Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 21:28, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в проведении сравнительного анализа стандартизации в свете положений Федерального Закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ в редакции от 03.12.2012, с изменениями, вступившими в силу с 15.12.2012 "О техническом регулировании" и проекта Закона о стандартизации (555391-6 по состоянию на 13.10.2014).
– повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– обеспечения научно-технического прогресса;
– повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
– рационального использования ресурсов;
– технической и информационной совместимости;
– сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
– взаимозаменяемости продукции.
Эти цели в подзаконном акте (ОДМ 218. 1.001-2005) оказались опущенными наряду с основными понятиями «безопасность» и «риск». Отмечено только, что национальные стандарты применяются в системе технического регулирования на добровольной основе.
Стандарты организаций могут разрабатываться и утверждаться организациями самостоятельно для реализации тех же целей, которые установлены законом о техническом регулировании для национальных стандартов (см. статью 17 ФЗ), а также для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, распространения и использования, полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
Как видно по иерархии целей трехуровневого технического регулирования, во главе угла всех разрабатываемых документов находятся положения о безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. При этом требуется обеспечивать приемлемый уровень технической безопасности для людей, окружающей среды, животных и растений. В качестве измерителя требуемого уровня безопасности закон о техническом регулировании предусматривает один универсальный показатель – допустимый риск причинения вреда. В статье 2 Федерального Закона «Основные понятия» даны следующие трактовки понятий «безопасность» и «риск»:
– безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее – безопасность) – состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;
– риск – вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.
При этом надо отметить, что никакие другие показатели, оценивающие безопасность граждан, имущества, окружающей среды, животных и растений, в трехуровневой системе технического регулирования Федеральным Законом № 184-ФЗ не предусматриваются. А это означает, что в процессе согласования проектов новых дорог, как и проектов ремонта и реконструкции существующих дорог, сотрудники ГИБДД будут требовать оценивать проекты дорог по величине допустимого риска причинения вреда человеку, окружающей среде и имуществу любой формы собственности.
Риск (как вероятность причинения вреда) можно устанавливать статистическими методами – на основе обработки натурных данных, а можно определять с использованием той же статистики по формулам теории риска, основанным на анализе законов распределения изучаемых параметров. При этом риск устанавливают отдельно: для проектных условий, с обоснованными допусками на отклонение проектных параметров, и для объектов, находящихся в фактических условиях эксплуатации сооружения, с фактическими отклонениями анализируемых параметров. Другими словами, требования к техническим регламентам, а значит и ко всем группам документов, по уровню безопасности (по уровню допустимого риска) будут зависеть только от того, в начале жизненного цикла находится транспортное сооружение (обеспечение безопасности при проектировании, строительстве или реконструкции сооружения) или данный объект уже существует (обеспечение безопасности при эксплуатации сооружения). Такое представление о создании двух типов технических регламентов учитывает то, что после реконструкции начинается новый жизненный цикл автомобильной дороги или сооружений на ней.
Согласно статье 3 ФЗ, техническое регулирование должно осуществляться с применением десяти принципов, выполнение которых является наиболее сложной задачей, так как велик соблазн ничего не менять в существующих нормативных документах, кроме перевода их в документы, используемые на добровольной основе. Однако, кроме разработки технических регламентов, национальные стандарты и стандарты предприятий должны быть переработаны в соответствии с новыми требованиями по безопасности продукции (см. статьи 11 и 17 ФЗ).
Итак, Федеральный Закон обязывает производителей продукции применять единые правила установления требований к продукции, основанные на допустимом риске причинения вреда. В частности, к автомобильным дорогам эти требования должны распространяться как в области проектирования, строительства, реконструкции, так и в области модернизации, ремонта и содержания автомобильных дорог, причем обеспечение безопасности этих сооружений должно базироваться на допустимом риске причинения вреда гражданам, окружающей среде, животным, растительности. Как уже отмечалось, соблюдение единых правил в области транспортных сооружений не отрицает применения различных уровней безопасности проектируемых (строящихся) сооружений и объектов, находящихся на стадии эксплуатации, если для них будут созданы отдельные технические регламенты. Такой подход к созданию технических регламентов, во-первых, будет связан с тем, что параметры многих элементов существующих автомобильных дорог по своей величине не соответствуют современным требованиям безопасности движения (допустимому риску). Во-вторых, разработка отдельного регламента для давно эксплуатируемых дорог будет связана с низким качеством исполнения (переноса в натуру) многих элементов старых дорог и их параметров.
При проектировании дорог регламентируются и со временем ужесточаются допуски на отклонение геометрических и прочностных параметров. На существующих (эксплуатируемых) дорогах фактические отклонения параметров, как правило, превышают допуски, что приводит к увеличению рисков. Другими словами, некачественное строительство транспортного сооружения приводит к увеличению риска причинения вреда человеку.
Если при строительстве дорог с более совершенными параметрами, чем предельно допустимые, не выдержаны допуски на отклонение геометрических или прочностных параметров, риск причинения вреда гражданам и имуществу увеличивается, но в этом случае риск не всегда становится недопустимым. Это зависит от того, насколько параметры дороги более совершенны, чем предельно допустимые (при данной расчетной скорости) и насколько строители не выдержали допуск на отклонение геометрического или прочностного параметра участка дороги.
Как видно из сказанного, неформальное выполнение требований Федерального Закона «О техническом регулировании» в области дорожного хозяйства дает органам исполнительной власти существенную возможность повысить качество продукции (а общественности и потребителям – контролировать качество), оценивая риск причинения вреда на всех стадиях жизненного цикла автомобильной дороги.
В ОДМ 218.1.001-2005, наряду с заслуживающими внимания рекомендациями, имеются позиции, противоречащие Федеральному Закону «О техническом регулировании» и поэтому должны быть изменены. В частности раздел 3 ОДМ, названный «Термины и определения», должен содержать понятия и определения «безопасность и риск», которые являются основополагающими при подготовке всех уровней технического регулирования: технических регламентов, национальных стандартов и стандартов предприятий.
Без использования данных понятий, основные цели Федерального Закона «О техническом регулировании» – повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействие соблюдению требований технических регламентов – становятся недостижимыми.
В содержание ОДМ должны быть включены из статей 11 и 17 ФЗ цели стандартизации.
Одним из принципов стандартизации, изложенных в статье 12 Федерального Закона, является принцип недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам. Очевидно, что и акты рекомендательного характера не должны противоречить основному Федеральному Закону № 184-ФЗ.
ОДМ 218.1.001-2005 не только не содержит названных выше основополагающих терминов и определений, но и формирует классификационные группы актов рекомендательного характера так, что сначала идет вторая группа документов, устанавливающая параметры автомобильных дорог, а затем только появляется 6-я группа документов, отражающая вопросы безопасности. Таким образом, классификационная группа 2, устанавливающая основные понятия и параметры элементов автомобильных дорог, как бы освобождается от терминов и определений «безопасность» и «риск» в том виде, в котором они изложены в Федеральном Законе № 184, и не относит их теперь к основополагающим.
Необходимо, группу документов «Обеспечение в дорожном хозяйстве специальных условий производства» представить, как 2-ю классификационную группу, отразив в ней рекомендации по реализации основного Федерального Закона № 184-ФЗ в вопросах безопасности продукции. Только после этого можно издавать нормативные документы по проектированию автомобильных дорог, конструкций и искусственных сооружений на них, которые своими параметрами обеспечивают тот или иной уровень безопасности продукции.
В дорожном хозяйстве должно быть разработано и принято не более трех технических регламентов: первый – по безопасности при проектировании, строительстве и реконструкции автомобильных дорог; второй – по безопасности при эксплуатации дорог и третий – по безопасности искусственных сооружений на дорогах.
Действующие с 2003 года ГОСТы (ГОСТ-Р 52398 и ГОСТ-Р 52399) содержат требования к параметрам дорог, отвечающие СНиП 2.05.02-85, и поэтому практически обеспечивают единое значение риска причинения вреда. Это необходимо отразить в техническом регламенте по обеспечению безопасности автомобильных дорог при их проектировании, строительстве и реконструкции, а именно: допустимый риск причинения вреда при движении автомобилей с расчетной скоростью по вновь построенным дорогам не должен превышать значения, которое обеспечено требованиями к дорогам в действующих нормативных документах.
Границы вопроса сравнительного анализа стандартизации в свете положений Федерального Закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ в редакции от 03.12.2012, с изменениями, вступившими в силу с 15.12.2012 "О техническом регулировании" и проекта Закона о стандартизации (555391-6 по состоянию на 13.10.2014) уходят далеко за рамки курсовой работы. Тема глобальная для всей экономики нашей страны.
В части 1.1. были рассмотрены мнения ведущих в экономике России, единицы из тысяч мнений. Хотелось бы иметь уверенность что большинство из них, правильно ратует в коммерческих целях изменения стандартизации, не забывая о принципах честности игры в современных капиталистических условиях мира.
Повторюсь, что стандартизация касается всей экономической жизни нашего общества. Во второй части курсовой работы была исследована тема стандартизации в автомобильной отрасли. Показаны проблемы со 184 ФЗ и что мы имеем в перспективе.
В данной работе произошло только прикосновение к глыбе проблем стандартизации «сегодня». Внутренние экономические вопросы, внешнеэкономические отношения, настолько фундаментально зависимые от стандартизации, что понимание важности и актуальности темы этой курсовой работы даёт только старт для дальнейшего изучения этой темы. Впереди будет профессиональная деятельность, работа, и в какой бы сфере экономики она не происходила – стандартизация будет ключевым элементом ведения хозяйственной деятельности в коммерческой сфере или некоммерческой, но также немаловажным будет чёткое понимание соответствия процессов, работ, услуг принципам стандартизации.