Стимулирование персонала на основе отечественного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала.
Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение

Проблемы мотивации человека в современной экономической системе 3
2. Материальное стимулирование и мотивация
2.1 Понятия и формы стимулирования персонала 8
2.2. Разработка систем материального стимулирования 13
2.3 Современные системы организация труда и заработной платы
за рубежом 19
3. Стимулирование персонала на основе отечественного предприятия 21

Заключение

Файлы: 1 файл

Контрольная ЭМП.docx

— 55.85 Кб (Скачать файл)

Содержание 

     Введение 

  1. Проблемы  мотивации человека в современной  экономической системе   3

2. Материальное стимулирование и мотивация           

2.1 Понятия и формы стимулирования персонала          8

2.2. Разработка  систем материального стимулирования         13

2.3 Современные  системы организация труда и заработной платы 

за рубежом                 19      

3. Стимулирование  персонала на основе отечественного  предприятия       21 

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Мотивированный  персонал - это залог успешной работы и поступательного движения компании для реализации ее стратегии и  упрочения положения на рынке. Поэтому  мотивация персонала является универсальной  темой, актуальность которой не уменьшается, несмотря на постоянное внимание теоретиков и практиков менеджмента.

     В современном менеджменте все  большее значение приобретают мотивационные  аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения  оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового  потенциала.

     Основная  цель процесса мотивации - это получение  максимальной отдачи от использования  имеющихся трудовых ресурсов, что  позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

     Особенностью  управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Соответственно и  меняется соотношение стимулов и  потребностей, на которые может опереться  система стимулирования. Для мотивации  сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Проблемы мотивации человека в современной экономической системе 

     Мотивационная составляющая экономической жизнедеятельности  является ее важнейшим элементом, во многом предопределяя её характер, направленность и результаты. Мотивация  в экономической сфере выходит  за рамки мотивации труда, охватывая  всю совокупность субъектов экономических  отношений, действующих на всех уровнях  воспроизводственного процесса. В данной связи исследованиям мотивации  экономической жизнедеятельности  всегда присуща высокая степень  актуальности.

     На  сегодняшний день мировой опыт показывает, что развитие экономики на любом  уровне приобретает смысл, когда  усилия предпринимателей не направлены на социальное развитие.

     В рыночных условиях при формировании социально-ориентированной рыночной экономики существенно меняются формы взаимоотношений между  работодателями и работниками. Поэтому  для успешного внедрения системы  участия персонала в управлении предприятием специалисты предлагают руководствоваться следующими принципами:

    а)участие работника в управлении, нацеленное на повышение эффективности работы всего предприятия. Должно проводиться по инициативе руководства и поддерживаться мерами кадровой политики, различными формами привлечения персонала к разработке аналогичных систем управления, что неизбежно связано с делегированием полномочий;

    б)делегирование полномочий предполагает: последовательную увязку полномочий с ответственностью при наделении персонала предприятия дополнительными правами, а также ответственность руководства предприятия за эффективную мотивацию персонала с учетом имущественно — трудовых отношений;

    в)мотивация персонала на основе имущественно - трудовых отношений должна быть подтверждена расчетами экономической 
    эффективности от ее внедрения, а также обоснованием доли вклада каждого собственника в имущество и подтверждено сертификатом или ценными бумагами предприятия.

     Научные исследования показали, что особую роль в развитии мотивации играет участие персонала в формировании прибыли и собственности предприятия. В соответствии с ГК РФ такая форма экономических отношений зависит от различных организационно-правовых форм предприятия.

     Экспериментальные исследования в области мотивации  персонала на основе имущественно - трудовых отношений показали, что  их внедрение существенно влияют на увеличение объема производства и  реализации продукции, а также на частные и общие показатели эффективности  производства.

     Существующая  система стимулирования трудовой активности в значительной мере оказалась малоэффективной  и стала одной из причин кризиса  труда. Несмотря на богатейшие природные ресурсы и огромные капиталовложения в основные фонды, экономика страны оказалась в тяжёлом состоянии.

     Наряду  с другими причинами это обусловлено  также тем, что в основе системы  стимулирования лежал тезис о  выгодности дешёвого труда. Сверх вложения в индустриализацию народного хозяйства  осуществлялись за счет минимизации  оплаты труда. Дешевый труд на самом  деле очень дорого обходится обществу. Он малопроизводителен, воспроизводит  неразвитого работника, невосприимчивого к возможности зарабатывать больше путем роста производительности труда, убивает инициативу и тем  самым препятствует НТП, консервирует низкий уровень организации и  условий труда. Такое положение  ведет к чрезмерному износу здоровья и понижению работоспособности  человека.

     Современное трудовое сознание характеризуется  отчуждением труда. Прежде всего, это касается работы в общественном производстве. Основные причины такого положения следующие:

    а)труд в общественном производстве не всегда может обеспечить нормальный уровень жизни большинству работников. Это связано как с размерами заработков, не позволяющими выйти на уровень рациональных норм поведения, так и с отсутствием необходимых потребительских товаров в государственной торговле;

    б)низкий уровень трудовой и производственной дисциплины предопределяет низкое качество продукции и высокий травматизм, а как следствие безответственного отношения к труду - низкий уровень заработной платы; в условиях ограниченности сферы мотивированного поведения работника у абсолютного большинства трудящихся практически нет возможности свободного выбора места приложения труда, степени интенсивности работы, социальной и профессиональной мобильности;

    в)многие руководители нередко делают ставку на исполнительного и безотказного работника в ущерб высокопрофессиональным и инициативным специалистам;

    г)отсутствует эффективная система стимулирования трудовой деятельности, так как в оплате труда во многом процветает уравнительность, размер заработков слабо зависит от личного трудового вклада работника в конечный результат деятельности коллектива;

    д)внутренняя противоречивость системы заработной платы ослабляет связь между размером заработка и содержательностью труда. Суть этого противоречия в том, что стимулируется, прежде всего, закрепление работников на местах с непривлекательным трудом, в результате чего оплата труда на таких местах выше, чем на рабочих местах, требующих высокой квалификации.

     Результатом отчуждения труда стала общая  трудовая пассивность. Работа в общественном производстве во многом потеряла престиж, перестала быть значимой социальной ценностью.

     Падение престижа труда, особенно в общественном производстве, привело к тому, что  значительная часть населения, не видя реальных возможностей получения благ за счет честного, добросовестного  труда, предпочитает снизить уровень  своих притязаний, ограничить свои потребности. Здесь трудовая пассивность  сочетается с потребительской пассивностью, что делает эту группу мало восприимчивой  к стимулированию.

     Одной из форм проявления трудовой пассивности  стало снижение интереса к повышению  трудовой квалификации. Снижение интереса к повышению профессионального  мастерства - одна из самых негативных тенденций, отмеченных при переходе предприятий на хозяйственный расчет.

Итак, состояние трудовой мотивации можно охарактеризовать следующими основными признаками: общая трудовая пассивность; низкая значимость общественных мотивов труда; служебного, профессионального и квалификационного роста; определение социального статуса личности в большей степени по нетрудовым критериям; желание иметь стабильную, высокооплачиваемую работу, обеспечивающую необходимый уровень потребностей, но с низкой интенсивностью труда, не требующую постоянного квалифицированного труда. Такое состояние трудовой мотивации и выражает кризис труда. 
 
 
 
 
 
 

     2 Материальное стимулирование и мотивация 

     2.1 Понятия и формы стимулирования персонала

    В свою очередь, работники организации  являются основным ее капиталом, так  как именно от них зависит достижение целей организации. Для того чтобы  работники стремились к достижению целей организации необходимо, чтобы  та, в свою очередь, мотивировала их на это. Под мотивацией в данном случае понимается процесс побуждения себя или других к деятельности для  достижения личных целей и (или) целей  организации.

    Одним из средств, с помощью которого может  осуществляться мотивирования, является стимулирование. Стимулирование –  это процесс использования различных  стимулов для мотивирования людей, где стимулы выполняют роль рычагов воздействия, вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предостовляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы не обязательно сознательно. На отдельные стимулы его реакция даже может не поддаваться сознательному контролю.

    Реакция на конкретные стимулы не одинакова  у различных людей. Поэтому сами по себе стимулы не имеют абсолютного  значения или смысла, если люди не реагируют  на них. Например, в условиях развала  денежной системы, когда практически  ничего невозможно купить за деньги, заработная плата и денежные знаки в целом  теряют свою роль стимулов и могут  быть очень ограниченно использованы в управлении людьми.

    Сущность  материального стимулирования наемных  работников заключается в следующем:

  1. это стимулирование высоких трудовых показателей наемного работника;
  2. это формирование определенной линии трудового поведения работника, направленной на процветание организации;
  3. это побуждение работника к наиболее полному использованию своего физического и умственного потенциала в процессе осуществления возложенных на него обязанностей.

    Поэтому стимулирование направлено на мотивацию  наемного работника к эффективному и качественному труду, который  не только покрывает издержки работодателя (предпринимателя) на организацию процесса производства, оплату труда, но и позволяет  получить определенную прибыль. Тогда  как полученная прибыль идет не только в карман работодателю (предпринимателю), а используется на выплату налогов  в федеральный и местный бюджеты, на расширение производства. Таким образом, стимулирование труда наемных работников не является частным делом конкретного предприятия и организации, а играет важную роль в экономическом развитии страны, в процветании национальной экономики.

    Материальное  стимулирование имеет два основных вида, учитывая предмет потребности.

  1. Материальное денежное стимулирование использует денежные средства, как стимул.

    Сюда  относятся оплата по тарифам и  окладам, премии, депремирование, штрафы и др. Предмет потребности – деньги.

  1. Материальное неденежное стимулирование управляет объектом посредством материальных благ, которые по каким – либо причинам затруднены для приобритения за деньги (жилье, путевки, др. материальные блага), т. е. Предмет потребности – набор жизненно важных для объекта материальных благ.

     Существуют  различные формы организации  материального стимулирования.

а)по степени информированности объекта управления о взаимосвязи результатов деятельности и стимулов различают опережающую и подкрепляющую формы стимулирования;

б)по учету результата деятельности при определении стимула: коллективную и индивидуальную;

в)по учету отклонения результата деятельности от нормы: позитивную (оцениваются только достижение или превышение нормы) и негативную (оценивается отрицательное отклонение от нормы);

г)по разрыву во времени между результатом и получением стимула: непосредственную (когда лаг отсутствует), текущую (стимул отстает от результата до года) и перспективную (стимул вручается пределами за года от достигнутого результата);

д)по степени и характеру конкретности условий получения стимула: общую (конкретность в оценке результатов отсутствует), эталонную (стимул вручается за достижение заранее оговоренного результата) состязательную (стимул вручается за занятое место).

     Могут быть выделены и другие принципы в  классификации форм стимулирования, но перечисленные имеют наибольшее практическое значение.

Информация о работе Стимулирование персонала на основе отечественного предприятия