Сущность и классификация инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 23:56, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является не только рассмотрение инноваций и их классификации но, а также разработка рекомендаций по развитию инновационной деятельности.
Среди задач данной работы можно выделить:
1. Изучение теоретических основ инновационной деятельности;
2. Классификация инноваций и их характеристика;

Содержание работы

1 Сущность и классификация инноваций 8
2 Сущность и основные категории инновационной деятельности 18
3 Виды инноваций, влияющих на конкурентоспособность продукции 21
4 Виды инноваций, влияющих на объем производства и издержки 24
обращения производства и реализации, механизм влияния
5 Нормативно-правовая база инновационной деятельности в Республике 29 Беларусь
Заключение 39
Список использованных источников 42
Приложения 45

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 90.40 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Сущность  и классификация инноваций                                                            8

2 Сущность  и основные категории инновационной  деятельности                   18

3 Виды инноваций, влияющих на конкурентоспособность продукции           21

4 Виды инноваций, влияющих на объем производства и издержки                24

обращения производства и реализации, механизм влияния      

5 Нормативно-правовая база инновационной деятельности в Республике     29    Беларусь

Заключение                                                                                                             39

Список использованных источников                                                                   42

Приложения                                                                                                           45

 

                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вопросы инновационной  деятельности  являются   ключевыми   для  большинства  индустриально  развитых стран мира.  Научно-техническая  продукция  как  результат  интеллектуальной   деятельности   требует создания   системы  охраны  промышленной  собственности  и  является обязательным атрибутом развитых стран. Так, технологическая  политика США направлена, в том  числе на:  создание благоприятного климата для развития частного сектора  и повышение конкурентоспособности  продукции;      поощрение  развития коммерциализации технологий;  инвестирование в создание технологий XXI века. В странах  Европейского  союза   стимулирование   инновационной  деятельности  вышло  за  национальные  рамки и все в большей степени  становиться общей задачей.  Кооперация в исследованиях и разработках  дает  возможность  европейским  компаниям противостоять конкурентам, объединять технологические ресурсы,  добиваться экономии средств  за счет    расширения    масштабов    и    соединения   технических   и интеллектуальных возможностей.

В государствах - участниках СНГ после 1991  года  удельный  вес организаций,  осуществляющих  разработку  и  внедрение нововведений, упал в среднем до 5-6 процентов (ранее  составлял  60-70)  от  общего количества   организаций  и  продолжает  снижаться.  Открытие  рынка государств - участников СНГ  для  зарубежных  товаров  и  технологий привело  к  падению  спроса  на  национальную  наукоемкую продукцию,  вытеснению ее с  внутреннего  рынка.  В  этих  условиях  организации  сокращают   объемы   производства   наукоемкой   продукции,  отдавая  приоритет  в  производстве  технически  более  простой  и   дешевой.

Происходит снижение объемов  производства, основу которого составляют электронная промышленность,  вычислительная, оптоволоконная техника, роботостроение, телекоммуникации. Вместе  с  тем  в государствах - участниках СНГ еще сохраняется ряд  отраслей  экономики,  конкурентоспособных  на мировом рынке. По отдельным  направлениям  государства  -  участники  СНГ, в том числе Республика  Беларусь,  находятся  среди мировых лидеров в разработке фундаментальных    проблем  в  области  физики,  математики,   новых материалов, программных продуктов для ЭВМ.

Инновационная  деятельность  в  республике  находится  в  стадии становления.    Принятая    в    1996    году   программа   развития научно-инновационной  деятельности  Республики  Беларусь   позволила  заложить  основы законодательного регулирования в этой сфере. Однако произошедшие  за последние годы изменения в экономике страны требуют принятия на государственном  уровне решений, соответствующих нынешней экономической ситуации. Особенность нашего государства заключается в том,  что мы имеем достаточно   мощный   научно-технический   потенциал,   значительные достижения  в  различных  отраслях  науки  и   техники,   заделы   в фундаментальных    исследованиях.    Беларусь    имеет    уникальную научно-производственную базу,  использование которой  в  сложившихся экономических условиях неэффективно.  Ориентация этого потенциала на реализацию  научно-технических  разработок  в  производстве   крайне слаба. Основными причинами  такого  состояния  являются  экономическая ситуация  в  республике,  отсутствие  у  большинства руководителей и научных  работников  знаний  в  области   менеджмента,   маркетинга, недостаточность  собственных  средств  у  организаций и ограниченные возможности   финансовой   поддержки    государства,    неразвитость финансово-кредитной   системы.  

Сложилась такая ситуация, что научно-техническая и другие сферы экономики оказались неподготовленными  к работе в новых экономических  условиях. Уровень многих разработок не позволяет им стать продуктом, готовым  для производства и реализации.  Тем самым возникает опасная  тенденция для  экономики  Беларуси  -  потеря  рынков  и  вытеснение отечественных  производителей  товаров  и  услуг.  Темпы  обновления продукции в республике крайне низки.  В странах  Европейского  союза  ежегодно  обновляется  до  30 процентов продукции,  в то время как в Беларуси - 3 процента.  Для того    чтобы   предотвратить   складывающиеся   негативные тенденции, необходима выработка национальной инновационной стратегии как  центрального  звена  государственной  социально-экономической и научно-технической  политики.  Стратегия  должна   базироваться   на  долгосрочных  прогнозах,  позволяющих выявить перспективные рыночные ниши и оценить интеллектуальные и  производственные  ресурсы  для  их заполнения.

Таким образом, данная тема является актуальной для нашей страныпо

 ряду причин:

  • Во-первых, скудные запасы природных ресурсов, особенно энергетических;
  • Во-вторых, разрыв между нашим уровнем развития науки и зарубежным, при достаточно большом объёме научного потенциала[3, c.4].

Целью работы является не только рассмотрение инноваций и  их классификации но, а также разработка рекомендаций по развитию инновационной  деятельности.

Среди задач данной работы можно выделить:

  1. Изучение теоретических основ инновационной деятельности;
  2. Классификация инноваций и их характеристика;
  3. Анализ сложившихся тенденций в организации и управлении инновационной деятельностью, определение направлений совершенствования.

Материалом для написания  данной работы послужила в основном литература российских авторов, однако следует отметить, что в последнее  время данная проблематика нашла  свое развитие и в нашей стране, поскольку каждая вторая конференция  по экономическим дисциплинам, проводимая в Республике Беларусь, так или  иначе затрагивает вопросы осуществления инновационной деятельности и соответственно управления ей. Кроме того,

 

1 СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ

 

В мировой  экономической литературе «инновация»  интерпретируется как превращение  потенциального научно-технического прогресса  в реальный, воплощающийся в новых  продуктах и технологиях. Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике Республики Беларусь как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п.

Создание производственных систем нового поколения, которые будут работать в режиме так называемого "нововведенческого конвейера". Суть этого подхода заключается в том, чтобы нацелить предприятия, во-первых, на постоянное внедрение в производство новых, более совершенных изделий, во-вторых, на неуклонное сокращение всех видов затрат на производство продукции, в-третьих, на повышение качественных и потребительских характеристик при снижении цен на выпускаемые изделия. Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества.

Таким образом, с момента принятия к распространению  новшества приобретает новое  качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества  на рынок принято называть процессом  коммерциализации. Период времени между  появлением новшества и воплощением  его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом. В повседневной практике, как правило, отождествляют  понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые  изобретения, новые явления, виды услуг  или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации)[6, c.5].

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс [4, c.7].

Общеизвестно, что переход от одного качества к  другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Процесс  перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система  экономических отношений купли  – продажи товаров, в рамках которой  формируются спрос, предложение  и цена, основными компонентами инновационной  деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества  формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три  основных компонента и образуют сферу  инновационной деятельности.

Рынок новшеств (новаций). Основным товаром рынка является научный и научно-технический результат продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.

В мировой  практике принято различать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую  деятельность, а также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки. Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение  и применение новых знаний.

Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, временные научные коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские подразделения  коммерческих организаций, самостоятельные  лаборатории и отделы, отечественные  и зарубежные  новаторы.

Рынок чистой конкуренции нововведений. Рынком чистой конкуренции называется совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен. Использование понятия “чистой” конкуренции позволяет нам уйти от рассмотрения вопросов ценовой, неценовой, недобросовестной и других видов состязания и борьбы между субъектами производственных отношений за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники ресурсов и результаты научной и научно-технической деятельности.

Ранее отмечалось, что  от новшества как результата научной  и научно технической деятельности до нововведения как общественного  признания новых технологий, товаров, видов услуг, новых методов и  т.п. осуществляется процесс с затратами  времени и ресурсов. Рынок чистой конкуренции выступает в этом процессе с двойственных позиций, которые  представляют собой единство и борьбу противоположностей.

При всем разнообразии форм участия организаций  на рынке новшеств определяющим условием является объем инвестиций как в  сферу научной и научно-технической  деятельности, так и в процесс  преобразования новшеств в нововведения.

Рынок капитала (инвестиций).  Трудно найти организацию, которая не хотела бы обновления и развития. Домашнему хозяйству необходимо приобрести и/или обновить мебель, видеотехнику, автомобиль, ковры, осветительную аппаратуру и т.п. Предприятию желательно приобрести новые технологии, конкурентоспособные на внешнем и внутреннем рынках продукции (услуги), найти новые рынки сбыта своей продукции, новых поставщиков и покупателей. Государству требуются новые виды вооружений, экологически чистые виды энергии, ресурсосберегающие технологии и т.п. Мировое сообщество осматривает проекты дальнейшего освоения околоземного пространства полета на Марс, использования ресурсов Мирового океана и др. Современное развитие науки и техники позволяет достичь всего этого уже сегодня. Однако в качестве основного ограничения удовольствия потребностей любого субъекта хозяйствования выступает капитал во всех его видах (ссудный, оборотный, акционерный, венчурный, уставный и др.).

В инновационной  сфере определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции, так  как инновационный процесс длится в среднем 3 - 5 лет и более. В  условиях глубокого экономического кризиса государственные источники  финансирования резко сокращаются, поэтому концепцией государственной  политики Беларуси предусматривается  закрепление в законодательном  порядке следующих основных норм инвестиционной политики:

Информация о работе Сущность и классификация инноваций