Стадии банкротства на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является раскрыть сущность банкротства как общественного института, проанализировать возникновение и развитие.
Объект исследования: сущность банкротства как общественного института,его возникновение и развитие.
Предмет работы: банкротство как общественный институт.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
отразить исторические черты и раскрыть сущность института банкротства, определить основные этапы банкротства и их значение;
изучить применения института банкротства в Республике Беларусь;
определить приоритетные направления совершенствования организационных, экономических и правовых механизмов действующего института банкротства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНСТИТУТА БАНКРОТСТВА 4
1.1. Начальные этапы становления института банкротства 4
1.2 Определение, сущность и функции банкротства 14
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ СТАДИЙ ПРОЦЕДУРЫ ПРИЗНАНИЯ БАНКРОТСТВА (ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ) СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 19
3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА БАНКРОТСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Файлы: 1 файл

Тема Банкротство _курсовая_стадии.docx

— 104.96 Кб (Скачать файл)

В XIX в. на территории Германии существовало множество больших и малых королевств, герцогств и княжеств с независимой законодательной властью. Поэтому в первой половине XIX в. в пределах Германии действовали многочисленные источники права. В 1815 г., объединившись в Германский союз, королевства и герцогства стали искать пути к сближению, один из которых заключался в унификации торгового права. Усиление экономических отношений между землями и рост индустриализации на фоне экономического спада в отдельных регионах привели к созданию таможенного союза, что и послужило толчком в модернизации законодательства.

Нюрнбергская конференция 1857 г. дала новый толчок развитию торгового права Германии, и после 589 заседаний Комиссии проект торгового кодекса был направлен на рассмотрение Федерального собрания и был утвержден в 1861 г. Этот документ, как и его предшественники, в качестве основной задачи бухгалтерского учета видел самоинформирование предпринимателя об имущественном положении предприятия. При этом самоинформирование законодатели рассматривали как профилактический инструмент защиты в условиях банкротства.

Параграф 281 Уголовного кодекса 1871 г. предусматривал наказание предпринимателя в виде штрафа «в случае ложного банкротства, если он умышленно нарушал интересы кредиторов, например, не вел торговые книги при их обязательном ведении или торговые книги были уничтожены или скрыты; или вел торговые книги, но фальсифицировал их так, что они не гарантировали адекватного отражения имущественного положения» [11, с. 67¾68].

В 1897 г. был издан новый торговый кодекс, который практически повторял, а по оценкам современников, даже и уступал по некоторым вопросам кодексу 1861 г.

1.2 Определение, сущность и функции  банкротства

 

Банкротство – это, прежде всего, экономическая  проблема, но решается она в строго очередных рамках национального  законодательства. В законодательстве ряда стран в разные периоды понятия экономической несостоятельности и банкротства использовались как синонимы, обозначающие признанную судом несостоятельность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Банкротство – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией  должника – юридического лица, прекращением деятельности должника – индивидуального  предпринимателя.

Однако, как бы не трактовали понятие  банкротства законодательства различных  стран, его сущность везде одинакова.  Она заключается в том, что  банкротство представляет собой  общественный институт, посредством  которого производится урегулирование взаимоотношений должника и кредиторов в рамках судебных процедур с учетом интересов работников предприятия  должника, его собственников, государства  и населения региона по месту  расположения должника.

Институт банкротства выполняет  две основные функции:

    • поддержание рыночной конкурентной среды посредством обеспечения расчетов хозяйствующих субъектов по своим обязательствам, их экономической ответственности перед кредиторами вплоть до изъятия собственности и отчуждения бизнеса;
    • страхование предпринимательских рисков посредством ограничения должника величиной вложенных в бизнес средств при отсутствии криминальны проявлений в его деятельности.

Со временем, наряду с физическими  лицами, участниками торгового оборота  все активнее становились юридические  лица, которым в настоящее время  принадлежит основная роль в коммерческом обороте. Деятельность многих организаций  влияет на экономические интересы не только определенных кредиторов, но также регионов, государства и мировой экономики в целом.

В настоящее время основная задача института банкротства в развитых рыночных странах связана с сохранением  предприятия, а значит, и собственности  его владельца путем изменения  системы управления предприятием, предоставления отсрочки и рассрочки платежа. Государство и общество заинтересованы не в ликвидации предприятия–должника, а в восстановлении его платежеспособности посредством специальных процедур, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Предпосылки банкротства следует  рассматривать как взаимодействие целого комплекса причин. Выделяют внешние и внутренние факторы  по отношению к субъекту предпринимательской  деятельности факторы, оказывающие  влияние на его деятельность.

Внешние факторы являются наиболее опасными в связи с тем, что  возможности оказания воздействия  на них минимальны, а последствия  их реализации могут быть разрушительными.

К основным из них относят:

    • экономические факторы (темпы инфляции, ставки налогов и банковских кредитов, курсы валют, уровень доходов населения и др.);
    • политические факторы, обусловленные действиями и намерениями центральных и местных властей, их отношением к различным секторам экономики, регионам страны и формам собственности, наличием различных групп влияния в органах государственного и хозяйственного управления;
    • рыночные факторы (тенденции изменения демографической ситуации, жизненные циклы изделий, уровень конкуренции и др.);
    • технологические факторы, обусловленные воздействием на экономику научно–технологического прогресса;
    • социокультурные факторы, охватывающие такие явления и процессы, как преобладающие в обществе нравы и традиции, отношение людей к работе и уровню благосостояния, уровень образования населения, отношение к частному бизнесу и возможности самостоятельной предпринимательской деятельности;
    • международные факторы, связанные с глобализацией экономики, деятельностью транснациональных компаний, экономических и военнополитических объединений.

Внутренние факторы.

Как правило, группа внутренних причин непосредственно зависит от организации  работы на самом предприятии.

Внутренние факторы риска наступления  банкротства, обусловленные ошибочными действиями менеджмента, как показывает практика стран с развитой рыночной экономикой, являются причинами до 80% случаев экономической несостоятельности  компаний.

К основным внутренним факторами относят:

    • организационные недостатки при создании субъекта предпринимательской деятельности;
    • чрезмерно быстрое расширение бизнеса;
    • самоуспокоенность и отсутствие долгосрочной концепции развития;
    • низкую квалификация управленческого персонала;
    • недостаток собственного капитала;
    • неэффективную производственно–коммерческую и инвестиционную деятельность;
    • низкий уровень используемой техники, технологии и организации производства;
    • неэффективное использование ресурсов;
    • нерациональное распределение прибыли.

Банкротство чаще всего является результатом  совместного и одновременного воздействия  всех причин.

Наиболее сильное влияние на финансово–хозяйственную деятельность предприятия оказывает современное состояние российской экономики и множество проблем, которые еще не решены. К таким проблемам можно отнести:

    • инфляцию,
    • безработицу,
    • просроченные кредиторские задолженности,
    • высокий удельный вес расчетом бартером,
    • бюрократизм и другие.

В основу современного подхода по практике использования института  банкротства положено представление  о том, что с точки зрения общества в целом, прежде всего, необходимо попытаться сохранить функционирующее предприятие, а не удовлетворить претензии кредиторов путем распродажи его имущества. В результате развития системы регулирования отношений должников и кредиторов к настоящему времени сформировался институт банкротства, обладающий следующими характеристиками:

    • приоритет интересов общества в целом перед интересами должника или отдельных кредиторов;
    • сбалансированность защиты интересов кредиторов, должника, работников и иных заинтересованных лиц;
    • ориентация на предоставление компании возможности дальнейшего осуществления деятельности в целях сохранения рабочих мест и защиты инвестиций, а не на ее ликвидацию;
    • защита и обеспечение повышения стоимости активов должника;
    • использование института банкротства в отношении как юридических лиц, к которым применяются процедуры реорганизации и ликвидации, так и физических лиц, которые после реструктуризации задолженности освобождаются от долгов.

Таким образом, институт банкротства  оказывает сильное стимулирующее  воздействие на экономических агентов  – дебиторов и кредиторов, что, в свою очередь, благотворно сказывается на функционировании всей экономики. Это один из важнейших элементов рыночной экономики, который должен побуждать менеджмент предприятий к эффективной работе, обеспечивать реализацию интересов кредиторов, собственников, государства, способствовать вытеснению неэффективных структур и повышению конкуренции. Основные черты института банкротства задаются действующим законодательством о несостоятельности и сложившейся в системе права государства институциональной структурой. Принимая во внимание тот факт, что институт несостоятельности (банкротства) в настоящее время динамично развивается, небезынтересным представляется обращение к историческому наследию, касающемуся данной проблемы. Исторический опыт доказывает, что отношения банкротства могут иметь место только в государствах с развитым рыночным укладом экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ СТАДИЙ ПРОЦЕДУРЫ ПРИЗНАНИЯ БАНКРОТСТВА (ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ) СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ


 

При рассмотрении дела о банкротстве  должника - юридического лица применяются  следующие процедуры банкротства:

    • защитный период;
    • конкурсное производство;
    • мировое соглашение;
    • иные процедуры банкротства, предусмотренные настоящим Законом.

При рассмотрении дела о банкротстве  должника - индивидуального предпринимателя  применяются следующие процедуры  банкротства:

    • конкурсное производство;
    • мировое соглашение;
    • иные процедуры банкротства, предусмотренные настоящим Законом.

Конкурсное производство включает следующие процедуры:

    • санацию;
    • ликвидационное производство.

В течение защитного периода  временный управляющий обязан принимать  меры по обеспечению сохранности  имущества должника; устанавливать  кредиторов должника и определять размеры их требований; проводить анализ финансового состояния должника и платежеспособности должника; оказывать содействие в организации хозяйственной деятельности должника, заключении мирового соглашения; определять наличие признаков ложного или преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства; выполнять требования хозяйственного суда и представлять по окончании защитного периода в хозяйственный суд отчет о своей деятельности и заключение о финансовом состоянии и платежеспособности должника. В защитный период выясняются и возможные неправомерные действия со стороны собственника имущества или руководителя должника, либо иных лиц, имеющих право давать обязательные для должника указания, подпадающие под понятия ложного и преднамеренного банкротства.

Под ложным банкротством понимается обращение должника в хозяйственный суд при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Если эти действия будут квалифицироваться как ложное банкротство, то он должен будет возместить кредиторам ущерб (в том числе моральный), причиненный подачей заявления в суд.

Под преднамеренным банкротством Закон о банкротстве понимает банкротство должника по вине его учредителей (участников), собственника имущества или иных лиц, в том числе руководителя должника, имеющих право давать обязательные для должника указания либо иным образом определять его действия. Последствием в данном случае является возложение на этих лиц, при недостаточности имущества должника, субсидиарной (дополнительной) ответственности по его обязательствам.

На основании проведенного анализа финансового состояния должника и представленного отчета временного управляющего, хозяйственный суд выносит определение о возбуждении конкурсного производства и проводит подготовку дела к судебному разбирательству в соответствии с нормами ХПК Республики Беларусь, освобождает временного управляющего от обязанностей и назначает управляющего либо прекращает производство по делу о банкротстве должника.

Конкурсное производство представляет собой процедуру, применяемую к должнику, признанному банкротом, осуществляемую в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процессе санации, а при невозможности проведения санации, в процессе ликвидационного производства и освобождения должника от долгов. Следовательно, конкурсное производство состоит из санации и ликвидационного производства.

Санация – процедура банкротства, направленная на удовлетворение требований кредиторов в установленные сроки и восстановление платежеспособности должника путем оказания ему финансовой помощи. Санация вводится хозяйственным судом на основании решения собрания кредиторов либо по собственной инициативе суда на срок установленный законодательством, но по ходатайству собрания кредиторов или управляющего, этот срок может быть продлен. План санации разрабатывается с участием собрания кредиторов и утверждается судом.

Для восстановления платежеспособности должника законодательством предусматриваются следующие способы:

    • ликвидация дебиторской задолженности;
    • исполнение обязательств должника собственником имущества должника;
    • предоставление должнику финансовой помощи из специализированного фонда при органе государственного управления по делам о банкротстве;
    • перепрофилирование производства;
    • закрытия нерентабельных производств;
    • продажа части имущества должника;
    • уступка требования должника;
    • предоставление должнику в установленном порядке дотаций и субсидий;
    • продажа предприятия должника;
    • иные способы.

Информация о работе Стадии банкротства на предприятии