цены давление «сверху», заставляя их понижаться. В этой ситуации производители начнут сокращать выпуск товара, пока на рынке не установится равновесная цена. Только при такой цене две противоположные силы — давление на цены снизу и давление на цены сверху — уравновешиваются. Эта цена носит название равновесной цены – цены, при которой количество товара, на которое предъявляется спрос, равняется количеству товара, которое предлагается к продаже фирмами. Все остальные цены являются неравновесными.

Ситуацию  рыночного равновесия можно представить  графически, совместив в одних  осях координат графики спроса и предложения (рисунок 3.1).

 

Рисунок 3.1 – Равновесие спроса и предложения

 

Точка В на рисунке получила название точки равновесия спроса и предложения, а ее проекции на оси абсцисс и ординат соответственно точками равновесного объема производства (Q0) и равновесной цены (P0). Итак, ситуация равновесия на рынке означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателю такое равновесие - выражение максимальной эффективности рыночной экономики.

Выше  описаны простые случаи изменения  рыночного равновесия. Более сложные  случаи, когда одновременно изменяются и рыночный спрос и рыночное предложение, представляют собой совокупность двух простых случаев. Исходя из этого и осуществляется анализ. Так, если рыночный спрос растет при одновременном увеличении рыночного предложения, то можно однозначно утверждать, что увеличится равновесный объем производства. А вот как изменится равновесная цена, будет зависеть от соотношения роста спроса и роста предложения, ведь рост спроса «толкает» рыночные цены вверх, тогда как расширение предложения их понижает. Поэтому, если рост спроса превышает рост предложения, равновесная цена вырастет. Если предложение увеличивается в большей пропорции по сравнению с увеличением спроса, то равновесная цена снижается. При абсолютно одинаковом изменении спроса и предложения рыночная цена не изменится.

 

 

Рисунок 3.2 – Изменение равновесия: а- вследствие изменения спроса; б- вследствие изменения предложения

 

Потребители далеко не всегда полагают, что существующие цены оптимальны. Дело в том, что несовершенство общественной структуры производства на поверхности выступает как несовершенство системы цен. Общественное недовольство существующими равновесными ценами образует плодотворную почву для государственного вмешательства в рыночное ценообразование. На практике это выливается в установление максимальных или минимальных цен. Если установленная государством максимальная цена (потолок цены) находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек. Фиксация цен означает отключение механизма рыночной координации.

Информация о работе Спрос, предложение и рыночное равновесие