Спрос, предложение и рыночное равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить спрос и предложение, а также рыночное равновесие.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи:
• освоить теоретические основы спроса;
• рассмотреть факторы изменения спроса;
• раскрыть теоретические основы предложения;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Спрос. Зависимость величины спроса от цены. Причины обратной зависимости величины спроса от цены. Изменение спроса. Неценовые факторы спроса……………………………………………………………………...………….5
2. Предложение. Зависимость величины предложения от цены. Предложение и издержки. Изменение предложения. Неценовые факторы предложения………………………………………………………………….……..10
3. Цена равновесия. Отраслевое рыночное равновесие. Последствия отклонения цены от равновесного уровня. Дефицит и избыток товара. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя. Использование закона спроса и предложения для анализа экономических процессов….……..16
Заключение………………………………………………………………………….21
Список использованных источников………………………………….…………..23

Файлы: 1 файл

курсовая работа!!!!!.docx

— 296.64 Кб (Скачать файл)

В случаях, когда цена находится ниже равновесного уровня, дефицит не ослабевает, а  усиливается, к тому же к денежным затратам потребителя добавляются неденежные. Последние связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д. – все они являются омертвленными затратами, которые не служат расширению производства дефицитного товара. Они оседают в сфере распределения дефицитного товара и не доходят до тех, кто его реально производит.

Потолок цен «подрезает» излишек производителей и тем самым снижает стимулы  к производству такого товара на тех  предприятиях, у которых издержки производства его минимальны, поэтому  дефицит не убывает. Наоборот, те, кто  продает (или распределяет) дефицитный товар, заинтересованы в сохранении его дефицита, потому что он становится источником их доходов. Поэтому они всячески будут пропагандировать государственное регулирование цен под различными «благовидными» предлогами.

В случаях, когда цена находится выше равновесной, возникает необходимость дополнительных мер, стимулирующих ограничение  предложения и увеличение спроса, чтобы сократить разрыв между  субсидируемой и равновесной  ценами. И в том, и в другом случаях  рыночная экономика начинает функционировать  менее эффективно, чем в условиях совершенной конкуренции.

Установившееся  рыночное равновесие позволяет как  продавцам, так и покупателям  получать дополнительную и взаимную выгоду от обмена. В этом и проявляется  общественная польза от установления равновесной цены. Чтобы пояснить это положение, необходимо ввести новые  категории — дополнительная выгода потребителя (потребительский излишек), дополнительная выгода производителя (излишек производителя), общая выгода от обмена.

Кривая  спроса показывает максимальную цену, которую готов заплатить потребитель  за конкретное количество товара. Иными  словами, если потребитель желает приобрести QK единиц товара X, то в соответствии с графиком спроса данное количество продукции он готов оплатить по цене РK за единицу. Однако на рынке, где господствуют отношения конкуренции, любое количество данного блага можно купить только по рыночной цене, т. е. цене, «диктуемой» рынком. В нашем случае — это PE. Как видно на рисунке, РKE, т. е. рыночная цена оказывается ниже цены потребителя. Таким образом, потребитель получает дополнительную выгоду, равную разнице ме­жду Рк и РЕ на каждую приобретаемую единицу продукции (при QX = QK), а на весь объем покупок дополнительная выгода потребителя составит площадь прямоугольника PFPKKL.

Аналогичным образом можно проанализировать ситуацию для любой точки на отрезке NE графика спроса. Этот отрезок состоит  из множества точек, для каждой из которых можно найти величину дополнительной выгоды потребителя. В  итоге мы получим множество прямоугольников, которые в своей совокупности сольются в треугольник PЕNE, отражающий общую величину дополнительной выгоды (излишка) потребителя. Итак, излишек потребителя — разность между рыночной ценой, по которой потребитель приобретает товар, и максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за данный товар. Излишек потребителя представлен ΔPЕNE, отражающим разность между рыночной ценой товара (PЕ) и максимальной ценой, по которой потребитель был готов приобрести товар, ограниченную кривой спроса NE. По аналогии можно сформулировать понятие излишка производителя. Излишек производителя — разность между текущей рыночной стоимостью товара и минимальной ценой, по которой производитель готов продать свой товар. Излишек производителя представлен ΔМPЕЕ, являющимся разностью между рыночной ценой товара (PЕ) и минимальной ценой, по которой производитель был готов продать товар, ограниченной кривой предложения ME.

 

 

Рисунок 3.3 – Излишек потребителя и  излишек производителя

 

На рынке  совершенной конкуренции выгоду имеет как потребитель, так и  производитель. Общая выгода от обмена, получаемая обществом, будет определяться как сумма излишков потребителя и производителя, т. е.  ΔPЕNE + ΔМPЕЕ [8].

 Итак, изменение рыночного спроса и предложения приводит к изменению рыночного равновесия. Так, если рыночный спрос растет и его график смешается вправо, то равновесная цена и равновесный объем производства увеличиваются. И наоборот, если при неизменном предложении рыночный спрос сокращается (график D1 смешается влево), равновесная цена понижается, то в том же направлении изменяется и равновесный объем. Если при неизменном рыночном спросе растет рыночное предложение, тогда равновесная цена должна снизиться при расширении равновесного объема производства. В случае сокращения рыночного предложения ситуация обратная.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В рыночной экономике понятия «спрос»  и  «предложение» относятся к  числу  фундаментальных, а, как известно, обобщающие термины очень емки и  многогранны. Общие представления о спросе и предложении уже стали неотъемлемой частью нашего повседневного языка и опыта, но эта информации недостаточно для анализа рыночного поведения, так как эти, казалось бы, -  простейшие,  экономические рычаги способны дать глубокое представление не только об отдельных экономических проблемах, но также и о функционировании всей экономической системы в целом.

Любой рынок  состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится  максимально полно удовлетворить  собственные потребности при  любой установленной на товар  цене, однако каждая из них находится  во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью  своего бюджета, а поставщики – ограниченностью  своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение  будут изменяться.

Спрос и предложение, «уравновешиваясь»  равновесной ценой, дают довольно ограниченное теоретическое представление о  своих возможностях при их поверхностной  оценке. Кажущаяся простота этих фундаментальных  экономических слагаемых может  быть развеяна только при детальном  изучении.

Одной из причин их многогранности является неоднозначный  подход потребителя  и производителя  к этим явлениям. Фраза: «Спрос определяет предложение», несомненно, больше импонирует покупателю конечного товара или  услуги, что  особенно наглядно в  условиях неограниченного  роста  потребностей. Однако, трактуя  предложение  как целенаправленное действие продавца, убеждающее покупателя приобрести товар, можно смело говорить о неразрывном  сосуществовании  законов спроса и предложения.

В рамках одной работы невозможно отразить все  нюансы рассматриваемой проблемы, поэтому  основной целью явилось  изучение характеристик и детерминант  спроса и предложения. Что, в конечном счете, формирует рынок как механизм, сводящий вместе предъявителей спроса и поставщиков отдельных товаров  и услуг в его непрерывном  функционировании и развитии.

В данной работе были раскрыты понятия спроса, предложения, равновесие спроса и предложения, равновесной  цены, излишков и дефицита, а также  показала какое влияние тех или  иных факторов оказывает на спрос  и предложение при рыночной экономике.

Итак, в  результате взаимодействия рыночного  спроса с рыночным предложением устанавливается  цена равновесия, обеспечивающая максимально  возможный при сложившихся планах потребителей и производителей объем  продаж на данном рынке. Только рыночная цена приводит к тому, что на рынке  нет ни излишка продукта, ни его  нехватки. Любая цена выше равновесной побуждает продавцов производить большее количество продукта. Но эта высокая цена отбивает у потребителей желание купить предлагаемое количество продукта. На рынке возникает избыточное предложение, превышающее спрос. Избыточное предложение приводит к снижению цен до уровня равновесных. Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта. На рынке возникает неудовлетворенный спрос, превышающий предложение. А он в свою очередь ведет к повышению цен, которое будет продолжаться, пока спрос не станет равным предложению.

Цены  будут расти или падать, пока продавцам  и покупателям не удастся прояснить  ситуацию на рынке, т.е. достичь уровня цены, при котором объемы спроса и предложения на продукт точно  совпадают. При осуществлении сделок по равновесной цене сумма излишков потребителей и производителей достигает  максимума. Установившееся рыночное равновесие нарушается при изменении спроса или предложения, и начинается процесс  приспособления к новому равновесию.

Рыночное  равновесие можно рассматривать  лишь относительно фиксированной единицы  времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может  установиться как некоторое новое  значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Современная  экономическая теория [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://modern-econ.ru/micro/rynok/spros-i-pred/spros.html Дата доступа: 19.11.2013 г

2. Кажуро,  Н.Я. Основы экономической теории. Учебн. Пособие / Н. Я. Кажуро – Минск, ООО «ФУАинформ», ООО «Мисанта», 2005. – 672 с.

3. Самуэльсон, П.Э. Экономика: учебник для начинающих / П.Э. Самуэльсон.  Москва: НПО “Алгон”, 2000. Т. 1. – 800 с.

4. Современная экономическая теория [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://modern-econ.ru/micro/rynok/spros-i-pred/predlojenie.html Дата доступа: 19.11.2013 г

5. Долан, Э.Дж. Микроэкономика / Э.Дж. Долан, Д.Е. Линдсей, пер. с англ.      В. Лукашевича [и др.]; под общ. ред. Б. Лисовика, В. Лукашевича. СПб.: АО «Санкт-Петербург-оркестр», 1994. -  438 с.

6. Экономическая теория: учебник / Н.И.Базылев, А.В.Бондарь, С.П. Гурко [и др.]; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 2-е изд., перераб. и доп. Минск: БГЭУ, 1999, - 640 с.

7. Предложение и закон предложения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://works.doklad.ru/view/g8o1daL1VHA/2.html. Дата доступа: 19.11.2013 г

8. Современная экономическая теория [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://modern-econ.ru/micro/rynok/spros-i-pred/ravnovesie.html  Дата доступа: 19.11.2013 г

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Спрос, предложение и рыночное равновесие