Сравнительный анализ стандартизации в свете Федерального Закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ в редакции от 03.12.2012, с изменениями, вступившими в силу с

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в проведении сравнительного анализа стандартизации в свете положений Федерального Закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ в редакции от 03.12.2012, с изменениями, вступившими в силу с 15.12.2012 "О техническом регулировании" и проекта Закона о стандартизации (555391-6 по состоянию на 13.10.2014).

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Стандартизация .docx

— 39.81 Кб (Скачать файл)

 

 

Стандартизация и нормирование

 

Основы технического регулирования

 

 

 

Курсовая работа

 

 

Сравнительный анализ стандартизации

в свете Федерального Закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ

в редакции от 03.12.2012,

с изменениями, вступившими в силу с 15.12.2012

"О  техническом регулировании"

и проекта Закона о стандартизации

(555391-6 по состоянию на 13.10.2014)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Цель курсовой работы состоит в проведении сравнительного анализа стандартизации в свете положений Федерального Закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ в редакции от 03.12.2012, с изменениями, вступившими в силу с 15.12.2012 "О техническом регулировании" и проекта Закона о стандартизации (555391-6 по состоянию на 13.10.2014).

Для выполнения цели курсовой работы необходимо рассмотреть, во-первых, главу № 3 Стандартизация Федерального Закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ в редакции от 03.12.2012, с изменениями, вступившими в силу с 15.12.2012 "О техническом регулировании"; во-вторых, сам проект Федерального Закона о стандартизации (555391-6 по состоянию на 13.10.2014).

Сравнительный анализ будет проводится с учётом современных требований к стандартизации. Для подготовки к анализу необходимо изучить действующий Федеральный Закон и проект нового Закона по стандартизации, а также литературу специалистов по этой теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие стандартизации  для экономики страны

 

Стандартизация сегодня для России один из ключевых факторов, влияющих на модернизацию, технологическое и социально-экономическое развитие, а также, что очень важно и актуально - на повышение обороноспособности государства, в свете происходящих событий на Украине и в Крыму.

Национальная система стандартизации включает в себя комплекс общетехнических стандартов и стандартов по отраслям экономики, а также участников работ по стандартизации.

Стандартизация призвана обеспечивать:

- развитие  добросовестной конкурентоспособности  продукции, работ и услуг;

- выпуск и  обращение инновационной и высокотехнологичной  продукции;

- устранение  технических барьеров в торговле;

- повышение  уровня безопасности продукции (работ, услуг) и ее качества;

- защиту жизни  и здоровья граждан, имущества  физических и юридических лиц, государственного и муниципального  имущества;

- охрану окружающей  среды, жизни и здоровья животных  и растений;

- предупреждение  действий, вводящих в заблуждение  приобретателей, в том числе потребителей;

- энергетическую  эффективность и ресурсосбережение.

Стандартизация выступает инструментом системы интеграции государств-членов Таможенного союза. Стандарты являются инструментом снижения технических барьеров в международной торговле.

Однако, отмечает Минэкономразвития, из совокупности положений Проекта акта следует, что статус национальных стандартов в отдельных случаях может быть изменен с добровольного на обязательный, но при этом правила их разработки и утверждения могут стать неприемлемыми для бизнес-сообщества, что, может негативно отразится на инвестиционном климате в Российской Федерации.

 

1.1. Регулирующее воздействие стандартизации на экономику России

 

Мир меняется, мы все это видим и ощущаем ежедневно, на любом уровне социально-экономического положения. Федеральный Закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ в редакции от 03.12.2012, с изменениями, вступившими в силу с 15.12.2012 "О техническом регулировании" как видно из его наименования служит нашей экономике уже 12 лет. А, с учётом того, что формировался он не 1 год, до вступления в законную силу, можно сказать что действующая стандартизация у нас прошлого века. Несмотря на редакции (последняя от 03.12.2012), пришло время его серьёзной корректировки по существенным положениям. Актуальность проекта Закона о стандартизации (555391-6 по состоянию на 13.10.2014) ни у кого не вызывает сомнений. Можно сказать, одобрения Думой проекта ждёт все экономическое сообщество России.

Здесь важно рассмотреть основные аспекты по проекту. Для этого важно указать на Приложение к Заключению об оценке регулирующего воздействия на проекты федеральных законов «О стандартизации в Российской Федерации» и  
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации».

Справка о результатах проведения публичных консультаций с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности на проекты федеральных законов «О стандартизации в Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации». Согласно подпункту «в» пункта 11 Положения о порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 31 августа 2010 г. № 398, Департаментом оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в период с 16 апреля 2013 г. по 29 апреля 2013 г. проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской деятельности по проектам федеральных законов «О стандартизации в Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» (далее  – проекты актов).

Отметим важность именно публичных консультаций, что соответствует демократической основе нашей экономики, когда проекты актов были размещены на официальном сайте Минэкономразвития России, а также направлены в: - Торгово-промышленную палату Российской Федерации,

- Российский союз промышленников и предпринимателей,

- Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «Опора России»,

- Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия»,

и многие другие.

Полученные ответы от субъектов предпринимательской и иной деятельности, а также от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеют важное значение для проекта и Замечания, носящие концептуальный характер, были учтены при подготовке заключения об оценке регулирующего воздействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Доказательство  важности и актуальности стандартизации «сегодня»

 

В этой части работы, для студента, нет места для собственных рассуждений. На этапе обучения разумно будет вникнуть в мнения ведущих китов экономики России, особенно по таким важным вопросам – как стандартизация.

Для раскрытия доказательства важности и актуальности стандартизации «сегодня» приведём цитаты основных игроков экономическом поле нашей страны. И попробуем понять почему так важно именно сейчас менять 184й ФЗ.

Российский Зерновой Союз: «Проект дублирует положения Федерального закона «О техническом регулировании». При этом проект концептуально отличается от действующего закона. В частности, проектом (ст. 28) предусмотрена возможность в законодательных и нормативных правовых актах Российской Федерации устанавливать отсылочные нормы на документы по стандартизации, что делает их обязательными к применению. Это противоречит Федеральному закону «О техническом регулировании», а также международным договорам Российской Федерации, ратифицированных Государственной Думой ФС РФ - Соглашению ВТО по техническим барьерам в торговле, а также Соглашению о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18.11.2010 г.

Несмотря на то, что в проекте (ст. 4 и 26) содержится положение о применении на добровольной основе национальных стандартов (если иное не установлено федеральным законом), анализ поправок в Федеральный закон «О техническом регулировании», представленных одновременно с проектом закона  «О стандартизации», показывает, что в сфере технического регулирования планируется введение обязательности стандартов. В частности, проектом предлагается исключить из статьи 12 Федерального закона «О техническом регулировании» базовый принцип добровольности применения стандартов. Российский Зерновой Союз считает необходимым уточнить целесообразность вводимой проектом (ст. 32) монополии национального органа по стандартизации на представительство Российской Федерации в международных и региональных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации. Особенно это касается безопасности пищевой продукции. Однако, кроме федеральных органов исполнительной власти, в полномочия которых входит выработка государственной политики в соответствующих сферах деятельности, если уставом соответствующей международной организации в области стандартизации не предусмотрено иное, Российская Федерация также может быть представлена профессиональными некоммерческими объединениями.

Необходимо обозначить области деятельности в части стандартизации, которые исключаются из законопроекта. Неясно, распространяется ли законопроект на стандарты, указанные в п.3 ст. 1 Федерального закона «О техническом регулировании». А также необходимо проследить его взаимосвязь с Федеральным законом «О техническом регулировании» путем ссылок, либо исключить из Федерального закона «О техническом регулировании» разделы, касающиеся стандартизации (за исключением понятийного аппарата, общего для этих законов). Дополнить проект разделами, относительно проверки стандартов (порядок, правила, критерии, кем и как проводится, сроки, периодичность, кем проводится при расформировании технического комитета, вносившего стандарт и пр.), требований (включая реестр, компетентность, статус) к экспертам по стандартизации. Цель - учет и идентификация документов по стандартизации. Концепцией развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года (раздел IV, ч. 11) предусмотрено «…определить правовой статус эксперта по стандартизации в области международной стандартизации».

К тому же, необходимо определить статус Технических условий (ТУ) и отраслевых стандартов (ОСТ). При этом для ТУ указать, что они не являются объектом авторского права, предусмотреть их уведомительную регистрацию на сайте Росстандарта, в свободном доступе. В настоящее время регистрация технических условий в Российской Федерации имеет добровольный характер.

 

 

Национальный союз производителей молока «Союзмолоко»: «1. Представленный проект федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – законопроект «О стандартизации») во многом дублирует соответствующие положения Федерального закона «О техническом регулировании». При этом законопроект концептуально отличается от действующего закона. В частности, законопроектом (статья 28) предусматривается возможность в законодательных и нормативных правовых актах Российской Федерации (следовательно и в технических регламентах Российской Федерации), нормативных документах федеральных органов исполнительной власти устанавливать отсылочные нормы на документы по стандартизации, что делает их обязательными к применению. Это противоречит не только федеральному закону «О техническом регулировании», но и международным договорам Российской Федерации, ратифицированных Государственной Думой Российской Федерации - Соглашению ВТО по техническим барьерам в торговле, а также Соглашению о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18.11.2010 г.

В приложении 1 Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле установлено, что Технический регламент – это документ, в котором устанавливаются характеристики продукции или связанных с ней процессов и способов производства, включая применяемые меры административного воздействия, подчинение которым является обязательным. Стандарт в указанном Соглашении определен как документ, одобренный признанным органом, который разрабатывает для всеобщего и многократного использования правила, руководства или характеристики продукции, или связанных с продукцией процессов и способов производства, подчинение которым не является обязательным.

Аналогичные положения содержатся и в Соглашении о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации. Статьей 1 Соглашения установлено, что технический регламент таможенного союза – это документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения на таможенной территории таможенного союза требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации. В статье 6 Соглашения установлено, что «в целях выполнения требований технического регламента Таможенного союза Комиссия утверждает перечень международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов Сторон, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза».

Несмотря на то, что в статьях 4 и 26 законопроекта содержится положение о том, что национальные стандарты применяются на добровольной основе (если иное не установлено федеральным законом), анализ поправок в Федеральный закон «О техническом регулировании», представленных одновременно с законопроектом «О стандартизации», показывает, что в сфере технического регулирования планируется введение обязательности стандартов. В частности, законопроектом предлагается исключить из статьи 12 Федерального закона «О техническом регулировании» базовый принцип добровольности применения стандартов.

В пояснительной записке к законопроекту содержится неточная информация относительно мирового опыта применения ссылок на стандарты в законодательных и нормативных правовых актах. В частности, в пояснительной записке указано, что «такое положение полностью отвечает международным тенденциям, закрепленным в документах ИСО, ЕС, ЕЭК ООН». В директивах и регламентах Европейского союза, устанавливающих требования к продукции и связанных с требованиями к ней процессам, не содержится прямых ссылок на стандарты, как предусмотрено законопроектом, а содержится лишь перечень гармонизированных с требованиями директивы (регламента) стандартов, применяемых на добровольной основе. При этом изготовитель продукции вправе не применять ни один из гармонизированных стандартов. Такая правовая конструкция позволяет наиболее быстро внедрять в производство инновационную продукцию (на которую априори не могут быть разработаны стандарты) при условии соблюдения требований технических регламентов. Кроме того, такая правовая конструкция в используется только в так называемых директивах Нового подхода, который не распространяется на очень многие виды продукции, в т.ч. пищевую, парфюмерно-косметическую, автомобили, игрушки и многие другие.

Информация о работе Сравнительный анализ стандартизации в свете Федерального Закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ в редакции от 03.12.2012, с изменениями, вступившими в силу с