Субъекты естественных и разрешенных монополий Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 00:19, практическая работа

Описание работы

Прямое ценовое регулирование означает жесткий контроль государства за ценами. Данный метод применяется, как правило, для предприятий-производителей. В его основе лежит установление цены на продукт/услугу на базе ранее существовавших издержек производства. В связи с тем, что суть метода прямого ценового регулирования заключается в том, чтобы поддержать цены на определенном уровне, то применение данного метода не позволяет создать долгосрочные экономические стимулы для частных инвестиций. Применение данного метода является дорогостоящим, как для компании-монополиста, так и для государства. Данный метод применяется в основном тогда, когда государственные предприятия являются естественными монополистами.

Файлы: 1 файл

отчет 222.docx

— 60.88 Кб (Скачать файл)

 

                 1. Формирование и ведение Государственного реестра

субъектов естественных и разрешенных монополий

Кыргызской  Республики

                         1.1 Формирование Государственного реестра

       На основании функций, возложенных на антимонопольный орган, осуществляется формирование и ведение реестров субъектов естественных и разрешенных монополий (как республиканского, так и региональных) на основании Правил по формированию и ведению Государственного реестра

субъектов естественных и разрешенных монополий  Кыргызской Республики, включая определение  наименования продукции и установление метода (методов) регулирования. Далее, осуществляется непосредственное регулирование  монополистов, включенных в Республиканский  реестр в соответствии с Положением о порядке определении цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов  естественных и разрешенных монополий  №83 от  18 февраля 2013 года.

      В раздел «Субъекты естественных монополий» включены 11 субъектов сферы энергетики (электро - и теплоэнергия, природный газ), кроме этого, территориальные структурные подразделения Кыргызжилкоммунсоюза (22 субъекта) – итого 33. Также на основании проведенного отделом конкуренции анализа в реестр дополнительно включены 29 субъектов по передаче, распределению и продаже электроэнергии. Таким образом, всего 62 субъекта, осуществляющих деятельность в энергетической отрасли, включены в вышеуказанный раздел реестра. Для всех этих субъектов определен ценовой метод регулирования. Данный метод применен к субъектам сферы энергетики, как наиболее приемлемый на основании социальной значимости их продукции, ее идентичности, специфики производства.

     Резюмируя вышесказанное, ко всем 69 естественным монополистам применяется ценовой метод регулирования.

                         Государственный республиканский реестр

субъектов естественных и разрешенных монополий  Кыргызской Республики

 

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Наименование товара (работы, услуги) по которым хозяйствующий субъект  является монополистом

Метод регулирования

Юридический адрес хозяйствующего субъекта

Субъекты естественных монополий

1.

ОАО «Электрические станции»

производство  электроэнергии, тепловой энергии

ценовой

г.Бишкек, пр.Жибек-Жолу, 326

2.

ОАО «Национальные электрические  сети Кыргызстана»

передача  электроэнергии

ценовой

г.Бишкек, пр.Жибек-Жолу, 326

3.

ОАО «Северэлектро»

продажа и распределение электроэнергии

ценовой

Чуйская обл. Аламудунский р-н, с.Лебединовка, ул.Чкалова 3

4.

ОАО «Ошэлектро»

продажа и распределение электроэнергии

ценовой

г.Ош, ул.Раззакова,19

5.

ОАО «Востокэлектро»

продажа и распределение электроэнергии

ценовой

Иссык-Кульская обл. г.Каракол, ул.Фучика, 24

6.

ОАО «Жалалабатэлектро»

продажа и распределение электроэнергии

ценовой

г.Жалалабат, ул.Ленина, 159

7.

ОАО «Чакан ГЭС»

производство электроэнергии

ценовой

г. Бишкек, ул. Усенбаева, 194/2

8.

ОАО «Кыргызгаз»

распределение и продажа природного газа

ценовой

г.Бишкек, ул.Горького, 22

9.

СП ОсОО «КырКазГаз»

транспортировка природного газа

ценовой

г. Бишкек  ул. Байтик Батыра 3/

10.

КП «Бишкектеплоэнерго»

производство, продажа тепловой энергии

ценовой

г. Бишкек, ул. Гагарина, 74

11.

ОАО «Бишкектеплосеть»

  1. распределение и продажа тепловой энергии;
  2. техническое обслуживание внутридомовых систем теплоснабжения

ценовой

г. Бишкек ул. Жукеева-Пудовкина, 2/1

Территориальные структурные подразделения  Кыргызжилкоммунсоюза

12.

Ошское предприятие теплоснабжения

производство, распределение и продажа  тепловой энергии

ценовой

г. Ош ул, Советская, 1

13.

Ошское межрайонное производственное объединение теплоснабжения

производство, распределение и продажа  тепловой энергии

ценовой

г. Ош, ул, Голубева, 3

14.

Каракольское предприятие «Жылуулук»

производство, распределение и продажа  тепловой энергии

ценовой

г.Каракол, ул.Фучика, 26

15.

Каракольское предприятие теплоснабжения

производство, распределение и продажа  тепловой энергии

ценовой

г.Каракол, ул.Р.Люксембург, 66

16.

Балыкчинское предприятие теплоснабжения

производство, распределение и продажа  тепловой энергии

ценовой

г.Балыкчы, ул.Озерная, 212

17.

Чолпонатинское предприятие теплоснабжения

производство, распределение и продажа  тепловой энергии

ценовой

г.Чолпон-Ата, мкрн.3

18.

Бостеринское предприятие теплоснабжения

производство, распределение и продажа  тепловой энергии

ценовой

с. Бостери

19.

Карабалтинское производственное объединение электротеплоснабжения и водообеспечения

производство, распределение и продажа  тепловой энергии, водоотведение

ценовой

722030, г. Карабалта, Южная промзона

20.

Беловодское межрайонное предприятие  теплоснабжения и водоотведения

производство, распределение и продажа  тепловой энергии, водоотведение

ценовой

722040, с.Беловодское, ул. Ломоносова, 1-а

21.

Кантское предприятие теплоснабжения

производство, распределение и продажа  тепловой энергии

ценовой

г.Кант, ул.Маликова, 6

22.

Токмокское предприятие теплоснабжения

производство, распределение и продажа тепловой энергии

ценовой

722200, г.Токмок, ул.Шамсинская, 59

23.

Орловское предприятие теплоснабжения и водоотведения

производство, распределение и продажа  тепловой энергии, водоотведение

ценовой

722201, пгт. Орловка, ул. Кирпичная, 25

24.

Жалалабадское межрайонное производственное объединение теплоснабжения

производство, распределение и продажа  тепловой энергии

ценовой

г.Жалалабат, ул.Сузакская, 26

25.

Ташкумырское предприятие теплоснабжения

производство, распределение и продажа  тепловой энергии

ценовой

г.Ташкумыр

26.

Кетмен-Тюбинское предприятие теплоснабжения

производство, распределение и продажа  тепловой энергии

ценовой

755434 п. Кетмен-Тюбе, ул. Шамшинская, б/н

27.

Кочкоратинское предприятие теплоснабжения

производство, распределение и продажа  тепловой энергии

ценовой

г.Кочкората, ул.Пионерская

28.

Майлуусууйское предприятие теплоснабжения

производство, распределение и продажа  тепловой энергии

ценовой

г.Майлуусуу, ул.Верхняя, 2

29.

Нарынское межрайонное производственное объединение теплоснабжения

производство, распределение и продажа  тепловой энергии

ценовой

г.Нарын, ул.Чанаева, 22

30.

Ат-Башинское предприятие теплоснабжения

производство, распределение и продажа  тепловой энергии

ценовой

с.Ат-Башы, ул.Арашан, 4

31.

Джумгальское предприятие теплоснабжения и водоотведения

производство, распределение и продажа  тепловой энергии, водоотведение

ценовой

с.Чаек, ул.Матыева, 29

32.

Предприятие жизнеобеспечения

пгт. Мин-Куш

производство, распределение и продажа  тепловой энергии, водоотведение

ценовой

пгт. Мин-Куш

33.

Таласское предприятие теплоснабжения

производство, распределение и продажа  тепловой энергии

ценовой

г.Талас, ул.Почтовая, 4а

34.

ГП НК «Кыргыз темир Жолу»

услуги, связанные с железной дорогой

ценовой

г. Бишкек, ул. Толстого, 83

35.

ОАО «Международный аэропорт «Манас»

наземное обслуживание воздушных  перевозок

ценовой

720062 п. Манас

36.

ГП «Кыргызаэронавига ция»

услуги по аэронавигационному обеспечению  полетов

ценовой

720062,  г. Бишкек,  а/п «Манас»

37.

ОАО «Кыргызтелеком»

  1. Услуги местной голосовой телефонии, включая свободный доступ к национальным услугам (пожарная, скорая, милиция, газовая служба, к информационно-справочным услугам):

- плата за предоставление права  пользования телефоном;

- абонементная плата за право  пользования телефоном;

- стоимость одной минуты при  повременной оплате разговоров.

2. Услуги  междугородной телефонной связи  внутри республики:

а) по автоматической телефонной связи;

б) по заказу через телефониста, в  том числе:

-по предварительному заказу;

- по срочному заказу.

3. Аренда междугородных и внутризоновых  каналов.

4. Аренда линейно-кабельных сооружений.

5. Предоставление каналов и технических  средств для телевизионного и звукового вещания.

6. Передача телеграмм всех видов  в пределах республики.

ценовой

720000, пр.Чуй, 96

38.

ГП «Кыргызпочтасы»

Услуги почтовой связи, предоставляемые внутри республики:

Пересылка почтовой карточки:

- простой;

- заказной и доплатной.

Пересылка письма:

- простого письма;

- заказного письма;

- ценного письма.

Пересылка бандероли:

- простой бандероли;

- заказной бандероли;

- ценной бандероли.

ценовой

720000,  г. Бишкек, пр. Чуй, 227

39.

Государственное предприятие правительственной  связи при Министерстве транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики

услуга правительственной  связи, предоставляемая учреждениям  и организациям, финансируемым из бюджета

ценовой

720017 г. Бишкек, ул Исанова, 42

40.

ОсОО «Азияинфо»

услуга по регистрации  доменов в зоне KG

ценовой

г.Бишкек, пр.Чуй, 96

Субъекты разрешенных  монополий

1.

ОАО «Кантский цементный завод»

цемент

ценовой

722140, г. Кант, Восточная промзона

2.

ОсОО «Газпром нефть Азия»

бензин;

дизельное топливо;

сжиженный углеводородный газ

предельный  уровень рентабельности

720075 г. Бишкек, 8 мкр,  д.28 «А»

3.

ОсОО «Кыргыз фюэл сервис»

оптовая реализация авиатоплива

установление  предельного уровня рентабельности

720062 п. Манас

4.

ЗАО «Топливо-заправочный комплекс»

услуги топливозаправочного  комплекса

установление  предельного уровня рентабельности

720062 п. Манас

5.

ТЗК ОсОО «Газпром нефть - Аэро Кыргызстан»

услуги топливозаправочного  комплекса

установление  предельного уровня рентабельности

720062 п. Манас

6.

ОсОО «Авиа Траффик Компани»

внутриреспубликан

ские авиаперевозки пассажиров

ценой;

установление предельного уровня рентабельности

720001  г.Бишкек, ул. Киевская, 144

7.

ОАО АК «Кыргызстан»

внутриреспубликан

ские авиаперевозки пассажиров

ценой;

установление предельного уровня рентабельности

720017 г.Бишкек, пр. Манаса,     12 а

8.

АО «Кыргызалтын» и его подведомственные предприятия

золото

определение круга потребителей, подлежащих обязательному  обслуживанию

г. Бишкек, ул. Абдумомунова, 195

аффинаж золота

установление  предельного уровня рентабельности

9.

ГП «Темир»

лом и отходы черных и  цветных металлов, услуги по переработке

ценовой

722191 Чуйская обл. с. Аламедин,.  ул Набережная, 300

10.

ГП «Карабалтинский спиртовой завод»

спирт;

услуги по технической переработке  спирта

установление  предельного уровня рентабельности

г. Кара-Балта, Ортобаева, 1

11.

ЗАО «Агропищепром»

спирт этиловый;

услуги по технической переработке  спирта

установление  предельного уровня рентабельности

722200 г. Токмок, Промзона

12.

ОАО «Каинды-Кант»

закупка сахарной свеклы

ценовой

пгт Каинды, ул. Мира, 1

патока-меласса

ценовой, определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию

13.

ОАО «Реемтсма-Кыргызстан»

табачные изделия

установление  предельного уровня рентабельности

г. Бишкек, ул. Ибраимова, 249

14.

ОсОО «Полиграфплюс»

изготовление государственных  бланков

ценовой

г. Бишкек, ул. Жумабекова, 117

15.

ОсОО «Майлуу-Сууйский электроламповый завод»

Электролампы осветительные 

ценовой

715420 Жалалабатская обл,. г. Майлуусуу, ул. Ленина, 210

16.

ГП «Специальная связь»

услуга по перевозке  национальных паспортов в пределах Кыргызской Республики

ценовой

720040 г. Бишкек ул. Раззакова,55

17.

ОсОО «Интел-Линкс»

изготовление и персонификация паспортов граждан Кыргызской Республики в срочном порядке на платной  основе

ценовой

г.Бишкек, ул.Московская, 172

18.

ГП «Инфоком»

прием, оформление, проверка и выдача паспортов граждан Кыргызской Республики в срочном порядке  на платной основе

ценовой

г.Бишкек, пр.Манаса, 28

19.

ЗАО «Альфа Телеком»

услуги сотовой связи

ценовой

720011,

ул.Суюнбаева, 123

20.

ОсОО «Аю»

водка

ценовой

Чуйская область, Сокулукский р-н, с.Сокулук ул.Краснодарская, 1 «б»


 

     Прямое ценовое регулирование – это непосредственное установление регулирующим органом цены/тарифа, ценовых ограничений и параметров (максимальное/минимальное значение для цены/тарифа), влияющих на размер цены/тарифа. При применении метода прямого ценового регулирования происходит фиксирование цен, или так называемое «замораживание».

Прямое  ценовое регулирование означает жесткий контроль государства за ценами. Данный метод применяется, как  правило, для предприятий-производителей. В его основе лежит установление цены на продукт/услугу на базе ранее  существовавших издержек производства. В связи с тем, что суть метода прямого ценового регулирования  заключается в том, чтобы поддержать цены на определенном уровне, то применение данного метода не позволяет создать долгосрочные экономические стимулы для частных инвестиций. Применение данного метода является дорогостоящим, как для компании-монополиста, так и для государства. Данный метод применяется в основном тогда, когда государственные предприятия являются естественными монополистами.

        Условия работы отечественных спиртовых заводов приведены к относительно равным условиям хозяйствования посредством установления этого метода регулирования.

ГП «Карабалтинский спиртовой завод»

спирт;

услуги по технической  переработке спирта

ЗАО «Tokmok Bulls» (Токмок Буллс)

спирт этиловый;

услуги по технической  переработке спирта


 

Поскольку Карабалтинский спиртзавод является государственным предприятием, то приобретение пшеницы осуществляется в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О государственных закупках» на тендерной основе. При этом ЗАО «Tokmok Bulls» (Токмок Буллс), имеет возможность свободного закупа пшеницы мелкими партиями. Таким образом, ввиду закупки пшеницы небольшими партиями, нецелесообразно к указанному предприятию применять ценовой метод регулирования, так как устанавливать цену придется на каждую партию спирта после каждого закупа сырья. При этом должен быть соблюден принцип создания равных условий для предприятий, работающих на одном рынке.

Кроме того, Законом «О государственном регулировании  производства и оборота этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» определен минимальный  объем производства спирта и водки  на уровне 300 тыс. дал и 100 тыс. дал  соответственно. Следовательно, в целях  выполнения указанных требований предприятиям необходима возможность гибкого оперативного изменения оптово-отпускной цены спирта.

 

Для ОАО  «Реемтсма-Кыргызстан» (табачные изделия) метод регулирования обусловлен широким ассортиментом выпускаемой продукции, а также тем, что в Налоговый Кодекс введено понятие «максимальная розничная цена» на табачные изделия, которая указывается на пачках, поэтому установление фиксированной цены на каждое наименование табачных изделий нецелесообразно.

 

АО «Кыргызалтын» и его подведомственные предприятия

золото

определение круга потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию

аффинаж золота

установление предельного уровня рентабельности


 

В данном случае – к ОАО «Кыргызалтын» применен метод регулирования – установление предельного уровня рентабельности, в связи нецелесообразностью применения ценового метода, так как отпускные цены на золото определяются мировыми ценами на Лондонской бирже.

 

        Таким образом, из 90 предприятий-монополистов (69 естественных и 21 разрешенный), предельный уровень рентабельности установлен для 9 субъектов – только для 10% от общего количества. Данный метод наравне с другими методами регулирования закреплен Законом КР «О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике» и применяется в каждом конкретном случае в зависимости от специфики деятельности предприятия.

      

       Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законами Кыргызской Республики "О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике", "Об ограничении монополистической деятельности, развитии и защите конкуренции", нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность государственного антимонопольного органа Кыргызской Республики и определяет общие принципы формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов-монополистов, действующих на рынках Кыргызской Республики.

 

  Государственный реестр субъектов естественных и разрешенных монополий Кыргызской Республики вводится в целях осуществления государственного регулирования и контроля деятельности хозяйствующих субъектов монополистов.

  К хозяйствующим субъектам, включенным в Государственный реестр субъектов естественных и разрешенных монополий Кыргызской Республики, применяются меры воздействия в соответствии с Законами Кыргызской Республики:

"О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике". Закон Кыргызской Республики «О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике» - определяет правовые основы государственной политики в отношении естественных и разрешенных монополий в Кыргызской Республике, в которых участвуют субъекты естественных и разрешенных монополий, потребители (абоненты), органы исполнительной власти и местного самоуправления, при исполнении функций управления на этих товарных рынках. После принятия Закона в 1999 году, были внесены изменения и дополнения три раза, Законами Кыргызской Республики от 10 декабря 2004 года N 190, 30 марта 2009 года N 100, 27 апреля 2009 года N 135

"Об ограничении монополистической деятельности, развитии и защите конкуренции". Закон Кыргызской Республики «Об ограничении монополистической деятельности, развитии и защите конкуренции» - определяет организационные и правовые основы развития конкуренции, меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Закон направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарного рынка и распространяется на возникающие на рынках отношения с участием любых хозяйствующих субъектов, органов исполнительной власти и местного самоуправления, также должностных лиц. В Законе закреплены понятия «хозяйствующий субъект», «конкуренция» и «монополистическая деятельность». После принятия Закона в 1994 году, были внесены изменения и дополнения три раза, Законами Кыргызской Республики от 6 марта 2003 года N 55, 1 августа 2003 года N 164, 27 апреля 2009 года N 134.

 

 Государственным антимонопольным органом Кыргызской Республики формируются и ведутся Государственный республиканский реестр субъектов естественных и разрешенных монополий Кыргызской Республики, Государственный региональный реестр субъектов естественных и разрешенных монополий Кыргызской Республики, которые включают в себя 2 раздела:

                      - раздел I "Субъекты естественных монополий";

- раздел II "Субъекты разрешенных монополий".

 

  Государственный реестр подлежит ежегодному опубликованию в течение 10 дней в средствах массовой информации с момента утверждения. Опубликование Государственного реестра в указанном источнике является официальным уведомлением о включении хозяйствующего субъекта в Государственный реестр. При этом обоснование о включении хозяйствующего субъекта в Государственный реестр не представляется.

   Информация, содержащаяся в Государственный реестр, является открытой и представляется по запросам заинтересованных юридических и физических лиц в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

       Государственный антимонопольный орган в течение года имеет право вносить изменения и дополнения в Государственный реестр, о которых хозяйствующий субъект должен быть уведомлен письменно в течение 10 дней с момента издания приказа, в том числе через средства массовой информации.

 

       Государственный республиканский реестр субъектов естественных и разрешенных монополий Кыргызской Республики формируется центральным аппаратом государственного антимонопольного органа, а Государственные региональные реестры субъектов естественных и разрешенных монополий Кыргызской Республики формируются центральным аппаратом государственного антимонопольного органа по письменному предложению территориальных органов государственного антимонопольного органа.

  Государственный реестр ежегодно утверждаются приказами руководителя государственного антимонопольного органа. Ведение (внесение изменений и дополнений) в течение года Государственного реестра осуществляет центральный аппарат государственного антимонопольного органа.

Хозяйствующий субъект не зависимо от форм собственности включается в Государственный реестр на основании:

  • естественной монополии без расчета доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке;
  • расчета доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке;
  • результатов анализа состояния конкурентной среды на рынках;
  • результатов опросов операторов рынка;
  • результатов рассмотрения государственным антимонопольным органом дел, связанных с нарушениями антимонопольного законодательства Кыргызской Республики, а также ходатайств и уведомлений, представленных органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами в антимонопольный орган в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
  • информации государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц, правоохранительных и судебных органов.

Хозяйствующий субъект включается в Государственный реестр в следующих случаях:

  • если его доля на соответствующем товарном рынке составляет 35 процентов и выше или величину, ежегодно устанавливаемую государственным антимонопольным органом, и он занимает доминирующее положение на данном рынке. При этом наличие вышеуказанной доли хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара не должно носить кратковременный характер за исключением видов деятельности сезонного характера, закупки товаров (работ, услуг) в том числе сельскохозяйственной продукции;
  • если его действия (бездействия) нарушают антимонопольное законодательство Кыргызской Республики;
  • если его деятельность требует соответствующего государственного регулирования в целях недопущения роста инфляции, а также в тех сферах, где ее наличие обусловлено соображениями общественной безопасности.

 

   Расчет доминирующего положения хозяйствующего субъекта проводиться в соответствии с Методическими рекомендациями по анализу и оценке состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденных постановлением Национального агентства Кыргызской Республики по антимонопольной политике и развитию конкуренции N 24 от 11.09.2011 г. В случае если хозяйствующий субъект выпускает продукцию (оказывает услуги, выполняет работу), осуществляет закупки, отнесенные к естественной и государственной монополии расчет доминирующего положения хозяйствующего субъекта не требуется.

Информация о работе Субъекты естественных и разрешенных монополий Кыргызской Республики