Страхование социальных рисков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 21:56, контрольная работа

Описание работы

Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи прогрессивным, по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.

Содержание работы

1.Сущность, структура и содержания социальной защиты
ВВЕДЕНИЕ
1.1 Современное положение социального обеспечения в России
1.2 Сущность социальной защиты населения
1.3. Государственная политика в области социальной защиты
1.4. Перспективы развития социальной защиты населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
2. Понятие и методы выявления риска.
Ведение
2.1.Понятие риска.
2.2 Общая характеристика системы управления риском.
2.3. Свойства системы управления риском.
2.4. Основные принципы управления рисками.
Список используемой литературы.
3. Проблемы обоснования страхового тарифа и его дифференциации по степенью профессионального риска.

Файлы: 1 файл

Страхование социальных рисков.docx

— 50.32 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

1.Сущность, структура и содержания социальной защиты

ВВЕДЕНИЕ                                                                                          

1.1 Современное положение социального обеспечения в России    

1.2 Сущность социальной защиты населения                                     

1.3. Государственная политика в области социальной защиты         

1.4. Перспективы развития социальной защиты населения               

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                    

Список используемой литературы    

2. Понятие и методы выявления риска.       

Ведение                                  

2.1.Понятие риска.

2.2 Общая характеристика системы управления риском.

2.3. Свойства системы управления риском.

2.4. Основные принципы управления рисками.

Список используемой литературы.

3. Проблемы обоснования страхового тарифа и его дифференциации по степенью профессионального риска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в  социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи прогрессивным, по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном мире стали  управляемыми лишь спустя десятилетия.

Осуществляющиеся преобразования, нарушившие существовавший более полувека экономический уклад, затронули  коренные интересы всего населения  и потребовали неотложного формирования принципиально новой социальной политики. Сложность заключается  в том, что социальная политика не может ориентироваться на краткосрочные  задачи, она должна определять стратегические направления, которые, естественно, могут  подвергаться тактическим корректировкам, но в целом она должна быть цельной, разумной, рациональной и эффективной  и формироваться с учетом исторических условий и национальных особенностей, политики и экономической ситуации, культурных традиций. Социальная политика носит, кроме того, консервативный и  инновационный характер. Консервативность заключается в том, что она  как бы сохраняет то, что уже  достигнуто в социальной сфере и  передает это тем, кто нуждается  в социальном вмешательстве. Инновационность - это то, что политика должна адаптировать социальные структуры к происходящим изменениям.

В условиях России это означает, что  должен максимально использоваться имеющийся опыт и существующая инфраструктура, что и послужит базой для формирования новой концепции социального  обеспечения.

При формировании социальной стратегии  и политики особое значение приобретает  политический аспект социальной защиты. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы  оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а  не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в социальной сфере  призваны укреплять доверие к  руководству страны со стороны населения, и они же должны содействовать  снижению социальной напряженности.

1.  Современное положение  системы социального обеспечения в России.

Система социального обеспечения  каждой страны имеет свои характерные  особенности в связи с конкретными  социально-экономическими условиями. Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации и представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных мер.

В основном в Российской Федерации  социальная защита нетрудоспособных и  малообеспеченных групп населения  осуществляется по двум основным направлениям - социальное обеспечение и социальная помощь.[2]

 Социального обеспечения в  России включает в себя следующие  виды:

- пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные):

- пособия (временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным  и одиноким матерям, на детей  в малообеспеченных семьях и  военнослужащих срочной службы, инвалидов детства и др.);

- содержание и обслуживание  престарелых и инвалидов в  специальных учреждениях (домах-интернатах):

профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов:

- протезно-ортопедическую помощь

врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов

- льготы и преимущества инвалидам.

 И хотя всей системе социального  обеспечения присущи общие черты,  но в то же время каждый  вид имеет свои особенности.

Эффективность работы социальной системы  во многом зависит от продуманности  механизма финансирования. Выплаты  по социальному страхованию производятся из страховых фондов, в которых  сосредотачиваются собранные в  виде налогов средства. А государственные  вложения осуществляются за счет ассигнований из бюджетных средств (республиканских  и местных бюджетов). В итоге, средства на социальное обеспечение сосредоточиваются, прежде всего, в государственной  службе и в фонде социального  страхования.

Существующая система социальных служб  включает государственную, муниципальную и негосударственную службу. Все социальные службы ориентированы, прежде всего, на обеспечение нуждающихся лиц различными видами социальных услуг.

В зависимости от ориентации социальных служб различаются функции ими  осуществляемые, которые были сгруппированы  следующим образом:

а) собственно функция социальной помощи, которая включает в себя как учет, выявление лиц нам  и профилактику бедности и надомные услуги нуждающимся и т. д.;

б) функция консультирования включающая консультации специалистов по различным вопросам, касающихся социальных аспектов;

в) функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд;

г) функция участия, которая предусматривает  разработку чрезвычайных программ и  помощь по преодолению последствий  стихийных бедствий и социальных конфликтов.

Следует отметить важность следующих  четырех принципов:

- принципа приоритета государственных  начал в организации социальной  службы и гарантировании прав  граждан на получение социальных услуг:

- принципа опоры на общественное участие:

- принципа территориальности:

- принципа информированности: означающего  право на сбор информации и  сведений, необходимых социальным  службам для выполнения их функций.

Также необходимо отметить для успешного  функционирования системы социального обеспечения роль системы управления социальной службой. В настоящее время управление социальной службой осуществляется органами социальной защиты населения совместно с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и иными органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.[4] В перспективе большую помощь по координации деятельности по социальному обслуживанию населения может осуществлять местная администрация, состоящая из депутатов, представителей заинтересованных организаций, финансовых и спонсорских кругов.

 

2. Сущность социальной защиты населения

Система социальной защиты населения  как особый социальный институт находится  в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные  значения. В новых экономических  условиях он заменил термин «социальное  обеспечение», использовавшийся в советской  экономике, где он характеризовал специфическую  организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно  государством.

В современных условиях потребовалось  развитие других организационно-правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был  введен термин «социальная защита», который давно использовался  в мировой практике.

Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, в международном контексте обычно имеет дело с установленными законодательством  категориями граждан, которые в  силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют  достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты таким гражданам при наступлении установленных законодательством неблагоприятных событий предоставляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной формах, а также в форме различного рода услуг. Кроме того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. Социальная защита осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др. Использование тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью.

Вместе с тем социальная защита, являясь по своему функциональному  характеру достаточно целостной  системой, представляющей собой самостоятельный  социальный институт, имеет специфические  особенности, связанные с технологиями оказываемых ею услуг. Технология предоставления пенсий существенно отличается от технологии оказания медицинской помощи, социально-реабилитационных технологий или технологий обеспечения  безработных граждан.

Для осмысления состояния развития института социальной защиты в России и выработки национальной политики в отношении путей его дальнейшего  развития в нашей стране представляется необходимым прежде всего отметить, что, хотя такой институт в России имеется и играет исключительно важную роль в жизни российских граждан, его развитие в определенной степени осуществляется стихийно, без должного представления о том, какие задачи и каким образом он должен решать и какова должна быть его организационная структура, с точки зрения как организации системы правовых норм, так и административной структуры данного института, призванной разрабатывать и осуществлять на практике правовые нормы данного института.

Кроме того, следует отметить, что, несмотря на фактическое существование  системы социальной защиты в России и ее достаточно бурное развитие, она еще не принята общественным сознанием в нашей стране в качестве самостоятельного социального института. В связи с этим сфера ее деятельности существенно сужается. На практике в функции органов государственной власти, имеющих в своем названии слова «социальная защита», таких, как бывшее Министерство социальной защиты населения Российской Федерации или министерства, комитеты или управления социальной защиты субъектов Российской Федерации, не входят многие функции, которые по определению должны входить в сферу их компетенции. В принятой в 1997 г. Правительством Российской Федерации Программе социальных реформ на 1997 — 2000 гг. понятие «социальной защиты» сводится лишь к вопросам социального обслуживания населения, социальной защите инвалидов, социальным пособиям, компенсационным выплатам, стипендиям, а также к социальной поддержке граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку.

 

Отсутствие общего представления  о характере института социальной защиты и его содержании, естественно, ведет к смешению и вольному толкованию разнообразных категорий, терминов и понятий, служащих для раскрытия  смысла данного института,

В советский период, в связи со слабой теоретической проработкой  социальной защиты как социального  института, термин «социальное обеспечение» использовался в широком смысле для определения всей совокупности социально-экономических отношений  в стране, касающихся вопросов социальной защиты, и в этом смысле он определял  весь институт социальной защиты, получивший название «право социального обеспечения». Одновременно, термин «социальное обеспечение» в узком смысле использовался для определения системы отношений в области социальной защиты, связанных с предоставлением отдельных видов обеспечения за счет средств государственного бюджета.

В стране, вставшей на путь развития рыночной экономики, термин «социальное обеспечение», отражающий специфику организации  социальной защиты в централизованно  планируемой системе хозяйства, не может использоваться для определения ни всей совокупности социально-экономических отношений в сфере социальной зашиты, ни ее административных структур с новыми функциями. Поэтому термин «социальное обеспечение» был в значительной степени вытеснен из практической сферы новым термином «социальная защита».

Термин «социальная защита»  в наибольшей степени соответствует  сущности данного социального института, хотя термин «социальное обеспечение» продолжает существовать как «право социального обеспечения».

Социальная защита также предусматривается  в отношении семей с низкими  душевыми доходами, не обеспечивающими  общественно необходимого прожиточного минимума, результатом чего обычно является отсутствие средств существования  или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг (средств реабилитации, оплаты жилья, лечения).

Социальная защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, а также путем оказания различного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь  как компенсационный, так и предупредительный  профилактический характер.

Одной из государственно-правовых форм социальной Защиты является непосредственно  государственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Основные признаки непосредственного  государственного обеспечения —  финансирование расходов за счет государственного бюджета и установление категорий  обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения  в соответствии с приоритетами, определяемыми  органа- ми государственной власти.

 

Непосредственное государственное  обеспечение в странах с рыночной экономикой имеет достаточно ограниченные масштабы применения.

Другой организационно-правовой формой социальной защиты является социальное страхование, которое широко используется в абсолютном большинстве стран  с рыночной экономикой в отношении  многих видов социальной защиты. В  его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного  и добровольного страхования.

Финансирование выплат по социальному  страхованию осуществляется за счет страховых взносов работающих граждан  и их работодателей, выплачиваемых, как правило, в равных долях. В  финансировании систем социального  страхования иногда также участвует  государство.

В странах с рыночной экономикой также активно используется такая  организационно-правовая форма социальной защиты, как социальная помощь. Она  носит адресный характер и предоставляется  лицам после проверки их нуждаемости, если они не имеют других источников существования.

Информация о работе Страхование социальных рисков