Стимулирование труда персонала организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы установить, в чем заключается сущность стимулирования труда персонала организации.
Для реализации заданной цели поставлены следующие задачи:
дать понятие стимулов трудовой деятельности и их видов;
определить понятие стимулирования труда персонала организации;
дать оценку состоянию системы стимулирования труда в организациях США и России;
выявить проблемы и в соответствии с этими проблемными точками дать рекомендации и выдвинуть предложения;
изучить конкретное предприятия на предмет стимулирования труда персонала.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы стимулирования труда персонала организации 5
1.1 Понятие и виды стимулов трудовой деятельности 5
1.2 Понятие стимулирования труда персонала организации 8
1.3 Функции стимулирования труда персонала организации 11
Глава 2. Организация и стимулирование труда персонала организации зарубежный и российский опыт 13
2.1 Стимулирование труда персонала организации в США 13
2.2 Система стимулирования труда персонала организации в РФ 16
Глава 3. Организация и совершенствование стимулирования труда на предприятии на примере ООО "Империя Мебели" 22
3.1. Общая характеристика предприятия 22
3.2. Организация оплаты труда персонала 25
Заключение 29
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

В условиях  перехода к системе рыночного  хозяйствования в соответствии с  изменениями в экономическом  и социальном развитии страны, существенно  меняется и политика в области  оплаты труда,  социальной поддержки  и защиты работников. Многие функции государства по  реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда,  материального стимулирования  итогов, результатов.

Данная тема является актуальной, т.к. разработка успешных мероприятий по стимулированию  персонала на предприятии является одной из необходимых условий повышения производительности труда на предприятии, а следовательно, повышение прибыли на предприятии в целом.

Система стимулирования, встроенная в общий хозяйственный механизм, дает дополнительную возможность влиять на конкурентность предприятия. Повышение квалификационного уровня работников усложняет содержание и условия их труда, результативность оценивается по все большему числу параметров. Уменьшается интервал в целях и задачах между работником и фирмой. Повышение качества рабочей силы повышает качество труда, а оно, в свою очередь, выражается в высоком качестве произведенной продукции. Все больше осознается важность созданного товара, что именно от их труда зависит как свое, так и фирмы будущее. Стимулирование труда есть способ управления поведением социальных систем различного иерархического уровня, является одним из методов мотивации трудового поведения объектов управления.

Объектом исследования являются стимулирование труда персонала  в организации, а предметом –  тип трудового поведения персонала  в организации.

Цель данной работы установить, в чем заключается  сущность стимулирования труда персонала  организации.

Для реализации заданной цели поставлены следующие задачи:

дать понятие  стимулов трудовой деятельности и их видов;

определить  понятие стимулирования труда персонала  организации;

дать оценку состоянию системы стимулирования труда в организациях США и  России;

выявить проблемы и в соответствии с этими проблемными точками дать рекомендации и выдвинуть предложения;

изучить конкретное предприятия на предмет стимулирования труда персонала.

Структура работы такова:

в первой главе описаны  понятие стимула и его виды, чтобы понять сущность стимулирования труда и иметь возможность проанализировать данные явления;

во второй главе анализируется  состояние стимулирования труда  персонала организации США и  России;

в третьей главе анализируется стимулирование труда на примере конкретного предприятия.

При написании работы были использованы следующие методы:

метод описания;

метод сравнения;

метод анализа материала;

метод синтеза информации.

 

Глава 1. Теоретические основы стимулирования труда персонала организации

1.1 Понятие и виды стимулов трудовой деятельности

Все внешние  побуждения и элементы трудовой ситуации, которые влияют на поведение человека в сфере труда, в или иной степени  могут быть названы стимулами  широком смысле.

В отличие от других элементов  трудовой ситуации – приказов, указаний, распоряжений, ценностей и норм, непосредственно воздействующих на работника, - особенностью собственно стимулов является опосредованное воздействие. «Стимул – это побудительная причина, заинтересованность в совершении чего-нибудь»1.

При всех многообразных стимулах человек выбирает такую форму поведения, которая отвечает его сегодняшним запросам, потребностям, интересам, ценностям, т. е. стимулы включают в себя не только создание внешней ситуации выбора, но и необходимое соответствие ее внутренней структуре работника.

В современных условиях, как указывает Т. И. Заславская, человек  может выбирать стратегию своего трудового поведения между напряженной  работой, обеспечивающей высокий заработок, и ограниченным участием в общественном производстве при средней заработной плате. Кроме того, человек может предпочесть и низкую заработную плату в сочетании с возможностью находиться рядом с дефицитом. И основная часть населения комбинирует различные стратегии в зависимости от личных предпочтений и обстоятельств. При этом регулирование трудового поведения усложняется, на первый план выходят не прямые, а опосредованные способы воздействия, т. е. стимулирование труда2.

Особенность стимулов заключается  в том, что бранная работником форма поведения соответствует  целям субъекта стимулирования, целям тех, кто эту ситуацию создавал. Деятельность работника направлена на получение от предприятий определенных социально значимых благ, а функционирование предприятия основано на том вкладе, который вносит в него работник3. Таким образом, в широком смысле стимулы, рассматриваемые как особый вид взаимодействия работника и предприятия, являются обменом деятельностью.

Стимулирование труда  как способ управления предполагает использование всего многообразия существующих форм и методов регулирования трудового поведения, что требует, в свою очередь, их систематизации, выявления общего и различного между ними, выявления и разрешения противоречий между ними, обеспечения их гармоничного взаимодействия4. Как и всякая совокупность явлений, стимулы могут быть классифицированы по разным основаниям. Исходя из того, что отправным моментом в процессе стимулирования являются потребности, их содержание и служит основным критерием классификации. Потребности работника многообразны, но все они могут быть разделены на материальные и нематериальные. В соответствии с этим и стимулы делятся на материальные и нематериальные. Материальные стимулы могут быть денежными и неденежными. К денежным относятся заработная плата, различного рода премии, доплаты и надбавки. Неденежные стимулы — это путевки на отдых и лечение, условия бытового обслуживания на предприятии, предоставление жилья, обеспечение детскими учреждениями, предоставление прав на приобретение дефицитных благ. В основе своей эти блага включены в систему товарно-денежных отношений, так как являются товаром для предприятий и организаций, перечисляющих за них значительные суммы денег. Но для конкретного работника они выступают не в денежной форме или лишь частично в денежной форме. Эта группа материальных неденежных стимулов связана с воспроизводством рабочей силы.

Другая группа материальных неденежных стимулов связана с функционированием  работников в производстве. Это организация  труда, санитарно-гигиенические условия  труда. Особенностью этой группы стимулов является то, что сами по себе они не всегда непосредственно увеличивают трудовую активность, но, влияя на выбор того или иного места работы, играют роль катализатора этой активности5.

Нематериальные стимулы  более многообразны. Среди них  можно выделить социальные, моральные, социально-психологические.

Социальные стимулы связаны  с потребностями работников в  самоутверждении, а также с их стремлением занимать определенное общественное положение, следовательно, с потребностями в определенном объеме власти. Эти стимулы выражаются в возможностях участвовать в управлении производством, трудом и коллективом, принимать решения, в перспективах продвижения по социально-профессиональной лестнице, в возможностях заниматься престижными на сегодня видами труда6.

Моральные стимулы являются существенной особенностью социалистических побудительных сил трудовой деятельности. Их содержание определяется всем характером общественного строя. Моральные стимулы к труду связаны с потребностями человека в уважении со стороны коллектива, в признании его как работника, как нравственно одобряемой личности. Моральные стимулы проявляются в самых разнообразных формах. Это устная похвала, вынесение благодарности, награждение грамотами, медалями, орденами, помещение фотографии на Доску (занесение в книгу) почета, присвоение различных званий, благодарственные письма в семьи работников, формирование высокого общественного мнения по поводу достижений в труде7.

Социально-психологические  стимулы вытекают из той особой роли, которую играет общение в жизни человека. Оно является коренной потребностью и условием нормальной жизнедеятельности человека. Трудовая деятельность в общественном производстве, с одной стороны, дает возможность общения, а с другой — самореализуется только через общение. Для некоторых социальных групп (например, одинокие люди, вышедшие на пенсию) общение подчас становится едва ли не главным стимулом участия в труде, общественном производстве8. Причастность к делам трудового коллектива, принадлежность к нему способствуют удовлетворению потребностей человека в стабильности и устойчивости своего существования. Такова характеристика стимулов труда в зависимости от тех личных потребностей работников, на удовлетворение которых они направлены и удовлетворение которых возможно в сфере труда.

1.2 Понятие стимулирования труда  персонала организации

Понятие «стимулирование  труда» в социальных науках означает целенаправленное воздействие на социальный объект, обеспечивающее поддержание  его определенного состояния9. Исходя из данного определения, «стимулирование труда — это целенаправленное или нецеленаправленное воздействие на человека или группу людей с целью поддержания определенных характеристик их трудового поведения, прежде всего меры трудовой активности. При стимулировании побуждение к труду происходит через удовлетворение различных потребностей личности, что является вознаграждением за трудовые усилия»10. Теорию стимулирования труда можно свести к решению двух взаимосвязанных задач:

а)нахождению границ, в которых заработная плата, исходя из ее экономических законов, вообще может являться средством стимулирования, подчиняться целям стимулирования и управляться с точки зрения этих целей;

б)определению  тех конкретных принципов и методов  организации оплаты труда, которые  были бы наиболее эффективны в стимулировании трудовой деятельности индивидуального и совокупного работников и при этом не противоречили бы экономическим законам11.

Трудовая деятельность, как и всякая активность, характеризуется  целым рядом ценностных аспектов, которые и выступают конкретными целями в стимулировании труда, образуя его структуру. С точки зрения данной структуры, различаются недифференцированный и дифференцированный эффекты стимулирования.

Суть недифференцированного  эффекта в том, что под воздействием одного стимула (например, оплаты труда) достигаются одновременно все цели, приводятся в норму все показатели трудовой деятельности. В случае же дифференцированного эффекта стимулирования цели относительно независимы, самостоятельны, в частности это проявляется в том, что один и тот же стимул воздействует на многие аспекты труда, но в разной мере и с разными результатами12. В рамках теории стимулирования очень важен вопрос о его классификации. Возможно, выделение достаточно большого количества видов стимулирования. Обратим внимание на некоторые наиболее общие из них.

1. Пропорциональное, прогрессивное и регрессивное  стимулирование. При пропорциональном  виде стимулирования трудовая  активность основывается на постоянной  мере стимула, которая изначально  определена и принята как нормальная, удовлетворяющая; О прогрессивном стимулировании можно говорить, если трудовая активность основывается на возрастающей мере стимула; В случае регрессивного стимулирования трудовая активность основывается на убывающей мере стимула, поскольку во времени происходит адаптация к самой трудовой активности13.

2. Жесткое и  либеральное стимулирование. Жесткое  стимулирование основано преимущественно  на принуждении человека к  затратам усилий. Механизмом принуждения  является ориентация на некий  ценностный минимум. Либеральное стимулирование основано преимущественно на привлечении человека к затратам усилий. Механизмом привлечения является ориентация человека на некий ценностный максимум14.

3. Актуальное  и перспективное стимулирование. Если актуальное стимулирование связано со значением оплаты труда как источника повседневного существования, то перспективное направлено на удовлетворение более глубоких инстинктов собственности, власти, социального продвижения и стабильности15. Важная проблема теории и практики — соотношение стимулирования труда и такого механизма регуляции поведения людей, как социальный контроль. Социальный контроль — элемент социальных институтов, который обеспечивает следование социальным нормам, правилам деятельности, соблюдение нормативных требований и ограничений в поведении. Он необходим для обеспечения позитивных изменений в поведении людей. Существуют представления, согласно которым контроль и стимулирование — противоположные факторы трудовой деятельности16. Контроль является своеобразным насилием, принуждением, а стимулирование — это добровольная активность, основанная на личной экономической заинтересованности. В действительности, соотношение несколько иное17. Необходимость контроля — это недостаток материально-экономического стимулирования труда по сравнению с социальными и моральными мотивами к труду18. Если работнику свойственно творческое и ответственное отношение к работе, о необходим лишь фрагментарный контроль ради поддержания работоспособности и настроения. В жизни контроль обязателен и необходим в рамках материального стимулирования. Он является стимулом к труду, воспитывает правильное к нему отношение, если осуществляется правильно и справедливо.

1.3 Функции стимулирования труда  персонала организации

Более обстоятельное  выявление места и роли стимулирования в общем, механизме регуляции трудового поведения требует определить его функции по отношению к этому поведению. Можно выделить экономическую, социальную, социально-психологическую и нравственную, воспитательную функции стимулирования труда. Экономическая функция заключается в том, чтобы содействовать повышению эффективности производства, решению тех конкретных задач, которые на каждом историческом этапе стоят перед экономикой. Эта функция служит предметом экономической науки. Экономическая функция предполагает совершенствование распределительных отношений. Одна из актуальных проблем более полной реализации этой функции — дифференциация заработной платы в зависимости от реальных различий в труде, в его результатах19.

Информация о работе Стимулирование труда персонала организации