Сущность и классификация инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 23:56, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является не только рассмотрение инноваций и их классификации но, а также разработка рекомендаций по развитию инновационной деятельности.
Среди задач данной работы можно выделить:
1. Изучение теоретических основ инновационной деятельности;
2. Классификация инноваций и их характеристика;

Содержание работы

1 Сущность и классификация инноваций 8
2 Сущность и основные категории инновационной деятельности 18
3 Виды инноваций, влияющих на конкурентоспособность продукции 21
4 Виды инноваций, влияющих на объем производства и издержки 24
обращения производства и реализации, механизм влияния
5 Нормативно-правовая база инновационной деятельности в Республике 29 Беларусь
Заключение 39
Список использованных источников 42
Приложения 45

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 90.40 Кб (Скачать файл)

б) предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования;

в) маркетинг  новых продуктов, предусматривающий  виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок, включая  предварительное исследование рынка, адаптацию продукта к различным  рынкам, рекламную кампанию;

г) приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;

 

д) приобретение овеществленной технологии – машин  и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением на инновационном предприятии продуктовых  или процессных инноваций;

е) производственное проектирование, включающее подготовку планов и чертежей для определения  производственных процедур, технических  спецификаций.

При осуществлении инновационной  деятельности различаются ее объекты  и субъекты. Объектами инновационной  деятельности являются разработки техники  и технологии предприятиями, находящимися независимо от организационно-правовой формы и формы собственности  на территории страны. Субъекты инновационной  деятельности являются юридические  лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица Российской Федерации, иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства, участвующие в инновационной  деятельности. Среди субъектов инновационной деятельности могут быть и инноваторы – авторы инновации (открытия, изобретения или иного вида инновации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ВИДЫ ИННОВАЦИЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ

 

Как известно, успешность функционирования любой  фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем  самым приходится признать необходимость  разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи  общепризнанных законов экономики  и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук.

Конкурентоспособность товара – решающий фактор его коммерческого  успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более  того, важной составной частью конкурентоспособности  товара является уровень затрат потребителя  за время эксплуатации. Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими  в условиях широкого предложения  конкурирующих товаров аналогов. И поскольку за товарами стоят  их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности  соответствующих предприятий, объединений, фирм, равно как и стран, в которых  они базируются[1, c.9].

Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который  максимально удовлетворяет его  личные потребности, а вся совокупность покупателей – тот товар, который  наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары. Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность коммерчески выгодного сбыта на конкурентном рынке) товара можно определить только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность – понятие относительное, чётко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает ещё и индивидуальный оттенок.

Чтобы создать  конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при  этом должно быть одно: умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. Все усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают вас от потенциальных или реальных конкурентов. Недаром многие ведущие фирмы сформулировали свои сравнительные преимущества в виде лозунгов, правил, которым должны следовать все ее работники.

Четкая ориентация на свои сравнительные  преимущества в конкуренции, неустанный их поиск как внутри предприятия, так и вне его предопределяют набор функций, выполняемых аппаратом управления ведущих компаний, состав их управленческих и инженерных подразделений, подходы к разработке хозяйственной стратегии.

Если можно коротко дать ответ  на вопрос о том, как создать на предприятии производство мирового класса, он звучал бы так: для этого  надо стать лучшим в мире в избранной  отрасли или на рынке, на который работаете, хотя бы по одному важному аспекту производственной деятельности. А для этого надо, в свою очередь, ответить на вопрос: в чем должны или в чем могут состоять сравнительные преимущества вашего предприятия в конкурентной борьбе, на какие аспекты производства или хозяйственной деятельности надлежит обратить внимание в первую очередь (например, издержки производства и цена, качество, надежность, технический уровень, уровень обслуживания, гибкость производства и т.п.)[18,c.31].

Все виды конкурентных преимуществ предприятия с точки зрения путей их достижения можно разделить на две группы:

  1. преимущества низкого порядка;
  2. преимущества высокого порядка.

Преимущества  низкого порядка связаны с  возможностью использования дешевых: рабочей силы; материалов (сырья); энергии. Низкий порядок конкурентных преимуществ связан с тем, что они очень неустойчивы и легко могут быть потеряны либо вследствие роста цен и заработной платы, либо из-за того, что эти дешевые производственные ресурсы точно также могут использовать (или перекупить) конкуренты. Иными словами, преимущества низкого порядка – это преимущества с малой устойчивостью, неспособные обеспечить преимущества над конкурентами надолго.

К преимуществам  высокого порядка принято относить: уникальную продукцию; уникальную технологию и специалистов; хорошую репутацию  фирмы – это особенно ценное конкурентное преимущество [18,c.34].

Если  конкурентное преимущество достигнуто за счет выпуска на рынок уникальной продукции, основанной на собственных  конструкторских разработках, то для  уничтожения такого преимущества конкурентам  надо либо разработать аналогичную  продукцию, либо придумать что-то лучшее, либо заполучить эти секреты с  наименьшими затратами. Все эти  пути требуют больших затрат, усилий и времени у конкурента. Это  означает, что на некоторое время  фирма оказывается в лидирующем и недосягаемом положении, т.е. она  устойчиво конкурентоспособна.

Конкурентоспособность продукции отражают показатели, характеризующие  экономические параметры - себестоимость, цена изделия и потребления, условия  платежа и поставок, сроки и  условия гарантии и т.д.[23].

4 ВИДЫ ИНННОВАЦИЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА

И ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА И  РЕАЛИЗАЦИИ,

МЕХАНИЗМ  ВЛИЯНИЯ

 

Инновации, влияющие на объем производства и  издержки обращения производства и  реализации, различаются между собой  по множеству параметров. Разные типы инноваций имеют свои особенности  разработки, реализации и распространения, требуют специфических подходов к управлению, соответствующих структур инновационной деятельности, ее методов  и стилей. Типология инноваций  важна как для развития теории инновационного менеджмента, так и  для практики управления инновациями.  

В зависимости  от критерия классификации инноваций, влияющих на объем производства и  издержки обращения производства и  реализации, выделяются следующие типы (классы, виды) инноваций:

 

Таблица 1.1 Типы инноваций 

 

КРИТЕРИЙ

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИННОВАЦИЙ

Степень новизны

- Базисная (радикальная)

- Улучшающая (приростная)

Характер практической деятельности

- Производственная

- Управленческая

Технологические параметры

- Продуктовая

- Процессная


Источник: [20,с.15].

Многие  специалисты по инновационному менеджменту  отмечают определенные закономерности в динамике, последовательности, скорости осуществления инноваций различных  типов[20]. 

  Базисная инновация (иногда ее еще называют радикальной) – это такое нововведение, которое базируется на научном открытии или крупном изобретении и направлено на освоение принципиально новых продуктов и услуг, технологий новых поколений.

Улучшающая инновация (используется еще название приростная инновация) – это нововведение, направленное на улучшение параметров производимых продуктов и используемых технологий, совершенствование продукции и  технологических процессов.

Исследования  и учет динамики базисных и улучшающих инноваций принципиально важны  для управления инновациями. На реализацию базисных инноваций существенное стимулирующее  влияние оказывает создание союзов, объединений организаций. Объединение  нескольких организаций позволяет  распределить их усилия таким образом, чтобы разные организации развивали  различные компоненты или подсистемы базисных инноваций. На реализацию улучшающих инноваций объединения различных  организаций оказывают существенно  меньшее влияние, чем на развитие базисных, поскольку улучшающие инновации  более автономны и менее комплексны, чем базисные.

Динамика  базисных и улучшающих инноваций  в организации существенно зависит  от места, которое занимает данная организация  в структуре отрасли, и ее роли в ней. Обычно отраслевые лидеры, стремясь сохранить статус кво, уменьшить турбулентность отраслевой среды, осуществляют главным образом улучшающие инновации, в то время как отраслевые новички и аутсайдеры, пытаясь нарушить сложившуюся расстановку сил в отрасли, повысить турбулентность отраслевой среды, нередко являются инициаторами базисных инноваций.

На динамику базисных (радикальных) и улучшающих (приростных) инноваций существенное влияние оказывает и этап отраслевого  жизненного цикла. В молодых отраслях, т.е. на ранних стадиях отраслевого  жизненного цикла превалируют базисные (радикальные) инновации. На поздних  стадиях, т.е. в старых отраслях подавляющее большинство составляют улучшающие (приростные) инновации[20].

Производственные инновации воплощаются  в новых продуктах, услугах или  технологиях производственного  процесса, т.е. они представляют собой  реализацию нового знания в новых  продуктах, услугах или введение новых элементов в производственный процесс. Другими словами, производственные инновации – это те,  которые  реализуются в первичной производственной деятельности.

Управленческие инновации –  это то новое знание, которое воплощено  в новых управленческих технологиях, в новых административных процессах  и организационных структурах. Они  могут представлять собой, например, введение новых методов организации  работы, структурирования задач, распределения  ресурсов, определения вознаграждения и т.п. Иначе говоря, сферой реализации управленческих инноваций является менеджмент хозяйствующего субъекта. Естественно, что управленческие инновации  не прямо, но косвенно связаны с первичной  производственной деятельностью.

Специалисты в области инновационного менеджмента  отмечают ряд закономерностей в  динамике и последовательности осуществления  производственных и управленческих инноваций. Темпы осуществления  производственных инноваций выше, чем  управленческих. Управленческие инновации  как бы отстают от производственных. Возникающий разрыв между реализацией этих двух типов инноваций, связанный с более высокими темпами осуществления производственных инноваций по сравнению с управленческими, с запаздыванием управленческих инноваций, получил в инновационном менеджменте название организационного лага. Понятие организационного лага отражает то, что достаточно часто осуществление производственных инноваций происходит в условиях старых управленческих структур и методов, то есть тех, которые сложились при предыдущих производственных технологиях. Такая ситуация негативно влияет и на эффективность инновационной деятельности, и на общую эффективность деятельности организации[20].

Продуктовая инновация включает получение  нового продукта или услуги с целью  удовлетворить определенную потребность  на рынке.

Процессная инновация означает новые элементы, введенные в производственные, управленческие, организационные, маркетинговые и другие процессы.

Продуктовые инновации имеют рыночную ориентацию и диктуются, главным образом, потребителем, в то время как процессные инновации  определяются в основном  внутренними факторами и диктуются, главным образом, соображениями эффективности.

Одна  из наиболее широко цитируемых в мировой  литературе по инновационному менеджменту  моделей динамики продуктовых и  процессных инноваций - модель продуктового цикла. Ее нередко называют также  моделью Абернаси-Аттербек по фамилиям исследователей, которыми она была впервые построена в работе «Модели производственных инноваций». Эта модель описывает на уровне отрасли изменение темпов продуктовых и процессных инноваций в течение основных фаз развития определенного класса продуктов.

Информация о работе Сущность и классификация инноваций