Страхование в системе финансовых отношений: сущность и роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 02:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение особенностей развития страхования в системе финансовых отношений Республики Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
изучить сущность страхования в системе финансовых отношений;
провести анализ функционирования страхового рынка в Республике Беларусь.
выявить проблемы и разработать пути развития страховой деятельности в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

strakhovanie_v_sisteme_fin_otnosheny-11.doc

— 1.31 Мб (Скачать файл)

 

 Примечание - Источник [20, с. 13]

Самой прибыльной компанией традиционно стал Белгосстрах, чистая прибыль которого составила 141 872,9 миллионов белорусских рублей, или 25% от чистой прибыли всех страховых организаций Беларуси.   На втором месте по размеру прибыли находится РДУСП «Стравита», чистая прибыль компании составляет 104 772 млн рублей, или 18,5% от чистой прибыли всех страховых организаций Беларуси. Замыкает тройку лидеров Белорусская национальная перестраховочная организация, чистая прибыль компании составила 77 187,8 миллиона белорусских рублей, что составило 13,6% от чистой прибыли всех страховых организаций страны [20, с. 13].

Прибыльность страховых организаций за первое полугодие 2013г. представлена на рисунке 2.6

 


Рисунок 2.6 - Совокупная чистая прибыль страховых компаний за первое полугодие 2013г.

  Примечание - Источник [4, с. 21]

По размеру полученной прибыли за первое полугодие 2013г. лидирует Белгосстрах. Следующий за ним  по количеству собранных взносов Белэксимгарант оказался только на восьмом месте по размеру полученной прибыли. Третье место по взносам у ТАСК, но по прибыли он только шестой. Четвертый по взносам Промтрансинвест оказался на четвертом месте по прибыльности. Белнефтестрах, пятый по взносам и четвертый по прибыльности. Би эндБи иншуренс Ко по количеству взносов занимает шестое место, но по прибыльности только восемнадцатый [4, с. 21].

 

 

2.2 Показатели функционирования  страхового рынка

 

Отметим, что страховая премия (страховой взнос) представляет собой плату за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или законом. Рост страховых взносов за 2010-2012гг. был зафиксирован практически во всех сегментах рынка, правда, в одних он оказался больше, чем в других. Уверенно росли страховые взносы по добровольному личному страхованию, например рост премий по страхованию медицинских расходов и страхованию от несчастных случаев увеличился за год в 1,5 раза. Уверенный рост показали собранные премии по добровольному страхованию жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов и прочих видов личного страхования.  Динамика страховых премий за 2010-2013гг. представлена на рисунке 2.7.

 

Рисунок 2.7 - Динамика страховых премий за 2010-2013гг.. млрд.руб. 

Примечание - Источник [4, с. 21]

Отметим, что за 2010 год действующими страховыми организациями республики получено страховых взносов по прямому страхованию и сострахованию на сумму 1342 млрд. рублей. Прирост поступлений за 2010 год по сравнению с 2009 годом в действующих ценах составил 226,8 млрд. рублей, или 20,3 %. За 2011 год действующими страховыми организациями республики получено страховых взносов по прямому страхованию и сострахованию на сумму 2365,6 млрд. рублей. Прирост поступлений за 2011 год по сравнению с 2010 годом в действующих ценах составил 1 023,6 млрд. рублей, или 76,3 %. За 2012 год страховыми организациями республики получено страховых взносов по прямому страхованию и сострахованию на сумму 4337,6 млрд.рублей. Прирост поступлений за 2012 год по сравнению с 2011 годом в действующих ценах составил 1 972,0 млрд.рублей, или 83,4%. За 1-е полугодие 2013 года страховые взносы по прямому страхованию и сострахованию составили 3365,1 млрд.рублей. Прирост страховых взносов за 1-е полугодие 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года составил 1 398,1 млрд.рублей, или 71,1% в текущих ценах [4, с. 21].

Рисунок 2.8 - Динамика страховых взносов по добровольным видам страхования за 2010-2013гг.. млрд.руб.  

Примечание - Источник [5, с. 25]

По добровольным видам страхования получено страховых взносов на сумму 669,4 млрд. рублей. Удельный вес добровольных видов страхования в общей сумме полученных страховых взносов составил 49,9 % (за 2009 год – 46,4 %). В структуре поступления страховых взносов по добровольным видам страхования на долю каждого вида страхования приходится: личное страхование – 25,2 % от суммы взносов по добровольным видам страхования, имущественное страхование – 68,1 %, страхование ответственности – 6,7 %. По добровольным видам страхования получено страховых взносов на сумму 1142,9 млрд. рублей. Удельный вес добровольных видов страхования в общей сумме полученных страховых взносов составил 48,3 %. В структуре поступления страховых взносов по добровольным видам страхования на долю каждого вида страхования приходится: личное страхование – 24,0 % от суммы взносов по добровольным видам страхования, имущественное страхование – 67,6 %, страхование ответственности – 8,4 %. По добровольным видам страхования получено страховых взносов на сумму 2123,9 млрд.рублей. Удельный вес добровольных видов страхования в общей сумме полученных страховых взносов составил 49,0%. В структуре поступлений страховых взносов по добровольным видам страхования на долю личного страхования приходится 25,1%; имущественного страхования – 68,4%, страхования ответственности – 6,5%. Страховые взносы по добровольным видам страхования за 1-е полугодие 2013 года составили 1984,3 млрд.рублей. Удельный вес добровольных видов страхования в общей сумме страховых взносов составил 59,0%. В структуре страховых взносов по добровольным видам страхования на долю личного страхования приходится 22,0%; имущественного страхования – 71,6%, страхования ответственности – 6,4%.

Рисунок 2.9 - Динамика страховых взносов по обязательным  видам страхования за 2010-2013гг.. млрд.руб. 

Примечание - Источник [5, с. 25]

По обязательным видам страхования получено страховых взносов 672,6 млрд. рублей. Удельный вес обязательных видов страхования в общей сумме поступлений составляет 50,1 %, из них личное страхование – 42,3 % от суммы собранных страховых взносов по обязательным видам страхования, имущественное – 5,6 %, страхование ответственности – 52,1 %. По обязательным видам страхования получено страховых взносов 1222,7 млрд. рублей. Удельный вес обязательных видов страхования в общей сумме поступлений составляет 51,7 %, из них личное страхование – 36,6 % от суммы собранных страховых взносов по обязательным видам страхования, имущественное – 5,4 %, страхование ответственности – 58,0 %. По обязательным видам страхования получено страховых взносов 2213,7 млрд.рублей. Удельный вес обязательных видов страхования в общей сумме поступлений составляет 51,0%, из них личное страхование – 40,0% от суммы собранных страховых взносов по обязательным видам страхования, имущественное – 7,9%, страхование ответственности – 52,1%. Страховые взносы по обязательным видам страхования за 1-е полугодие 2013 года составили 1380,8 млрд.рублей. Удельный вес обязательных видов страхования в общей сумме страховых взносов составляет 41,0%, из них личное страхование – 38,5% от суммы страховых взносов по обязательным видам страхования, имущественное – 10,3%, страхование ответственности – 51,2% [5, с. 25].

Рисунок 2.10 - Динамика выплат страхового возмещения и страхового обеспечения за 2010-2013гг.. млрд.руб. 

Примечание - Источник [18, с. 16]

Выплаты страхового возмещения и страхового обеспечения в целом по республике за 2010 год составили 804,4 млрд. рублей. В структуре страховых выплат на долю добровольных видов страхования приходится 45,3 %, обязательных видов страхования – 54,7 %. Выплаты страхового возмещения и страхового обеспечения в целом по республике за 2011 год составили 1338,7 млрд. рублей. В структуре страховых выплат на долю добровольных видов страхования приходится 44,5 %, обязательных видов страхования – 55,5 %. За 2012 год сумма выплат страхового возмещения и страхового обеспечения составила 2064,8 млрд.рублей, из них на долю добровольных видов страхования приходится 902,1 млрд.рублей (43,7%), обязательных видов страхования – 1 162,7 млрд.рублей (56,3%). За 1-е полугодие 2013 года выплаты страхового возмещения и страхового обеспечения составили 1296,5 млрд.рублей, из них на долю добровольных видов страхования приходится 538,3 млрд.рублей (41,5%), обязательных видов страхования – 758,2 млрд.рублей (58,5%) [18, с. 16].

Рисунок 2.11 - Сведения о переданной перестраховочной премии по видам страхования в 2012 году, %

Примечание - Источник [6, с. 25]

Так же отметим, что в 2012 году РУП «Белорусская национальная перестраховочная организация» было заключено 4 749 договоров перестрахования по 43 видам страхования и получено перестраховочной премии в объеме 43 011,2 млн. руб. (что составило 45,7% от суммы перестраховочной премии, полученной в целом по республике), в том числе: - от резидентов Республики Беларусь – 41 382,8 млн. руб.;  от нерезидентов – 1 628, 4 тыс. руб. Передача значительного объема перестраховочной (ретроцессионной) премии объясняется недостаточной емкостью белорусского страхового рынка, а также условиями ряда договоров страхования, заключенных в рамках международных программ страхования [6, с.25].

Таким образом, роль страхования проявляется, прежде всего, на микроэкономическом уровне, когда договоры страхования заключаются юридическими и физическими лицами с целью защиты своих имущественных интересов. При возникновении же крупных природных или технологических катастроф, охватывающих огромные территории, нарушающих производство сотен предприятий, угрожающих жизни тысяч жителей, возмещение соответствующего ущерба через систему страхования имеет макроэкономические последствия.  В то же время в Беларуси страхование еще не стало стратегическим сектором экономики.

ГЛАВА 3

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  СТРАХОВОГО ДЕЛА  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Страховой рынок, являясь частью финансово-кредитной системы, затрагивает практически все аспекты деятельности общества и относится к важнейшим национальным приоритетам, поскольку призван способствовать обеспечению стабильного развития экономики и социальной сферы. Главным предназначением страхования является защита интересов граждан и организаций при наступлении различных неблагоприятных событий за счет средств страховых резервов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых взносов. В республике в основном создана нормативная правовая база, регулирующая отношения в сфере страхования и страховой деятельности, образован национальный институт перестраховочной защиты. В то же время для усиления защищенности граждан и организаций, формирования долгосрочных ресурсов для экономики, а также создания условий для притока иностранного капитала необходимо повысить интенсивность развития отечественного страхового рынка.

Республиканская программа развития страховой деятельности на 2011–2015 годы разработана в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 143, 1/7866) в целях определения с учетом мирового опыта механизмов обеспечения устойчивого и динамичного развития национального рынка страховых услуг, позволяющего в полной мере удовлетворять потребности экономики и общества. Республиканская программа подготовлена с учетом комплекса мер, предусмотренных в Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2012 г. № 216 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 29, 5/33370)[11, с.21]. Одним из важнейших условий обеспечения устойчивого развития и функционирования страхового рынка, роста его емкости является увеличение собственного капитала страховых организаций. Капитализация страховых организаций должно повышаться за счет внутренних и внешних источников. Внутренними источниками увеличения капитала страховых организаций будут их прибыль и инвестиции в страховую деятельность резидентов Республики Беларусь. Внешние источники увеличения капитала отечественных страховых организаций – инвестиции нерезидентов Республики Беларусь. Основными направлениями реализации данной задачи являются:

  • повышение статуса и привлекательности на международном уровне страховых организаций за счет стимулирования притока средств инвесторов и постепенного снятия ограничений по доступу иностранного капитала на страховой рынок республики;
  • создание благоприятных условий функционирования для страховых организаций всех форм собственности;
  • повышение требований к минимальному размеру уставных фондов страховых организаций.

В возмещении ущерба и смягчении последствий наступления чрезвычайных событий должны участвовать лица, ответственные за причиненный вред, страховые организации и государство. Для этого необходимо выстроить систему взаимодействия между ними, распределив доли ответственности за причинение вреда между участниками этой системы и определив размеры выплат, которые могут быть произведены с учетом наличия договора страхования и размера выплаты (ущерба).

Одним из приоритетных направлений современной экономической политики государства является обновление основных производственных фондов. Наряду с инвестированием в основные фонды субъектами хозяйствования – резидентами Республики Беларусь активно привлекаются иностранные инвестиции в рамках осуществления инвестиционных проектов. Однако, как показывает практика, не всегда реализация таких проектов предусматривает заключение договоров страхования. В этой связи необходимо принятие мер, обеспечивающих координацию работ по организации страхования рисков, возникающих в ходе осуществления инвестиционных проектов, в том числе с участием иностранного капитала.

В части развития добровольного страхования, относящегося к страхованию жизни, в первую очередь требуется дальнейшее совершенствование системы налогообложения, мотивирующей граждан на страхование жизни и юридических лиц – на осуществление страхования жизни сотрудников.

Совершенствование системы налогового стимулирования предусматривает изучение вопросов возможности применения налоговых вычетов по подоходному налогу для физических лиц, заключивших долгосрочные договоры добровольного страхования жизни, добровольного страхования дополнительной пенсии, а также рассмотрение возможности отмены ограничений по включению в состав затрат на производство товаров (работ, услуг) страховых взносов по долгосрочным договорам добровольного страхования жизни, добровольного страхования дополнительной пенсии, заключенным нанимателями в пользу своих работников.

Кроме того, необходимо, с одной стороны, проводить политику, направленную на повышение страховой культуры населения и восприятие страховых организаций как надежных защитников при чрезвычайных ситуациях, а с другой стороны – страховым организациям обеспечивать высокие стандарты качества предоставляемых услуг.

Основными направлениями обеспечения стимулирования спроса на страховые услуги, преимущественно по видам добровольного страхования, являются:

  • совершенствование порядка оказания финансовой помощи юридическим и физическим лицам в случае наступления чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф путем активного использования механизмов страхования;
  • внедрение механизма страховой защиты в инвестиционные программы, в том числе осуществляемые с участием иностранного капитала;
  • совершенствование системы налогообложения для граждан и субъектов хозяйствования, использующих инструменты страховой защиты;
  • информирование субъектов хозяйствования и населения о страховых продуктах, правах потребителей страховых услуг и их защите;
  • повышение качества и расширение спектра страховых услуг с условием максимальной защиты прав и интересов потребителей страховых услуг [4, с. 22].

Информация о работе Страхование в системе финансовых отношений: сущность и роль