Страхование в системе финансовых отношений: сущность и роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 02:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение особенностей развития страхования в системе финансовых отношений Республики Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
изучить сущность страхования в системе финансовых отношений;
провести анализ функционирования страхового рынка в Республике Беларусь.
выявить проблемы и разработать пути развития страховой деятельности в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

strakhovanie_v_sisteme_fin_otnosheny-11.doc

— 1.31 Мб (Скачать файл)

Состояние конкурентной среды на страховом рынке призвано способствовать повышению качества страховых услуг, снижению их стоимости, активному внедрению новых страховых продуктов. Для развития конкурентной среды на страховом рынке целесообразно осуществление мероприятий, направленных на создание равных возможностей для государственных и частных страховых организаций, а также на расширение присутствия иностранного капитала на отечественном страховом рынке.

Формирование конкурентной среды является комплексной задачей и предполагает реализацию следующих мер:

  • поэтапная либерализация национальной системы страхования и перестрахования;
  • повышение уровня открытости информации о деятельности страховых организаций;
  • построение системы рейтинговых оценок страховых организаций для стимулирования неценовой конкуренции между ними.

Развитие страхового законодательства должно осуществляться путем создания единой системы законодательных актов в сфере страхования, определения четких условий взаимодействия страхователей и страховых организаций, предоставления всем субъектам страховых отношений возможности защищать свои права в равной мере. Рост роли страхования должен сопровождаться повышением требований к надежности и устойчивости страховых организаций. При этом основное внимание должно уделяться степени их подверженности рискам, с которыми они сталкиваются в своей деятельности.

Главная задача развития страхового надзора, обеспечивающего повышение финансовой стабильности страхового рынка, – расширение системы требований, определяющих допустимые параметры рисков, принимаемых страховыми организациями.

Основные направления реализации задачи перехода на риск-ориентированный надзор и оценку уровня достаточности капитала страховых организаций:

  • определение ключевых рисков, присущих страховому рынку, с учетом изучения основных подходов и методов их анализа в соответствии с международными нормами;
  • сбор и систематизация данных, необходимых для определения показателей, позволяющих количественно оценить уровень подверженности страховых организаций рискам;
  • поэтапный переход на международные стандарты финансовой отчетности;
  • разработка методологической базы по расчету показателей финансовой устойчивости;
  • внедрение в практику анализа специальных методов и алгоритмов оценки рисков на страховом рынке (стресс-тестирование);
  • оценка уровня достаточности собственных средств на основе рискового подхода и расчета экономического капитала (с использованием принципов платежеспособности, разработанных Международной ассоциацией органов страхового надзора).

Кроме того, предусматривается повышение ответственности за несоблюдение страховыми организациями законодательства в части выполнения нормативов безопасного функционирования. Рост объемов полученных страховых взносов и повышение капитализации страхового рынка должны сопровождаться соответствующим развитием его инфраструктуры, повышением квалификации специалистов страхового дела, а также совершенствованием информационных технологий.

Развитие информационных технологий в страховании должно быть направлено на повышение эффективности деятельности страховых организаций, а также на расширение спектра страховых услуг, предоставляемых клиентам.  В этих целях планируется:

  • развитие сети подразделений страховых организаций, непосредственно осуществляющих реализацию страховых продуктов;
  • совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере страхования, а также проведение тематических конференций, семинаров, направленных на повышение профессионального уровня участников страхового рынка;
  • создание и развитие информационно-аналитических систем, предоставляющих возможности проведения маркетинговых исследований страховых организаций и рынка в целом, а также внедрение современных технологий в процесс продажи страховых продуктов [11, с.22].

Таким образом, реализация предложенных мероприятий позволит решить первостепенные задачи, стоящие перед субъектами страхового рынка, поднимет его на качественно новый уровень и создаст предпосылки для дальнейшего ускоренного развития. Принятие вышеуказанных мер, наряду с расширением самостоятельности коллективов страховых органов в проведении своей хозяйственной деятельности, создании гибкой организационной структуры, дальнейшее развитие хозяйственного расчета, участие страховых органов в создании акционерных обществ, организация системы перестрахования, позволяет органам государственного страхования сохранить одно из ведущих мест на страховом рынке страны в условиях его демонополизации, развития конкуренции, обеспечить надежную защиту населения, предприятий и организаций от непредвиденных событий за счет создания мощных резервных фондов, оказывать значительное влияние на укрепление денежного обращения, увеличение доходной части бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Одним из факторов непрерывности воспроизводственных процессов в стране является страхование. Оно основано на замкнутых перераспределительных отношениях по поводу объединения экономических рисков и их возмещения. Последнее осуществляется за счет передачи ответственности по несению риска его носителями — участниками страхования специализированным организациям — страховым компаниям, которые и обеспечивают компенсацию понесенных убытков за счет перераспределения аккумулированных денежных средств. Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом современного общества. Оно представляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае природных и техногенных катастроф, иных непредвиденных явлений. Страхование позволяет не только возмещать понесенные убытки, но и являются одним из наиболее стабильных источников финансовых ресурсов для инвестиций. Все это определяет стратегическую позицию страхования в странах с развитой рыночной экономикой. Главная цель страхования заключается в обеспечении непрерывности производственной, иной общественно полезной деятельности на достигнутом или достаточном уровне, а также приемлемых доходов, уровня и качества жизни людей при наступлении случайных событий с неблагоприятными или благоприятными последствиями, именуемыми страховыми случаями. Страховой рынок представляет собой сложную развивающуюся интегрированную систему, к звеньям которой относятся страховые организации, страхователи, страховые продукты, страховые посредники, профессиональные оценщики страховых рисков и убытков, объединения страховщиков, объединения страхователей и система его государственного регулирования.

Отметим, что по состоянию на 01.01.2013г. в Республике Беларусь функционирует 25 страховых организаций. По состоянию на 01.01.2013г. собственный капитал страховых организаций республики составил 2701538 млн. рублей и увеличился по сравнению с 2011г. на 18,1% с 2 701 539 млн. рублей. За рассматриваемый период 2011-2012гг. больше других собственный капитал увеличили РДУСП «Стравита» (на 394,7%), СООО «Белкоопстрах» (на 233,2%), УСП «Белвнешстрах» (на 188,3%). Отметим, что прирост поступлений за 2012 год по сравнению с 2011 годом в действующих ценах составил 1 972,0 млрд рублей, или 83,4%. За 1-е полугодие 2013 года страховые взносы по прямому страхованию и сострахованию составили 3365,1 млрд рублей. Прирост страховых взносов за 1-е полугодие 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года составил 1 398,1 млрд рублей, или 71,1% в текущих ценах. За 2012 год сумма выплат страхового возмещения и страхового обеспечения составила 2064,8 млрд рублей, из них на долю добровольных видов страхования приходится 902,1 млрд рублей (43,7%), обязательных видов страхования – 1 162,7 млрд рублей (56,3%). За 1-е полугодие 2013 года выплаты страхового возмещения и страхового обеспечения составили 1296,5 млрд рублей, из них на долю добровольных видов страхования приходится 538,3 млрд рублей (41,5%).

Предпосылками для дальнейшего развития страхового дела в Республике Беларусь являются не только наметившаяся финансовая стабилизация и оживление экономики, но и становление источников такого развития. Во-первых, укрепление негосударственного сектора экономики: частный предприниматель (собственник) в силу своей экономической обособленности от государства вынужден страховать свои риски. Во-вторых, источником спроса на страховые услуги является рост объемов и разнообразия частной собственности физических и юридических лиц. При этом важное значение имеет развитие рынка недвижимости и ипотечного кредитования жилищного строительства, а также приватизация государственного жилого фонда. В-третьих, важным источником развития страхового рынка является сокращение некогда всеобъемлющих гарантий, предоставляемых системой государственного соцстрахования и соцобеспечения. Предлагаемые к рассмотрению мероприятия по развитию страховой деятельности являются комплексными, направлены на развитие инвестиционного потенциала страховых организаций за счет развития как долгосрочных, накопительных видов страхования, так и обязательных видов, а также совершенствования государственного регулирования страховой деятельности. Кроме того, одновременно с реализацией предлагаемых мероприятий будут выполняться мероприятия предусмотренные Государственной программой развития страхового дела на 2011-2015 годы, внесены предложения по обеспечению национальных экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Достижение целей, определенных программой возможно лишь при условии реализации основных положений программы правительства по углублению реформ, особенно в части ускорения разгосударствления и приватизации собственности, формирования рынка ценных бумаг, реформирования предприятий, демонополизация и создание конкурентной среды, создание системы социальной защиты и подготовки кадров.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности»
  2. Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 531 «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов»
  3. Александрова, Т.Г. Коммерческое страхование (справочник). / Александрова Т.Г. – М.: Институт новой экономики, 2009. – 254с.
  4. Ананич, О. Развитие страхового рынка в Беларуси / О. Ананич // Страхование в Беларуси – 2013. – № 9. – С. 89.
  5. Ананич, О. Страховой рынок / Ананич О. // Директор. – 2013. – № 7. – С. 64.
  6. Воробьев, И. Страховой рынок Республики Беларусь / Воробьев И. // Страхование в Беларуси. – 2013. - № 7. – С.72.
  7. Ерш, А.Н. Некоторые проблемы страхования в белорусском законодательстве / Ерш А.Н. // Страхование в Беларуси. – 2013. - № 8. – С. 76 - 82.
  8. Коваленко, Н.Н. Правовое регулирование страхования в Республике Беларусь: Учебное пособие. / Коваленко Н.Н. – Мн.: РИВШ, 2006. – 316с.
  9. Колбасин, Д.А. Гражданское право Республики Беларусь. Особенная часть: Практ. пособие. / Колбасин Д.А. – Мн.: «Молодежное научное общество», 2009. – 487с.
  10. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь: В 2 кн. Кн. 2. / Отв. Ред. В.Ф. Чигир. – Мн.: Амалфея, 2009. – 624с.
  11. Пилипейко, М.Н. Объективные трудности в системе страхования / Пилипейко М.Н. // Национальная экономическая газета - 2013. - № 8. – С.78.
  12. Пилипейко, М.Н. Страхование для всех и для каждого. / Пилипейко М.Н. – Мн.: ЗАО «Белбизнеспресс», 2009. – 138с.
  13. Словарь страховых терминов./Под ред. Е.В. Коломина. М., 2009г.
  14. Страхование от А до Я / Под ред. Корчевской Л.И., Турбиной К.Е. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 451 с.
  15. Страховое дело. Учебник / Под ред. Л.И. Рейгмана.-М.:Рост, 2009. - 518с.
  16. Страховое дело: Учебное пособие / М.А. Зайцева, Л.Н. Литвинова, А.В. Урупин. – Мн.: БГЭУ, 2009. – 286 с.
  17. Ханкевич, Л.А. Финансовое право Республики Беларусь. / Ханкевич Л.А. – Мн.: Молодежное научное общество, 2009. – С. 236.
  18. Шахов, В.В. Развитие системы страхования в Республике Беларусь / Шахов В.В. // Белорусский рынок - 2013. - № 8. - С.71.
  19. Шахов, В.В. Страхование: Учебник для ВУЗов. / Шахов В.В. - М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 2009. - 317с.
  20. Шедова, Е. Развитие страхового рынка в 2012г. / Шедова Е.  // Страхование в Беларуси. – 2013. - №4. – С. 69.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Структура поступления страховых взносов и страховых выплат на 1 января 2013 года

Вид страхования

Страховые премии (взносы)

В % к

Страховые выплаты

В % к

общей cумме взносов

соответствующему периоду прошлого года

общей сумме выплат

соответствующему периоду прошлого года

1

2

3

4

5

6

7

ВСЕГО

4 337 589 242

100,00

183,36

2 064 765 457

100,00

154,24

Добровольное страхование, всего

2 123 877 452

48,96

185,82

902 093 040

43,69

151,37

в том числе:

           

1) личное страхование:

533 779 057

12,31

194,55

126 202 483

6,11

151,32

страхование жизни

47 081 824

1,09

223,54

10 117 063

0,49

99,53

страхование дополнительной пенсии

164 155 462

3,78

189,12

30 798 119

1,49

121,20

страхование медицинских расходов

69 404 249

1,60

197,23

36 109 046

1,75

259,35

прочие (страхование от несчастных случаев и др.)

253 137 522

5,84

192,77

49 178 255

2,38

145,06

2) имущественное страхование:

1 451 571 847

33,46

187,84

741 761 047

35,92

150,01

страхование имущества предприятий

531 306 549

12,25

207,26

308 902 957

14,96

187,69

страхование имущества граждан

639 012 221

14,73

158,14

394 482 657

19,11

132,60

страхование грузов

57 581 259

1,33

170,69

2 753 355

0,13

69,50

страхование предпринимательского риска

146 494 986

3,38

224,15

34 915 387

1,69

125,73

прочие (страхование строительно-монтажных рисков и др.)

77 176 832

1,78

582,54

706 691

0,03

105,49

   3) страхование ответственности

138 526 548

3,19

144,58

34 129 510

1,65

189,00

Обязательное страхование, всего

2 213 711 790

51,04

181,05

1 162 672 417

56,31

156,54

в том числе:

           

1) имущественное страхование:

175 213 862

4,04

265,94

53 643 509

2,60

48,47

страхование строений, принадлежащих гражданам

64 389 573

1,48

207,72

24 009 679

1,16

167,37

обязательное страхование с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы

110 824 289

2,56

317,66

29 633 830

1,44

30,76

2) личное страхование:

884 783 817

20,40

197,43

516 588 107

25,02

187,46

медицинское страхование иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в РБ

36 458 712

0,84

175,55

3 703 030

0,18

241,65

страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

846 307 309

19,51

198,85

510 980 378

24,75

187,61

обязательное государственное страхование (предусмотренное в законодательстве обязательное страхование жизни, здоровья и (или) имущества граждан за счет средств соответствующего бюджета)

2 017 796

0,05

113,86

1 904 699

0,09

114,00

3) страхование ответственности:

1 153 714 111

26,60

162,80

592 440 801

28,69

166,18

страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств

666 021 520

15,35

149,89

516 160 627

25,00

165,41

страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (договоры страхования «Зеленая карта»)

468 363 115

10,80

185,43

70 558 082

3,42

185,07

страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами

17 795 040

0,41

162,24

5 707 494

0,28

90,31

страхование ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением

1 220 876

0,03

194,47

11 985

0,00

410,74

страхование гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)

313 560

0,01

207,28

2 613

0,00

62,30

Информация о работе Страхование в системе финансовых отношений: сущность и роль