Сравнительный анализ стандартизации в свете Федерального Закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ в редакции от 03.12.2012, с изменениями, вступившими в силу с

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в проведении сравнительного анализа стандартизации в свете положений Федерального Закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ в редакции от 03.12.2012, с изменениями, вступившими в силу с 15.12.2012 "О техническом регулировании" и проекта Закона о стандартизации (555391-6 по состоянию на 13.10.2014).

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Стандартизация .docx

— 39.81 Кб (Скачать файл)

– повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– обеспечения научно-технического прогресса;

– повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

– рационального использования ресурсов;

– технической и информационной совместимости;

– сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

– взаимозаменяемости продукции.

Эти цели в подзаконном акте (ОДМ 218. 1.001-2005) оказались опущенными наряду с основными понятиями «безопасность» и «риск». Отмечено только, что национальные стандарты применяются в системе технического регулирования на добровольной основе.

Стандарты организаций могут разрабатываться и утверждаться организациями самостоятельно для реализации тех же целей, которые установлены законом о техническом регулировании для национальных стандартов (см. статью 17 ФЗ), а также для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, распространения и использования, полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Как видно по иерархии целей трехуровневого технического регулирования, во главе угла всех разрабатываемых документов находятся положения о безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. При этом требуется обеспечивать приемлемый уровень технической безопасности для людей, окружающей среды, животных и растений. В качестве измерителя требуемого уровня безопасности закон о техническом регулировании предусматривает один универсальный показатель – допустимый риск причинения вреда. В статье 2 Федерального Закона «Основные понятия» даны следующие трактовки понятий «безопасность» и «риск»:

– безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее – безопасность) – состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;

– риск – вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.

 

При этом надо отметить, что никакие другие показатели, оценивающие безопасность граждан, имущества, окружающей среды, животных и растений, в трехуровневой системе технического регулирования Федеральным Законом № 184-ФЗ не предусматриваются. А это означает, что в процессе согласования проектов новых дорог, как и проектов ремонта и реконструкции существующих дорог, сотрудники ГИБДД будут требовать оценивать проекты дорог по величине допустимого риска причинения вреда человеку, окружающей среде и имуществу любой формы собственности.

Риск (как вероятность причинения вреда) можно устанавливать статистическими методами – на основе обработки натурных данных, а можно определять с использованием той же статистики по формулам теории риска, основанным на анализе законов распределения изучаемых параметров. При этом риск устанавливают отдельно: для проектных условий, с обоснованными допусками на отклонение проектных параметров, и для объектов, находящихся в фактических условиях эксплуатации сооружения, с фактическими отклонениями анализируемых параметров. Другими словами, требования к техническим регламентам, а значит и ко всем группам документов, по уровню безопасности (по уровню допустимого риска) будут зависеть только от того, в начале жизненного цикла находится транспортное сооружение (обеспечение безопасности при проектировании, строительстве или реконструкции сооружения) или данный объект уже существует (обеспечение безопасности при эксплуатации сооружения). Такое представление о создании двух типов технических регламентов учитывает то, что после реконструкции начинается новый жизненный цикл автомобильной дороги или сооружений на ней.

Согласно статье 3 ФЗ, техническое регулирование должно осуществляться с применением десяти принципов, выполнение которых является наиболее сложной задачей, так как велик соблазн ничего не менять в существующих нормативных документах, кроме перевода их в документы, используемые на добровольной основе. Однако, кроме разработки технических регламентов, национальные стандарты и стандарты предприятий должны быть переработаны в соответствии с новыми требованиями по безопасности продукции (см. статьи 11 и 17 ФЗ).

Итак, Федеральный Закон обязывает производителей продукции применять единые правила установления требований к продукции, основанные на допустимом риске причинения вреда. В частности, к автомобильным дорогам эти требования должны распространяться как в области проектирования, строительства, реконструкции, так и в области модернизации, ремонта и содержания автомобильных дорог, причем обеспечение безопасности этих сооружений должно базироваться на допустимом риске причинения вреда гражданам, окружающей среде, животным, растительности. Как уже отмечалось, соблюдение единых правил в области транспортных сооружений не отрицает применения различных уровней безопасности проектируемых (строящихся) сооружений и объектов, находящихся на стадии эксплуатации, если для них будут созданы отдельные технические регламенты. Такой подход к созданию технических регламентов, во-первых, будет связан с тем, что параметры многих элементов существующих автомобильных дорог по своей величине не соответствуют современным требованиям безопасности движения (допустимому риску). Во-вторых, разработка отдельного регламента для давно эксплуатируемых дорог будет связана с низким качеством исполнения (переноса в натуру) многих элементов старых дорог и их параметров.

При проектировании дорог регламентируются и со временем ужесточаются допуски на отклонение геометрических и прочностных параметров. На существующих (эксплуатируемых) дорогах фактические отклонения параметров, как правило, превышают допуски, что приводит к увеличению рисков. Другими словами, некачественное строительство транспортного сооружения приводит к увеличению риска причинения вреда человеку.

Если при строительстве дорог с более совершенными параметрами, чем предельно допустимые, не выдержаны допуски на отклонение геометрических или прочностных параметров, риск причинения вреда гражданам и имуществу увеличивается, но в этом случае риск не всегда становится недопустимым. Это зависит от того, насколько параметры дороги более совершенны, чем предельно допустимые (при данной расчетной скорости) и насколько строители не выдержали допуск на отклонение геометрического или прочностного параметра участка дороги.

Как видно из сказанного, неформальное выполнение требований Федерального Закона «О техническом регулировании» в области дорожного хозяйства дает органам исполнительной власти существенную возможность повысить качество продукции (а общественности и потребителям – контролировать качество), оценивая риск причинения вреда на всех стадиях жизненного цикла автомобильной дороги.

 

2.2. Пути решения проблем

 

В ОДМ 218.1.001-2005, наряду с заслуживающими внимания рекомендациями, имеются позиции, противоречащие Федеральному Закону «О техническом регулировании» и поэтому должны быть изменены. В частности раздел 3 ОДМ, названный «Термины и определения», должен содержать понятия и определения «безопасность и риск», которые являются основополагающими при подготовке всех уровней технического регулирования: технических регламентов, национальных стандартов и стандартов предприятий.

Без использования данных понятий, основные цели Федерального Закона «О техническом регулировании» – повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействие соблюдению требований технических регламентов – становятся недостижимыми.

В содержание ОДМ должны быть включены из статей 11 и 17 ФЗ цели стандартизации.

Одним из принципов стандартизации, изложенных в статье 12 Федерального Закона, является принцип недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам. Очевидно, что и акты рекомендательного характера не должны противоречить основному Федеральному Закону № 184-ФЗ.

ОДМ 218.1.001-2005 не только не содержит названных выше основополагающих терминов и определений, но и формирует классификационные группы актов рекомендательного характера так, что сначала идет вторая группа документов, устанавливающая параметры автомобильных дорог, а затем только появляется 6-я группа документов, отражающая вопросы безопасности. Таким образом, классификационная группа 2, устанавливающая основные понятия и параметры элементов автомобильных дорог, как бы освобождается от терминов и определений «безопасность» и «риск» в том виде, в котором они изложены в Федеральном Законе № 184, и не относит их теперь к основополагающим.

Необходимо, группу документов «Обеспечение в дорожном хозяйстве специальных условий производства» представить, как 2-ю классификационную группу, отразив в ней рекомендации по реализации основного Федерального Закона № 184-ФЗ в вопросах безопасности продукции. Только после этого можно издавать нормативные документы по проектированию автомобильных дорог, конструкций и искусственных сооружений на них, которые своими параметрами обеспечивают тот или иной уровень безопасности продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Вывод по  практической части

 

В дорожном хозяйстве должно быть разработано и принято не более трех технических регламентов: первый – по безопасности при проектировании, строительстве и реконструкции автомобильных дорог; второй – по безопасности при эксплуатации дорог и третий – по безопасности искусственных сооружений на дорогах.

Действующие с 2003 года ГОСТы (ГОСТ-Р 52398 и ГОСТ-Р 52399) содержат требования к параметрам дорог, отвечающие СНиП 2.05.02-85, и поэтому практически обеспечивают единое значение риска причинения вреда. Это необходимо отразить в техническом регламенте по обеспечению безопасности автомобильных дорог при их проектировании, строительстве и реконструкции, а именно: допустимый риск причинения вреда при движении автомобилей с расчетной скоростью по вновь построенным дорогам не должен превышать значения, которое обеспечено требованиями к дорогам в действующих нормативных документах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Границы вопроса сравнительного анализа стандартизации в свете положений Федерального Закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ в редакции от 03.12.2012, с изменениями, вступившими в силу с 15.12.2012 "О техническом регулировании" и проекта Закона о стандартизации (555391-6 по состоянию на 13.10.2014) уходят далеко за рамки курсовой работы. Тема глобальная для всей экономики нашей страны.

В части 1.1. были рассмотрены мнения ведущих в экономике России, единицы из тысяч мнений. Хотелось бы иметь уверенность что большинство из них, правильно ратует в коммерческих целях изменения стандартизации, не забывая о принципах честности игры в современных капиталистических условиях мира.

Повторюсь, что стандартизация касается всей экономической жизни нашего общества. Во второй части курсовой работы была исследована тема стандартизации в автомобильной отрасли. Показаны проблемы со 184 ФЗ и что мы имеем в перспективе.

В данной работе произошло только прикосновение к глыбе проблем стандартизации «сегодня». Внутренние экономические вопросы, внешнеэкономические отношения, настолько фундаментально зависимые от стандартизации, что понимание важности и актуальности темы этой курсовой работы даёт только старт для дальнейшего изучения этой темы. Впереди будет профессиональная деятельность, работа, и в какой бы сфере экономики она не происходила – стандартизация будет ключевым элементом ведения хозяйственной деятельности в коммерческой сфере или некоммерческой, но также немаловажным будет чёткое понимание соответствия процессов, работ, услуг принципам стандартизации.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Федеральный Закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ в редакции от 03.12.2012, с изменениями, вступившими в силу с 15.12.2012 "О техническом регулировании"
  2. Проекта Закона о стандартизации (555391-6 по состоянию на 13.10.2014).
  3. ГОСТ Р 1.0—2004 Стандартизация в Российской Федерации.
  4. ISO/IEC Guide 2:2004 Edition
  5. ОДМ 218.1.001-2005 «Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства»
  6. ОДМ 218.1.001-2010 Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства
  7. Комментарий к Федеральному закону от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (c изменениями и дополнениями от 9 мая 2005 года, 1 мая, 1 декабря 2007 года, 23 июля 2008 года, 18 июля, 23 ноября, 30 декабря 2009 года, 28 сентября 2010 года, 21 июля, 30 ноября, 6 декабря 2011 года)

 

  1. Берновский Ю.Н. Основы идентификации продукции и документов: учебное пособие, Издательство: Юнити-Дана, 2012 г.
  2. Мишин В.М. Основы стандартизации, метрологии и сертификации: учебник / под ред. В.М. Мишина, Юнити-Дана, 2012 г.
  3. Николаев М.И. Метрология, стандартизация, сертификация и управление качеством / Издательство: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2011 г.
  4. Попов Г.В., Клейменова Н.Л., Орловцева О.А. Руководство по курсовому проекту для дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»: учебное пособие, Издательство: ВГУИТ, 2012 г.
  5. Столяров В.В. Введение в теорию риска / В.В. Столяров // Повышение эффективности эксплуатации транспорта: межвуз. науч. сб. – Саратов: СГТУ, 2003. – С. 118-139.
  6. Столяров В.В. Оценка риска экологического загрязнения придорожной полосы / В.В. Столяров, С.Н. Руднянский // Автомобильный транспорт и дорожное хозяйство на рубеже 3-го тысячелетия: материалы Междунар. науч. конф. – Харьков: ХГАДТУ, 2000. – С. 125-127.
  7. Столяров В.В. Пути реализации Федерального Закона «О техническом регулировании в области дорожного хозяйства» / В.В. Столяров // Транспорт Российской Федерации. № 5: Журнал о науке, экономике, практике. – СПб.: ПГУПС и РАТ, 2006. – С. 78-81.
  8. Ходыкин А.П., Ляшко А.А., Волошко Н.И., Снитко А.П. Товароведение, экспертиза и стандартизация: Учебник, Издательство: Дашков и К, 2013 г.

 

 

 


Информация о работе Сравнительный анализ стандартизации в свете Федерального Закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ в редакции от 03.12.2012, с изменениями, вступившими в силу с