Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 14:13, контрольная работа
Сотрудники в организации объединены в различные коллективы (структурные подразделения, проектные группы под конкретную цель и т.д.). Для получения общего результата коллективной деятельности необходимо осуществлять взаимодействие между работниками, заключающееся в коммуникации между ними, и дальнейшую интеграцию результатов выполнения функций в единый общий результат. Успешность коммуникации и интеграции результата существенно зависит от поведения членов коллектива, которое может быть конструктивным, способствующим коммуникации и интеграции результата, или деструктивным, разрушающим нормальную коммуникацию и препятствующим интеграции результата.
Введение 3
Мотивационные типы 4
Системы материального стимулирования труда 9
Заработная плата как метод материального стимулирования 10
Сдельная и повременная формы оплаты труда 12
Премия как метод материального стимулирования 13
Бонус – как метод материального стимулирования труда 14
Участие в прибылях и в собственности предприятия 15
Недостатки системы материального стимулирования труда 18
Заключение 20
Список литературы 21
Содержание
Введение 3
Мотивационные типы 4
Системы материального стимулирования труда 9
Заработная плата
как метод материального
Сдельная и повременная формы оплаты труда 12
Премия как
метод материального
Бонус – как
метод материального
Участие в прибылях
и в собственности предприятия
Недостатки системы материального стимулирования труда 18
Заключение 20
Список литературы 21
Введение
Каждая организация состоит
из людей. Каждый человек является субъектом,
то есть имеет интересы и возможности.
Возможности работника — это
его профессиональные знания, умения
и навыки. Последние две составляющие
часто называются профессиональным
опытом. Здесь мы не будем отделять
профессиональные знания и опыт от
личностных и физиологических
Интересы, представляя собой проявление системы ценностей, определяют предпочтения (склонность) субъектов по отношению, в частности, к производственной деятельности. Одна из крайних точек зрения на отношения между интересами субъекта и деятельностью заключается в том, что субъект делает только то, что он хочет, то есть то, что соответствует его интересам. Системы стимулирования персонала работают именно с данным аспектом поведения работников как субъектов.
Сотрудники в организации объединены в различные коллективы (структурные подразделения, проектные группы под конкретную цель и т.д.). Для получения общего результата коллективной деятельности необходимо осуществлять взаимодействие между работниками, заключающееся в коммуникации между ними, и дальнейшую интеграцию результатов выполнения функций в единый общий результат. Успешность коммуникации и интеграции результата существенно зависит от поведения членов коллектива, которое может быть конструктивным, способствующим коммуникации и интеграции результата, или деструктивным, разрушающим нормальную коммуникацию и препятствующим интеграции результата.
В значительной степени поведение человека зависит от его личностных особенностей, обобщенно называемых характером. Характер определяет предрасположенность работника к выполнению определенных видов деятельности, что также должно учитываться при распределении должностных обязанностей.
Характер и интересы субъекта определяют его отношение к тем или иным событиям и тем самым определяют его реакцию (ответное поведение) на них. Таким образом, порождая определенные события, можно вызвать необходимую ответную реакцию, то есть формировать поведение человека в группе. Именно в этом заключается стимулирование. Поскольку две составляющие части, определяющие поведение человека — характер и интересы — разнообразны, система стимулирования должна учитывать это разнообразие, подстраиваться под него. Это определяет постановку задачи — исходя из анализа интересов и характера членов трудового коллектива, построить такую систему стимулирования, которая вызывала бы предельно конструктивное поведение, обеспечивающее эффективную коммуникацию и достижение совокупного результата деятельности коллектива.
Мотивационные типы
Мотивация — это внутреннее свойство человека, составная часть его характера, связанная с его интересами и определяющая его поведение в организации.
Стимул — это некоторое воздействие на человека, целью которого является направить его деятельность, скорректировать поведение в организации.
Существует несколько
мотивационных типов, каждый из которых
описывает характерное
Мотивационные типы можно разделить на два класса:
Можно представить следующую диаграмму (рис. 1), показывающую влияние стимула (воздействия) на человека с мотивацией из того или иного класса.
Рис. 1. Влияние стимулирования на поведение человека при различном типе и степени мотивации
Проанализируем приведенный график.
На горизонтальной оси точки соответствуют степени мотивации. Чем больший результат желателен для человека с достижительной мотивацией, тем правее лежит точка, описывающая степень мотивации (в правой половине графика). Соответственно, чем нежелательнее воздействие при избегательной мотивации, тем левее лежит соответствующая точка на оси (в левой половине).
На человека оказывается
стимулирующее воздействие. Оно
может быть как адекватным, так
и неадекватным. В случае предельно
адекватного стимула поведение
человека предельно активно (конструктивно)
— соответствующая точка лежит
на кривой в верхней половине графика.
Чем более стимул отличается от предельно
адекватного, тем ниже лежит точка,
описывающая поведение
В правом верхнем квадранте
графика кривая имеет насыщение
— переход к более высокой
степени мотивации при
В левой части рисунка кривые имеют такой же характер, но уровень насыщения существенно ниже, чем для достижительной мотивации. Это объясняется тем, что:
— во-первых, психологически нарастание страха ограничено и быстро достигает порога;
— во-вторых, в арсенале организации
возможности наказания
— в-третьих, имеется важная особенность — чтобы применить наказание (санкцию), надо доказать отклонение в поведении человека от требуемого, а для доказательства имеются ограниченные возможности.
Последний тезис проиллюстрируем следующим примером. Менеджеру по продажам дается задание продать 10 единиц товара за определенный период. При невыполнении задания применяется санкция. Практика показывает, что менеджер будет продавать (условно) 9 единиц. Это обусловлено тем, что перевыполнять задание ему невыгодно — он ничего от этого не приобретает, и, напротив, несет риск увеличения задания. Сильно недовыполнить нельзя последует санкция. А немножко недовыполнить можно — с одной стороны, невозможно доказать, что это явилось следствием его деятельности, а не сложившейся внешней конъюнктуры («я делал все возможное, но...»), а с другой стороны, есть шанс снижения задания и облегчения своей деятельности.
Однако в левом нижнем квадранте имеется еще одна линия возможной реакции на неадекватную систему стимулирования при избегательной мотивации — линия «бунта», срыва управляемости и разрушения организации. Обычно это наблюдается при наличии сильного неформального лидера (профсоюзного лидера, внутреннего неглавного собственника, руководителя, конфликтующего с другими руководителями и т.п.) и при значительном попустительстве (недостаточности наказания).
Каждый человек представляет
собой сочетание всех или некоторых
из мотивационных типов в
Различают следующие «чистые» типы мотивации:
- люмпенизированный (избегательный класс);
- инструментальный (достижительный класс);
- профессиональный (достижительный класс);
- патриотический (достижительный класс);
- хозяйский (достижительный класс).
Обозначим каждый тип мотивации кодом (по первым двум буквам):
ЛЮ — люмпенизированный тип;
ИН — инструментальный тип;
ПР — профессиональный тип;
ПА — патриотический тип;
ХО — хозяйский тип.
Каждый человек с точки зрения его мотивации представляет собой сочетание в некоторых пропорциях пяти чистых мотивационных типов (рис.2)
Рис. 2. Человек, как сочетание чистых мотивационных типов
1. Люмпенизированный тип. Относится к избегательному классу мотивации.
Характеристика:
- все равно, какую работу выполнять, нет предпочтений;
- согласен на низкую оплату, при условии, чтобы другие не получали больше;
- низкая квалификация;
- не стремится повысить квалификацию, противодействует этому;
- низкая активность и выступление против активности других;
- низкая ответственность, стремление переложить ее на других;
- стремление к минимизации усилий.
2. Инструментальный тип. Относится к достижительному классу мотивации.
Характеристика:
- интересует цена труда, а не его содержание (то есть труд является инструментом для удовлетворения других потребностей, отсюда и название этого типа мотивации);
- важна обоснованность цены, не желает «подачек»;
- важна способность обеспечить свою жизнь самостоятельно.
3. Профессиональный тип. Относится к достижительному классу мотивации.
Характеристика:
- интересует содержание работы;
- не согласен на неинтересные для него работы сколько бы за них не платили;
- интересуют трудные задания — возможность самовыражения;
- считает важной свободу в оперативных действиях;
- важно профессиональное признание, как лучшего в профессии.
В характере человека всегда присутствует смесь нескольких мотивационных типов, поэтому утверждение «сколько бы за них не платили» для конкретного реального человека не работает — при высокой объявленной цене труда может проявиться инструментальная составляющая его мотивации, и он согласится выполнять предлагаемую работу.
4. Патриотический тип. Относится к достижительному классу мотивации.
Характеристика:
- необходима идея, которая будет им двигать;
- важно общественное признание участия в успехе;
- главная награда — всеобщее признание незаменимости в фирме.
5. Хозяйский тип. Относится к достижительному классу мотивации.
Характеристика:
- добровольно принимает на себя ответственность;
- характеризуется обостренным требованием свободы действий;
- не терпит контроля.
Системы материального стимулирования труда
Стимулирование как способ
управления трудовым поведением работника
состоит в целенаправленном воздействии
на поведение персонала
В широком смысле слова стимулирование - это совокупность требований и соответствующая им система поощрений и наказаний. Стимулирование предполагает наличие у органов управления набора благ, способных удовлетворить значимые потребности работника и использовать их в качестве вознаграждения за успешную реализацию трудовых функций.
Основной целью управления
стимулированием труда является
обеспечение роста доходов
Несмотря на то, что большинство
исследователей отмечает многоаспектность
стимулирования как составляющей части
мотивации, то есть наличие разнообразных
форм, методов и средств