Стимулирование персонала на основе отечественного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала.
Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение

Проблемы мотивации человека в современной экономической системе 3
2. Материальное стимулирование и мотивация
2.1 Понятия и формы стимулирования персонала 8
2.2. Разработка систем материального стимулирования 13
2.3 Современные системы организация труда и заработной платы
за рубежом 19
3. Стимулирование персонала на основе отечественного предприятия 21

Заключение

Файлы: 1 файл

Контрольная ЭМП.docx

— 55.85 Кб (Скачать файл)

     Многие  компании попадают в заколдованный  круг, в наличии которого они сами частично виноваты. Подчеркивая свою приверженность политике денежного  поощрения своих работников, компании стараются привлечь к работе людей, имеющих большую потребность  в деньгах, а также постоянно  стимулировать эту потребность  в процессе работы. Таким образом, в нашем обществе деньги, и без  того являющиеся символом положения, власти и признания, в рамках компании становятся чем-то большим. По мере роста признания  заслуг работника, премии и другие формы  денежного вознаграждения остаются почитаемыми символами уровня заслуг и успеха, но начинают рассматриваться  под другим углом зрения, не так, как в начале карьеры. Увеличивая роль денежных средств в процессе стимулирования трудовой активности работников, менеджеры должны быть готовы к тому, что работники могут потребовать увеличения размеров денежного вознаграждения, потребовать совершенствования системы оплаты труда и выплаты премий опять же в сторону их увеличения.

     Работу  по разработке системы материального  стимулирования следует начинать с  формирования философии в области  оплаты труда и выплаты вознаграждений по итогам работы, а также определения  места и роли материальных вознаграждений в общей системе стимулирования трудовой активности. При отсутствии подобной концепции система оплаты труда будет продолжать формировать  психологию работников в направлении  ожидания увеличения оплаты. Если основной акцент делается на материальное стимулирование, как основной показатель успеха, то руководству приходится продолжать начатую политику; хотя система выплаты  компенсаций с незначительно  смещенными акцентами может оказать  аналогичное стимулирующее воздействие, сопровождающееся даже меньшими проблемами административного плана и, возможно, меньшими затратами. Деньги, очевидно, являются самым важным стимулятором трудовой активности, однако их воздействие  определяется местом, которое материальное поощрение занимает в комплексной  системе стимулирования трудовой активности.

     Принцип равной оплаты за равный труд предусматривает  сквозные тарифные условия для работников, выполняющих одинаковую работу одной  квалификации с одной интенсивностью. При этом важно отметить, что система  не исключает дифференциацию заработков в зависимости от конкретных трудовых результатов.

     Таким образом, большое значение имеет  общая концепция оплаты труда  и поощрений, разработанная компанией. Многие ведущие компании, имеющие  такую концепцию, успешно применяют  на практике систему оплаты труда, построенную  на окладах.

     Кроме того, различия в системах материального  стимулирования могут быть вызваны  стремлением сократить величину налогооблагаемого дохода, получаемого  высокооплачиваемыми категориями  работников.

     Вопросы внутреннего и внешнего паритета в материальном – стимулировании

     Для того чтобы поддерживать состояние  удовлетворения оплатой труда у  работника, фирма должна установить примерный паритет в оплате различных  групп работников с сопоставимыми  условиями труда.

     Последствия оплаты труда по расценкам ниже средних  могут оказаться для компании плачевными, поскольку талантливые  специалисты будут предпочитать работу в других компаниях с более  высокими ставками заработной платы. Но и затраты на поддержание равенства  в зарплате также достаточно высоки. Удовлетворение всех требований, предъявляемых  конкурентной борьбой к заработной плате и системе поощрений  сотрудников, рассматривается высшими  управленческими звеньями, как крайняя  мера поддержания внешнего паритета в этой области, что само по себе является делом достаточно сложным. К примеру, выплата руководящим  и другим талантливым работникам компенсаций в форме, напоминающей «свободную оплату» в спорте, приводит к самоориентации специалистов только на карьеру и повышение собственной зарплаты.

     В то же время, среди возможных последствий  неравенства во внутренней системе  оплаты труда можно назвать разочарование  работников, снижение эффективности  их труда, а также потерю доверия  к самой системе. Неравенство  оплаты внутри организации может  привести к внутренним конфликтам, которые будут отнимать массу  времени и энергии у руководителей  организации.

     Таким образом, руководство компании всегда должно выбирать золотую середину в  вопросах эффективности материального  стимулирования как такового и поддержания  внутреннего и внешнего паритета в оплате труда своих сотрудников. Возможно, что линейные руководители готовы пожертвовать внешним и внутренним паритетом фирмы в вопросах оплаты труда с тем, чтобы привлечь в  свои подразделения наиболее талантливых  работников. Однако конкуренция достаточно дорого обходится компаниям.  

2.3 Современные системы организация труда и заработной платы зарубежем 

      На  сегодняшний день в мире существуют три системы организации труда  и заработной платы работников: японская, евро-американская и китайская.

      В соответствии с японской системой должность  работника и его заработная плата  увязывается с возрастом. Эта  система исторически сложилась  в Японии и связана с традициями этой страны. В Японии существует система  пожизненного найма, когда фирма  фактически принимает на работу будущих  выпускников колледжей и университетов, контролируя процесс их обучения. Японской системе пожизненного найма  свойственен существенный недостаток - отсутствие стимулирующей роли оплаты труда как для молодых сотрудников, которые, обладая даже высоким уровнем профессионализма, не могут повысить свой статус в организации, так и для более старших работников, которые не заинтересованы в повышении эффективности работы.

      Евро-американской системе свойственна увязка должности  и заработной платы со стажем работы в данной фирме. Отличие от японской модели состоит в том, что работники, не соответствующие занимаемой должности, обычно подлежат увольнению, а не понижению  в должности. Хотя в целом этой системе свойственны те же недостатки, что и японской: отсутствие четко  выраженной мотивации у работников к более эффективной работе. Главное - соответствовать своей должности, а с увеличением стажа работы будет и повышение в должности, и увеличение заработной платы.

      В китайской модели применяется система  дифференциации работников по результатам  экзаменов. По результатам аттестации работникам присваиваются квалификационные разряды. Тем не менее, присвоение этих разрядов носит довольно субъективный характер и осуществляется на основании  оценки прежних результатов работы, что создает отрыв от реальных результатов деятельности работника  на текущий период. Помимо этого, оценивается, как правило, не качество труда того или иного работника, а сложность  его работы, что также не стимулирует  качественный труд. Кроме того, существует определенный разрыв между разрядами, что приводит к тому, что работник, не уверенный в своих возможностях повысить  разряд, теряет мотивацию к более эффективной работе.

     3 Стимулирование персонала на основе отечественного предприятия 

      В системе стимулирования заработная плата занимает ведущее место.

    При организации заработной платы на предприятии предпринимателю необходимо руководствоваться рядом принципов:

1) заработная плата должна начисляться в соответствии с результатами выполненной работы, ее эффективностью и качеством;

2) у наемного работника должна быть материальная заинтересованность в высоких конечных результатах выполненной работы;

3) заработная плата не должна ограничиваться;

4) необходима индексация заработной платы в соответствии с инфляцией;

5) темпы роста производительности труда должны опережать рост заработной     платы;

6) система определения заработной платы должна быть простой и наглядной для сотрудников.

    Система оплаты наемных работников представляет собой комплекс, включающий в себя тарифную систему, оклады, различные  формы заработной платы, различные  доплаты и надбавки.

    Важнейшим стимулирующим фактором является установление непосредственной связи заработной платы с конечными результатами производства. Таким путем повышается заинтересованность наемных работников в конечных результатах своей  работы, так как она оплачивается за достигнутые результаты в производстве, выраженные в количестве и качестве выпущенной продукции. При этом заработная плата работников не должна ограничиваться максимальными пределами, что становится мощным стимулом повышения заинтересованности работников в эффективной работе.

    Усиление  связи оплаты наемных работников с конечными результатами должно стать основной мерой, направленной на повышение эффективности и  качества работы. Важно, чтобы фактическая  заработная плата каждого работника  была поставлена в прямую зависимость  от его личного трудового вклада в конечный результат деятельности предприятия и не ограничивалась каким-либо пределом.

    Оплата  всех категорий работников, как рабочих, так и специалистов, управленцев, должна быть достаточно простой и  наглядной. Заработок работников на практике складывается из следующих  конкретных видов оплаты труда: тариф, должностной оклад, различные премии и вознаграждения, надбавки и доплаты. Каждый работник должен хорошо знать, за что и в каких размерах ему  начисляется заработная плата. Только в этом случае он будет понимать, почему его заработок вырос или  уменьшился и что ему надо делать, чтобы повысить свою заработную плату.

    Уровень трудооплаты определяется стоимостью жизни, финансовым состоянием предприятия, уровнем заработной платы, которую выплачивают конкуренты и порядком ее государственного регулирования.

    Системы оплаты работников базируются на нескольких основаниях: уровне профессиональной квалификации, выслуге лет, объеме выполняемых  работ, сложности функций и мере ответственности, времени выполнения работы, продолжительности операций и др.

    Однако  любая система вознаграждения должна создавать у работников уверенность  и чувство защищенности. Необходимо, чтобы работники сосредотачивались  на выполнении стоящих перед ними задач, не отвлекаясь на то, как прокормить и одеть семью, обеспечить крышу над головой. Эти задачи должна решать гарантированная часть заработной платы. В то же время дополнительные средства стимулирования и мотивации призваны активно воздействовать на повышение эффективности выполнения работы.

    В современных российских условиях, когда  рухнула старая система оплаты работников, а новой системы, приспособленной  к рыночным условиям, нет на большинстве  предприятий, представляет интерес  опыт по стимулированию наемных работников, опыт оплаты работников на тех предприятиях России, которые смогли создать эффективную  систему оплаты и оценки деятельности работников и успешно применяют  ее в настоящее время.

    Одним из таких предприятий является АО «Казанское моторостроительное производственное объединение» (КМПО). В Казанском моторостроительном производственном объединении создана своя система оплаты, которая стимулирует повышение производительности труда, побуждает работников к проявлению инициативы.

    Суть  новой системы оплаты работников состоит в том, что создан дополнительный фонд заработной платы (ДФЗП). Этот фонд несет основную стимулирующую функцию. Начисляется он цехам за выполнение плана по обязательной номенклатуре в размере 30% и службам и отделам  по реализации товарной продукции в  соответствии с заключенными договорами в размере 20%. Начисление ДФЗП производится в зависимости от выполнения коэффициента качества на основании отчетных данных, предоставляемых управлением технического контроля.

    Данные  по качеству определяются по количеству брака, количеству продукции, сданной  с первого предъявления, наличию  или отсутствию нарушений технологического процесса и т.д. На основании этого  и принимается решение об увеличении или уменьшении ДФЗП по подразделениям и конкретным работникам.

    Для распределения ДФЗП среди отдельных  работников цеха, отдела, участка применяется  коэффициент трудового участия (КТУ), который определяется на основании тарифной ставки работника. Кстати, подобное определение КТУ практикуется и в развитых зарубежных странах.

    Тарифные  ставки определяются на основании норм труда, которые определяются с помощью  современной системы автоматизированного  проектирования, позволяющей установить действительно технически обоснованные нормы.

Информация о работе Стимулирование персонала на основе отечественного предприятия